Додинастический период
(конец 5—4 тыс. до а. э.)
В конце 5—4 тысячелетиях до н. э. общество Нильской долины находилось на стадии постепенного разложения родового строя и перехода к классовому строю и государственности. Лишь к самому концу додинастического периода в Египте появились крупные правители — первые цари. Оформилась к этому времени и ранняя форма письменности: так называемое пиктографическое, то есть картинное письмо. Обычно додинастический период делят на два этапа: время I додинастической культуры — конец 5 — первая половина 4 тысячелетия до н. э. и время II додинастической культуры — вторая половина 4 тысячелетия до и. э. Древнейшее население Египта образовало сотни поселений по всей территорий страны. Многие из поселений в последующие исторические периоды на основе развития земледелия, скотоводства, ремесел, а также меновой торговли превратились в крупные города. Уже в эту отдаленную эпоху на территории Египта существовало несколько десятков отдельных областей. Земли в областях принадлежали родовым общинам, во главе которых стояли наследственные племенные вожди. Позднее, с периода греческого владычества, с 4 в. до, н. э., области Египта, имевшие в то время уже административное, общегосударственное управление, стали называть по-гречески номами. Этот термин вошел в научный обиход; им обозначают и области ранней исторической поры. Раскопки захоронений дают сведения о характере и уровне развития культуры и изобразительного искусства Египта самого раннего времени. Уже в это время жители долины Нила верили в загробное существование. Такое представление было связано с магическими верованиями еще первобытнообщинного строя. Могила мыслилась вечным жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобным земному. Поэтому умершего снабжали теми предметами, которые служили ему при жизни.
Древнейшие могилы I додинастической культуры, как, очевидно, и наиболее ранние жилища (из дерева, тростника, циновок и глины), имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. В период II додинастической культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ наиболее состоятельной верхушки родовых общин. Стены ям этих могил уже укрепляли кладкой из изобретенного в эту пору кирпича-сырца, то есть необожженного кирпича, а сверху их перекрывали ложным сводом ' из необожженного же кирпича. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине. В-конце II додинастической культуры, на исходе 4 тысячелетия до н. э., над могилами начали устраивать и наземные сооружения в виде песчаных насыпей. В изобразительном искусстве этой поры уже появился образ человека. В древнейших захоронениях найдены небольшие, иногда всего 3 см длины, статуэтки. Они исполнены из глины, слоновой кости, различных пород камня и имели, вероятно, культовое назначение.
__________________________________________________________________ 1 Ложный свод — конструкция из кирпича и камня внапуск, то есть лежащих друг на друге в горизонтальном положении так, что конец одного кирпича или камня выступает над другим, Концы эти, постепенно сближаясь, смыкаются посередине свода.
Среди них есть изображения женщин и мужчин, а также разнообразных животных - бегемотов, лежащего льва, теленка, собаки. Все фигуры отличаются характерностью обобщенных объемов и силуэтов. Очевидно стремление передать в облике человека и зверей их наиболее существенные черты.
Расписные сосуды и настенные росписи. Своеобразие изобразительных приемов египетского искусства проявилось и в полихромной росписи глиняных сосудов из погребений I и II додинастических культур. На наиболее ранних из них композиции нанесены белой краской по красному фону глины. На несколько более поздних роспись выполнена красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосудов. Свободными мазками, в декоративной манере изображены на кувшинах, блюдах и мисках фигуры людей, животных, птиц, большие многовесельные лодки (например на сосуде, находящемся, в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Общие схематичные силуэты персонажей характерны, их позы и жесты очень определенны. Таковы, например, женские фигуры с молитвенно воздетыми руками, персонажи в сценах охот и военных столкновений. Господствует выразительная, четкая передача наиболее существенного в каждом мотиве. Как и статуэтки, эти росписи связаны с заупокойными и земледельческими обрядами. Среди женских фигур, вероятно, имеются изображения богини-матери. Таким образом, культовые представления диктовали художникам-ремесленникам отбор изобразительных приемов (лаконичных силуэтов, наиболее характерных движений) даже на стадии становления древнеегипетского искусства. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка первая в истории древнеегипетского искусства дошедшая во фрагментах настенная роспись из южной части страны — из гробницы вождя в Иеракон-поле (древний Нехен) (Каир, Египетский музей). Белой, черной, красной и желтой красками на ней изображена, по-видимому, погребальная процессия на больших ладьях. Кроме того, часть росписи, возможно, связана с охотничьими обрядами. Показаны здесь и сцены борьбы воинов, вооруженных палицами. Отсутствует строгое композиционное расположение отдельных сцен на нейтральном фоне; они как бы свободно разбросаны по поверхности стены. Нигде не показана линия почвы. Правда, ладьи, фигуры охотников и животных направлены в одну сторону, что создает впечатление мерного движения. Принцип изображения, вообще характерный для додинастического периода, позволял схематичными, но четкими силуэтами передать фигуры персонажей с молитвенно поднятыми руками, сражающихся воинов, фигуры животных. Наиболее определенной организованностью выделяются две небольшие по масштабу группы в нижней части росписи: одна — геральдически построенная, состоящая из фигур человека и двух львов, поднявшихся на задние лапы по его сторонам, и вторая — из пяти фигур козлов, размещенных по кругу, может быть, попавших в ловушку.
Плитки. Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые плитки времени 11 додинастической культуры, второй половины 4 тысячелетия до н. э. Это небольшие (10—15 см длины) тонкие и плоские пластины из серо-зеленого камня — граувакки. Они служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся во время культовых, магических обрядов. Наиболее ранние из плиток имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников. Плиткам придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, пантер, рыб (находятся, в частности, в Ленинграде, в Эрмитаже), в чем нашли отражение пережитки древних тотемных верований и охотничьих обрядов. Со временем плитки начали делать овальными и большими по размерам, до полуметра в длину. Поверхность их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициями, отразившими длительный постепенный процесс сложения в Древнем Египте определенных способов передачи окружающей действительности. Это можно проследить по так называемой охотничьей плите (вторая половина 4 тысячелетия до н. э., один кусок в Париже, в Лувре, другой — в Лондоне, в Британском музее), плите быков (конец 4 тысячелетия до н. э., Париж, Лувр) и плите коршунов (конец 4 тысячелетия до н. э., Лондон, Британский музей). Общий стиль изображений на них характеризуется выразительностью силуэтов, относительно высоким рельефом (до 0,05 — 0,06 м), его живописностью, достигаемой благодаря игре света и тени. На названных плитках уже наблюдаются последовательность и симметрия в размещении фигур, например на Охотничьей плите. Отдельные фигуры сделаны большими, чем остальные, вероятно, в связи с желанием подчеркнуть их важную роль (в частности, на плите коршунов). Появляется на этих плитках и олицетворение главного персонажа, очевидно, племенного вождя-победителя в образе быка или льва (на плитах коршунов и быков).
Плита фараона Нармера из черно-зеленого шифера, высотой в 64 см (около 3000 г. до н. э., Каир, Египетский музей), в этой группе произведений является памятником общегосударственного значения, созданным в ознаменование объединения этим царем долины Нила (южного — Верхнего и северного — Нижнего Египта) в единое государство» С целью достижения наибольшей ясности одна и та же тема повторяется на плите Нармера в разных вариантах четыре раза. В центре на одной из сторон плиты Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше — царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из шести листов лотоса — символического обозначения Нижнего Египта. Это растение, может быть, надо воспринимать как пиктограмму шести тысяч поверженных врагов. На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегорически в виде «тельца сильного» (обычное наименование фараона в более поздние времена), разбивающего рогами зубчатую глинобитную ограду поселения и топчущего копытами поверженного врага; остальные в ужасе убегают. Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но так-же наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым египетским каноническим произведением. Рельефные композиции на обеих ее сторонах свидетельствуют об оформлении характерных особенностей изобразительного канона в рельефе. Центр лицевой стороны плиты занимает, как и на бояре ранних плитках, углубление для ритуального растирания краски. Но здесь композиционное оформление углубления получило блестящее решение: два гепарда перевились фантастически вытянутыми шеями, их сдерживают поводыри. Фигуры эти также олицетворяют основную идею плиты — являются символическим изображением неразрывного объединения Верхнего и Нижнего Египта. Повествовательность, упорядоченность, постройность композиций, подчиненность рисунка сложившемуся к этому времени в Египте иероглифическому, то есть рисуночному письму — новые черты, впервые получившие яркое выражение в плите Нармера. Ново и характерно для этого раннеклассового общества также особое подчеркивание в изобразительном искусстве общественного неравенства. Фараон показан уже вчетверо больше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей. Визирь и сандаленосец царя, знатнейшие из его вельмож,— вдвое и втрое меньше его.
Наиболее же важная черта в плите Нармера — окончательно выработанная манера изображения объемного тела на плоскости. Художник, являющийся одновременно и писцом, принужден отказаться от воспроизведения лица в фас: в последовательно развертывающейся рельефной полосе, служившей изобразительным повествованием, на основе религиозного задания, все должно было быть идеально ясным, понятным. Поэтому человеческое лицо отныне передают, как правило, в профиль, но с глазом, прорисованным в фас. Рельефные головы богини-коровы Хатор в верхней части плиты, показанные в фас, являются пережитком более древней манеры. При полном профильном изображении тел видно было бы только одно плечо, что нарушило бы ясность представления о человеческой фигуре. Последнее допускалось только у второстепенных персонажей. Плечи человеческих фигур очерчивают в фас, тогда как нижнюю часть тела воспроизводят в легком повороте — в три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Человеческая фигура как бы сплющивается; художник не передает третье измерение, а вместо одной точки зрения прибегает к множественности точек зрения на изображаемое, то есть применяет сложную, комбинированную перспективу. Эти особенности египетского канона существовали затем во все время долгого исторического развития египетского искусства, но первое полное и яркое выражение они получили около 3000 г. до н. э. в памятниках первым фараонам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|