Искусство эпохи бронзы
(2 тыс. до н. э.)
Металл, обнаруженный еще в эпоху неолита, начинает играть в жизни человека все более значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди), которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Улучшилась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Добычи и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями производства. Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в рамках которой оставался полученный прибавочный продукт. Так и зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации. Вскоре в некоторых районах (Передняя Азия,. Индия) складываются раннеклассовые объединения. В других районах шел дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, усиливалось имущественное неравенство и завершался переход к патриархату. Такая неравномерность развития не дает возможности характеризовать искусство этого периода в целом, поэтому мы остановимся на рассмотрении лишь отдельных наиболее интересных культур, распространенных некогда на территории СССР. С изобретением нового материала — бронзы значительно расширился- обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за овладение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители. Возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти; недаром первые крупные заупокойные сооружения — курганы появляются в эпоху металла.
Размеры курганов, количество и качество положенных в них вещей говорят об особом положении в обществе захороненного.и о его имущественном превосходстве. Усложняются культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями. Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла становится одним из основных видов творчества. Довольно скоро были освоены все техники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. В большом количестве начинают изготовляться металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, нашивные бляшки, разнообразившие отделку одежды, которую дополняют всевозможные пояса, пряжки и застежки-фибулы. Богато и разнообразно украшается металлическое оружие. Эпоха бронзы — это эпоха военных столкновений, поэтому украшению оружия придавали большое значение. В скульптурном завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. Искусство и в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами. В захоронениях бронзового периода наряду с керамическими сосудами обнаружены и металлические, украшенные гравировкой. Они были, видимо, предназначены для каких-то особых случаев, может быть, связанных с отправлением определенного ритуала. Для нас они ценны тем, что свидетельствуют о значительных творческих успехах этой эпохи Мелкая пластика начинает отливаться из металла. Характерно, что повсеместно в раннюю эпоху бронзы предметы, отлитые из металла, сделаны по восковой модели, носят явные следы довольно примитивной техники лепки, и только позже люди найдут специфические для металла формы. Исчезли глиняные женские статуэтки, которые были так характерны для всех неолитических культур. Теперь антропоморфные изображения больше связываются с образом мужчины, что находится в прямой зависимости от патриархального характера родовой общины.
Зверь по-прежнему чрезвычайно интересует художников. В большинстве случаев изображение зверя является украшением предмета практического назначения, Мастер почти всегда в это украшение' вкладывает определенный смысл. Керамические сосуды, продолжавшие бытовать повсеместно, в эту эпоху приобретают более правильные формы (в некоторых районах был уже изобретен гончарный круг). Рисунок на поверхности изделия становится упорядоченнее, более отработанным, отличается в отдельных случаях даже некоторой сухостью. Поразительным остается неисчерпаемость вариантов орнаментальных мотивов, преимущественно геометрического характера. Архитектура. Но самым важным явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура, появившаяся в это время во многих местах Европы и Азии я свидетельствующая о больших изменениях, происшедших в жизни первобытного человека. Памятники мегалитической архитектуры — это свидетельство не только возросшего чисто технического умения возводить монументальные сооружения но и проявление совершенно новых идеологических, духовных и эстетических потребностей, запечатленных в новых, ранее не существовавших формах. Первобытный человек давно уже умел возводить постройки — он строил полуземлянки в палеолите, деревянные дома на сваях, жилища из глины типа три польских или домов Передней Азии в эпоху неолита, но вряд ли от всех этих сооружений требовалось что-либо иное, за редким исключением, кроме, выполнения их непосредственной утилитарной функции жилища. Правда, возводя их, человек постигал определенные закономерности падания архитектурно-пространственной формы, реализуя накопленный опыт изобразительного творчества, используя свои представления о ритме, симметрии, соотношении масс, гармонии. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми идеями, которые в эту эпоху значительно усложняются. Сооружения, требующие затраты усилий огромного числа людей, несли в себе образное начало и были художественным выражением важных для первобытного человека задач.
Мегалитические постройки можно разделить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры — это вертикально поставленные камни, разной величины и по-разному в разных областях оформленные. Размер их колеблется от одного метра до двадцати (21-метровый менгир зафиксирован во Франции). Менгиры бывают как едва отесанными, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Таковы вишапы — монументальные изображения рыбы, созданные в Армении. Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь). Менгиры не были непосредственно связаны с захоронением. Как. правило, они выполняли самостоятельную функцию, возможно, были объектом поклонения или обозначали место церемоний. Во всяком случае, это совершенно новое явление, где впервые определенная идея нашла себе выражение в монументальной форме, которая призвана была воздействовать на ум и воображение людей. Во Франции встречаются целые поля менгиров — это регулярные ряды вертикальных каменных столбов, тянущихся на 2—3 километра. В СССР менгиры встречаются в степных областях и на Кавказе. Дольмены — это довольно сложное сооружение, своеобразное в разных районах, но всегда с ясно выраженными несомыми и несущими Частями, образующими стоечно-балочную конструкцию. Простейший дольмен — это два вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим (Франция). Законченный по форме и обработке дольмен состоит из четырех хорошо отесанных и плотно пригнанных плит, поставленных вертикально и образующих в плане четырехугольник. Стены перекрыты пятой, также хорошо обработанной плитой, в несколько тонн весом. Дольмены бывают многогранными и круглыми в плане с несколькими камерами. Порой к дольмену вел коридор, состоящий из наклонных плит или небольших менгиров. В некоторых дольменах внутренние стороны плит покрыты символическими знаками, часто это спиралевидные линии, нанесенные краской или сделанные врезанной линией. Дольмены служили местом захоронения членов рода. На территории нашей Родины они в значительном числе встречаются на Кавказе.
На современного человека они производят впечатление не только своими размерами, виртуозностью обработки каменных плоскостей и точностью их соединения, но и удивительной найденностью пропорций, красотой и монолитностью объемов, ясностью выявленной конструкции. Все это и является основой выразительности данного типа сооружения. Кромлех — это каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь или является самостоятельным сооружением, состоящим из нескольких концентрических окружностей. Самый знаменитый и сложный кромлех найден в Англии, около I Стоунхенджа. Он состоит из нескольких концентрических кругов разной величины каменных столбов. Один ряд состоит из менгиров совсем небольших, другой, ближе к центру,— из огромных в несколько метров высотой, хорошо отесанных прямоугольных глыб, попарно перекрытых мощными каменными брусьями. В центре всего сооружения, имеющего строго продуманную и довольно сложную планировку, лежит квадратная плита, которая и была, вероятно, смысловым центром архитектурной композиции. В эпоху бронзы появился еще один вид сооружений, говорящих о наступлении нового времени. Это большие десятиметровые курганные насыпи над захоронениями отдельных, видимо, знатных членов коллектива. По окружности ставили каменные плиты (курган около с. Вербовка Черкасской обл.), а насыпь обкладывалась деревянными плахами или досками. В степном Причерноморье над курганами помещали так называемые каменные бабы — надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур (Днепропетровская обл.). В ранний период бронзы эти каменные изваяния еще весьма примитивны, и только позже (скифская эпоха) они получают более законченное пластическое выражение. Таким образом, в эпоху бронзы, помимо существования петроглифов и дальнейшего развития и совершенствования декоративно-прикладного искусства, открылся совершенно новый путь выражения идей, мыслей и чувств: появились монументальная пластика, связанная с образом человека, и архитектура, выполнявшая не только узкоутилитарную задачу. Изобразительное искусство. Естественно, что развитие культуры бронзового века в первую очередь связано с районами, где добывался металл. На территории СССР — это Кавказ, Урал и Южная Сибирь, Майкопская культура. На Кавказе бронзовый век развивается на основе местных культур неолитического типа. На Северном Кавказе бронзовый период хорошо характеризуется Майкопским курганом (Кубань, г. Майкоп). Это одно из богатейших погребений бронзового века середины 3 тысячелетия до н. э. Среди многочисленных предметов из этого захоронения, которое свидетельствует о глубокой; уже имущественной дифференциации, особого внимания заслуживают украшения балдахина, водруженного над телом покойного. Полотнище украшенное некогда нашивными бляшками, держалось на деревянных круглых палочках, вставленных в серебряные трубки, на которых были укреплены литые из золота и серебра фигурки быков (две золотые и две серебряные). Скульптурные украшения, сделанные с удивительным мастерством, поражают верностью передачи внешнего облика животного. Выразительность строится на соединении подчеркнуто реалистических черт (рога, круп) и деталей, данных весьма обобщенно (глаза) (Ленинград, Эрмитаж).
Нашивные бляшки в виде львов и бычков несут черты влияния искусства Востока (некоторые ученые считают, что, как и фигурки, это вещи импортного проис хождения). Серебряные круглодонные сосуды по-новому и очень интересно украшены. На шаровидном тулове размещены гравированные изображения животных — быков, хищников и птиц (Ленинград, Эрмитаж). По волнистому горлу венчика идет зигзагообразная линия, воспроизводящая Кавказские горы и сбегающие с них реки. Элементы пейзажа — то новое, что появилось в это время, Закавказье. Период расцвета эпохи бронзы в Закавказье датируется 2-м тысячелетием до н. э. Крупные курганы Лчашена, Триалети, Кировакана свидетельствуют о значительной имущественной дифференциации и об усилении роли Вождя. Обряд захоронения и сопровождающий инвентарь этих курганов отличались необычной сложностью и пышностью. В захоронениях Закавказья получил широкое распространение обычай помещать в погребальную камеру целые колесные повозки или специально сделанные из дерева Ложа, ставя их под балдахин. В больших Курганах обнаружено много предметов из бронзы и драгоценных металлов; их отличают виртуозное мастерство, богатая фантазия и глубокая связь с традициями прошлого. Выплавка и дальнейшая обработка металла достигли необычайной высоты. Широкое распространение получили ювелирное дело и металлопластика, как круглая скульптура, так и рельеф. В металлических изделиях в качестве дополнительных украшений стали употребляться другие материалы: цветная паста и камни. Мастера, отливая сосуд в металле, находят уже новые, специфические для этого материала формы, как в целом, так и в деталях. Особенно интересны массивные серебряные и золотые кубки, серебряные ведра с чеканным рельефом из Триалетского кургана и золотая чаша из Кировакана. Поверхность этих сосудов, кроме орнаментально-декоративных мотивов, была разнообразно дополнена многофигурными композициями. Например, на серебряном ведре из Триалети изображена сцена охоты — среди кустов и деревьев много разных, очень выразительных, хотя и обобщенной формы, фигур животных. Не менее достойна внимания по своим пластическим качествам металлическая круглая скульптура. Это прежде всего разнообразные украшений колесниц, Ложа и фигурные навершия, игравшие самостоятельную роль. Сюжет скульптур связан с широко распространенными у скотоводов образами культа плодородия и культа солнца — это олени, бычки и птицы. Своеобразной областью творчества мастеров Закавказья являются металлические пояса, покрытые сплошь гравированным рисунком (Москва, Исторический музей). Кроме чисто орнаментальных композиций, состоящих из прямоугольных и криволинейных форм, довольно часто встречаются пояса с изображением идущих животных. Все композиции нарисованы тонкой, четкой, но беспокойной линией, дающей динамичные и выразительные силуэты, благодаря чему изображения животных органически сочетаются с орнаментальными -мотивами, образуя единую декоративную поверхность. Кобанская культура. В поздний период бронзы — конец 2 — начало 1 тысячелетия до н. э. – на Северном Кавказе в Осетии сложилась и развивалась кобанская культура. В отличие от Закавказья тут процесс расслоения первобытного общества шел медленнее. Здесь нет таких богатых захоронений, как в Закавказье. Мастерство кобанцев выразилось прежде всего во всевозможных изделиях из металла. Они достигли значительных успехов как в круглой, отлитой из бронзы пластике, так и в гравированном на плоскости рисунке. Особой известностью пользуются небольшие бронзовые топорики специфической, распространенной только у кобанцев формы (Ленинград, Эрмитаж). Эти топорики украшались гравированным графическим рисунком, помещенным на лезвии. Обычно это изображения оленей, лошади, собаки и змеи. Иногда имеются дополнения в виде геометрического орнамента. Гравированный рисунок передает изображение животного, контур которого хорошо размещен на расширяющейся части топора. В мелкой пластике из металла чаще всего изображаются козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и человеческие фигуры, как, например, на бронзовом навершии (Москва, Исторический музей). Отлитые из металла, они явно несут следы традиций примитивной лепки из глины, и только позже вырабатываются соответствующие новому материалу приемы. В более поздних памятниках кобанской эпохи наблюдается стремление передать животных в более динамичной позе (шакалы с поясной пряжки, Москва, Исторический музей), изобразить их бегущими (кони на пряжке, Ленинград, Эрмитаж), показать, например, оленя с повернутой назад головой, что в металлопластике раньше не встречалось. В Южной Сибири особенно активно развивались культуры бронзового века в Минусинской котловине, которая в силу своего географического положения была местом усиленного передвижения племен, начиная с эпохи неолита вплоть до Нового времени. Скотоводческие племена, заселяющие с начала 2 тысячелетия этот район, оставили крупные (до двух метров) каменные изваяния. Они не были связаны с захоронениями и были объектом почитания многих членов племени. Около них, может быть, устраивали культовые церемонии целого клана. Изображали они, наверное, женщину-мать, прародительницу рода, образ которой соединялся еще с зооморфными чертами тотема. Идея и смысл в них были выражены чисто художественными средствами. Большинство стел этого времени приблизительно одинаковых очертаний. На вертикальной плоскости камня воспроизведено человеческое лицо (Абакан, Краеведческий музей). Эти «личины» выбивались невысоким рельефом, без резких светотеней, но всегда достаточно внимательно моделированными. Иногда рельефной же была верхняя часть торса, всегда женского. Остальные детали — татуировка, волосы, магические знаки, головной убор — обозначались врезанной графической линией. Нерасчлененный монолит воздействовал издали прежде всего общими своими очертаниями, замкнутым контуром цельной формы. Несмотря на фантастические дополнения в виде третьего глаза, поперечных полос, идущих через все лицо, символических знаков в трактовке самого лица, в его овале чувствуются этнические черты, выступающие достаточно отчетливо. Стремление подчеркнуть определенный антропологический тип лица видно и в небольших фигурках-куколках из стеатита, обнаруженных в женских и детских захоронениях Енисейской долины (Ленинград, Эрмитаж). Развивается здесь и металлургия, особенного успеха к концу 2 тысячелетия до н. э. достигает литье. Мастера научились отливать ножи со скульптурными завершениями рукоятки в виде головы или целой фигуры животного. Со временем пластические украшения рукоятки приобретают ажурность и декоративность за счет стилизации. Происходит то же самое, что ив кобанской культуре, видимо, это общераспространенная закономерность, характерная для данной ступени развития творчества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|