Искусство эпохи Среднего царства
(21—18 вв. до н. э.)
Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий. Ему предшествовал так называемый первый переходный период — время социальных смут, ослабления центральной власти и нового политического распада Египта (в конце VI династии), его экономического упадка и запустения ирригационной системы страны. К этому привели неограниченный деспотизм фараонов, роскошь господствующих классов и жесточайшая эксплуатация всего населения страны, не коснувшаяся только знати. Наиболее важными последствиями переходного периода были потеря фараонами значительной части земель, считавшихся до того их личной собственностью, а следовательно, утрата и тех материальных богатств, которыми они располагали раньше, а также гораздо большая самостоятельность отдельных правителей областей (номархов), представителей потомственной землевладельческой знати, особенно в Среднем Египте. Районы Среднего Египта были экономически богатыми. Управлявшие ими номархи, которые зачастую одновременно занимали высокие должности визирей, полководцев, наместников Нубии, сосредоточивали в своих руках всю полноту власти. Для них строились храмы и пышно оформленные гробницы, в создании которых принимали участие многочисленные зодчие, скульпторы и живописцы. Поэтому отдельные области Среднего Египта, например Антилопий и Заячий номы, превратились в значительные художественные центры. В течение 21 в. до н. э. шла борьба центральной власти с народными волнениями и между номархами, окончившаяся победой южных номов во главе с правителями города Фив — фараонами XI фиванской династии. Они подчинили себе всю страну и сделали Фивы столицей государства. Новое объединение Египта объективно было необходимо, так как только при централизованном государственном управлении оросительной системой могло успешно развиваться земледелие — основа экономического благосостояния страны. Однако, став властителями всей долины Нила, фиванские фараоны XI династии, как и первые фараоны следующей XII династии, еще остро ощущали непрочность объединения страны и своего положения: борьбу за обособленную власть продолжали вести номархи Среднего Египта, особенно окрепшие в предшествующий период распада государства (переходный).
Для упрочения материальной основы своего престижа фараоны Среднего царства, особенно фараоны XII династии, которая правила с конца 20 в. до н. э. до 1788 года до н. э., были вынуждены снова накапливать земельные богатства. Однако Фивы остались политическим и религиозным центром страны. Ради добычи золота и тех видов сырья, которыми не был богат Египет, фараоны вели захватнические, грабительские войны в Нубии, Палестине и Сирии. Они стремились расширить свои земельные владения путем очень больших ирригационных работ в Среднем Египте — в районе Фаюмского озера. Сеть каналов позволила оросить и оживить таким образом принадлежавшие фараонам земли в Среднем и Северном Египте. Для лучшего руководства этим строительством первый фараон XII династии Аменемхет I даже столицу перенес в Фаюм, древний Иттауи, что значит «захват обеих земель». Внешняя торговля по-прежнему находилась в руках царей, но обмен с Сирией, Палестиной, Нубией благодаря новым условиям жизни и росту производительных сил страны стал гораздо более оживленным. Для облегчения судоходства были сооружены два канала. Один из них провели сквозь скалы Нубии, то есть далеко на юге, В другой канал превратили один из рукавов Нила в нижнем течении могучей реки. Этот нильский рукав соединили с Красным морем.
В связи с напряженной социально-политической обстановкой в стране, а также резким увеличением роли средних слоев рабовладельцев (так называемых «неджесов»— «малых людей») во многом изменились умонастроения древнеегипетского общества. Появились, например, неверие в незыблемость общественного устройства и даже неуверенность в «весомости», «определенности» благ загробной жизни, отразившиеся в ряде классических произведений египетской литературы («Поучение Аменемхета I»— основоположника XII династии его сыну и преемнику Сенусерту I; «Разговор разочарованного со своей душой», «Песнь арфиста» — составлена еще в 22 в. до н. э.; «Повесть о красноречивом крестьянине». Характерно, что некоторые элементы сложного заупокойного культа, бывшие в Древнем царстве достоянием только царей и высшей знати, начали распространяться в эту эпоху и да средние слон рабовладельцев, являясь в условиях того времени одним из их важных завоеваний. Например, представление о претворении умершего в бога Осириса, владыку загробного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|