Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII. Что такое установка




 

 

Прочтите начало рассказа А. П. Чехова " Моя " она".

Она, как авторитетно утверждают мои роди­тели и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не высказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

Но не завидуйте, юная читательница!... Эта трога­тельная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя " она", не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне чи­тать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесе­кундно... манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: ка­рьерой, славой, комфортом...

Интересно, какие догадки у вас возникли: о ком здесь идет речь? Скорей всего вы думаете, что речь идет о какой-то женщине. Читая дальше, проверьте свое предположение

Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней... Детей у нас пока нет.

 


 

 

Держим пари, что теперь вы еще больше утвердились в своей правоте. К тому же выясняется, что это не просто женщина, а жена. Читайте, однако, дальше.

 Хотите знать ее имя? Извольте...     

 Ее зовут - Лень.                              

Ну как? Не ожидали? Но намек на такой ответ Чехов дал в самом начале рассказа. Если бы вы вспомнили пословицу про лень, которая раньше нас родилась, может быть, конец рассказа не был бы для вас такой неожиданностью. Но Чехов, подкинув эту подсказку, дальше все больше запутывает нас.                              

Итак, ваше предположение не подтвердилось, зато вы, наверное, засмеялись или по крайней мере улыбнулись. Вот так часто и рождается смешное.

Развязка рассказа вас рассмешила. Но не только. Бла­годаря ей вы узнали об одном очень важном психологи­ческом механизме, который часто руководит поведением и мыслями людей. Называется он - установка. Это на­строй человека на что-то определенное.

Установка может быть гибкой, то есть меняться по мере получения новой информации, или негибкой, то есть сохраняться вопреки всему. Вам, наверное, знакомо словечко упертый. Именно так часто говорят о людях с негибкой установкой.

Только что мы с вами попались " на крючок", который забросил А. П. Чехов. Однако внимательный читатель непременно заметит в тексте детали, которые помогут ему не проглотить " наживку". Он обратит внимание, что слово она взято в кавычки, что она родилась раньше меня, что она не покидает меня день и ночь и т. д. Такой читатель не " зациклится" на одном варианте прогноза (например, что это жена), а, наоборот, обращая внимание на детали, станет проверять свои предположения. И тогда у читателя возникнет гибкая установка, помогающая при чтении.

Установка может играть в нашей жизни разную роль: если ожидания оправдываются, то установка помогает ориентироваться в окружающем мире, если нет — пове-

 

 


 

дение человека может стать неадекватным. Установка живет в нас всегда: и когда мы слушаем объяснения учи­теля, и когда смотрим фильм, и когда выясняем отноше­ния с окружающими.

Ученые осознали существование установки во второй половине XIX века. Наличие установки доказали экспе­рименты, в которых испытуемые поднимали за шнур два деревянных цилиндра одинакового веса, но разной величины. При этом большой предмет казался намного легче. Почему? - Потому что рука настроилась на боль­шой вес, а приготовленные усилия не пригодились. Не сбылось ожидаемое.

Как правило, человек узнает об установке только тогда, когда его ожидание не оправдывается. Этот психологичес­кий механизм виртуозно использовал Н. В. Гоголь в комедии " Ревизор", хотя в те времена еще никто не за­нимался изучением данного феномена.

Вспомните: " Ревизор" начинается со знаменитой фразы городничего: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сооб­щить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор. Это сообщение о ревизоре и запускает установку. А тут еще в городе появляется новое лицо...

Когда городничий приезжает к Хлестакову в трактир, он уже находится в плену у установки. Притом его уста­новка негибкая: он " вбил себе в голову", что перед ним ревизор, и, как вы помните, никакие поступки и слова Хлестакова не могут поколебать Сквозник-Дмухановского. Эта негибкая установка блокирует все, и становится понятно, почему умный городничий и другие чиновники принимают Хлестакова за ревизора, хотя читателя и зри­теля это не может не удивлять. Загадка гипнотического воздействия Хлестакова в самом механизме установки.

У Хлестакова тоже есть установка: он боится, что его посадят в тюрьму. Но, в отличие от городничего, у Хлес­такова установка гибкая: из слов городничего ему ста­новится ясно, что никто не собирается его арестовывать, и поведение его становится другим.

 

 


 

 Работает установка и при чтении художественной ли­тературы. Гибкая установка помогает ее пониманию и восприятию, негибкая - мешает.

Что же нужно делать, чтобы установка помогала, то есть была гибкой?

Давайте с вами вместе поработаем над одним текстом. Это стихотворение в прозе И. С. Тургенева " Довольный человек".

 

По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмы­ляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь довольство и радость.

 Какой вопрос у вас здесь возник?                     

Наверное, вы подумали: " Что же с ним случилось? Чему он

 так радуется? "

Что с ним случилось?

Как видите, у автора возник такой же вопрос. А какие предположительные ответы можете вы дать на этот вопрос?

Вы могли предположить что-то хорошее, радостное. На­пример, он сделал какое-то открытие, получил премию, влюбился, принес радость другому человеку и т. д. Срав­ните ваши предположения с предположениями автора.

Досталось ли ему наследство? Повысили его чипом? Спешит ли он на любовное свидание? Или просто - он хо­рошо позавтракал, — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой осъмиугольный крест, о, польский король Станислав?

Наверняка не все предположения у вас с автором совпали, ведь И. С. Тургенев дает ответы с позиции своего времени. Вы, вероятно, тоже могли подумать о повыше­нии на службе, но не выразили бы свою мысль такими словами - повысили его чином. И уж, конечно, не го­ворили бы об ордене, который в те времена люди на­зывали " Станислав на шее", потому что его не пристегивали к мундиру, а на ленте вешали на шею.

 


 

Сравните свою догадку с продолжением рассказа.

Нет. Он сочинил клевету па знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил.

Такой ответ на вопрос вряд ли мог прийти вам в голову. И вряд ли такой человек мог вам понравиться. А как относится к нему автор? Было ли что-нибудь в тексте, что помогло бы понять это отношение и насторожило вас?

Может быть, вы обратили внимание на выражение ухмыляются губы (он не смеется, не улыбается - у него губы ухмыляются) А вот еще одно выражение: приятно алеет умиленное лицо. В нем особый смысл. Ведь речь идет не о красной девице, а о молодом человеке. В этих словах вы, наверное, почувствовали брезгливо-презри­тельное отношение автора к герою, но говорит он об этом не впрямую, а иронически. Его герой - молодой еще чело­век. Может быть, есть какой-то особый, едва уловимый оттенок в этом словечке еще', наверное, Тургенев хочет намекнуть, что у этого молодого человека впереди еще много подлостей. Единственное чувство, которое он может вызвать, — это омерзение, и Тургенев еще раз выражает свое отношение к нему.

О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Вы можете спросить: " А какое отношение имеет к этому рассказу установка? "

В начале чтения у нас возникает установка, что с молодым человеком произошло что-то хорошее. Однако в самом описании молодого человека что-то вызывает нас­тороженность и не дает этой установке завладеть нами. Мы вчитываемся в каждое слово, выдвигаем свои предпо­ложения, контролируем себя, и тогда наша установка делается гибкой и не мешает правильному восприятию рассказа.

Как видите, высказывая предположение, мы давали несколько вариантов прогноза.

При поступлении новой информации мы соотносили ее с

 


 

нашим предположением — совместимы ли они. А если предположений было несколько, то смотрели, на какое из них работает новая информация. Для этого у нас постоян­но был включен самоконтроль. Если его не будет, победит негибкая установка. Тогда текст начнет ей сопроти­вляться, понимание затруднится, и читать станет неинте­ресно. Поэтому, когда у вас возникает установка, не под­давайтесь ей, а подвергайте ее контролю.

Когда вы будете самостоятельно решать задачи, помещенные в этой книге, вам встретятся разные виды установки. Есть, например, установка, которая зависит от самого человека: от его опыта, взглядов на жизнь, настроения. Вы будете работать с литературными текста­ми, где сможете пронаблюдать, какая установка возни­кает у персонажей, как она появляется, от чего зависит и какое влияние на них оказывает.

А бывает читательская установка, которая рождается в процессе чтения. Она тоже может зависеть от самого чи­тателя: от его опыта, настроения, умения читать. Но чаще такая " текстовая" установка возникает по воле автора, когда он манипулирует читателем. Это особый авторский прием: автор намеренно создает определенную установку, чтобы потом эффектно обмануть читателя, как мы только что видели в рассказе А. П. Чехова. Об этом приеме читайте также в разделе " Эффект обманутого ожидания" (с. 107).

 

 

Задание 30

 

Прочтите притчу.     

                                   

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: " Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".

 

 

104    


                                                          

Второй сказал: " Зарабатываю на хлеб для своей семьи".

 А третий гордо произнес: " Я строю прекрасный храм".

 

Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

 

 

Ответ

 

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кор­мильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд.

Наверное, вы поняли, что в этом тексте отчетливо видна роль установки.

Какая установка здесь описывается?

Вы правы, если ответили, что здесь речь идет об уста­новке самого человека, которая зависит от его мировоз­зрения. Ею продиктованы и ответ, и поведение каждого рабочего.

 

 

Задание 31

Прочтите текст.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...