Ответ ученика. Несмотря на вводное слово возможно, ниоткуда не вытекает, что хозяин выпил. VI. Учимся делать монтаж текста
Ответ ученика Они - это нерадивые слуги какого-то барина, которые всегда готовы его обмануть. Слуги знали привычки своего господина, например, если тот завалился спать, то спать он будет крепко и долго. За это время можно заглянуть кое-куда, скорей всего в кабак. Возможно, хозяин тоже выпил или занимался чем-то, что не вызывает уважения, во всяком случае он почему-то не лег спать, а завалился. Друг друга слуги тоже хорошо понимают (чутьем поняли): им достаточно молча обменяться взглядами, чтобы понять друг друга и принять общее решение без слов. В ответе ученика, которому многое удалось узнать из небольшого предложения, присутствует, однако, лишняя информация. Найдите ее.
Ответ
Несмотря на вводное слово возможно, ниоткуда не вытекает, что хозяин выпил. (Предложение взято из поэмы Н. В. Гоголя " Мертвые души" ).
Задание 25
" Расшифруйте" предложение. Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут.
Один из возможных ответов
Может быть, это погоня, а может быть, произошло или может произойти страшное, роковое событие, которое хочет предотвратить всадник. Поэтому он мчится туда на коне, не жалея его. Конь рухнул почти у цели — ему не хватило десяти минут. (Предложение взято из романа М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени". )
Задание 26
" Расшифруйте" предложение. Я привык, чтобы на меня кричали, но было неприятно, что эта дама тоже кричит. Ответ ученика Кто-то (мужчина, или юноша, или подросток) находится постоянно в униженном состоянии {привык, чтобы на меня кричали). Именно это позволяло так часто на него
кричать, что он к этому привык. Но была какая-то дама, которая казалась ему не такой, как те, что его окружали. Но что-то произошло, из-за чего она тоже стала кричать на него. И это неприятно поразило его. В этом ответе есть неточная информация. Найдите ее.
Ответ
Необязательно должно что-то произойти, чтобы дама закричала: может быть, он просто ошибся в ней. (Предложение взято из повести А. М. Горького " В людях". )
VI. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ МОНТАЖ ТЕКСТА
Перед вами два набора " рассыпанных" предложений. Соберите их, и у вас получатся два текста о творчестве А. С. Пушкина, написанных разными литературоведами. Набор 1 Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. А затем " простое", " голое" прозаическое слово отождествилось с самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию. Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе. В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление. Проза и поэзия требуют принципиально различного художественного слова.
Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы.
Набор 2 В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. " Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты для изъяснения понятий самых обыкновенных". В области прозы у него почти не было предшественников. А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего развития русской литературы.
Созданием " Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.
Теперь сравните получившиеся у вас тексты с авторскими.
Текст 1 В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально различного художественного слова. Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление. Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем " простое", " голое" прозаическое слово отождествилось с самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию. (Лотман Ю. М.. Пушкин. — СПб. — 1995. — С. 200. )
Текст 2 Созданием " Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы. В развитии художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. В области прозы у него почти не было предшественников. " Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего дальнейшего развития русской литературы. (Благой Д. Д. А. С. Пушкин // Лекции по истории русской литературы XIX века. - М., 1951. — С. 216. )
Вряд ли вам удалось что-нибудь изменить при " собирании" первого текста. Если же вы избрали другую последовательность, то сравните, у кого получилось лучше: у вас или у автора. При " собирании" второго текста у вас могла оказаться совсем не такая последовательность, как у автора.
Не огорчайтесь: в отличие от текста Ю. М. Лотмана, текст Д. Д. Благого дает возможность создавать варианты. Почему? - Да потому, что в нем предложения не так крепко " зацепились" друг за друга и поэтому возможны разные варианты монтажа. Что же такое монтаж? — Это выстраивание предложений и отдельных частей текста, подчиненное основному замыслу автора. От монтажа зависит очень много, и особенно хорошо это видно в кино. Каждый фильм состоит из множества кадров, и от того, как они соединены между собой, зависит их воздействие на зрителя.
Однажды, много лет тому назад, во времена немого кино режиссер и теоретик отечественного кино Л. В. Кулешов проделал такой опыт. Он взял кадр, изображающий человеческое лицо, и поместил его рядом с кадром, на котором была тарелка с супом. И лицо человека показалось зрителю голодным. Тот же кадр с тем же лицом Кулешов смонтировал с кадром, на котором был гроб. И зрители увидели лицо, омраченное горем. В третий раз было показано то же лицо, но в соседнем кадре была девушка. Теперь зрители увидели лицо, освещенное любовью. И никто так и не понял, что все время они видели одно и то же лицо с одним и тем же выражением, но в разном окружении. Собирая " рассыпанные" предложения, вы видели, что есть тексты, в которых изменить последовательность предложений нельзя или очень трудно, потому что изменится смысл или получится бессмыслица. Так было в первом случае. А во втором - предложения можно расположить по-разному без ущерба для смысла. Просто получится несколько вариантов текста. Вообще, если текст большой, всегда возможны варианты. В маленьких текстах варианты возможны только при " рыхлой" композиции. Маленькие тексты совершеннее тогда, когда одно предложение хорошо " зацепилось" за другое, потому что эти сцепления часто несут особую смысловую нагрузку, которую подчас нельзя выразить словами.
Вы, конечно, понимаете, что монтаж бывает не только в кино: вы сами только что " монтировали" нарочно рассыпанные нами тексты. Делаете вы и совсем самостоятельный монтаж. Например, вы пишете сочинение. Обдумывая тему, вы наверняка распределяете то, что будете писать, в определенной последовательности. Даже не составляя письменный план, вы держите его в голове. По ходу письма вы обязательно монтируете свое сочинение. Возможно, правда, что в этот момент вы и не подозреваете, что работаете над монтажом. Выполняя задания на монтаж, вы будете как бы " про-
щупывать" смысловые взаимосвязи в тексте. Вы будете учиться выбирать лучший монтаж, а для этого критически оценивать разные его варианты. Это поможет увидеть разные логические провалы в своих и чужих текстах и перемонтировать их.
Задание 27
Перед вами набор предложений. Составьте из них текст.
Он попросил извозчика быстрее ехать к театру. " Вы шутите? " - " Десять франков". ответил Паганини. Паганини опаздывал на концерт. спросил он у извозчика. " И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне! " " Сколько следует заплатить вам? " " Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе".
Ответ
Паганини опаздывал на концерт. Он попросил извозчика быстрее ехать к театру. " Сколько следует заплатить вам? " — спросил он у извозчика. — " Десять франков". — " Вы шутите? " - " И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне! " - " Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе", — ответил Паганини. (Из сб. " Музыканты смеются". )
Задание 28
Перед вами отдельные реплики двух героев известной вам комедии. Назовите эту комедию, ее автора и составьте из реплик диалог.
Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными. А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода. Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку. Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие стихи вам?
Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек... Сегодня какая странная погода! Какие-нибудь эдакие - хорошие, новые. Какой у вас прекрасный платочек!
Ответ
Вы правы, если назвали комедию Н. В. Гоголя " Ревизор". Вот какой диалог ведут между собой герои. Хлестаков Какой у вас прекрасный платочек! Марья Антоновна Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными. Хлестаков Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку. Марья Антоновна Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек... Сегодня какая странная погода!
Хлестаков А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода. Марья Антоновна Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много. Хлестаков Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие стихи вам? Марья Антоновна Какие-нибудь эдакие - хорошие, новые.
Задание 29
Перед вами набор " рассыпанных" предложений. Составьте из них текст.
последовал ответ. — А что вы делаете днем? - — Послушайте, а когда же вы думаете? — Да, профессор, и утром работаю, — — Что вы делаете так поздно? - - подтвердил ученик. Как-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из многочисленных своих учеников. - Работаю, - спросил Резерфорд. - Тоже работаю. - И рано утром работаете? Резерфорд помрачнел и коротко бросил:
Ответ
Как-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из многочисленных своих учеников.
- Что вы делаете так поздно? — спросил Резерфорд. - Работаю, — последовал ответ. - А что вы делаете днем? - Тоже работаю. - И рано утром работаете? - Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик. Резерфорд помрачнел и коротко бросил: - Послушайте, а когда же вы думаете?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|