Искусство эпохи неолита
(6—2 тыс. до н. э.) Следующая ступень развития человечества — неолит — новокаменный век. Процесс производства в эпоху неолита, а следовательно, и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. От охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию именно там, где природные условия способствовали этому. Человек от присваивающих форм производства перешел к производящим. Относительно быстрое наступление неолита прослеживается особенно четко в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Европы, Урале и Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2 тысячелетия до н. э. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Сверление и полировка камня дают более широкую возможность создания разнообразных форм орудий. Появление и развитие гончарного производства и строительного дела говорят об оседлости. Совершенствование ткачества свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Новые черты общественной жизни людей — усиление родовых общин, укрепление связей между ними, переход от матриархата к патриархату, а в конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложение новой формации классового общества — все это было обусловлено общим подъемом производи тельных сил. Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим ярко выраженные локальные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т. д. Охарактеризовать едиными чертами вообще искусство эпохи неолита трудно, а порой и невозможно. Творчество людей, живущих в районах с развитым земледелием, связано было с совершенно новыми формами производства, чем в северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства.
Переход в эпоху неолита к производящим интенсивным формам хозяйства способствовал более углубленному познанию окружающей природы, что влекло за собой стремление к обобщению существующих понятий, к появлению представлений о мироздании в целом. Реалистические изображения палеолита были отражением необходимости хорошо знать зверя. Кроме этого, изображение животных играло немаловажную роль в производственной магии охотников. Жизнь же людей неолита еще зависела от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Человек стал задумываться о явлениях природы, объяснить которые он не мог, поэтому у него складывались представления о существовании сверхъестественных невидимых сил, стоящих над ним. Представления эти не могли выливаться ни в один из известных ему реальных образов. Возникла необходимость воплотить в искусстве такие образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь. В эпоху неолита развиваются условно-орнаментальные формы изображения, особое распространение получил обычай украшать разные предметы, находившиеся в распоряжении человека. На художественно оформленных предметах начинают особенно широко появляться стилизованные абстрактные мотивы, складывающиеся в законченный орнамент. В отвлеченных от натуральной природы формах, таких, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика и т. д., человек стремился воплотить свои достаточно уже сложные представления и чувства. Фигуры животных, птиц и человека, встречающиеся, например, в украшениях сосудов, стилизуются, превращаясь также в символический знак, разгадать значение которого бывает весьма трудно.
Одной из широко распространенных особенностей жизни и творчества людей неолита было стремление так или иначе украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении. Об этом можно судить, во-первых, по керамике, которую стали покрывать орнаментом, во-вторых, по деревянной утвари, украшенной резьбой. Имеется еще и косвенное свидетельство того, что ткани также орнаментировались — глиняные женские статуэтки часто покрыты узорами, ясно воспроизводящими орнамент ткани. Орнамент или отдельные знаки-символы выражали определенные религиозно-мифологические представления, и украшенные ими предметы удовлетворяли эстетическим потребностям людей. Стремление покрыть только что вылепленный сосуд насечкой или закончить деревянный черпак утиной головой, а глиняную ложку расписать красочным орнаментом означало также обозначение «лица» или «души» определенного предмета. Самого себя человек тоже стремился украсить бусами, браслетами, узорчатыми тканями и выделить среди других раскраской тела. Свойства, которыми был наделен сам человек, он переносил и на природу в целом и на предметы. Несмотря на огромное разнообразие форм и украшений керамики — самого распространенного вида творчества, несмотря на ясно видимое различие в формах сосудов и характера орнамента различных областей, во всех изделиях этой эпохи отчетливо прослеживаются почти всегда одинаковые приемы и способы нанесения изображения на поверхность предмета. При необходимости украсить сосуд человек имел дело с заданной формой и определенным размером. Первобытный мастер приходил к мысли сперва расчленить поверхность на определенные участки, прежде всего на горизонтальные полосы, а затем уже в пределах этих полос размещать те или иные изображения. Таким образом, построчное размещение орнамента на поверхности сосуда, появившееся сразу за изобретением гончарного дела,— результат поисков оптимального, наиболее правильного и простого композиционного решения, к которому приходили люди в разных местах земного шара совершенно самостоятельно.
Украшая сосуд, в процессе создания орнамента художники постигали и вводили в обиход различные типы симметрии. Повторяя многократно отдельные элементы узора, строго подчиняли их ясно читаемому определенному ритму. Орнаментальные полосы были всегда органически связаны с формой сосуда. Больше того, первобытный гончар всегда стремился орнаментом выявить и подчеркнуть особенность данной формы. Таким образом, не только эмоциями и необходимостью донести смысл руководствовался художник. Мастеру надо было прибегать к расчету, чтобы элементы орнамента точно совпадали и строго соответствовали форме предмета. Все это было результатом неосознанной потребности разобраться в окружающем его мире, привести свои представлений к какому-то равновесию, внести возможную ясность. Это характерно как для сосудов Южной Туркмении (Ленинград, Эрмитаж), так и Передней Азии (Багдад, Иракский музей). Кроме декоративно-прикладного искусства, в эпоху неолита большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки животных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны, в них почти всегда хорошо передана порода животных, хотя мастер часто оперирует только лишь отдельными деталями, показывая, например, только голову, рога. Стремление передать характерность облика зверя реалистическими чертами говорит о преемственности с искусством палеолита. В пластике неолита продолжают встречаться в довольно большом количестве жене кие, изображений, игравшие, как. и прежде, большую роль в ритуальных обрядах, связанных с усложнившимся культом плодородия. Приемы передачи форм женской фигуры иные, чем при изображении •животных. В женских фигурах больше условности и схематизма. Очень часто они сведены к некоему условному знаку, хотя в отдельных случаях заметно стремление плавностью линий подчеркнуть, акцентировать женственность образа, что ясно видно в фигуре из Южной Туркмении (Ленинград, Эрмитаж) и в трипольской скульптуре, найденной около села Верховицы (Ленинград, Эрмитаж).
На территории СССР самые ранние земледельческие культуры складываются в 6 тысячелетии до н. э. в Средней Азии (Туркмения, район Каракумов) и в 4 тысячелетии до н. э. на Правобережной Украине (Триполье). На истории обоих этих районов прослежены этапы становления, расцвета и постепенного перехода неолитической культуры в культуру бронзы. Триполъская культура. Древние трипольцы селились преимущественно на высоких берегах рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, расположенных почти концентрически вокруг центральной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок. Пол и верхняя часть стен с выступами, игравшими роль лежанок или столов, были обмазаны. Часть наружных и внутренних стен была покрыта росписью. Крыши делались двускатными. Расписанные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, иногда рассчитанного на две-три семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосредственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвенники. Рядом, в нескольких случаях, найдены были женские статуэтки, иногда разбитые. По всей вероятности, все это было связано с культом очага, огня или с культом женщины — покровительницы рода. Древние трипольцы занимались земледелием и частично скотоводством. Им приходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что все это было хорошо организовано и налажено, говорит огромное количество разнообразной глиняной утвари (Ленинград, Эрмитаж), обнаруженной на поселениях. Здесь были найдены большие толстостенные лепные грубые корчаги, в которых хранилось зерно или заквашивалось молоко, и маленькие стаканчики с тонкими стенками для питья. Очень часто встречаются горшки, чрезвычайно напоминающие по форме современные чугуны. Плоские, широкие открытые миски с расписным дном служили столовой посудой. Встречаются вазы на высоких, довольно массивных подставках. Трипольцы делали сосуды мягких, округлых форм разной величины. Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой, хорошо отмученной и обожженной глины. Разнообразный, но всегда состоящий из спиралевидных, туго и напряженно закрученных линий орнамент наносился красной, белой и черной красками. По разнообразию форм сосудов, по законченности, найденности и красочности орнамента триполыжая керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Подобный орнамент, образованный из овальных форм и волнистых линий, покрывал и стены домов и ткань одежды.
Искусство племен лесных районов Европы и Азии. Как говорилось выше, в северных лесных районах Европы и Азии становление неолитической культуры шло гораздо медленнее я силу природных условий. Поэтому развитие производства и всех форм идеологии задерживалось, а в творчестве сохраняются традиции наскального искусства палеолита. Но проявления новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: по-новому обрабатываются каменные орудия, совершенствуется лук, изобретается керамика, улучшается строительное дело. Усложнилось представление о заупокойном мире, укрепилась родовая организация. Широкое распространение получили здесь петроглифы — наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесенные краской (Урал). На территории СССР петроглифы встречаются на севере европейской части, на Кольском полуострове, Онежском озере и Белом море, на Урале (река Вишера) и почти по всей Сибири (по течениям Ангары, Лены, Томи, Енисея, Амура, на побережье Байкала, на Камчатке, на Чукотском полуострове). Во всех этих районах неолитические охотники оставили живые, выразительные изображения животных, главным образом тех, на которых они охотились. Это олени, лоси, медведи, песцы, водоплавающие птицы, рыбы. Среди петроглифов, особенно часто на северо-востоке Европы, попадаются многофигурные сцены. Несмотря на трудность техники нанесения изображения, позволяющей дать животное только в профиль, без деталей и всегда плоскостно, воспроизводимые образы отличаются правдивостью, выразительностью и остро схваченной характерностью. Многие животные были переданы в движении. Кроме вышеперечисленных общих, черт, их еще объединяет выбор мест нанесения. Первобытный художник выбирал для своих произведений открытые, чаще отвесные скалистые выступы, расположенные в непосредственной близости от воды. Животные, например в Сибири, идут всегда в одном направлении, в одинаковом порыве вперед. Это длинные вереницы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки, созданные разными мастерами в разное время (на протяжении нескольких тысячелетий), характеризуются удивительной общностью трактовки, но в то же время каждый район распространения петроглифов имел свои локальные черты. Кроме животных, в петроглифах показан и человек, но по силе выразительности эти образы уступают изображениям зверя, хотя всегда понятно, что хотел передать художник. Пример тому — фигура лыжника из Норвегии (провинция Норд-ленд). Довольно часто можно встретить плывущие всегда в одном направлении лодки с гребцами. В разных местах лодки изображаются разной конфигурации, что еще раз свидетельствует о локальности отдельных центров (Скандинавия, Кольский полуостров). Носы лодок обычно украшены головами лося, что может быть косвенным доказательством существования у неолитических племен искусства резьбы по дереву. Мелкая скульптура из дерева и кости в значительном количестве сохранилась на Урале, в Западной и Восточной Сибири. Целые фигуры и отдельные головы животных, открытые здесь, отличаются выразительностью и лаконизмом трактовки. Кроме круглой скульптуры, на Урале в торфяниках Свердловской области была обнаружена деревянная утварь, украшенная головами птиц и зверей. Это были, например, ковши ложки, рукоятки которых были вырезаны в виде голов водоплавающих птиц. Это предметы с абсолютно точно найденной формой, выполняющей практическую задачу, и в то же время эта форма как нельзя вернее передает очертание водоплавающей птицы (ковш, Москва, Исторический музей). Неолитическое искусство охотников было развито и за пределами Советского Союза Петроглифы, как упоминалось выше, встречаются по всему северу Европы, в том числе много их в Скандинавских странах (Норвегия, провинция Нордленд). Наскальные росписи Сахары. Росписи на скалах эпохи неолита в большом количестве обнаружены в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара). Сделанные преимущественно несколькими красками, они передают чаще всего много-фигурные сцены с участием человека и животных. В передаче пропорций фигуры, движения, деталей часто выявляется четкое стремление следовать анатомически верному строению тела, желание точно передать определенную позу, жест. Неолитическое наскальное искусство в целом продолжает традицию искусства палеолита, но в росписях Сахары виден гораздо более значительный интерес к изображению человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|