Версальско – вашингтонская система послевоенного устройства мира, ее кризис и крах
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 11 ноября 1918 г. окончилась Первая мировая война, длившаяся более четырех лет и унесшая 10 миллионов человеческих жизней. В этот день в Компьенском лесу, на станции Ретонд, в салон-вагоне верховного главнокомандующего союзными войсками маршала Ф.Фоша было подписано перемирие с побежденной Германией. Для решения проблем послевоенного устройства мира была созвана Парижская конференция, проходившая с 18 января по 21 января 1920 г. Решение важнейших вопросов проходило не на пленарных заседаниях, а на заседаниях так называемого "Совета десяти", в который входили по два представителя от каждой из пяти великих держав-победителей – Англии, Франции, США, Италии и Японии. Работа этого органа шла в глубокой тайне. Вскоре заседания "Совета десяти" сменились заседаниями еще более узкого органа – так называемого "Совета четырех", где совещались главы делегаций Англии, Франции, США и Италии. Фактически вершителями дел мирной конференции стали три человека: премьер-министр Франции Ж. Клемансо, который как глава страны, на территории которой проходила конференция, стал ее постоянным председателем, премьер-министр Англии Дэвид Ллойд-Джордж и президент США В.Вильсон. На конференции функционировал также «Совет пяти», состоявший из министров иностранных дел США. Великобритании, Франции, Италии и специального представителя Японии[16,27]. Работа конференции была плохо организована. На некоторых заседаниях протоколы вообще не велись. Участники Парижской мирной конференции должны были решить ряд важных задач: выработать приемлемые для них принципы новой послевоенной системы международных отношений; осуществить передел сфер влияния крупнейших держав, привести их в соответствие с итогами первой мировой войны.
Каждая из держав-участниц конференции, пыталась решать эти проблемы, имея свои собственные планы послевоенного устройства мира. Наиболее претенциозными были планы Соединенных Штатов Америки, превратившихся за годы первой мировой войны из страны-должника в мирового кредитора. После первой мировой войны Соединенные Штаты, выйдя на международную арену в качестве первостепенной мировой державы, поставили задачу установления «мирового лидерства». Их планы послевоенного устройства мира были изложены в послании Вильсона конгрессу США 8 января 1918 г., названном «Четырнадцатью пунктами». В этом документе были выдвинуты лозунги, которые звучали весьма демократично: отмена тайных договоров между державами Антанты, заключенных в годы первой мировой войны с целью передела колоний и сфер влияния; обеспечение свободы мореплавания; отмена всех таможенных барьеров и международное признание принципов "открытых дверей" и "равных возможностей"; справедливое решение колониальных проблем и воможность признания права народов колониальных стран на самоопределение; ограничение вооружений; открытые переговоры о заключении мира с Германией и ее союзниками; создание международной организации по поддержанию мира, для взаимной защиты и помощи – Лиги Наций. В.Вильсон, по сути, предлагал преодолеть сохранившуюся анархию в международных отношениях, прежде всего, с помощью учреждения интернациональных политических институтов. Главная роль среди этих институтов отводилась Лиге Наций. Программа В.Вильсона формально провозглашала единство России, восстановление всех русских земель и доброжелательное принятие России «в семью наций». Это было положительно оценено в Петрограде – столице Советской России. «14 пунктов» появились в газете «Известия». Позднее, на пути в Париж, Вильсон уже заявил, что раскол России очевиден и поэтому к каждому новому государству следует подходить, соблюдая принцип самоопределения. Что касается отношения США к побежденной в первой мировой войне Германии, то они не были заинтересованы в чрезмерном ее ослаблении. В лице достаточно сильной Германии они хотели создать противовес Англии и Франции. В интересах США необходимо было также добиться подавления начавшейся в ноябре 1918 г. революции в Германии, создавшей опасность распространения большевизма на Западную Европу.
Великобритания в борьбе против притязаний Соединенных Штатов на мировое лидерство нашла поддержку со стороны Франции, несмотря на англо-французские противоречия по вопросу о судьбе бывших колоний Германии, владений Османской империи и некоторым другим вопросам. По вопросу о судьбе Германии в послевоенной Европе Францию и Великобританию разделяли глубокие противоречия. Англия стремилась ослабить Германию лишь как колониальную и морскую державу. Вместе с тем, чтобы сохранить руководящую роль в европейских делах, Англии надо было ни в коем случае не допустить чрезмерного усиления Франции. Поэтому британская делегация выступала за сохранение достаточно сильной Германии. Франция, стремящаяся к гегемонии в Европе, поставила своей важнейшей задачей добиться максимального ослабления Германии. На Парижской конференции французская делегация во главе с Ж.Клемансо добивалась передачи Франции левобережья Рейна. Она выдвинула также план расчленения Германии на ряд сравнительно мелких государств, намереваясь окружить эти слабые германские государства плотным кольцом стран, связанных с Францией военно-политическими союзами. Между представителями великих держав на конференции развернулась борьба по важнейшим проблемам. Что касается судьбы Германии, то все участники конференции были единодушны в том, что ответственность за развязывание первой мировой войны должна быть возложена на Германию. Поэтому они решили, что Германия должна выплачивать репарации странам, подвергшимся нападению, чтобы возместить ущерб, причиненный им в ходе военных действий. Однако вопрос об общем размере репараций и о распределении их между странами-получателями вызвал серьезные разногласия.
Франция, добиваясь максимального ослабления Германии, предложила установить общую сумму репарационных платежей Германии в 800 млрд золотых марок. Это была астрономическая сумма. Представители США и Англии решительно отвергли репарационные планы Франции и выступили за значительно меньшую сумму репарационных платежей Германии – от 228 до 480 млрд. золотых марок. Острая борьба между Францией и Англией развернулась и по вопросу о том, на какую долю репарационных платежей намерена претендовать каждая из стран-получателей. Споры по репарационному вопросу оказались настолько острыми, что на конференции этот вопрос так и не был решен. Третьим вопросом, по которому между представителями великих держав шли острые дискуссии, был вопрос о судьбе бывших германских колоний и владений Османской империи. После первой мировой войны, когда в колониях и зависимых странах усилилось национально-освободительное движение, простое присоединение тех или иных территорий к колониальным владениям крупнейших держав мира могло вызвать огромное возмущение общественного мнения во всех странах. Поэтому необходимо было выдвинуть новые принципы решения колониальных проблем, которые выглядели бы более цивилизованными. В качестве такого принципа на Парижской мирной конференции была выдвинута идея мандатной системы. Президент Вильсон предложил принцип "обезличения", интернационализации мандатов. Согласно этому принципу, мандаты на управление колониальными территориями передавались Лиге Наций. Делегации Англии и Франции решительно возражали против этого. Они настаивали на том, чтобы мандаты на управление передавались той или иной державе, и после упорной борьбы добились принятия этого принципа. При обсуждении почти всех проблем на Парижской мирной конференции незримо присутствовал «русский вопрос». Как отметил один из американских политических деятелей, впоследствии президент США Г.Гувер, "призрак большевистской России почти ежедневно бродил по задам мирной конференции". Лидеры трех держав были едины в том, что они должны продолжать борьбу против Советской России. Разногласия касались лишь методов этой борьбы. Клемансо считал неободимым направить в Россию войска союзников, Вильсон и Ллойд-Джордж выступали за то, чтобы направить усилия на поддержку Колчака, Деникина и других генералов белой армии. В конце концов позиция Вильсона и Ллойд-Джорджа одержала верх. Участники Парижской конференции поддерживали постоянные контакты с представителями армий Колчака, Деникина, Юденича, других белых генералов, направляя на помощь этим армиям военные миссии, оружие, боеприпасы и обмундирование.
28 июня 1919 г. в Зеркальном дворце Версаля, бывшей резиденции французских королей, был подписан мирный договор с Германией, получивший название Версальского договора. Позже были разработаны и подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии – Сен-Жерменский (с Австрией), Трианонский (с Венгрией), Нейиский (с Болгарией) и Севрский (с Турцией). Все эти договоры, вместе взятые, и создали так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира. Сердцевину послевоенной системы международных отношений составил Версальский мирный договор. Согласно 231 статье договора вся ответственность за развязывание первой мировой войны возлагалась на Германию. Договор предусматривал передачу части территории Германии соседним с нею государствам. Эльзас и Лотарингия, которые были захвачены ею во время франко-прусской войны 1870 – 1871 гг., возвращались Франции. Франция получала также Саарский угольный бассейн. Сама же Саарская область на 15 лет передавалась под управление Лиги Наций. По истечении этого срока среди населения Саара должен был быть проведен плебисцит по вопросу о его дальнейшей судьбе. Бельгия на основе плебисцитов получала округа Эйпен, Мальмеди и Морене, Дания - северную часть Шлезвига. На востоке от Германии отделялись значительная часть Западной Пруссии, часть Померании и Познанская область. Из этих земель был образован так называемый "польский" или "данцигский" коридор с узким выходом к Балтийскому морю, разделяющий Германию на две части. Все эти территории передавались вновь создаваемому польскому государству. Город Данциг (Гданьск), включенный в таможенную границу Польши, становился "вольным городом" под управлением Лиги Наций. После плебисцита к Польше отходила также часть Верхней Силезии. Наконец, от Германии отторгалась Мемельская (Клайпедская) область, которая в 1923 г. была включена в состав вновь созданного Литовского государства.
В общей сложности по условиям Версальского мирного договора Германия теряла 1/8 часть своей территории и 1/12 часть населения страны. В Версальском договоре были важные статьи, определявшие положение Германии в послевоенной Европе. Прежде всего, создавалась Р ейнская демилитаризованная зона (левый берег Рейна и полоса шириной в 50–60 км| по его правому берегу), где не должно было быть никаких военных сооружений или войск Германии. Левобережье Рейна на 15 лет оккупировалось союзными войсками. Оккупированная территория делилась на три зоны с центрами в Кельне, Кобленце и Майнце. Военные силы Германии были резко ограничены. Германия была лишена права держать крупную постоянную армию. Ей разрешалась лишь армия в 100 тыс. солдат (при 4 тыс. офицеров). Она должна была комплектоваться не ни основе всеобщей воинской повинности, а на основе вольного найма. Германский военный флот, за небольшим исключением, передавался союзникам. Германия не могла иметь подводные лодки, военную авиацию, ей было запрещено строить корабли большого тоннажа. Реки Одер, Эльба, Неман и Дунай объявлялись открытыми для иностранных держав. Версальский договор обязывал Германию выплатить репарации за ущерб, нанесенный странам Антанты в годы войны. Однако вопросы об общей сумме репараций и о распределении этих платежей между странами Антанты до конца конференции так и не получили своего разрешения. Договорились лишь о том, что оба этих вопроса должны быть решены до 1 мая 1921 г., а до этого срока Германия должна уплатить в счет репараций 20 млрд. золотых марок. Германия лишалась всех своих колоний. Мандаты на управление ими были поделены следующим образом: К Англии отходила германская Восточная Африка, получившая затем название Танганьика, западная часть Того и небольшая часть Камеруна, граничившая с Нигерией. Британский доминион Южно-Африканский Союз получил мандат на управление германской Юго-Западной Африкой, получившей впоследствии название Намибия. Восточная часть Того и большая часть Камеруна перешли в распоряжение Франции. Территория Руанды-Урунди была передана Бельгии. Тихоокеанские владения Германии были поделены между Японией и Англией. Япония получила в свое управление тихоокеанские острова, расположенные севернее экватора, –Каролинские, Марианские и Маршалловы. В ее руки перешла также бывшая военно-морская база Германии на территории Китая – Киао-Чао. Кроме того, Версальский договор санкционировал произведенный Японией во время первой мировой войны захват китайской территории в районе полуострова Шаньдун. Бывшие германские колонии, расположенные в Тихом океане южнее экватора, – восточная часть Новой Гвинеи с прилегающими островами и западная часть архипелага Самоа – были переданы соответственно под управление британских доминионов Австралии и Новой Зеландии. Составной частью Версальского договора стал Устав Лиги Наций. В Уставе подчеркивалось, что «для развития сотрудничества между народами и гарантий их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права». Члены Лиги обязывались уважать и сохранять территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов организации. Против государства, совершившего акт войны, должны были применяться санкции. Но кого следовало считать агрессором, в Уставе Лиги Наций не говорилось. Главными органами Лиги являлись общее собрание - Ассамблея и Совет. Совет Лиги Наций состоял из представителей главных союзных и объединившихся держав, которые являлись постоянными членами, а также представителей других четырех держав, назначавшихся Ассамблеей на определенный срок. Все основные решения главными органами Лиги должны были приниматься только единогласно. Глобальные обязательства, которые налагал на США Версальский договор, не нашли понимания у значительной части американцев. Так сенатор-республиканец Г.К.Лодж заявлял о перспективах опасного вмешательства Лиги Наций во внутренние дела США (иммиграция, тарифы), о возможности ее контроля над действием доктрины Монро, над американской армией и флотом, а представитель т.н. «непримиримых» сенатор У.Бора, сторонник «изоляционизма», – о возможности «вмешательства европейцев и азиатов в дела Западного полушария». Последний утверждал, что положения статьи 10 Устава Лиги Наций означают отказ США от части суверенитета и могут вовлечь государство в во все «ненужные для страны» европейские и мировые конфликты. Другие представители «непримиримых», сенаторы-прогрессисты Р.Лафоллет и Дж. Норрис не возражали против участия США в Лиге Наций, но в предлагаемом В.Вильсоном варианте видели нарушение многих принципов демократии]. При ратификации Версальского договора документ не получил в американском сенате необходимое по конституции большинство в 2/3 голосов. 25 августа 1921 г. США подписали с Германией сепаратный мирный договор, в котором не было упоминания о Лиге Наций. На протяжении 1919 – 1920 гг. были заключены мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Многолетняя борьба народов Австро-Венгрии за независимость заставила руководителей Парижской мирной конференции признать политическую независимость ряда стран. Согласно заключенному 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа) договору с Австрией узаконивался распад Австро-Венгерской монархии. В состав Австрийской республики вошли Верхняя и Нижняя Австрия, Зальцбург, часть Штирии и часть Каринтии, Северный Тироль и Венгерский Бургенланд. Часть австрийских владений передавались соседним государствам: Италии, Румынии, Чехословакии и Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г.– Югославии). Полуостров Истрия с Триестом на побережье Адриатического моря, а также расположенный в предгорьях Альп Южный Тироль получила Италия. Договор запрещал «аншлюс» Австрии (статья 88). Ее флот передавался победителям. Численность армии ограничивалась 30 тыс. чал. Стране запрещалось иметь военную авиацию. Договор налагал на Австрию тяжелые репарационные обязательства. Три года спустя Австрия получила отсрочку в выплате репараций на 20 лет. Договор, заключенный 27 ноября 1919 г. в Нейи-сюр-Сен с Болгарией, закрепил за Румынией Южную Добруджу, отторгнутую от Болгарии еще в довоенные годы. Небольшая территория на западе Болгарии была передана Югославии. Наконец, Западная Фракия, через территорию которой Болгария имела ранее выход к Эгейскому морю, была теперь отторгнута и позже передана Греции. У Болгарии был отнят почти весь флот, резко ограничена численность армии (до 20 тыс. чел.). На Болгарию наложили репарации в размере 2,5 млрд франков. Подписание мирного договора с Венгрией затягивалась в связи с провозглашением в ней советской республики, ее подавлением и формированием новых органов власти. Договор был подписан 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце Версаля. Венгрия теряла часть территорий. В состав Польши вошли Галиция и Западная Украина. Трансильвания, Буковина и большая часть Баната были отданы Румынии. Рутения перешла к Чехословакии, а Хорватия - к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославии). Территория страны сокращалась в 3, а населения – в 2,5 раза. Численность венгерской армии не должна была превышать 35 тыс. чел. Венгрии запрещалось военную авиацию и танки. Весь морской флот, а также дунайская флотилия перешли в руки стран-победителей. Конференция в Париже санкционировала раздел владений бывшей Османской империи и, по сути, пыталась превратить Турцию в полуколонию. По условиям Севрского договора, заключенного 10 августа 1920 г. в Савре, близ Парижа, территория Турции составляла лишь четвертую часть бывшей Османской империи. Она ограничивалась Малой Азией и небольшой областью вокруг Стамбула. Большая часть европейских владений Турции (часть Фракии с Адрианополем, европейский берег Дарданелл, Галлиполийский полуостров, острова Имроз и Тенедос), а также порт Измир на побережье Эгейского моря передавались Греции. Додеканезские острова (Южные Спориды) переходили к Италии. Владения Турции на Арабском Востоке были поделены между Англией и Францией. Турция признала протекторат Англии над Египтом и Франции над Марокко и Тунисом. Великобритания получила мандаты на управление Палестиной, Ираком и Трансиорданией, а Франция – мандаты на управление Сирией и Ливаном. Кроме того, предполагалось решить вопрос о передаче мандатов на управление двумя областями, входившими в состав Османской империи. В состав первой из них, Армении, предполагалось включить Западную Армению, население которой было почти полностью истреблено в результате геноцида 1915 г., проведенного турками, и Восточную Армению, входившую в состав Российского государства, а в 1918 г. получившую независимость. Второй подмандатной областью должен был стать Курдистан. Проливы Босфор и Дарданеллы передавались под контроль международной комиссии из представителей великих держав. Был установлен международный финансовый контроль над Турцией. Численность турецкой армии не должна была превышать 50 тыс. чел. Военно-морской флот, за исключением 7 сторожевых кораблей и 5 миноносцев, передавался странам-победительницам. Однако в отличие от всех остальных мирных договоров, заключенных в 1919 –1920 гг., Севрский договор не был полностью осуществлен. Национально-освободительное движение привело к свержению власти султана и к образованию национального правительства Турции во главе с Мустафой Кемалем. Новое правительство установило дружественные отношения с Советской Россией. С ее помощью был организован отпор англо-греческим войскам, вторгшимся в Турцию. Турция была провозглашена независимой республикой. Севрский договор фактически был аннулирован и заменен договором, подписанным 24 июля 1923 г. на конференции в Лозанне. Лозаннский договор признал независимость Турции, отменил режим капитуляций и все политические привилегии иностранцев, в том числе иностранный финансовый контроль над нею, возвратил Турции Измир и Восточную Фракию. В составе Турции остались Западная Армения и Курдистан, что помешало их превращению в подмандатные территории. Бывшие турецкие владения на Арабском Востоке (Сирия, Ливан, Ирак, Палестина и Трансиордания) остались подмандатными территориями Франции и Великобритании. Версальский и другие мирные договоры, заключенные в 1919 – 1920 гг., были дополнены новыми договорами, принятыми на Вашингтонской конференции (12 ноября 1921г. – 6 февраля 1922 г.). В работе конференции, призванной решить проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке, приняли участие США, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай и шесть стран, представлявших Британскую империю (Англия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия). Советская Россия и Дальневосточная Республика (ДВР) в Вашингтон приглашены не были. Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам неоднократно протестовал против устранения Советской России как тихоокеанской державы от участия в конференции. Неофициальной делегации ДВР все же удалось попасть в Вашингтон. США, инициаторы созыва конференции, объявили официальной целью ограничение вооружений и решение спорных проблем Дальнего Востока и Тихого океана. Открывая конференцию, президент У. Гардинг торжественно декларировал: "Мы надеемся установить в мире лучший порядок, который вернет миру спокойствие". Однако на самом деле весь ход конференции отражал стремление американской дипломатии взять реванш за свои неудачи в Париже и добиться существенного усиления своей роли в решении ряда важнейших международных проблем. Соединенные Штаты Америки стремились обеспечить для себя руководящее положение в Китае и в бассейне Тихого океана. Выдвинув лозунг ограничения морских вооружений, американская делегация рассчитывала добиться равенства Англии и США в тоннаже военно-морского флота. Наконец, США поставили задачу – не допустить нарушения статус-кво в бассейне Тихого океана. Важным итогом Вашингтонской конференции было заключение трех договоров: 1 )«Трактата четырех держав» (США, Англии, Японии и Франции) о «совместной охране своих прав и интересов в бассейне Тихого океана». Это был пакт четырех держав о совместной защите в этом важном районе земного шара их островных владений и островных территорий. Статья 4 этого договора гласила, что после ратификации «договора четырех держав» теряет силу англо-японский союзный договор, заключенный в 1902 г. 2 ) «Трактат пяти держав» (США, Англии, Японии, Франции и Италии): Американская делегация добилась также установления выгодного для США соотношения тоннажа крупнейших категорий военно-морского флота - линкоров и авианосцев – в пропорции 5:5:3:1,75:1,75. Таким образом, Соединенные Штаты добились установления принципа равенства своего линейного флота с английским и превосходства над японским флотом. Делегация США пыталась распространить это соотношение и на другие категории ВМФ – крейсеры, эсминцы и подводные лодки, но потерпела неудачу. Против этих планов выступила делегация Великобритании. Ограничивался калибр корабельной артиллерии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|