Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ИСКУССТВО ЭПОХИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА





(21—18 вв. до н. э.)

 

Среднее царство охватывает время прав­ления XI и XII династий. Ему предшест­вовал так называемый первый переходный период — время социальных смут, ослаб­ления центральной власти и нового поли­тического распада Египта (в конце VI ди­настии), его экономического упадка и запустения ирригационной системы стра­ны. К этому привели неограниченный деспотизм фараонов, роскошь господст­вующих классов и жесточайшая эксплуа­тация всего населения страны, не коснув­шаяся только знати.

Наиболее важными последствиями пе­реходного периода были потеря фараона­ми значительной части земель, считавших­ся до того их личной собственностью, а следовательно, утрата и тех материальных богатств, которыми они располагали рань­ше, а также гораздо большая самостоя­тельность отдельных правителей областей (номархов), представителей потомствен­ной землевладельческой знати, особенно в Среднем Египте.

Районы Среднего Египта были экономически богатыми. Управлявшие ими номар­хи, которые зачастую одновременно зани­мали высокие должности визирей, полко­водцев, наместников Нубии, сосредоточи­вали в своих руках всю полноту власти. Для них строились храмы и пышно офор­мленные гробницы, в создании которых принимали участие многочисленные зод­чие, скульпторы и живописцы. Поэтому отдельные области Среднего Египта, например Антилопий и Заячий номы, пре­вратились в значительные художествен­ные центры.

В течение 21 в. до н. э. шла борьба центральной власти с народными волне­ниями и между номархами, окончившаяся победой южных номов во главе с правите­лями города Фив — фараонами XI фиванской династии. Они подчинили себе всю страну и сделали Фивы столицей госу­дарства. Новое объединение Египта объек­тивно было необходимо, так как только при централизованном государственном управлении оросительной системой могло успешно развиваться земледелие — основа экономического благосостояния страны. Однако, став властителями всей долины Нила, фиванские фараоны XI династии, как и первые фараоны следующей XII ди­настии, еще остро ощущали непрочность объединения страны и своего положения: борьбу за обособленную власть продолжа­ли вести номархи Среднего Египта, особен­но окрепшие в предшествующий период распада государства (переходный).



Для упрочения материальной основы своего престижа фараоны Среднего царст­ва, особенно фараоны XII династии, кото­рая правила с конца 20 в. до н. э. до 1788 года до н. э., были вынуждены снова на­капливать земельные богатства. Однако Фивы остались политическим и религиоз­ным центром страны. Ради добычи золота и тех видов сырья, которыми не был богат Египет, фараоны вели захватнические, грабительские войны в Нубии, Палестине и Сирии. Они стремились расширить свои земельные владения путем очень больших ирригационных работ в Среднем Египте — в районе Фаюмского озера. Сеть каналов позволила оросить и оживить таким об­разом принадлежавшие фараонам земли в Среднем и Северном Египте. Для лучшего руководства этим строительством первый фараон XII династии Аменемхет I даже столицу перенес в Фаюм, древний Иттауи, что значит «захват обеих земель».

Внешняя торговля по-прежнему нахо­дилась в руках царей, но обмен с Сирией, Палестиной, Нубией благодаря новым ус­ловиям жизни и росту производительных сил страны стал гораздо более оживлен­ным. Для облегчения судоходства были со­оружены два канала. Один из них провели сквозь скалы Нубии, то есть далеко на юге, В другой канал превратили один из рукавов Нила в нижнем течении могучей реки. Этот нильский рукав соединили с Красным морем.

В связи с напряженной социально-поли­тической обстановкой в стране, а также резким увеличением роли средних слоев рабовладельцев (так называемых «неджесов»— «малых людей») во многом изме­нились умонастроения древнеегипетского общества. Появились, например, неверие в незыблемость общественного устройства и даже неуверенность в «весомости», «опре­деленности» благ загробной жизни, отра­зившиеся в ряде классических произведе­ний египетской литературы («Поучение Аменемхета I»— основоположника XII династии его сыну и преемнику Сенусерту I; «Разговор разочарованного со своей душой», «Песнь арфиста» — составлена еще в 22 в. до н. э.; «Повесть о красноре­чивом крестьянине».

Характерно, что некоторые элементы сложного заупокойного культа, бывшие в Древнем царстве достоянием только царей и высшей знати, начали распространяться в эту эпоху и да средние слон рабовла­дельцев, являясь в условиях того времени одним из их важных завоеваний. Напри­мер, представление о претворении умер­шего в бога Осириса, владыку загробного





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.