Исскусство эпохи Древнего царства
(28 – 23 вв. до н. э.)
Период Древнего царства — это время образования примитивного рабовладельческого общества с классами потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, свободных общинников — земледельцев, ремесленников и рабов. Одновременно это эпоха окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В период IV—V династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства. Неограниченная власть фараонов была основана на земельных богатствах и эксплуатации огромной массы обращенных в рабство военнопленных. Деспотическая власть царя над свободными лишь формально общинниками поддерживалась обожествлением личности фараона. Обычным его титулом стал «бог благой». Заупокойный культ в Древнем царстве получил дальнейшее развитие, особенно в связи с культом обожествленного царя. Но к концу Древнего царства сила фараонов, их экономические возможности были уже значительно подорваны усиленной раздачей земель знатному чиновничеству, окружавшему их. Роскошь, присущая царскому двору, сделалась достоянием и вельмож. В то же время остальное население страны подвергалось жесточайшей эксплуатации, в первую очередь, в связи с храмовым и гробничным строительством. Архитектура. Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из кирпича и дерева не сохранилась и от этой эпохи. О том, какой вид имели жилые дома Древнего царства, мы можем судить (как и для периода Раннего царства) только по косвенным указаниям: по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек—по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах.
Надземная часть мастаба — погребений знати — сохраняла облик и планировку, сложившиеся к концу Раннего царства. Внутри надземной части наиболее крупных мастаб, которые уже целиком выкладывали из плит известняка, бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати. Желание фараонов всемерно утверждать свою деспотическую власть нашло ярчайшее выражение не только в создании прижизненного культа их личности, но и в стремлении сделать царские усыпальницы преобладающими по размерам, по образу над всеми остальными. Однако простое увеличение площади мастаба фараонов, то есть в одной плоскости — по горизонтали, скоро перестало служить задаче возвеличивания обожествленного после смерти царя.
1. Пирамидный ансамбль фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотев III династия. 28 в. до н. э. Реконструкция
Выработке определенных, заданных образных архитектурных форм, а также развитию строительной техники особенно способствовало строительство в эпоху Древнего царства грандиозных царских усыпальниц, на которые были употреблены колоссальные общегосударственные средства. Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилась мысль об увеличении их по вертикали. Так называемая ступенчатая пирамида — усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 2800 г. до н. э.) (рис. 1), созданная зодчим Имхотепом, была первым значительным каменным сооружением, в вертикальной композиции которого воплотилась эта идея. Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, в чем можно видеть еще следование традиционному плану мастаба. Блестяще выполнена ее кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к Центру пирамиды и поэтому очень устойчивы. Но пирамида не одиноко возвышалась над песками пустыни, прикрывая своей кладкой нахо бразовало сложный, но гармоничный по архитектурным формам ансамбль. Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных и*, блоков белого известняка. Ее оживляли лопатки, ритмично выступавшие на равном расстоянии друг от друга. Не случайно зодчего Имхотепа до конца истории Древнего Египта почитали как одного из первых строителей каменных зданий, астронома и врача.
Но в целом ряде деталей пирамиды Джосера и окружающих ее построек в камне использованы приемы кирпичного и деревянного строительства. Это небольшого размера, как кирпич, известняковые блоки кладки самой пирамиды; лопатки на стенах, типичные для кирпичных сооружений; объемно вырезанные на каменных потолочных плитах балки как бы деревянного перекрытия. Все эти детали помогают реконструировать здания из кирпича, дерева и тростникового плетения, которые не дошли до нас. В ансамбле пирамиды, в молельнях и дворах, впервые встречаются полуколонны вполне развитой формы: папирусообразные — с капителью в виде обобщенно переданной раскрытой метелки папируса, лотосообразные — с капителью в виде стилизованного цветка лотоса, а также так называемые протодорические, которые представляют собой переданную в камне связку стеблей тростника. Полуколонны эти не являлись отдельно стоящими несущими элементами архитектурной конструкции. Они были единым целым с каменными блоками кладки стен. Таким образом, новые элементы каменной архитектуры еще служили, в первую очередь, своеобразной смысловой декорацией, основанной на введении в постройку изображений растений, считавшихся в Древнем Египте священными,— папируса и лотоса. Стены некоторых погребальных помещений были декорированы своеобразными панно из зеленых фаянсовых плиток, цвет и рельефный рисунок которых тоже воспроизводят плетенку из тростника. Большое значение пирамиды Джосера состоит в том, что она была первой в целом ряде надгробных сооружений, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды. В период IV династии, в 28 в. до н. э., дальнейшим постепенным развитием формы монументального надгробия от ступенчатой пирамиды к классическому ее варианту явились пирамиды фараона Снофру, возведенные в Дашуре, и достроенная им пирамида од-ного из фараонов III династии в Медуме. В заупокойном храме одной из дашур-ских пирамид перекрытия поддерживали уже совершенно свободно стоящие столбы — истинные опоры архитектурной конструкции.
Знаменитые пирамиды 27 в. до н. э. в Гизе последовательно правивших фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хеф-рен, Микерин, являются следующим логическим эвеном в этой цепи построек. В пирамидах в Гизе идея величия и мощи, всеобъемлющая и всеподавляющая, нашла свое наиболее полное воплощение. -В то же время пирамиды являются памятниками архитектуры, формы и пропорции которых необычайно отработаны, найдены, четки и лаконичны, а тем самым и предельно выразительны. Самая значительная по размерам пирамида Хеопса была, вероятно, построена архитектором Хемиуном, племянником этого царя. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамиды Хеопса (как и пирамид Хефрена и Микерина) основаны на пропорциях «золотого сечения». Она имела 146,6 м в высоту, а длина каждой стороны ее квадратного основания— 233 м. Эту пирамиду строили двадцать лет, а десять лет до этого прокладывали дорогу для подвозки каменных глыб от каменоломен. Зодчий, создавший архитектурный ансамбль Хеопса, смело использовал все возможности, которые дают твердые породы камня. Вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера, вторившей кирпичной, здесь были применены крупные блоки камня, безупречно пригнанные друг к другу.Пирамида сложена без какого-либо связующего материала, из блоков известняка, около 2,5 т весом каждый, а некоторые блоки весили по 30 т. Всего на сооружение пирамиды было употреблено более 2 300 000 таких блоков. Они чрезвычайно плотно пригнаны друг к другу и держатся на своих местах силой собственной тяжести. Вся поверхность пирамиды была первоначально покрыта отполированными известняковыми плитами (рис. 2).
2. Вертикальный разрез пирамиды Хеопса в Гизе. Зодчий Хемиун. IV династия. 27 в до н. э. Гранитный саркофаг с мумией царя был помещен в. небольшой камере, особенно незначительной по сравнению с массой всей пирамиды. В погребальную камеру, выложенную гранитом, ведут узкие коридоры от входа на северной стороне пирамиды. Непосредственно к камере подводит так называемая Большая галерея, 50 м длиной, облицованная известняковыми плитами, которые вверху, на потолке, выступая друг над другом, нависают подобно ложному своду. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов кладки и равномерно распределить его, был придуман своеобразный технический прием: над потолком усыпальницы была устроена разгрузочная камера. В древности пирамиды не были оторваны от берега реки, как теперь. Каждая имела у своего подножия заупокойный храм, а у самого Нила, куда подъезжали, переправясь с его восточного берега,— второй храм. От этого храма, преддверия к пирамиде, вел длинный крытый коридор, поднимавшийся по склону Ливийского плоскогорья и освещавшийся через проемы в потолке. Один из таких нижних заупокойных храмов был раскопан у пирамиды Хефрена. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массивные гранитные прямоугольные столбы. В этом колонном зале получены красочные эффекты от сочетания отлично полированного камня разных пород. Стены и пассивные опоры архитравов сделаны из блоков розового гранита, пол выложен плитами белого известняка, статуи самого Хефрена, стоявшие вдоль стен, высечены из черно-зеленого диорита. Большой сфинкс. Рядом с этим храмом находится уникальная фигура гигантского сфинкса, так называемый Большой сфинкс (около 60 м длины), изображающий, может быть, Хефрена в образе льва с человеческой головой в царском платке. Высеченная в основной своей части из выдававшегося здесь скального выступа, фигура дополнена с боков и спереди (лапы) кладкой из блоков того же известняка. Монументальностью пропорций и масс, статикой позы, величавостью образа Большой сфинкс вторит всему ансамблю пирамид. Сфинксы значительно меньшего размера были установлены по сторонам двух прямоугольных входов в нижний заупокойный храм Хефрена. Пирамиды производят величественное, даже подавляющее впечатление. Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада, с неограниченной, деспотической властью обожествленного царя, с представлением о загробной жизни и связанным с ним заупокойным культом, как эти гигантские надгробия.
Каждая из пирамид в Гизе — «вечное жилище» фараона — была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба придворных. Пирамиды V династии в Абусире (26— 25 вв. до н. э.). Строительство грандиозных пирамид IV династии сильно подорвало экономику страны. Фараоны новой, V династии, пришедшей к власти около 2700-х годов до н. э., могли строить себе пирамиды только из небольших блоков камня, а «частично из бута, не более 70 м в высоту. Но зато в этот период гораздо большее значение приобрели заупокойные храмы. Увеличились их размеры, на стенах помещали рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя, его победы над врагами. Перекрытия залов и галерей, окружающих дворы, теперь поддерживают пальмовидные колонны и колонны в виде связок стеблей лотосов и нераспустившегося папируса. Такие колонны стали позднее наиболее характерными для египетской храмовой архитектуры. Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии. Она имела на берегу Нила заупокойный храм, от которого крытый коридор с верхним освещением вел к многоколонному, так называемому гипостильному залу. В нем, а также в портале и так называемом перистильном дворе или зале, окруженном колоннадой, впервые были использованы «растительные» колонны с капителями в форме бутонов лотоса и папируса, а также колонны, изображающие стволы финиковой пальмы, Эти так называемые пальмовидные колонны имеют капители в форме пышной раскидистой кроны пальмы, окрашенной зеленым. Их круглые базы, как бы изображая землю, были выкрашены черным. Колонны в храме Сахура, как и в ансамбле Хефрена, имеют конструктивное назначение, играют роль опор; несущих потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора-зала, открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах. Солнечный храм Ниусерра (посвященный богу солнца Ра) в Абусире времени правления фараона V династии Ниусерра является единственной храмовой постройкой Древнего царства иного типа, сохранившейся до нашего времени настолько, что оказалось возможным ее реконструировать. Храм-портал в долине у берега Нила, длинный крытый коридор и второй — верхний храм подводили к этому своеобразному культовому сооружению. Оно представляло собою огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам. Посреди двора на постаменте в виде усеченной пирамиды возвышался предмет поклонения. Это был символ бога, что фигура Микерина находится в центре группы, подчеркивает главенствующую роль царя. Кеглеобразная корона и четкая вертикаль его выдвинутой вперед левой ноги делают Микерина зрительно как бы выше богинь. Крепки и полны жизненных сил эти три фигуры из серо-зеленого шифера. Уверенно и твердо выступает обожествленный, прекрасный телом царь в сопровождении родственных ему и оказывающих покровительство богинь. Ясными силуэтами рисуются фигуры на фоне оставленной за их спинами прямоугольной стелы, части того каменного блока, из которого композиция высечена. Этот прием — включение архитектурного элемента— придает скульптурной группе особо строгую организованность и монументальность. Так же торжественны и величавы культовые статуи ближайших царских родственников и приближенных. При аналогичной идеализации тел в лицах скульптур портретное сходство передано более конкретно, с меньшей долей идеализации. Замечательными примерами таких изваяний являются известняковые раскрашенные парные статуи сына фараона 1Снофру - Рахотепа и его жены Нофрет (из гробницы Рахотепа в Медуме, IV династия, 28'в. до н, э., Каир, Египетский музей). Крепкие, полные здоровой силы фигуры супругов переданы сидящими на тронах строгой, кубообразной формы. Высокие прямые спинки тронов, окрашенные в белый цвет, образуют фон, который особенно оттеняет спокойствие и равновесие поз сидящих, сдержанность и застылость движений рук, прижатых к груди и положенных на колени. Лица Рахотепа и Нофрет спокойны, но серьезны. Их инкрустированные глаза широко открыты. Взгляд их направлен вперед и чуть вверх. Тень легкого напряжения лежит на их лицах. Они как бы ждут мгновения встречи с вечной жизнью, в которую так верили древние египтяне. Несомненно, эти две статуи относятся к той группе скульптурных изображений, которые назывались в эпоху Древнего царства «статуи согласно жизни». Эти произведения наиболее точно воплощали главное в образе человека; И звестняковая окрашенная статуя зодчего Хемиуна, внука фараона Снофру (из его гробницы в Саккара, IV династия, 27 в. до н. э., Гильдесгейм, музей Пели-цейса), торжественна и исполнена величавого достоинства. Вся она вылеплена очень конкретно: двойной подбородок, крупное оплывшее тело с жирными складками на торсе. Высокая одаренность скульптора, умевшего каждую форму передать обобщенно, а также строгое композиционное построение делают статую необычайно значительной, превращают ее в типизированный портрет. Близка к этому портрету по образному строю и по мастерству исполнения деревянная статуя жреца Каапера (из его гробницы в Саккара, V династия, середина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Египетский музей). Не случайно второе ее наименование — «Сельский староста» (по-арабски «Шейх эль Белед») было дано этой скульптуре в 19 веке, когда ее нашли, в связи с ее сходством с человеком, жившим в то время. Весь облик Каапера, не только его полное лицо, но и фигура тучного, важного мужчины, передан с большой выразительностью. Каждая часть фигуры вырезана с такой мерой обобщения, что схвачено наиболее характерное. В эпоху Древнего царства, опять-таки в единстве с архитектурными формами, была создана и пирамидальная скульптурная композиция. Таковы фигуры людей из числа рабовладельческой знати, которые занимали ответственные должности писцов высокого ранга. Этих людей изображали сидящими со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях. Наиболее значительным произведением в этой группе пластики является известняковая раскрашенная статуя правителя нома, представителя придворной знати, писца при особе фараона — Каи, так называемый «Луврский писец» (из его гробницы в Саккара, V династия, середина & тысячелетия до н.э., Париж, Лувр). Чрезвычайно остро переданы черты лица, формы головы и всей фигуры человека с вялыми мускулами, ведущего сидячий образ жизни. Главное же, что блестяще воплощает как бы застывшая в ожидании, напряженная фигура этого человека, движение его приподнятой головы, устремленный вперед и чуть вверх сосредоточенный взгляд, руки на свитке папируса, одна из которых как бы сжимает тростниковое перо,— готовность выполнять приказания фараона. Многогранность и высочайший уровень творческого мастерства художников Древнего царства не менее ярко представляют и две известняковые раскрашенные статуи Ранофера, верховного жреца бон» Ра (из его гробницы в Саккара, V династия, середина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Египетский музей). По большой реалистической выразительности конкретных и одновременно типизированных образов, воплощающих наиболее характерные особенности портретируемых, все эти скульптурные изображения принадлежат к числу лучших портретов мирового искусства. Недаром египетского художника называли «санх», то есть «творящий жизнь». Создавая пластическую форму, художник тем самым как бы магически вызывал ее к жизни. В погребальный инвентарь мастаба знатных людей входили и небольшие скульптурные изображения слуг, занятых различными работами (например, статуэтка слуги, приготовляющего муку, VI династия, 25 в, до н. э., Каир, Египетский музей). Назначением этих скульптур было «вечно» осуществлять свое дело на благо хозяину; их отличает характерность поз, что позволяет фиксировать с их помощью «суть» каждого «производственного процесса». Группа мелкой пластики характеризуется не меньшей обобщенностью и канонизацией трактовки, чем у всей скульптуры этого времени. В них допускалась даже менее тщательная проработка отдельных форм по сравнению с изображениями знатных лиц, но особенно выявлялась символичность определенных производственных движений. Итак, своеобразие портретной пластики Древнего царства рождают следующие основные стилистические закономерности. Передача спокойных, устойчивых, даже величавых поз, воплощающих идею торжественного «предстояния перед вечностью». Создание фигур, идеализированных в физическом отношении, с лицами в разной степени индивидуализированными и выразительными, но всегда спокойно замкнутыми, лишенными эмоционального напряжения, как бы отрешенными от «преходящих земных страстей», Сходство статуй с оригиналами достигается также благодаря инкрустации их глаз (одновременно выразительной и декоративной), связанной с представлениями о магическом оживлении изображений при «переселении в них» души — двойника человека — «ка». Распределение всех частей скульптур, очерченных строгими силуэтами, уравновешенно по отношению к. центральной их оси. Монументальность форм, пластики подчеркнута локальной, сдержанно декоративной раскраской. Некоторая тяжеловесность и приземистость пропорций статуй, плоскостность обработки их боков и тыльной стороны — результат их стилистической связи, а точнее — подчиненности характеру форм и пропорций архитектуры эпохи. Рельефы и росписи. В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. В техническом отношении рельефы были двух видов: очень низкие барельефы и слегка врезанные рельефы или контррельефы. Последние появились несколько позднее, чем низкие барельефы, и не имели в эпоху Древнего царства широкого применения. Существовали также два вида настенных росписей: темперой по сухой поверхности или этой же техникой, но в сочетании с вкладками из цветных паст. Для расцвечивания рельефов и для росписей применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую — из тертого малахита, синюю (ультрамарин) — из тертого лазурита, белую — из известняка, черную— из сажи. Кисти изготовляли из травы. Рельефы и росписи имели одинаковые сюжеты. Это владельцы гробниц за пиршественными столами, последовательно развертывающиеся сцены различных сельскохозяйственных работ в их поместьях и в ремесленных мастерских при их домах, сцены охоты, рыбной ловли, а также процессии слуг с продуктами питания — наиболее желанными дарами для «вечной жизни». Композиция изображений на стенах была построчной, симметричной и уравновешенной: Принципы исполнения изображений на рельефах и в росписях - их небольшая высота или глубина, спокойная ритмика и последовательная метрика размещения определялись, как и в круглой скульптуре, подчиненностью их архитектуре, ее обобщенно ясным формам и силуэтам, приземистым пропорциям, относительно небольшим внутренним пространствам (помещениям). Смысловое же единство рельефов и росписей с иероглифическими надписями определяло двоякое их назначение: отвечать сути требований заупокойного культа и одновременно служить выразительным декоративным элементом архитектуры. В связи с последним обстоятельством был найден и отработан целый ряд изобразительных средств. Это условное смысловое увеличение размера фигур царя (например, в сцене охоты в загоне, устроенном среди пустыни,— рельеф из верхнего пирамидного храма фараона Сахура в Абуеире, V династия, 26 в. до н. э.) или владельца гробницы. Совмещение в одном изображении нескольких точек зрения на предмет: например, воспроизведение стола в профиль, а всего, что находится на нем,—сверху. Разнообразие движений, поз, поворотов наблюдается только в фигурах слуг, крестьян и ремесленников, так как в этих случаях ясность, понятность того, что делает каждый персонаж, имела важное магическое культовое значение, как и в мелкой круглой пластике. Прекрасными образцами являются рельефы из гробниц Птаххотепа, Аххотепа, Ти, Нен-гхефтикаи и других вельмож в Саккара середины 3 тысячелетия до н. э. Например, декорацию, стройную, цельную по содержанию и высокому уровню художественного мастерства, образуют расписные рельефы в мастабе вельможи Ти. Уже у входа на боковых плоскостях портала посетителя встречает дважды повторенная фигура Ти, стоящего в канонической позе с выдвинутой вперед правой ногой, опирающегося на посох. Затем в разных отделениях мастаба рельефные изображения, их содержание и местоположение на стенах подчинены назначению каждого помещения. В погребальной камере, на ее северной стене, вырезаны рельефы ритуального назначения, в частности связанные с представлениями об обеспечивании пищей, повествующие о жизни в поместье Ти, включающие изображения перегона скота через реку, стада ослов с погонщиками, охоты Ти на Ниле вместе со слугами. Живо и разнообразно переданы позы животных, мягко про леплены их тела, складки кожи на мордах. Много динамики в движениях слуг за различными занятиями. Всегда намеренно контрастно выделена в этом окружении фигура Ти. Стоит ли он или сидит, наблюдая за происходящим, поза его и все части его фигуры трактованы строго канонично, то есть наиболее статично и плоскостно. В полосах рельефов, на фоне, окрашенном голубовато-серым тоном, выделяются кирпично-красные и желтые фигуры людей, белые одежды, черные волосы и черные линии — струи воды, проведенные по голубому, зелень стеблей и листьев. В пору правления V династии искусство рельефов достигло расцвета. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара, времени III династии (28 в. до н. э., Каир, Египетский музей), показывают, что и начало эпохи Древнего царства было ознаменовано высокими достижениями не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве. Зодчий Хесира изображен то стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках — знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным столом. Его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках утонченно легким рельефом. Создается впечатление нервной игры мускулов под кожей. Рождается образ энергичного, волевого, умного человека. При исполнении и размещении изображений в оформившихся канонизированных формах передачи талантливые и опытные художники добивались не только силуэтной, пластической, но и большой красочной, цветовой декоративности всех композиций, органически включающих, кроме повествовательных элементов, также раскрашенные иероглифические надписи. Таким образом, раскрывается неразрывная связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов. Все четко, все графично в этих рельефах. Тонкая моделировка вызывает лишь легкую игру теней на их поверхности. Но рельеф и в этих случаях так мало возвышается над фоном, что никогда не теряет связи с ясным, четким силуэтным рисунком. Рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху. Техника настенных росписей не была развита в такой же мере. По существу, росписи представляли собой подкраску, расцветку рельефов и подчинялись их стилистической структуре. Одним из очень немногих примеров собственно настенных росписей Древнего царства является фрагмент «Гуси на траве», деталь, сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру, зодчего и жреца Нефермаата, и его жены Итет в Медуме (IV династия, 27 в. до н. э., Каир, Египетский музей). Не только фигуры птиц, но и каждое их перышко очерчены тонкой линией. Окраска таких маленьких участков на головах, телах, хвостах птиц локальна. Однако в целом складывается гармоничная цветовая гамма, мягкая, теплая — из коричневатых, сероватых и красно-желтых тонов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|