Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Согласно условиям договора было запрещено строительство военно-морских баз на Тихом океане восточнее 110-го меридиана.




3 «Трактат девяти держав» (США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Голландии, Португалии, Китая). Выдвигая проект этого договора, США пытались обеспечить более выгодные для них условия проникновения в Китай. С этой целью американская делегация выступила с лозунгом уважения суверенитета, независимости и. территориальной целостности Китая. Осуждая раздел Китая на сферы влияния, американские представители настаивали на том, чтобы все державы руководствовались в своих отношениях с Китаем принципами "открытых дверей" и "равных возможностей" и в конце концов добились того, что эти принципы были зафиксированы в договоре. Согласно условиям документа, Япония вынуждена была отказаться от ряда преимуществ, которыми она ранее обладала в Китае. Так, например, она отказывалась от исключительного права предоставлять Китаю займы на строительство железных дорог в Маньчжурии, а также посылать туда своих советников. Япония отказывалась от захваченной ею в годы первой мировой войны территории в районе полуострова Шаньдун, которая, во изменение условий Версальского мирного договора, возвращалась Китаю.

Оценка Версальско-Вашингтонскойсистемы. Формирование Версальско-Вашингтонской системы означало международно-правовое оформление итогов первой мировой войны и нового соотношения сил в послевоенном мире.

Версаль стал шагом навстречу реалиям ХХ века, попыткой создания новой модели международных отношений. Рождение Лиги Наций явилось важным этапом на пути формирования международного правового пространства, разработки принципов сотрудничества государств и разрешения конфликтов между ними. Возникло специальное агентство при Лиге Наций для разработки и проведения согласованной политики в отношениях между трудом и капиталом – Международной организации труда (МОТ). Под эгидой Лиги Наций был создан Всеобщий почтовый союз.

Однако усилия великих держав были направлены не столько на кардинальную реформу системы международных отношений в демократическом духе, сколько на сохранение ее основных принципов.

Созданная в соответствии с Версальским договором Лига Наций, статут которой первоначально подписали 44 государства, представляла собой прежде всего европейскую, а не подлинно всемирную организацию. Вне рамок Лиги оставались США, до 1926 г. – Германия, до 1934 г. – СССР.

Творцы Версальской системы развернули борьбу со всем тем, что мешало традиционному функционированию системы международных отношений. Это проявлялось в отношении к Советской России и Германии. Образованная вдоль советской западной границы группа национальных государств – Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния - рассматривалась творцами Версаля как «санитарный кордон против большевизма». Стремясь ослабить своего конкурента – Германию творцы Версальской системы в то же время стремились сохранить в этой стране такой уровень военных сил, который был нужен для выполнения ими внутренних репрессивно-полицейских функций – подавления революционного движения.

Парижская мирная конференция в известной мере пошла навстречу национальным чаяниям ряда народов Европы. Однако передел территорий осуществлялся в этом регионе, как и прежде, без учета всего комплекса сложных социально-политических, экономических, демографических, культурных факторов, не в соответствии с принципами справедливости и даже не с этническими принципами, а по согласованию геополитических интересов великих держав. Так, в состав Румынии были включены территории с венгерским и болгарским населением, что надолго создало между Румынией, с одной стороны, Венгрией и Болгарией - с другой, напряженные отношения. Территориальный передел вызвал острые противоречия также между другими странами Болгарией и Югославией, Италией и Югославией, Австрией и Венгрией, Венгрией и Чехословакией, Чехословакией и Польшей, Литвой и Польшей и т.д. Так, в результате польско-советской войны Польша присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию; развязав вооруженный конфликт с Литвой, оккупировала Вильно и Виленский край, спровоцировала конфликт с чехами из-за Тешина. В целом, с 1919 по 1922 гг. в Центрально-Восточном европейском регионе вспыхнуло не менее 20 малых войн. Непродуманное применение принципа самоопределения превратило его в принцип саморазрушения. Некоторые народы, находившиеся прежде в составе империй Габсбургов и Романовых в угнетенном положении, обрели в новых государствах статус титульных раций и оставили в прежнем, неравноправном положении тех, кому в праве на самоопределение было отказано. Негативные последствия решений, перекроивших карту Европы, ощущаются вплоть до нашего времени]. По образному выражению Э. Хобсбаума, национальные конфликты в 1990-х гг. были «старыми цыплятами Версаля, которые еще развернулись домой, чтобы усесться на свой насест».

Рожденная Версалем мандатная система сохраняла в несколько измененной форме колониальную систему. Произведенный в результате первой мировой войны передел колоний и сфер влияния осуществлялся, как и прежде, по принципу силы. Поэтому он далеко не в равной степени удовлетворил великие державы.

Наибольшие выгоды от Версальской системы получила Великобритания. Германия – ее основной конкурент на некоторое время была выведена из строя. В руки Англии перешли важнейшие германские колонии и ряд бывших турецких владений. Великобритания заняла постоянное место в Совете Лиги Наций и располагала фактически 6 голосами в Ассамблее Лиги, так как членами Лиги Наций стали все британские доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз, а также крупнейшая английская колония - Индия.

Значительные выгоды из Версальской системы извлекла Франция. Она вернула себе Эльзас и Лотарингию, получила Саарский угольный бассейн, мандаты на управление рядом территорий в Африке и на Ближнем Востоке. Франции удалось установить и удерживать в первой половине 20-х гг. решающее влияние в решении ряда европейских проблем. Это влияние подкреплялось наличием сильной сухопутной армии и созданной Францией системой военно-политических союзов. Такие союзы были заключены ею с Бельгией и Польшей. Франция создала также под своей эгидой так называемую Малую Антанту (Чехословакия, Румыния и Королевство сербов, хорватов и словенцев).

В первые послевоенные годы Франция играла решающую роль в решении репарационной проблемы. На конференции в г.Спа (Бельгия) в июле 1920 г. Франция добилась предоставления ей права на получение 52% общей суммы репарационных платежей, в то время как Англия получила 22%, Италия – 10%, Бельгия – 8%. Место председателя в репарационной комиссии дало ей возможность выгодно для себя решить и вопрос об общей сумме репараций с Германии. После долгих споров на конференциях в Хайте, Булони и Брюсселе эта сумма была установлена в размере 226 млрд. золотых марок. Встретив решительное возражение Германии, саботировавшей регулярную выплату репараций, союзные державы пошли на сокращение их общего размера, но по настоянию Франции все же сохранили его на достаточно высоком уровне. На Лондонской конференции в мае 1921 г. объем репарационных платежей Германии был установлен в размере 132 млрд. золотых марок. Отказавшись принять это решение, канцлер Германии К.Ференбах подал в отставку, а его преемник И.Вирт проводил «политику выполнения». В конце 1922 г. новое правительство В.Куно решило бойкотировать выплату репарационных платежей. В ответ 11 января 1923 г. войска Франции и Бельгии оккупировали Рурскую область с целью заставить Германию платить репарации. Французское правительство Р.Пуанкаре вынашивало планы присоединения Рура к Франции. Рурский кризис вызвал волну реваншизма в Германии. Авантюра Пуанкаре не принесла сколько-нибудь положительных результатов и стала поводом для политического кризиса в самой Франции.

Усиление роли Франции в решении европейских проблем обостряло англо-французские отношения. Тем не менее, Великобритания и Франция совместно продолжали выступать против притязаний Соединенных Штатов Америки на руководящую роль в международных делах.

Италия, во главе которой 30 октября 1922 г. стояло фашистское правительство во главе с Муссолини, была недовольна итогами Версаля. 31 августа 1923 г. итальянские части захватили греческий остров Корфу. Поводом послужило убийство на территории Греции итальянских офицеров, входивших в международную группу по демаркации греко-албанской границы. Правительство Италии требовало компенсации от Греции, но использовало ситуацию для «укрепления» международного престижа своей страны. После проведения конференции послов Корфу был очищен от итальянских войск.

Президент США В.Вильсон в Версале потерпел неудачу. Это объяснялось прежде всего тем, тем, что, несмотря на финансовую экономическую мощь Америки, Соединенные Штаты все еще отставали тогда от Великобритании по размерам военно-морского флота, а от Франции – по размерам сухопутной армии. У США еще не было разветвленной систмы военно-политических союзов, которые создавались Францией. Влиятельные политические силы

США, прежде всего, представители оппозиционной республиканской партии, не могли примириться с тем, что Соединенные Штаты оказались «обделенными» в Париже. Действия оппозиции, действующей, в основном, под флагом изоляционизма, привели к тому, что в марте 1920 г. при ратификации Версальского мирного договора в американском сенате документ не собрал необходимого количества голосов. В августе 1921 г. республиканская администрация У.Гардинга заключила сепаратный мирный договор с Германией. В документе было провозглашено, что США будут пользоваться всеми привилегиями, которых им удалось достичь в 1919 г. в Париже, но не признают никаких ограничений, содержавшихся в послевоенной системе мирных договоров. В договоре не содержалось положений о Лиге Наций. С начала 1920-х гг. США взяли курс на финансово-экономические методы проникновения в основные регионы мира, используя в качестве инструмента давления на политику Англии и Франции проблему их военные долгов. Они усиливали свои позиции в Канаде, в странах Центральной, Южной Америки и бассейне Тихого океана. Это приводило к усилению англо-американских противоречий.

Лишь на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг., ставшей как бы продолжением Версаля и в то же время определенной его ревизией, США взяли частичный реванш за неудачи на Парижской конференции. Устанавливалось новое соотношение сил на Дальнем Востоке. Однако гонка вооружений, особенно по тем видам военно-морских судов, строительство которых не было ограничено в Вашингтоне, приняла еще более широкие масштабы. Район Тихого океана и Дальнего Востока по-прежнему оставался очагом крупнейших конфликтов. Сам созыв и решения Вашингтонской конференции, события, связанные с реализацией Севрского договора, и многие другие события 20–30-х гг. свидетельствовали о том, что Версальская система непрочна, что она может лишь на время урегулировать противоречия между державами, но не способна их устранить их. По оценке главы советского правительства В.И.Ленина, «весь этот строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане…».

Действительно, противоречия, заложенные в Версальско-Вашингтонской системе, в конечном счете привели мир ко Второй мировой войне.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...