Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Черная-черная история. VIII. В поисках мудрости




Черная-черная история

 В черном-черном лесу есть черный-черный город.

 В черном-черном городе - черный-черный пруд.

Возле черного-черного пруда – черный- черный дом.

 В черном-черном доме есть черная-черная парадная.

В черной-черной парадной - черная-черная лестница.

На черной-черной лестнице есть черная-черная

площадка.

 На черной-черной площадке – черная- черная дверь.

 За черной- черной дверью - черная-черная комната.

В черной-черной комнате - черный-черный гроб.

 А в черном-черном гробу - беленький котенок.

Найти в нашем пособии все тексты, в которых так или иначе проявляется эффект обманутого ожидания, вам поможет Предметный указатель.

Эффект обманутого ожидания - только один из ва­риантов построения текста. Но чтобы понять, обмануты ваши ожидания или, наоборот, подтверждены, нужно эти ожидания иметь, не так ли? При сознательном чтении они возникают в ходе вашего продвижения по тексту. Вот как описывает взаимоотношения автора и читателя Ю. М. Лотман в одной из своих лекций:

Восприняв некую часть текста, слушатель " достраи­вает" целое. (Наверняка вы заметили, что Ю. М. Лотман в терминах литературоведения описывает явление, кото­рое психологи называют вариативным прогнозом (см. раздел " Как учиться умению прогнозировать", с. 80).

Следующий " ход" автора может подтвердить эту до­гадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным, по крайней мере с точки зрения современных эстетических норм, или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. (Ю. М. Лотман не упо­требляет термин гибкая установка, но речь идет именно о ней (см. с. 99).

 


 

 Но следующий авторский " ход" вновь выдвигает эти две возможности. И так — до того момента, пока автор, " победив" предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности. (По сути, Ю. М. Лотман говорит о диалоге с текстом. )

Этот момент и будет концом произведения, который может наступить раньше, чем конец текста, если автор использует модель-штамп, природа которого рас­крывается слушателю в начале произведения (В этом случае " побеждает" читатель: он обычно разочарован в произведении - ему с самого начала было ясно, кто " герой", а кто " предатель". )

Понятно, что читатель не пассивен, он заинтересован в овладении моделью, которую предлагает ему художник. С ее помощью он надеется объяснить и тем самым побе­дить силы внешнего и внутреннего мира. Поэтому победа художника доставляет побежденному читателю эмоциональную радость.

Надеемся, вы увидели, что разными словами ученые описывают одно и то же явление, один и тот же механизм чтения художественного произведения. Добавим здесь " в скобках", что хорошие литературоведы - всегда психологи, а настоящие психологи всегда разбираются в том, как работает Слово.

 

VIII. В ПОИСКАХ МУДРОСТИ

 

 

Вот что рассказывает Библия.

 Молодой царь Соломон, повелитель Израиля и Иудеи, услышал однажды во сне неведомый голос. " Проси, что дать тебе? - сказал ему этот голос. - Ты дол­жен решить свою судьбу. Хочешь ли приобрести много зо­лота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай -

 

 


 

и сбудется, что ты захочешь! " Задумался Соломон и, подумав, ответил: " Не хочу я себе ни воинской славы, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьей".

Наверное, вы уже задумываетесь, каким человеком хотите быть (мы имеем в виду не профессию, а личные качества) и какое отношение хотите видеть со стороны других людей, особенно близких. Вам, наверное, хочется, чтобы в вашей жизни не возникали бессмысленные кон­фликты и чтобы вы умели с достоинством выходить из трудных ситуаций. Но как этому научиться? Где полу­чить нужный опыт?

Если вы читаете умные и добрые книги и если вы вжи­ваетесь в них, " примеряете на себя" то, что переживают действующие лица, " сверяете" себя с тем, о чем про­читали, это, бесспорно, значительно обогащает ваш жиз­ненный опыт. Когда-то В. Г. Белинский писал о том, что, читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе Человека. Это же относится и к огромному коли­честву других прекрасных книг. Но этого, конечно, не­достаточно. Потому что это чужой опыт: вы не сами ре­шали, как надо поступать или оценивать что-то. Но вы можете сами выбирать, как относиться к каждой прочи­танной книге, к тому, что в ней сказано, к каждому пос­тупку - своему и других людей, к тому, какой путь нужно выбрать в жизни.

Чтобы помочь вам глубже освоить опыт, накопленный людьми, сделать его по-настоящему своим, мы предла­гаем вам ряд литературных задач, в которых ставятся острые вопросы человеческих отношений. При решении задач этого типа вам самим надо подумать, как лучше всего вести себя в той или иной ситуации, как найти вы­ход из сложного положения, мудрое разрешение конфликта, проявить доброту, справедливость, человечность. Это по­требует от вас и умения вживаться в то, о чем вы читаете,

 


 

 с позиций разных действующих лиц или тех, кто их должен рассудить, и оценки самих себя и своего соответ­ствия этим ролям: сможете ли вы поступить в предла-

гаемых условиях наилучшим образом?            

Для этого необходима работа вашего собственного ума, ваших собственных душевных сил, ваше умение оценить самого себя как участника сложной ситуации, принимающего ответственные решения.                         

Все, чему вы уже научились, работая над пониманием художественного текста, окажет вам в этом огромную помощь.

Выполним вместе одно из заданий: найдем ответ на поставленный вопрос.                                 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...