Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Анализ производственных результатов деятельности предприятия




Основная задача промышленного предприятия – наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темп роста объема производства, повышение качества продукции, ритмичности выпуска влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ начинают с определения показателей выпуска продукции.

Основные задачи анализа:

1. оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4. разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объекты анализа:

1. V производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

2. качество ТП;

3. структура ТП;

4. ритмичность производства и реализации продукции.

Источники информации для анализа:

- планы экономического и социального развития предприятия;

- оперативные планы – графики;

- Ф № 1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции»;

- Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции

V производства может быть выражен в:

- натуральных;

- условно – натуральных (условные банки, условные пары обуви и т.п.);

- трудовых;

- стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели получают с помощью стоимостной оценки (в оптовых ценах).

Основные показатели V производства:

- ВП – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая НЗП, выражается обычно в сопоставимых ценах;

- ТП – не включает остатки НЗП и внутрихозяйственный оборот, выражается в действующих оптовых ценах;

- РП – продукция отгруженная и оплаченная, определяется в действующих оптовых ценах.

ТП = ВП + НЗП на к.г. – НЗП на н.г.

Анализ динамики и выполнения плана по ВП и ТП.

Для оценки динамики ВП и ТП используют цепные и базисные Т роста и прироста. Среднегодовой Т роста (прироста) можно определить по формуле среднегеометрической:

Для наглядности динамику ВП можно изобразить графически, например, с помощью столбиковой диаграммы.

Для оценки выполнения плана рассчитывается коэффициент выполнения плана – Квп.

Оперативный анализ ВП проводится по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца.

Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема по каждому виду.

Своевременное обновление ассортимента ВП с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Оценка выполнения плана (изменения) по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента;

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым план выполнен;

- с помощью среднего процента;

Средний процент (коэффициент ассортимента) определяется отношением фактического ВП в пределах плана (не более базового) на общий плановый (базовый) ВП.

План по ассортименту считается выполненным, если выполнено задание по всем видам изделий.

Возможные причины невыполнения плана по ассортименту:

- внешние (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально – технического обеспечения, несвоевременный ввод ПМ и т.п.);

- внутренние (недостатки в организации производства, техническое состояние оборудования, простои, аварии и т.д.).

Анализ качества продукции

Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Это понятие характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, надежность и долговечность.

Различают следующие группы показателей качества (количественных характеристик свойств изделия):

- обобщающие;

- индивидуальные;

- косвенные.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес (УД) новой продукции в общем ее выпуске;

- УД продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл качества продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости ВП к ее стоимости по цене первого сорта);

- УД аттестованной и неаттестованной продукции;

- УД сертифицированной продукции;

- УД продукции, соответствующей мировым стандартам;

- УД экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, …);

- надежность (долговечность, безотказность в работе, …)

- технологичность (характеризует эффективность конструкторских и технологических решений – трудоемкость, энергоемкость, …)

- эстетичность изделий и пр.

Косвенные показатели:

- штрафы за некачественную продукцию;

- объем и УД забракованной продукции;

- потери от брака и др.

Анализ качества продукции включает:

1. оценку динамики показателей качества, выполнение плана по их уровню, выявление причин отклонений от плана.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используется:

- балльный метод оценки – состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции;

- если качество характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности определяется 2 –мя способами:

- отношение количества продукции 1 сорта к общему объему;

- отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта:

2. определение влияния качества продукции на показатели работы предприятия (ВП, Выр., П).

, где

- соответственно цена изделия до и после изменения качества;

- с/с изделия до и после изменения качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то влияние этого изменения на объем производства можно рассчитать способом абсолютных разниц:

- изменение среднего уровня цены за счет изменения сортового состава;

- изменение среднего уровня с/с за счет изменения сортового состава;

- изменения прибыли за счет изменения сортового состава.

3. расчет потерь от брака.

Брак бывает:

- исправимым и неисправимым;

- внутренним (выявлен на предприятии) и внешним (выявлен потребителем).

Брак влияет на рост с/с, снижение ТП и РП, снижение П и R. Необходимо изучить динамику брака по сумме и удельному весу в общем выпуске; потери от брака и потери ТП; причины брака и снижения качества по местам возникновения и центрам ответственности; разрабатываются мероприятия по их устранению. Причины: плохое качество сырья, низкий уровень технологии, низкая квалификация работников, качество оборудования и пр.

Потери от брака = с/с бракованной продукции + расходы по исправлению брака – стоимость брака по цене возможного использования – сумма удержаний с виновных лиц.

Потери ТП = потери от брака · (1+R факт.) = потери от брака ·

Анализ структуры ВП

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. меняется соотношение отдельных видов изделий в общем их выпуске.

К изменению структуры приводит и неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции. Выполнить план по структуре, значит сохранить запланированное соотношение отдельных видов продукции.

Изменение структуры влияет на ВП, МЕ, с/с ВП, П, R. При увеличении доли более дорогой продукции увеличивается показатель ВП, при увеличении доли более рентабельной – П и R и т.п.

Для определения влияния изменения структуры на ВП используют способы:

- цепных подстановок

=

- абсолютных разниц

- процентных разностей

 

Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность – равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Неритмичная работа предприятия ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается НЗП, увеличиваются сверхплановые остатки ГП на складе, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются договора по поставкам → предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, растет с/с, снижается П и т.п.

Для оценки ритмичности работы предприятия используют следующие группы показателей:

1.прямые показатели

- коэффициент ритмичности

- коэффициент вариации

- показатель аритмичности

- УД производства продукции за i-тый период в годовом объеме производства;

2. косвенные показатели

- доплаты за сверхурочные работы

- оплата простоев по вине предприятия

- потери от брака

- штрафы за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции

- сверхнормативные остатки НЗП и ГП на складе;

Коэффициент аритмичности определяется отношением зачтенного ВП (фактический, но в пределах плана) к базисному (плановому) ВП;

или суммированием фактического УД ВП за каждый период, но не более планового.

Выбор календарного периода при анализе ритмичности зависит от Т цикла, типа производства. Массовое производство, Т цикла короткий – смена, сутки; большая номенклатура, Т цикла длительный – по декадам, месяцам.

Коэффициент вариации определяется отношением среднеквадратического отклонения от планового задания за период к среднему плановому выпуску продукции:

Показатель аритмичности определяется суммированием положительных и отрицательных отклонений ВП от плана за каждый период. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Причины аритмичности:

- внутренние – низкий уровень организации, технологии, МТО, планирования и контроля,….;

- внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов, недостаток энергоресурсов, …..

Если предприятие работает неритмично, можно определить упущенные возможности предприятия по выпуску продукции:

- разность между плановым и зачтенным ВП;

- разность между фактическим и возможным ВП, определяемым исходя из наибольшего фактического ВП за период;

- отношение максимального фактического ВП за период на его плановый УД во всем анализируемом периоде;

- разность между наибольшим и наименьшим ВП умножается на фактическое количество периодов.

 

Анализ реализации продукции

От объема продаж зависят финансовые результаты деятельности предприятия, его финансовое положение.

Источники информации: Ф-№ 2, Журнал – ордер № 11, карточки складского учета ГП и др.

Анализ реализации проводится за месяц, квартал, год и заключается в оценке выполнения плана, динамики, в определении влияния факторов на изменение объема продаж.

Анализ РП связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам приводит к уменьшению выручки, П, выплате штрафов. Анализ проводится в разрезе отдельных потребителей, видов продукции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...