Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответ ученика. Несмотря на вводное слово возможно, ниоткуда не выте­кает, что хозяин выпил. VI. Учимся делать монтаж текста




Ответ ученика

Они - это нерадивые слуги какого-то барина, которые всегда готовы его обмануть. Слуги знали привычки своего господина, например, если тот завалился спать, то спать он будет крепко и долго. За это время можно заглянуть кое-куда, скорей всего в кабак. Возможно, хозяин тоже выпил или занимался чем-то, что не вызывает уважения, во всяком случае он почему-то не лег спать, а завалился. Друг друга слуги тоже хорошо понимают (чутьем поняли): им достаточно молча обменяться взглядами, чтобы понять друг друга и принять общее решение без слов.

В ответе ученика, которому многое удалось узнать из неболь­шого предложения, присутствует, однако, лишняя инфор­мация. Найдите ее.

 

 


 

Ответ

 

Несмотря на вводное слово возможно, ниоткуда не выте­кает, что хозяин выпил.

(Предложение взято из поэмы Н. В. Гоголя " Мертвые души" ).

 

 

Задание 25

 

" Расшифруйте" предложение.

Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут.

 

 

Один из возможных ответов

 

Может быть, это погоня, а может быть, произошло или может произойти страшное, роковое событие, которое хочет предотвратить всадник. Поэтому он мчится туда на коне, не жалея его. Конь рухнул почти у цели — ему не хватило десяти минут.

(Предложение взято из романа М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени". )

 

 

Задание 26         

 

" Расшифруйте" предложение.

Я привык, чтобы на меня кричали, но было неприятно, что эта дама тоже кричит.

Ответ ученика

Кто-то (мужчина, или юноша, или подросток) находится постоянно в униженном состоянии {привык, чтобы на меня кричали). Именно это позволяло так часто на него

 


 

кричать, что он к этому привык. Но была какая-то дама, которая казалась ему не такой, как те, что его окружали. Но что-то произошло, из-за чего она тоже стала кричать на него. И это неприятно поразило его.

В этом ответе есть неточная информация. Найдите ее.

 

 

Ответ

 

Необязательно должно что-то произойти, чтобы дама за­кричала: может быть, он просто ошибся в ней.

 (Предложение взято из повести А. М. Горького " В людях". )

 

 

VI. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ МОНТАЖ ТЕКСТА

 

 

Перед вами два набора " рассыпанных" предложений. Соберите их, и у вас получатся два текста о твор­честве А. С. Пушкина, написанных разными лите­ратуроведами.

Набор 1

Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилита­цией прозаического слова как элемента искусства.

А затем " простое", " голое" прозаическое слово отождес­твилось с самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию.

Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе.

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пуш­кина к новому этапу реализма.

Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление.

Проза и поэзия требуют принципиально различного художественного слова.

 


 

Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы.

 

Набор 2

В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.

Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы.

" Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы при­нуждены создавать обороты для изъяснения понятий са­мых обыкновенных".

В области прозы у него почти не было предшественников.

А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего развития русской литературы.

Созданием " Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

 

Теперь сравните получившиеся у вас тексты с автор­скими.

 

Текст 1

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе. Проза и поэзия тре­буют принципиально различного художественного слова. Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление. Обращение Пуш­кина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем " простое", " голое" прозаическое слово отождествилось с самим понятием ху­дожественной речи и было перенесено в поэзию.

(Лотман Ю. М.. Пушкин. — СПб. — 1995. — С. 200. )

 

 


 

Текст 2

Созданием " Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

В развитии художественной прозы основополагающее зна­чение Пушкина, пожалуй, особенно велико. В области прозы у него почти не было предшественников. " Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что да­же в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А поста­новка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего дальнейшего развития русской литературы.

(Благой Д. Д. А. С. Пушкин // Лекции по истории русской

литературы XIX века. - М., 1951. — С. 216. )

 

Вряд ли вам удалось что-нибудь изменить при " собирании" первого текста. Если же вы избрали другую последовательность, то сравните, у кого получилось лучше: у вас или у автора. При " собирании" второго тек­ста у вас могла оказаться совсем не такая последова­тельность, как у автора.

Не огорчайтесь: в отличие от текста Ю. М. Лотмана, текст Д. Д. Благого дает возможность создавать варианты. Почему? - Да потому, что в нем предложения не так крепко " зацепились" друг за друга и поэтому возможны разные варианты монтажа.                          

Что же такое монтаж? — Это выстраивание предло­жений и отдельных частей текста, подчиненное основному замыслу автора. От монтажа зависит очень много, и особенно хорошо это видно в кино. Каждый фильм состоит из множества кадров, и от того, как они соединены между собой, зависит их воздействие на зрителя.


 

Однажды, много лет тому назад, во времена немого кино режиссер и теоретик отечественного кино Л. В. Кулешов проделал такой опыт. Он взял кадр, изображающий чело­веческое лицо, и поместил его рядом с кадром, на котором была тарелка с супом. И лицо человека показалось зрителю голодным. Тот же кадр с тем же лицом Кулешов смонтировал с кадром, на котором был гроб. И зрители увидели лицо, омраченное горем. В третий раз было по­казано то же лицо, но в соседнем кадре была девушка. Теперь зрители увидели лицо, освещенное любовью. И никто так и не понял, что все время они видели одно и то же лицо с одним и тем же выражением, но в разном окружении.

Собирая " рассыпанные" предложения, вы видели, что есть тексты, в которых изменить последовательность пре­дложений нельзя или очень трудно, потому что изменится смысл или получится бессмыслица. Так было в первом случае. А во втором - предложения можно расположить по-разному без ущерба для смысла. Просто получится не­сколько вариантов текста. Вообще, если текст большой, всегда возможны варианты. В маленьких текстах ва­рианты возможны только при " рыхлой" композиции. Ма­ленькие тексты совершеннее тогда, когда одно предложе­ние хорошо " зацепилось" за другое, потому что эти сце­пления часто несут особую смысловую нагрузку, которую подчас нельзя выразить словами.

Вы, конечно, понимаете, что монтаж бывает не только в кино: вы сами только что " монтировали" нарочно рассы­панные нами тексты. Делаете вы и совсем са­мостоятельный монтаж. Например, вы пишете сочинение. Обдумывая тему, вы наверняка распределяете то, что будете писать, в определенной последовательности. Даже не составляя письменный план, вы держите его в голове. По ходу письма вы обязательно монтируете свое сочине­ние. Возможно, правда, что в этот момент вы и не по­дозреваете, что работаете над монтажом.

Выполняя задания на монтаж, вы будете как бы " про-

 

 


 

 щупывать" смысловые взаимосвязи в тексте. Вы будете учиться выбирать лучший монтаж, а для этого крити­чески оценивать разные его варианты. Это поможет уви­деть разные логические провалы в своих и чужих текстах и перемонтировать их.

 

 

Задание 27        

                 

Перед вами набор предложений. Составьте из них текст.

 

Он попросил извозчика быстрее ехать к театру.

 " Вы шутите? " -                                    

" Десять франков".                                  

ответил Паганини.                              

Паганини опаздывал на концерт.

спросил он у извозчика.

" И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной

струне! "

" Сколько следует заплатить вам? " " Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе".

 

Ответ

 

Паганини опаздывал на концерт. Он попросил извоз­чика быстрее ехать к театру. " Сколько следует заплатить вам? " — спросил он у извозчика. — " Десять франков". — " Вы шутите? " - " И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне! " - " Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе", — ответил Паганини.    

(Из сб. " Музыканты смеются". )

 


 

Задание 28

 

Перед вами отдельные реплики двух героев известной вам ко­медии. Назовите эту комедию, ее автора и составьте из реплик диалог.

 

Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над про­винциальными.

А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие сти­хи вам?

Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то пла­точек... Сегодня какая странная погода!

Какие-нибудь эдакие - хорошие, новые.

Какой у вас прекрасный платочек!

 

Ответ

 

Вы правы, если назвали комедию Н. В. Гоголя " Реви­зор". Вот какой диалог ведут между собой герои.

Хлестаков

Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна

Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.

Хлестаков

Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Марья Антоновна

Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то пла­точек... Сегодня какая странная погода!

 


 

      Хлестаков

 А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Марья Антоновна

Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

Хлестаков

Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие стихи вам?

Марья Антоновна

Какие-нибудь эдакие - хорошие, новые.

 

 

Задание 29         

 

Перед вами набор " рассыпанных" предложений. Составьте из них текст.

 

последовал ответ.

— А что вы делаете днем? -

— Послушайте, а когда же вы думаете?

— Да, профессор, и утром работаю, —

— Что вы делаете так поздно? -

- подтвердил ученик.

Как-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из много­численных своих учеников.

- Работаю,

- спросил Резерфорд.

- Тоже работаю.

- И рано утром работаете?

Резерфорд помрачнел и коротко бросил:

 

Ответ

 

Как-то вечером знаменитый английский физик Резер­форд зашел в лабораторию и застал там одного из мно­гочисленных своих учеников.

 

 


 

- Что вы делаете так поздно? — спросил Резерфорд.

- Работаю, — последовал ответ.

- А что вы делаете днем?

- Тоже работаю.

- И рано утром работаете?

- Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик.

 Резерфорд помрачнел и коротко бросил:

- Послушайте, а когда же вы думаете?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...