Искусство эпохи палеолита
(35—10 тыс. до н. э.)
Древнекаменный век, или палеолит — начальный и самый длительный период в истории человечества, в развитии которого можно проследить ряд этапов: древний или нижний палеолит (до 150 тысячелетий до н. э.) средний палеолит (150—35.. тысячелетия до н. э.) и верхний, или поздний палеолит (35—10 тысячелетиядо н. э.) Поздний палеолит — наиболее важный для изучения искусств этап, так как в этовремя окончательно сложилась родовая организация, появилась изобразительная деятельность. Это время рождения первых религиозных воззрений: магии, тотемизма и анимистический представлений. В эту минуту жил непосредственный предок современного человека – кроманьонец. Поздний палеолит делится на периоды, соответвующие поступательному развитию культуры: Ориньяк-Солютрейский (35-20 тысячелетия до н.э.) и Мадлен (20-10 тысячелетия до н.э.). Овладев в предшествующие периоды техникой изготовления примитивных каменных орудий, человек позднего палеолита, совершенствуя навыки, создавал орудия труда все более разнообразными и законченными по форме. Он уже жил не только в созданных природой убежищах, а научился строить из разного материала (дерева, костей, камня) наземные жилища. Наш далекий предок умел уже обрабатывать шкуры животных и делать из них одежду, защищая себя от холода. Сплочение родового коллектива позднего палеолита позволило вести сложную загонную охоту на крупных животных, что было значительным завоеванием человечества. Самым большим успехом в духовной жизни людей этого времени было появление первых и еще очень робких шагов в области изобразительного искусства, памятники которого относятся к началу ориньякской эпохи.
Но еще в эпоху среднего палеолита человек создавал предметы, связанные с духовными потребностями. Это небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными пятнами или с выдолбленными чашечками, расположенными в строгом порядке, найдены они в пещере Ля-Фераси во Франции. Не следует переоценивать значение этих предметов, но они несомненно свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека. В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремневым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком, наносном слое глины на стенах пещеры. Краска наносилась, видимо, какими-то примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем. В его распоряжении были все оттенки охры — желтой, красной, темно-коричневой. Охру (окись марганца) сперва находили и использовали в натуральном виде, позже научились приготовлять, пережигая железную руду. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Рельеф, вырезался на отдельных камнях или на стенах пещеры, где нередко использовались естественные поверхности скалы, напоминающие очертания животных. Еще ранее первобытный художник создавал натуральный макет из шкуры и кожи убитых им животных. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился. Это изображения оленя, мамонта, быка, бизона, лошади, медведя, льва. Кроме животных, в искусстве палеолита встречается изображение человека, преимущественно женщины. Бели изображения на стенах и потолках пещеры иногда достигают натуральной величины, то круглая скульптура делается небольших размеров.
Очень часто настенные росписи создавались в труднодоступных местах пещеры. Такая пещера редко использовалась под жилье. Это может свидетельствовать о том, что эти изображения были связаны с определенными обрядами, имевшими важное значение для первобытного человека. Трудно предположить, что любой член коллектива мог создавать рисунки, скульптуры зверя; вероятно, уже в эту эпоху выделяются отдельные индивидуумы с врожденными способностями к творчеству, что дает нам право условно называть их художниками. Основным районом распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири преимущественно бытовала мелкая пластика, так называемое мобильное искусство. И только на Урале в Каповой пещере сравнительно недавно обнаружены росписи эпохи Мадлен. Другие районы расселения палеолитического человека изучены еще недостаточно хорошо. Ориньяк Солютрейский период (35— 20 тысячелетия до н. э.). Первым стремле-нием что-то изобразить можно считать зигзагообразные полосы на слое глины на стенах пещеры. Полосы эти перекрывают друг друга и, образуя клубки, производят впечатление случайно проведенных прямо рукой по глине. Но для нас они ценны прежде всего тем, что являются, самой первой в истории человечества попыткой что-то запечатлеть. К такого же рода попыткам можно отнести отпечатки рук на стенах пещеры. Краской намазывалась кисть руки и прикладывалась к поверхности или приложенная рука просто обводилась по контуру краской, и изображение заключалось в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что это не случайные отпечатки, а изображения, имеющие магический смысл. Первые же рисунки животных настолько несовершенны, что почти невозможно узнать их породу. Неясно обозначены голова и ноги, пропорции не соблюдены совсем, линия робкая, неуверенная. Но в конце эпохи рисунки делаются более реальными, становится возможным различить, какое именно животное хотел изобразить художник, так как уже нарисованы морда зверя, рога, копыта, иногда обозначена шерсть. Однако автору пропорции еще удаются плохо, например в рисунке на глине из пещеры Сайта-Изабель в Испании. Среди гравированных рисунков этого времени встречаются изображения людей в масках. Звериные маски охотники надевали, видимо, для религиозных обрядов, магических танцев, а может быть, и для участия в самой охоте, маскируясь под животное.
Возможно, что у людей времени Ориньяк были уже какие-то своеобразные, как бы театрализованные представления, носящие магический характер, но в то же время играющие и практическую роль, являясь как бы своеобразной репетицией перед охотой. В этот же период создаются произведения круглой скульптуры из мягких пород камня и кости, всегда небольшого размера — 5—10 см. Кроме животных, в пластике этого времени встречаются изображения женщин, воспроизведенных почти всегда по одному и тому же общему принципу. Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица (за редким исключением), но зато резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Образ матери-прародительницы и в жизни и в творчестве эпохи матриархата играл огромную роль. Женские статуэтки встречаются во многих местах, где жил человек позднего палеолита. Несмотря на малые размеры, все эти фигурки полны внутренней силы, отличаются монументальностью и четким конструктивным построением. Эти качества характерны для скульптур, найденных в Западной Европе. Самой знаменитой считается так называемая Венера Виллендорфская (Вена, Естественно-исторический музей). Отсутствие черт лица в женских изображениях происходит не от невнимательности или неумения, а скорее от задачи, которая выполнялась художником. Черты лица просто были не нужны. В отдельных случаях делалось это достаточно выразительно. Пользуясь весьма скупыми средствами, мастер сумел верно передать в голове из Брассемпуй (Париж, музей Сен-Жермен) облик молодой девушки. Голова женщины из Дольных Вестониц (Брно, Моравский музей) —это не вообще лицо, а определенное с достаточной степенью индивидуальности изображение. Со временем расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, особенно представление о животном мире, который и в этот период остается основной темой творчества. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее. Появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоского контурного рисунка к более объемному изображению, что можно видеть в рисунке головы лани из пещеры Кастильо (Испания). Постигается выразительная возможность красочной линии — голова оленя, пещера Фон-де-Гом (Франция). Встречаются попытки показать животное в различных позах. К концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех. Рисунки, датируемые этим временем, обнаружены были в пещерах Франции (Нио, Ляско, Фон-де-Гом) и Испании (Дела-Пенья, Пасегья).
Мадлен. (20—10 тысячелетия до н. э.). Наивысший расцвет искусства палеолита падает на период Мадлен. Животные остаются главной темой, но изображаются они почти всегда в разных позах, иногда в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися. Бели в период Ориньяк-Солютрейский краски служили только для обведения контура и для заливки отдельных частей, то в период Мадлен краской покрывается все изображение целиком, и постепенно от одноцветной росписи художник переходит к двум, а то и трем цветам различной силы тона, интенсивности. Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де-Гом, Ляско, Руфиньяк) передают животных почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью. Как упоминалось выше, палеолитическая живопись на территории СССР была обнаружена лишь в Каповой пещере на Урале. Здесь была употреблена только одна красная краска. Изображения мамонта и лошади выглядят объемно, живо и правдоподобно. Все животные в эпоху палеолита, как правило, изображены изолированно, не связанными между собой композиционно. Лишь к концу эпохи Мадлен видна попытка группировать фигуры зверей, объединяя их в один сюжет. К лучшим памятникам такого характера относятся изображения группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота около Тейжа (Франция) и табуна лошадей из грота Шаффо (Франция). В способе передачи массы животных виден определенный прием, показывающий умение синтезировать свои впечатления, отбирать главное. Так, например, стадо оленей из грота около Тейжа изображено таким образам, что силуэтом очерчены лишь первые и последние животные, вея же основная масса животных дана много раз повторенными черточками ног и изогнутыми линиями рогов, что хорошо передает впечатление движения большого стада.
В эпоху Мадлен получают дальнейшее развитие круглая скульптура и рельеф. Последний становится выразительнее и большего размера. В Восточной Европе и в Сибири в это время широкое распространение получила мелкая пластика из камня и кости. Кроме большого числа женских статуэток, своеобразно и выразительно решенных (Костенки, Гагарино, Авдеево; в Сибири -Мальта, Буреть), здесь обнаружено много изображений животных, а также и птиц (Мезино на Украине, Мальта в Сибири). Например, фигурки из Мезино представляют, видимо, какую-то хищную птицу с маленькой головой, плотно прижатыми крыльями и длинным хвостом (Киев, Исторический музей Украинской ССР). Гравированные полосы на хвосте несомненно обозначают оперение, орнамент, покрывающий туловище, имеет геометрический линейный рисунок, напоминающий меандр. Подобный орнамент покрывает костяной браслет, найденный на этой же стоянке (Киев, Исторический музей Украинской ССР). Первобытный мастер уверенно нанес сложный узор на широкую костяную пластинку, учтя ее формы и размер. Орнаментальные полосы строго и четко прочерченных зигзагов органически переходят в квадраты меандров. Костяной браслет, имеющий определенные, сознательно выбранные пропорции и тонкий рисунок, хорошо гармонирующий с заданной плоскостью, представляет собой несомненно единое художественное целое. Орнаментальный рисунок на пластинке—это графическое выражение каких-то идей, мыслей, общих представлений, которые переданы с соблюдением определенных, уже сложившихся эстетических норм. Кроме того, мезинский орнамент свидетельствует о хорошо усвоенных человеком количественных и пространственных соотношениях, без которых не могли формироваться и выразительные приемы. Искусство позднего палеолита — это путь упорных поисков правдивой передачи животных как основной, интересующей человека темы. От едва намеченных непропорциональных контуров каких-то зверей эпохи Ориньяк он перешел к красочному изображению полных жизни и экспрессии животных эпохи Мадлен — вершины палеолитического реализма. Одной из особенностей искусства палеолита можно считать умение человека каменного века отобрать главное, выделить основные детали, характеризующие наиболее полно объект изображения. Первобытный художник не только умеет просто выделить нужное, но и вырабатывает в своей творческой практике основные, пусть еще очень примитивные и упрощенные, однако выразительные приемы. В предметах, им созданных, ощущаются гармония, симметрия, ритм; он умеет создавать нужную ему форму, знает специфические возможности краски, может разместить рисунок на заданной поверхности. Все эти достижения и завоевания первобытного художника найдут свою реализацию в искусстве следующих эпох.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|