Тема 2. Виды экономического анализа
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Тема 1. Сущность и задачи экономического анализа Анализ – это научный способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Объектом анализа хозяйственной деятельности являются экономические и финансовые результаты деятельности предприятия. Предметом изучения АХД можно назвать причинно – следственные связи экономических явлений и процессов. Становление АХД обусловлено объективными требованиями и условиями: - необходимость удовлетворения практической потребности в связи с развитием ПС и ПО, расширением масштабов производства; - развитие экономической науки вообще, ее дифференциация. Современное состояние экономического анализа можно охарактеризовать как разработанную систему знаний. Особое значение анализ приобретает в условиях рынка, прежде всего оперативный и перспективный анализ. Экономический анализ тесно связан с целым рядом дисциплин: - экономическая теория; - отраслевые экономики; - планирование и управление предприятием; - бухгалтерский учет, аудит, контроллинг; - финансы и кредит; - статистика; - математика и технология. Содержание экономического анализа вытекает из его роли в системе управления предприятием. Система управления состоит из элементов: планирование, организация, регулирование, анализ, контроль В процессе анализа информация проходит аналитическую обработку, на основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Без глубокого анализа невозможны планирование и прогнозирование производства. Велика роль анализа в выявлении резервов повышения эффективности производства.
Основные задачи экономического анализа: 1. установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; 2. научное обоснование текущих и перспективных планов; 3. поиск резервов повышения эффективности производства; 4. контроль за выполнением планов, управленческих решений; за экономным использованием ресурсов; 5. изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности; 6. оценка результатов деятельности предприятия; 7. разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов. Принципы экономического анализа 1. Научный характер (необходимо учитывать требования экономических законов, использовать достижения НТП и передового опыта); 2. Комплексность (в анализе необходимо охватывать все звенья и стороны деятельности); 3. Системный подход (каждый объект должен рассматриваться как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, связанных между собой и внешней средой); 4. Объективность, достоверность информации, точность аналитических расчетов; 5. Действенность (необходимо своевременно выявлять недостатки в работе, практически использовать материалы анализа); 6. Плановость (анализ должен носить систематический характер); 7. Оперативность и своевременность; 8. Демократизм (необходимо участие в анализе широкого круга работников предприятия); 9. Эффективность (затраты на проведение анализа должны быть ниже получаемого эффекта).
Тема 2. Виды экономического анализа Виды экономического анализа можно классифицировать по ряду признаков: 1. по отраслевому признаку: - отраслевой (методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики: промышленность, с/х, строительство, торговля, транспорт и т.л.); - межотраслевой (теория АХД, теоретическая и методологическая основа отраслевых методик анализа);
2. по времени: - предварительный (перспективный) – осуществляется до совершения хозяйственных операций, необходим для обоснования планов и управленческих решений, делится на краткосрочный (охватывает период до одного года) и долгосрочный (свыше года); - последующий (ретроспективный) – осуществляется после совершения хозяйственных операций, используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, оценки результатов деятельности предприятия. Базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, проводится всеми экономическими и техническими службами управления, цехов и подразделений. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный (ситуационный) и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие промежутки времени (смена, сутки, декада), позволяет оперативно выявить недостатки; Итоговый анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне. 3. по пространственному признаку: - внутрифирменный - изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений; - межфирменный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий; позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки, дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия; это сравнительный анализ. Основное условие проведения сравнительного анализа – сопоставимость показателей (путем исключения несравнимых величин, использования поправочных коэффициентов). Условия сопоставимости данных: - единая методика расчета показателей; - единые измерители продукции, цены, географические условия; - одинаковое количество рабочих дней в сравниваемых периодах. 4. по аспектам исследования: - финансовый (состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия, анализе выполнения финансового плана, оценке эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлении резервов повышения прибыли и рентабельности), проводится финансовыми службами, банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и др.
- социально – экономический (изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние на экономические результаты деятельности; проводится экономическими службами, социологическими лабораториями, стат. органами); - экономико – статистический (изучает массовые общественные явления на разных уровнях управления – предприятие, отрасль, регион; осуществляется стат. органами); - экономико – экологический (исследуется взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением окружающей среды и затратами на экологию; проводится органами охраны окружающей среды и экономическими службами предприятия); - маркетинговый анализ (применяется службой маркетинга для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, ценовой политики, тактики и стратегии маркетинговой деятельности); - аудиторский (бухгалтерский) анализ (проводится аудиторами с целью оценки соответствия ведения бух. учета на предприятии действующему законодательству и финансового состояния предприятия); - технико – экономический (изучает взаимодействие технических и экономических процессов, осуществляется техническими службами предприятия); - инвестиционный (используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия); - логистический анализ (исследует товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья и заканчивающиеся у покупателей). 5. по методике изучения объектов: - сравнительный (сравниваются отчетные данные с планом, данными прошлых лет, передовыми предприятиями); - факторный (заключается в определении величины влияния факторов на прирост результативного показателя); - экспресс – анализ (диагностический) (способ диагностики экономического состояния предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений);
- маржинальный анализ (метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно – следственной взаимосвязи между Vпродаж, с/с и прибылью и деления затрат на постоянные и переменные. - экономико – математический (исследование сущности изучаемых явлений с использованием мат. аппарата, выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи). - ФСА (метод выявления резервов снижения затрат, основанный на анализе функций, выполняемых объектом исследования). 6. по субъектам (пользователям) анализа: - внутренний (управленческий) проводится непосредственно на предприятии; - внешний (составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации; проводится на основании финансовой и стат. отчетности банками, фин. органами, акционерами, инвесторами и пр.); 7. по охвату изучаемых объектов: - сплошной (изучаются все объекты); - выборочный (изучается часть объектов). 8. по содержанию программы: - комплексный (изучается деятельность в целом) - тематический (изучаются отдельные стороны деятельности предприятия: использование МР, ОФ, ПМ и т.д.). На практике отдельные виды экономического анализа в чисто виде встречаются редко, для обоснования управленческих решений применяются различные виды анализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|