Тема 10. Анализ производственных результатов деятельности предприятия
Основная задача промышленного предприятия – наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темп роста объема производства, повышение качества продукции, ритмичности выпуска влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ начинают с определения показателей выпуска продукции. Основные задачи анализа: 1. оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; 2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; 3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; 4. разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Объекты анализа: 1. V производства и реализации продукции в целом и по ассортименту; 2. качество ТП; 3. структура ТП; 4. ритмичность производства и реализации продукции. Источники информации для анализа: - планы экономического и социального развития предприятия; - оперативные планы – графики; - Ф № 1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции»; - Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др. Оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции V производства может быть выражен в: - натуральных; - условно – натуральных (условные банки, условные пары обуви и т.п.); - трудовых; - стоимостных измерителях. Обобщающие показатели получают с помощью стоимостной оценки (в оптовых ценах). Основные показатели V производства: - ВП – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая НЗП, выражается обычно в сопоставимых ценах; - ТП – не включает остатки НЗП и внутрихозяйственный оборот, выражается в действующих оптовых ценах;
- РП – продукция отгруженная и оплаченная, определяется в действующих оптовых ценах. ТП = ВП + НЗП на к.г. – НЗП на н.г. Анализ динамики и выполнения плана по ВП и ТП. Для оценки динамики ВП и ТП используют цепные и базисные Т роста и прироста. Среднегодовой Т роста (прироста) можно определить по формуле среднегеометрической:
Для наглядности динамику ВП можно изобразить графически, например, с помощью столбиковой диаграммы. Для оценки выполнения плана рассчитывается коэффициент выполнения плана – Квп. Оперативный анализ ВП проводится по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в классификаторе промышленной продукции (ОКПП). Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема по каждому виду. Своевременное обновление ассортимента ВП с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. Оценка выполнения плана (изменения) по ассортименту может производиться: - по способу наименьшего процента; - по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым план выполнен; - с помощью среднего процента; Средний процент (коэффициент ассортимента) определяется отношением фактического ВП в пределах плана (не более базового) на общий плановый (базовый) ВП. План по ассортименту считается выполненным, если выполнено задание по всем видам изделий. Возможные причины невыполнения плана по ассортименту: - внешние (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально – технического обеспечения, несвоевременный ввод ПМ и т.п.); - внутренние (недостатки в организации производства, техническое состояние оборудования, простои, аварии и т.д.).
Анализ качества продукции Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Это понятие характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, надежность и долговечность. Различают следующие группы показателей качества (количественных характеристик свойств изделия): - обобщающие; - индивидуальные; - косвенные. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: - удельный вес (УД) новой продукции в общем ее выпуске; - УД продукции высшей категории качества; - средневзвешенный балл качества продукции; - средний коэффициент сортности (отношение стоимости ВП к ее стоимости по цене первого сорта); - УД аттестованной и неаттестованной продукции; - УД сертифицированной продукции; - УД продукции, соответствующей мировым стандартам; - УД экспортируемой продукции. Индивидуальные (единичные) показатели качества характеризуют одно из ее свойств: - полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, …); - надежность (долговечность, безотказность в работе, …) - технологичность (характеризует эффективность конструкторских и технологических решений – трудоемкость, энергоемкость, …) - эстетичность изделий и пр. Косвенные показатели: - штрафы за некачественную продукцию; - объем и УД забракованной продукции; - потери от брака и др. Анализ качества продукции включает: 1. оценку динамики показателей качества, выполнение плана по их уровню, выявление причин отклонений от плана. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используется: - балльный метод оценки – состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции; - если качество характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Средний коэффициент сортности определяется 2 –мя способами: - отношение количества продукции 1 сорта к общему объему;
- отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта: 2. определение влияния качества продукции на показатели работы предприятия (ВП, Выр., П). , где - соответственно цена изделия до и после изменения качества; - с/с изделия до и после изменения качества. Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то влияние этого изменения на объем производства можно рассчитать способом абсолютных разниц: - изменение среднего уровня цены за счет изменения сортового состава; - изменение среднего уровня с/с за счет изменения сортового состава; - изменения прибыли за счет изменения сортового состава. 3. расчет потерь от брака. Брак бывает: - исправимым и неисправимым; - внутренним (выявлен на предприятии) и внешним (выявлен потребителем). Брак влияет на рост с/с, снижение ТП и РП, снижение П и R. Необходимо изучить динамику брака по сумме и удельному весу в общем выпуске; потери от брака и потери ТП; причины брака и снижения качества по местам возникновения и центрам ответственности; разрабатываются мероприятия по их устранению. Причины: плохое качество сырья, низкий уровень технологии, низкая квалификация работников, качество оборудования и пр. Потери от брака = с/с бракованной продукции + расходы по исправлению брака – стоимость брака по цене возможного использования – сумма удержаний с виновных лиц. Потери ТП = потери от брака · (1+R факт.) = потери от брака · Анализ структуры ВП Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. меняется соотношение отдельных видов изделий в общем их выпуске. К изменению структуры приводит и неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции. Выполнить план по структуре, значит сохранить запланированное соотношение отдельных видов продукции. Изменение структуры влияет на ВП, МЕ, с/с ВП, П, R. При увеличении доли более дорогой продукции увеличивается показатель ВП, при увеличении доли более рентабельной – П и R и т.п.
Для определения влияния изменения структуры на ВП используют способы: - цепных подстановок =
- абсолютных разниц - процентных разностей
Анализ ритмичности работы предприятия Ритмичность – равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Неритмичная работа предприятия ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается НЗП, увеличиваются сверхплановые остатки ГП на складе, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются договора по поставкам → предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, растет с/с, снижается П и т.п. Для оценки ритмичности работы предприятия используют следующие группы показателей: 1.прямые показатели - коэффициент ритмичности - коэффициент вариации - показатель аритмичности - УД производства продукции за i-тый период в годовом объеме производства; 2. косвенные показатели - доплаты за сверхурочные работы - оплата простоев по вине предприятия - потери от брака - штрафы за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции - сверхнормативные остатки НЗП и ГП на складе; Коэффициент аритмичности определяется отношением зачтенного ВП (фактический, но в пределах плана) к базисному (плановому) ВП; или суммированием фактического УД ВП за каждый период, но не более планового. Выбор календарного периода при анализе ритмичности зависит от Т цикла, типа производства. Массовое производство, Т цикла короткий – смена, сутки; большая номенклатура, Т цикла длительный – по декадам, месяцам. Коэффициент вариации определяется отношением среднеквадратического отклонения от планового задания за период к среднему плановому выпуску продукции: Показатель аритмичности определяется суммированием положительных и отрицательных отклонений ВП от плана за каждый период. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Причины аритмичности: - внутренние – низкий уровень организации, технологии, МТО, планирования и контроля,….; - внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов, недостаток энергоресурсов, ….. Если предприятие работает неритмично, можно определить упущенные возможности предприятия по выпуску продукции: - разность между плановым и зачтенным ВП; - разность между фактическим и возможным ВП, определяемым исходя из наибольшего фактического ВП за период; - отношение максимального фактического ВП за период на его плановый УД во всем анализируемом периоде;
- разность между наибольшим и наименьшим ВП умножается на фактическое количество периодов.
Анализ реализации продукции От объема продаж зависят финансовые результаты деятельности предприятия, его финансовое положение. Источники информации: Ф-№ 2, Журнал – ордер № 11, карточки складского учета ГП и др. Анализ реализации проводится за месяц, квартал, год и заключается в оценке выполнения плана, динамики, в определении влияния факторов на изменение объема продаж. Анализ РП связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам приводит к уменьшению выручки, П, выплате штрафов. Анализ проводится в разрезе отдельных потребителей, видов продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|