Заупокойный храм фараона Ментухотепа I в Деир-эль-Бархари. XI династия. 21 в. до н. ». Реконструкция
мира, о слиянии его с этим богом, будучи перенесенным даже на чиновников среднего ранга, необычайно их возвеличивало. Продолжают накапливаться эмпирические знания, особенно в области медицины и математики. Архитектура. В строительной практике первой половины Среднего царства выработался новый тип заупокойного храма. Он представлен одним, но очень ярким примером. Храм, который построил объединитель Египта, фараон Ментухотеп I, в долине Деир-эль-Бахари, на западном берегу Нила, против Фив,— наиболее значительное сооружение периода (рис. 3). Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть его помещений была врублена в скалу. В композиции этого полускального храма были как бы сплавлены два типа гробниц, слились две архитектурные традиции Древнего царства — мемфисская и тоже, очевидно, древняя, но местная, фиванская. Гипостильный зал храма Ментухотепа был огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы вели пологие подъемы — пандусы. Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I, иероглифы на первом ряде колонн были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображавшими сцены войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой и частично за пределами последнего были устроены 6 гробниц женщин семья Ментухотепа I, а их заупокойные молельня были в западной части колонного зала. В различных частях храма найдено еще несколько погребений.
За основной рассмотренной выше частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. Эти части храмового комплекса, так же как и портики первого зада,— характернейшие элементы типичной скальной гробницы фиванских номархов. В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижний храмик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога, длиной в 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на равном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом заупокойного храма, по одной оси со всеми названными помещениями, был расположен огромный парадный двор. По сторонам пандуса, ведущего на крышу нижней террасы к первому гипостильному залу, были устроены среди посаженных здесь деревьев и кустов два больших водоема. На фоне желтовато-белого известняка, из которого храм был построен, издалека выделялись зелень растений, а также благодаря сине-желтой раскраске иероглифические надписи на столбах портиков и многоцветные росписи на стенах за колоннадами. Впечатление строгого гармоничного целого производил этот храм, немного приземистый и тяжеловесный, но в образном отношении очень выразительный благодаря лаконичным, сдержанным архитектурным объемам. Заупокойный храм Ментухотепа 1с его стройным планом, портиками и многоколонными залами был создан в результате творческого претворения многих архитектурных форм и традиций. Он явился как бы переходным сооружением, от которого начала свое развитие храмовая архитектура Нового царства. Первые фараоны XII династии (конец 20 в. до н. э.), укрепив свою власть при помощи энергичной деятельности в хозяйственно-экономической и военной областях, начали осуществлять строительство многочисленных храмов во всех главных городах. Однако следов этой обширной деятельности до нас почти не дошло.
Обелиск, оставшийся от храма фараона Сенусерта I, один из немногих сохранившихся памятников на севере страны, почти у самой Дельты в городе Ону (античном Гелиополе),— свидетельство окончательного сложения этой формы, символизировавшей, как и пирамиды, представления, связанные с почитанием солнца и обожествленного царя, их величие и незыблемость. Обелиск Сенусерта I — тридцатиметровой высоты. Высечен он из одного куска розового гранита. Как и у других обелисков, верхушка его когда-то была обита медными листами, сверкавшими под лучами солнца. Пирамидные комплексы с заупокойным храмом, коридором и входом в долине сооружали и фараоны XII династии: по западному берегу Нила, на территории от древнего города Дашура на севере до Фаюма - нового города в Среднем Египте. Однако эти пирамиды Меньших размеров, чем в эпоху Древнего царства; непрочны были их конструкции и строительные материалы. Они были возведены не сплошной каменной кладкой, а лишь из кирпичных, пересекающихся стенок. Пространство между этими стенами, специально оставленные пустоты засыпали обломками камня, щебнем и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла пирамиды от быстрого разрушения. Во второй половине Среднего царства, при XII династии, в 19—18 вв. до н. э., фараонам удалось решительно преодолеть относительную независимость номархов. Особенно укрепилась царская власть при Сенусерте III и Аменемхете III. При них были завоеваны земли Нубии до второго нильского порога, а для окончательного закрепления на этой территории — осуществлено строительство крепостей с массивными стенами и зубчатыми башнями, например в Семнэ. Лабиринт. При Аманемхете III была завершена ирригационная система в Фаю-ме. В Фаюме же, в районе, где находится современное поселение Хавара, был сооружен около 1800 г. до н. э. погребальный комплекс Аменемхета III, включавший кирпичную пирамиду, облицованную известняковыми плитами, и грандиозный по размерам заупокойный храм площадью в 72 000 кв. м, к сожалению, очень плохо сохранившийся. По масштабам, а также, вероятно* по плану он был новым словом в архитектуре Древнего Египта. Этот храм греки позднее назвали «Лабиринтом»: от тронного имени Аменемхета III — Нимаатра, а по-гречески — Лабир.
Необычайное увеличение роли и, соответственно, масштабов заупокойного храма и пластических изображений фараона произошло в, связи с тем что в эту эпоху усилилось прижизненное возвеличивание владыки страны, а культ обожествленного после смерти царя начади трактовать как культ всего государства. Каждый ном Египта должен был иметь в царском заупокойном храме свою молельню, посвященную этому культу. Город Кахун. При входе в оазис Фаюм от времени XII династии, 19 в» до н. э., сохранились руины так называемого «пирамидного города» Хетхетеп — Сенусерт. Теперь его обычно именуют Кахуном — но названию близлежащего арабского селения. Выросший в пустыне в процессе сооружения пирамиды фараона Сенусерта II, этот комплекс различных гражданских построек дает возможность узнать принцип планировки и других древнегреческих городов. Он четко разграничен, на кварталы посоциальному и имущественному признаку: дворец, обширные усадьбы богатых людей, дома ремесленников, наконец, отделенные от других кварталов глухой стеной, чрезвычайно скученные клетушки-хижины работников, которые были заняты на строительстве пирамиды. Гробницы номархов, знатных людей в номах Среднего Египта, вырезали в известняковых скалах. Сохранились они, например, около современного селения Бени-Хасан, на земле древнеегипетского Антилопьего нома. Фасады — наземные входы этих гробниц высечены в виде портиков с двумя, четырьмя или шестью раскрашенными протодорическими колоннами, а также с колоннами» воспроизводящими пучки стеблей лотосов. В следовавших за портиками нешироких прямоугольных залах два ряда колонн или столбов членили их на три прохода — нефа. Иногда был выделен по высоте средний неф. Очевидно, в этих случаях воспроизводили архитектурные формы, применявшиеся в жилых постройках. В некоторых из гробниц потолкам была придана форма цилиндрических Коробовых сводов, которые поддерживали архитравы, лежащие на столбах.
Скульптура. Царские статуи. Искусство Среднего царства многообразно в стилистическом отношении. В официальных скульптурных изображениях царей, чтобы придать им необходимое величие, использовали средства, проверенные художественной практикой предшествующейэпохиДревнего царства. Фигуры этих статуй делали в общем массивными, монументали-зированными, статичными. Характернейший образец такой скульптуры из столичных фиванских мастерских — хеб-седная статуя фараона Меятухотепа I (XI династия, 21 в. до н. э. Кайр, Египетский музей) из склепа во дворе заупокойного храма в Деир-эль-Бахари. Чрезвычайной мощью дышит плотно «сбитая», геометризированная по форме сидячая фигура царя. Непреклонная воля читается на его энергичном лице с напрягшимися по сторонам рта буграми мускулов. Кроме хеб^седных и заупокойных царских статуй, которые замуровывали в тайниках, с самого начала XII династии скульптурные изображения фараонов начали устанавливать также в храмах и рядом с ними под открытым небом. Такие статуи были посвящены богам и служили для прославления живых владык Египта. В них в образном отношении по-новому — с физиономической конкретностью стали воспроизводить черты лиц фараонов. Ко времени наибольшего возвышения XII династии закрепился тип изваяний с подчеркнуто суровой и напряженной психологической характеристикой. Лица этих статуй проработаны особенно тонко и анатомически достоверно. Для сообщения лицам значительной жизненной выразительности использованы эффекты игры света и тени. Нависшие веки, припухлости под глазами, резкие складки в углах рта, напрягшиеся желваки мышц на щеках, сгущенные тени, залегшие в углублениях в результате такой моделировки,—эти стилистические признаки характеризуют лица статуй фараона Сенусерта III (обсидиан, XII династия, 19 в, до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей и Каир, Египетский музей), а также лица статуй и сфинксов из Таниса фараона Аменемхега III (черный гранит, XII династия, 19 в. до н. э., Ленинград, Эрмитаж; темно-серый гранит, Москва, Музей изобрази- тельных искусств им. А. С. Пушкина и серый гранит, Каир, Египетский музей). Статуи исполнены в традиционно статичных позах; они крепки, подтянуты, дышат спокойной мощью, но чуть более вытянуты по пропорциям, чем фигуры царских статуй эпохи Древнего царства. Промоделированы основные обобщенные массы сильных мышц. На звериных телах сфинксов они слегка «играют» под кожей, и, таким образом, этим статуям в целом сообщено состояние сдержанной энергии. Более конкретно жизненное, чем в эпоху Древнего царства, воплощение образа обожествленного владыки страны выразилось и в том, что начали передавать облик фараона в разном возрасте. Например, статуя из Хавары (желтый известняк, Каир, Египетский музей) представляет фараона Аменемхета III юношей со стройным, легким телом и нежным овалом лица, которое еще не отмечено неумолимыми следами житейских страстей.
В мелкой пластике эпохи Среднего царства из дерева, камня и фаянса — фигурах слуг и даже богов много конкретных, реалистических штрихов. Например, статуэтка богини Исиды с сыном богом Гором (медь, время XII династии, 20 в. до н. э., Берлин, Государственные музеи) представляет собой изображение женщины, кормящей грудью младенца. И в этой скульптуре обобщены формы, что было обычно для всей древнеегипетской пластики. Однако очень естественна поза сидящей: одна нога ее подогнута под себя, а другая согнута коленом вверх, так что на нем удобно лежит голова ребенка. (Малую пластику из местных центров (лучшие ее образцы) отличают несколько более стройные, чем в эпоху Древнего царства, пропорции, немного более мягкие линии, силуэтов. Значительно оживляет эти статуэтки и делает их живописными также раскраска, по-прежнему традиционно передающая локальными участками черный цвет волос, красновато-коричневый или желтоватый цвет кожи обнаженных частей тел, белый цвет льняных опоясаний, но воспроизводящих и орнаменты платьев, рисунок на щитах или пятнистую расцветку шкур животных, то есть более многоплановая. Таковы, в первую очередь, деревянные, полихромно расписанные фигуры носительниц даров из Сиута (XII династия, 19 в. до н. э., Париж, Лувр) и слуг с такой же ношей из Эль-Бершеи (XII династия, 19 в. до н. э., Бостон, Музей изящных искусств), а также деревянные скульптурные группы лучников-нубийцев и воинов-египтян с копьями и щитами из гробницы Месехти (XII династия, 20 в. до н. э., Каир, Египетский музей). Все они характеризуются живым воплощением наиболее типического в облике и движениях персонажей, при неизменном соблюдении каноничных норм передачи: обобщении форм фигур и типизации этнических черт в лицах. Рельефы и росписи. В оформлении интерьеров эпохи Среднего царства наряду с раскрашенными рельефами значительное место уже отводится собственно росписям. Росписи, которые в предыдущую эпоху Древнего царства еще почти не развились, занимали подчиненное рельефам место, являясь в большинстве случаев их расцветкой, в Среднем царстве начали играть самостоятельную роль. Выразительность наиболее официальных рельефов и росписей, выполненных художниками фиванских мастерских, основана на лаконизме силуэтов и обобщенно переданных крупных, декоративно трактованных объемах. Очень типичны в этом отношении части настенной росписи гробницы визиря Антефокера в Фивах — «Танцовщицы» и «Пахота», а также спокойно величавая по своему изобразительному ритму стела Хунена (XI династия, 21 в. до н. э., Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Таковы же рельефы на известняковых саркофагах из Деир-эль-Бахари царицы Кавит (XI династия, 21 в. до н. э., Каир, Египетский музей) и царицы Ашаит (XI династия, 21 в. до н. э., Каир, Египетский музей). (Своеобразные реалистические отклонения — в частностях — от норм главной, наиболее официальной струи древнеегипетского искусства проявились в рельефах и росписях Среднего царства, созданных в основном в ряде центров Среднего Египта. Яркие образцы рельефов и росписей сохранились в гробницах номархов этих земель. Стены гробниц декорированы преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами, что было типично для гробниц знатных людей Древнего царства. Широкое применение росписи, очевидно, было связано с тем, что известняковые скалы во многих пунктах Среднего Египта были мягкими по структуре, не пригодными к рельефу. Кроме того, исполнение росписей было менее трудоемким процессом и, таким образом, обходилось дешевле и могло быть быстрее закончено. Неровности стен предварительно сглаживали слоем грунтовки, давали ей просохнуть и только после этого расписывали. Традиционно большинство их сюжетов: жертвоприношения умершему, сцены жизни в его поместье — охоты, земледельческие работы, пастухи со стадами. Характер эпохи отразился в том, что введены многочисленные сцены битв между номами и изображения осад крепостей. В стилистической трактовке всех композиций неизменны такие традиции Древнего царства, как построчная четкость и мерность распределения изобразительных элементов, а также совмещение разных точек зрения на фигуру или предмет, то есть сложная перспектива. Новая" же эпоха сказывается в большом количестве вариантов композиций, повествующих об одинаковых ситуациях. Таковы многообразно переданные «охоты», «рыбные ловли» и «сельские сцены» в гробницах номархов, вельмож Тхутихотепа, Сенби, Уххотепа — «Сбор папируса», «Тощий пастух» — около современного селения Меир. Дух времени, своеобразные черты жизни номархов отразились и в появлении новых сюжетов. Среди них приход в долину Египта кочевников-азиатов и перевозка крупной статуи номарха, например в росписи гробницы главы Антилопьего нома Хнумхотепа II (XII династия, 20 в. до н.э.). Главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть превращение композиций в собственно живописные. Способствовало этому применение, вместо подчеркнуто интенсивных контурных линий, более тонких и легких, а иногда и отсутствие этой обводки у фигур, предметов, листвы растений. Большая освобожденность творческой фантазии художников местных мастерских, в результате их территориальной отдаленности от официальной придворной «школы» Мемфиса, сказалась также в употреблении чисто живописных приемов: многообразных вариантов цветовых сочетаний, тоновых переходов — оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого* густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зеленого, в нанесении краски мягкими, разнообразными по насыщенности мазками. Так, например, выполнены отличающиеся большой живостью фигура кошки, охотящейся среди зарослей папируса, и фигура удода, сидящего на ветке акации, из сцен охоты и рыбной ловли в гробнице Хнумхотепа П.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|