Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство эпохи неолита




(6—2 тыс. до н. э.)

Следующая ступень развития человече­ства — неолит — новокаменный век. Про­цесс производства в эпоху неолита, а сле­довательно, и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. От охоты и со­бирательства человек переходит к ското­водству и земледелию именно там, где природные условия способствовали этому. Человек от присваивающих форм произ­водства перешел к производящим.

Относительно быстрое наступление нео­лита прослеживается особенно четко в странах с благоприятными климатически­ми условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Ев­ропы, Урале и Сибири этот процесс про­текал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от ста­рых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2 тысячелетия до н. э.

Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Сверление и полировка камня дают более широкую возможность создания разнообразных форм орудий. Появление и развитие гон­чарного производства и строительного дела говорят об оседлости. Совершенст­вование ткачества свидетельствует о воз­росших материальных потребностях чело­века.

Новые черты общественной жизни лю­дей — усиление родовых общин, укрепле­ние связей между ними, переход от мат­риархата к патриархату, а в конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Еги­пет, Индия) сложение новой формации классового общества — все это было об­условлено общим подъемом производи тельных сил.

Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеоб­щий, имеющий силу для различных обла­стей земного шара, то теперь в искусстве мы видим ярко выраженные локальные особенности, позволяющие отличить нео­лит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т. д. Охарак­теризовать едиными чертами вообще ис­кусство эпохи неолита трудно, а порой и невозможно. Творчество людей, живущих в районах с развитым земледелием, связа­но было с совершенно новыми формами производства, чем в северных лесных об­ластях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства.

Переход в эпоху неолита к производя­щим интенсивным формам хозяйства спо­собствовал более углубленному познанию окружающей природы, что влекло за со­бой стремление к обобщению существую­щих понятий, к появлению представлений о мироздании в целом.

Реалистические изображения палеолита были отражением необходимости хорошо знать зверя. Кроме этого, изображение животных играло немаловажную роль в производственной магии охотников. Жизнь же людей неолита еще зависела от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Человек стал задумы­ваться о явлениях природы, объяснить ко­торые он не мог, поэтому у него склады­вались представления о существовании сверхъестественных невидимых сил, стоящих над ним. Представления эти не могли выливаться ни в один из известных ему реальных образов. Возникла необходи­мость воплотить в искусстве такие обра­зы, как небо, вода, солнце, земля, огонь. В эпоху неолита развиваются условно-ор­наментальные формы изображения, осо­бое распространение получил обычай ук­рашать разные предметы, находившиеся в распоряжении человека.

На художественно оформленных пред­метах начинают особенно широко появ­ляться стилизованные абстрактные моти­вы, складывающиеся в законченный орна­мент. В отвлеченных от натуральной при­роды формах, таких, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика и т. д., чело­век стремился воплотить свои достаточно уже сложные представления и чувства. Фигуры животных, птиц и человека, встречающиеся, например, в украшениях сосудов, стилизуются, превращаясь также в символический знак, разгадать значение которого бывает весьма трудно.

Одной из широко распространенных особенностей жизни и творчества людей неолита было стремление так или иначе украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении. Об этом можно судить, во-первых, по керамике, которую стали по­крывать орнаментом, во-вторых, по дере­вянной утвари, украшенной резьбой. Име­ется еще и косвенное свидетельство того, что ткани также орнаментировались — глиняные женские статуэтки часто покры­ты узорами, ясно воспроизводящими ор­намент ткани.

Орнамент или отдельные знаки-символы выражали определенные религиозно-ми­фологические представления, и украшен­ные ими предметы удовлетворяли эстетическим потребностям людей. Стремление покрыть только что вылепленный сосуд на­сечкой или закончить деревянный черпак утиной головой, а глиняную ложку рас­писать красочным орнаментом означало также обозначение «лица» или «души» определенного предмета. Самого себя че­ловек тоже стремился украсить бусами, браслетами, узорчатыми тканями и выде­лить среди других раскраской тела.

Свойства, которыми был наделен сам человек, он переносил и на природу в це­лом и на предметы.

Несмотря на огромное разнообразие форм и украшений керамики — самого распространенного вида творчества, не­смотря на ясно видимое различие в фор­мах сосудов и характера орнамента различных областей, во всех изделиях этой эпохи отчетливо прослеживаются почти всегда одинаковые приемы и способы на­несения изображения на поверхность предмета. При необходимости украсить сосуд человек имел дело с заданной фор­мой и определенным размером. Первобыт­ный мастер приходил к мысли сперва рас­членить поверхность на определенные участки, прежде всего на горизонтальные полосы, а затем уже в пределах этих по­лос размещать те или иные изображения. Таким образом, построчное размещение орнамента на поверхности сосуда, появив­шееся сразу за изобретением гончарного дела,— результат поисков оптимального, наиболее правильного и простого компо­зиционного решения, к которому приходи­ли люди в разных местах земного шара со­вершенно самостоятельно.

Украшая сосуд, в процессе создания ор­намента художники постигали и вводили в обиход различные типы симметрии. Пов­торяя многократно отдельные элементы узора, строго подчиняли их ясно читаемо­му определенному ритму. Орнаментальные полосы были всегда органически связаны с формой сосуда. Больше того, первобыт­ный гончар всегда стремился орнаментом выявить и подчеркнуть особенность дан­ной формы. Таким образом, не только эмоциями и необходимостью донести смысл руководствовался художник. Мастеру надо было прибегать к расчету, что­бы элементы орнамента точно совпадали и строго соответствовали форме предмета. Все это было результатом неосознанной потребности разобраться в окружающем его мире, привести свои представлений к какому-то равновесию, внести возможную ясность. Это характерно как для сосудов Южной Туркмении (Ленинград, Эрми­таж), так и Передней Азии (Багдад, Иракский музей).

Кроме декоративно-прикладного искус­ства, в эпоху неолита большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки жи­вотных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны, в них почти всегда хорошо передана поро­да животных, хотя мастер часто опериру­ет только лишь отдельными деталями, по­казывая, например, только голову, рога. Стремление передать характерность об­лика зверя реалистическими чертами говорит о преемственности с искусством палеолита.

В пластике неолита продолжают встре­чаться в довольно большом количестве

жене кие, изображений, игравшие, как. и прежде, большую роль в ритуальных обря­дах, связанных с усложнившимся культом плодородия. Приемы передачи форм жен­ской фигуры иные, чем при изображении •животных. В женских фигурах больше условности и схематизма. Очень часто они сведены к некоему условному знаку, хотя в отдельных случаях заметно стремление плавностью линий подчеркнуть, акценти­ровать женственность образа, что ясно видно в фигуре из Южной Туркмении (Ленинград, Эрмитаж) и в трипольской скульптуре, найденной около села Верховицы (Ленинград, Эрмитаж).

На территории СССР самые ранние зем­ледельческие культуры складываются в 6 тысячелетии до н. э. в Средней Азии (Туркмения, район Каракумов) и в 4 ты­сячелетии до н. э. на Правобережной Ук­раине (Триполье). На истории обоих этих районов прослежены этапы становле­ния, расцвета и постепенного перехо­да неолитической культуры в культуру

бронзы.

Триполъская культура. Древние трипольцы селились преимущественно на вы­соких берегах рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, располо­женных почти концентрически вокруг центральной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок. Пол и верхняя часть стен с вы­ступами, игравшими роль лежанок или столов, были обмазаны. Часть наружных и внутренних стен была покрыта росписью. Крыши делались двускатными. Расписан­ные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, иногда рассчитанного на две-три семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосред­ственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвен­ники. Рядом, в нескольких случаях, най­дены были женские статуэтки, иногда раз­битые. По всей вероятности, все это было связано с культом очага, огня или с куль­том женщины — покровительницы рода.

Древние трипольцы занимались земле­делием и частично скотоводством. Им при­ходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что все это было хорошо организовано и нала­жено, говорит огромное количество разно­образной глиняной утвари (Ленинград, Эрмитаж), обнаруженной на поселениях. Здесь были найдены большие толстостенные лепные грубые корчаги, в которых хранилось зерно или заквашивалось моло­ко, и маленькие стаканчики с тонкими стенками для питья. Очень часто встреча­ются горшки, чрезвычайно напоминающие по форме современные чугуны. Плоские, широкие открытые миски с расписным дном служили столовой посудой. Встреча­ются вазы на высоких, довольно массив­ных подставках. Трипольцы делали сосу­ды мягких, округлых форм разной вели­чины.

Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой, хорошо отмученной и обожженной глины. Разнообразный, но всегда состоящий из спиралевидных, туго и напряженно закрученных линий орнамент наносился красной, белой и чер­ной красками. По разнообразию форм со­судов, по законченности, найденности и красочности орнамента триполыжая кера­мика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Подобный орнамент, образо­ванный из овальных форм и волнистых линий, покрывал и стены домов и ткань одежды.

Искусство племен лесных районов Ев­ропы и Азии. Как говорилось выше, в се­верных лесных районах Европы и Азии становление неолитической культуры шло гораздо медленнее я силу природных усло­вий. Поэтому развитие производства и всех форм идеологии задерживалось, а в творчестве сохраняются традиции на­скального искусства палеолита. Но прояв­ления новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: по-но­вому обрабатываются каменные орудия, совершенствуется лук, изобретается кера­мика, улучшается строительное дело. Усложнилось представление о заупокой­ном мире, укрепилась родовая организа­ция.

Широкое распространение получили здесь петроглифы — наскальные изобра­жения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесенные краской (Урал).

На территории СССР петроглифы встре­чаются на севере европейской части, на Кольском полуострове, Онежском озере и Белом море, на Урале (река Вишера) и почти по всей Сибири (по течениям Ангары, Лены, Томи, Енисея, Амура, на побе­режье Байкала, на Камчатке, на Чукот­ском полуострове). Во всех этих районах неолитические охотники оставили живые, выразительные изображения животных, главным образом тех, на которых они охотились. Это олени, лоси, медведи, песцы, водоплавающие птицы, рыбы. Среди пет­роглифов, особенно часто на северо-восто­ке Европы, попадаются многофигурные сцены.

Несмотря на трудность техники нанесе­ния изображения, позволяющей дать жи­вотное только в профиль, без деталей и всегда плоскостно, воспроизводимые обра­зы отличаются правдивостью, выразитель­ностью и остро схваченной характерно­стью. Многие животные были переданы в движении.

Кроме вышеперечисленных общих, черт, их еще объединяет выбор мест нанесе­ния. Первобытный художник выбирал для своих произведений открытые, чаще отвесные скалистые выступы, располо­женные в непосредственной близости от воды.

Животные, например в Сибири, идут всегда в одном направлении, в одинако­вом порыве вперед. Это длинные верени­цы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки, созданные разными мастерами в разное время (на протяжении нескольких тысячелетий), характеризуются удиви­тельной общностью трактовки, но в то же время каждый район распространения петроглифов имел свои локальные черты. Кроме животных, в петроглифах показан и человек, но по силе выразительности эти образы уступают изображениям зве­ря, хотя всегда понятно, что хотел пере­дать художник. Пример тому — фигура лыжника из Норвегии (провинция Норд-ленд).

Довольно часто можно встретить плы­вущие всегда в одном направлении лодки с гребцами. В разных местах лодки изоб­ражаются разной конфигурации, что еще раз свидетельствует о локальности отдель­ных центров (Скандинавия, Кольский по­луостров). Носы лодок обычно украшены головами лося, что может быть косвенным доказательством существования у неоли­тических племен искусства резьбы по де­реву.

Мелкая скульптура из дерева и кости в значительном количестве сохранилась на Урале, в Западной и Восточной Сибири. Целые фигуры и отдельные головы живот­ных, открытые здесь, отличаются вырази­тельностью и лаконизмом трактовки.

Кроме круглой скульптуры, на Урале в торфяниках Свердловской области была обнаружена деревянная утварь, украшен­ная головами птиц и зверей. Это были, на­пример, ковши ложки, рукоятки которых были вырезаны в виде голов водопла­вающих птиц. Это предметы с абсолютно точно найденной формой, выполняющей практическую задачу, и в то же время эта форма как нельзя вернее передает очерта­ние водоплавающей птицы (ковш, Москва, Исторический музей).

Неолитическое искусство охотников бы­ло развито и за пределами Советского Со­юза Петроглифы, как упоминалось выше, встречаются по всему северу Европы, в том числе много их в Скандинавских стра­нах (Норвегия, провинция Нордленд).

Наскальные росписи Сахары. Росписи на скалах эпохи неолита в большом количестве обнаружены в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара). Сде­ланные преимущественно несколькими красками, они передают чаще всего много-фигурные сцены с участием человека и животных. В передаче пропорций фигуры, движения, деталей часто выявляется чет­кое стремление следовать анатомически верному строению тела, желание точно передать определенную позу, жест. Неоли­тическое наскальное искусство в целом продолжает традицию искусства палеоли­та, но в росписях Сахары виден гораздо более значительный интерес к изображе­нию человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...