Рэкетные чувства и система рэкета 5 глава
Если Взрослый контроль сохраняется, то, как правило, человек может позволить себе не реагировать на сценарное «пугало», заключенное в стрессовой ситуации, а, остановившись и осмотревшись, найти оптимальное ее разрешение, исходя из особенностей самой ситуации и своих ресурсов. Если это не получилось сразу, то может быть проведен последующий анализ неэффективности драиверного поведения. Если же Взрослое эго-состояние подавлено, то, в зависимости от доминирующей жизненной позиции, человек может останавливаться на любой из четырех позиций мини-сценария, адаптироваться к ней и даже начать эксплуатировать это свое положение, получая вторичные выгоды. Предположим, моя преобладающая экзистенциальная позиция— неблагополучная, моя «батарейка счастья» заряжается негативным зарядом, я предпочитаю собирать пинки и проигрываю мини-сценарий из Адаптивного, Воспитанного Ребенка. Мой Ребенок предпочитает слушать нравоучения Карающего Родителя и подчиняться ему, обесценивая себя, свои способности и игнорируя все возмож- ности вокруг справиться с проблемой. Мой любимый драйвер — «Радуй других». Я делаю все, что от меня зависит, чтобы люди вокруг улыбались и не ссорились, так я получаю поглаживания (позиция 1). Когда люди ссорятся или «говорят, на повышенных тонах» — я чувствую себя плохо, так как мне не удалось их порадовать и избежать ситуации конфликта. У меня перехватывает дыхание, немеет тело. Мне трудно говорить, и я не могу думать. Возможно, я подчиняюсь предписанию Карающего Родителя «Сгинь! Заткнись!» (позиция 2). Я могу перейти в следующую позицию (3), где активизируется мой Бунтующий Ребенок и начнет выкрикивать что-то нечленораздельное и плакать, но энергия быстро иссякает. Я перехожу в четвертую позицию (4) мини-сценария и получаю финальную расплату — беспомощность и разочарование в себе и своих попытках что-либо исправить и изменить. Я еще долго нахожусь в этом состоянии, переживая рэкет-ные чувства. Для возвращения в первоначальную, исходную позицию условного благополучия, я могу отыграть свои рэкетные чувства, например, пнуть любимую собаку, накричать на детей или смани-пулировать людьми, которые умиротворенно отдыхают после разговора «на повышенных» тонах. Весь этот цикл переживаний занимает у меня несколько минут. Я проигрываю в миниатюре свой сценарий и подтверждаю свою экзистенциальную позицию, систему обмена поглаживаниями, свой драйвер и предписания.
Работа с мини-сценарием Как психотерапевт может работать с неблагополучными мини-сценариями? Используя вместо запретов разрешения, вместо неблагополучия— успешность и благополучие. Мы уже говорили о том, что в терапии фигура психотерапевта часто имеет большой авторитет. И разрешения, которые дает психотерапевт клиенту, будут восприниматься клиентом как альтернатива родительским запретам. Рассмотрим случай из практики. Андрей, 35 лет, спортсмен. Попал в автомобильную катастрофу, чудом остался жив. После выздоровления не мог находиться в машине больше десяти минут— возникал страх. Появлялись следующие симптомы: учащенное сердцебиение, потливость, затруднения дыхания, тремор, сухость во рту, обморочные состояния, страх наступающей смерти и потери контроля над ситуацией. Ему приходилось выходить из машины и идти пешком. Как известно, работать с фобиями очень сложно. Это длительный процесс. Страх генерализуется и охватывает со временем все больше областей, которые, например, не участвовали в эпизоде с аварией. Появляется страх летать на самолете, ездить в лифте. Работа с мини-сценарием дает дополнительный инструмент к традиционным методам лечения фобий.
Итак, у Андрея драйверы «Будь сильным» и «Будь совершенным». Он и профессию выбрал мужскую, силовую — хоккеист. Был чемпионом страны. Пока Андрей сильный, он в относительном благополучии. Как только он садится в машину, то становится слабым. Его родители были очень требовательными. Мама всегда проверяла домашние задания. Однажды, вернувшись с банкета в первом часу ночи, она подняла сына, чтобы проверить у него письменные и устные уроки. Отец предпочитал -воспитывать сына ремнем. В подростковом возрасте Андрей ходил в синяках, а кулаки были основным языком его общения со свер- стниками. Родительскими предписаниями были — «Не чувствуй», «Не думай». Когда он садится в машину и испытывает страх, то не может соответствовать драйверам «быть сильным» и «быть совершенным». Он испуган и его тело реагирует.на ситуацию, которая стала для него стрессовой. Адаптивный Ребенок слышит голос Карающего Родителя — «Не чувствуй» и Андрей испытывает чувство нереальности происходящего (деперсонализация и дереализация), ему кажется, что он сходит с ума «Не думай». Он выскакивает из машины и из негативного Бунтующего Ребенка начинает браниться и пинать свою машину. Позже, уже дома, он переживает свою беспомощность и ощущение безнадежности. В психотерапевтической работе с фобиями первоначальным этапом является создание устойчивой экзистенциальной позиции благополучия у клиента. Это и усилия по созданию банка поглаживаний, эффективной системы обмена поглаживаниями, работа с ресурсами клиента. Обязательным условием является устойчивый психотерапевтический альянс между терапевтом и клиентом. Следующим этапом — возможность непосредственно работать со страхом. На психотерапевтическом сеансе в трансовом состоянии клиент вновь проживает стрессовую ситуацию, и терапевт дает разрешение клиенту быть адекватным ситуации и тем самым разрушает Родительский запрет. Например, Андрею терапевт дал разрешение чувствовать, переживать, погрузиться в эмоции страха — «Чувствуй, реагируй, осознавай свои эмоции и реакции тела». Поддержка и забота, создание условий психологической безопасности необходимы со стороны терапевта в переживании страха смерти клиентом. «Случилось то, чего ты так боишься. Ты умер». Андрей перестает двигаться и дышать. Потом делает глубокий порывистый вдох и открывает глаза.
«Хочу жить!». Для многих существует страх смерти, который заставляет их не думать о ней. Но сама жизнь и есть процесс, приближающий нас к смерти. Страх перед смертью порождает страх перед жизнью. Или еще один парадокс: те, кто боится смерти, чаще приводят аргумент— «Я еще реально и не жил!». Человек, живущий полноценно, приходит к пониманию неизбежности смерти. Андрей сделал выбор между жизнью и смертью. Он выбрал жизнь! И здесь было разрешение: «Думай!», «Делай выбор, принимай решения». Принятие нового решения дало мощный поток энергии, которая проявилась в виде покалывания в мышцах, в ощущениях вибрации и пульсации, изменении температуры тела. Эти изменения приводят к стимуляции Естественного, спонтанного Ребенка. Клиент испытывает радость, обостряется восприятие окружающего мира. В награду клиент получает чувство освобождения, расслабления и покоя. Последующие сессии были посвящены активизации Взрослого эго-состояния. «Представьте, что Вы садитесь в машину. В Вашей правой руке ключ. Вы вставляете его, поворачиваете и слышите шум работающего мотора, чувствуете телом вибрацию. Ваши руки уверенно держат руль, ноги на педалях. Вы смотрите вперед и оцениваете ситуацию на дороге. Вы не спешите...». Цель такой работы создание чувства уверенности и способности управлять собой и ситуацией. При работе с фобиями обязательным является и этап разговора о смерти. Мы задаем вопросы, которые позволяют деконтаминировать Взрослое эго-со-стояние от страхов и иллюзий Детского и предрассудков Родительского состояний. Что такое смерть? Как Вы узнали о неизбежности смерти? Что испытали? Думаете ли вы о ней? Что собираетесь предпринимать? Активность или откладывание все «на потом»? Что вы чувствуете, когда думаете об этом «здесь и сейчас»? Были ли утраты в Вашей жизни? Как Вы пережили их?
Результатом психотерапевтической работы с мини-сценариями будет приобретение клиентом позиции благополучия (ОК), освобождение от расплаты, от рэкетных чувств, от родительских предписаний и драйверов. Клиент учится жизни вне этого сценария. Сценарии семьи Каждый человек несет в себе свою жизнь и жизнь своих предков. Более того — своих потомков. От зачатия и до настоящего момента. От настоящего момента и до смерти. Семья — это тот абсолют и та важнейшая, всеобщая единица измерения, которая позволяет оценивать все происходящее с обществом, с каждым человеком. То, что полезно конкретной семье, полезно обществу. А если это приносит урон семье, то вредно и для общества. Семейные сценарии передаются из поколения в поколение. Из Родительского состояния в Родительское передаются модели семьи — каково оптимальное количество детей и как их воспитывать, семейные традиции, ответственность и права каждого члена семьи. Вплоть до мелких подробностей семейного быта. И совместимость этих моделей может послужить неосознаваемой причиной заключения брака, а несовместимость может привести к распаду семьи. В семейных моделях есть место для героев и злодеев, подвигов и подлости. Они несут в себе семейные истории, мифы и предания. Семейные модели могут быть жесткими, которые необходимо выполнять, и мягкими, от которых можно отойти или изменить их содержание. Они содер- жат установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи. В семейном организме каждый человек исполняет свою роль. Родители создают эмоциональный климат, который, подобно атмосферному, может быть теплым и холодным. Родители могут обеспечивать постоянную нежную заботу о своих детях, могут поощрять конструктивные сценарии удачников. Могут проявлять непостоянство, агрессию или, хуже того, безразличие, пренебрежение детьми, и тем самым способствовать развитию у них деструктивных или непродуктивных жизненных сценариев — сценариев неудачников. Лучшее, что могут сделать родители,— это познать свой собственный сценарий, сценарии своих родителей, оценить их. Принять одно из наиболее важных и далеко идущих решений в жизни: стоит ли передавать сценарии своей семьи своим детям? И если вы приходите к решению, что этого делать не стоит, то важно обучиться технологиям, как отказаться от передачи неудачных сценариев и способствовать формированию своих детей как гармоничных, счастливых людей. Дети, как чувствительные радары, ловят сообщения о себе, о своей ценности, ожидания взрослых в свой адрес. Они надолго запоминают свои ощущения от контактов или игнорирования их другими людьми. Они особо остро реагируют на косвенные оценки, запреты и разрешения. Подсчитано, что сценарных запретов ребенок получает в 17 раз больше, чем разрешений. Запреты льются как ливень из ведра, разрешения— как отдельные редкие капли в начале или конце дождя.
Обдуманные и необдуманные заявления взрослых зачастую служат сценарными посланиями. Ребенок может принять главное сценарное решение, реаги- руя на одно единственное событие или замечание значимых других. На основе такого решения формируется сценарий, который может определять всю жизнь человека. Приведем пример. Виктория, 34 года, научный работник. Не замужем, детей нет. Все мужчины, которые были в ее жизни, характеризовались «червоточинкой» — психологической или психиатрической патологией. Кроме того, все они были женатыми. Из детских воспоминаний Виктории: любимая сказка— «Аленький цветочек», до 12 лет фантазировала, представляла различные любовные истории, где героиней была сама. Сюжет был один и тот же: мужчина и женщина любят друг друга, но препятствия не позволяют им быть вместе. Препятствия были различные— от революционных событий до самых банальных. Один раз в фантазиях появился у этой пары ребенок, но отец по-прежнему не мог воссоединиться с семьей. Брака как такового и семейного быта в фантазиях не было. Семейная жизнь страшила. Боялась «опуститься, потерять себя в океане быта». Интересны родительские послания. От отца: «Не люби холостого. До тебя не женился, так и на тебе не женится. Не люби разведенного. Жену бросил— и тебя бросит. Люби женатого. Он с женой живет, и с тобой жить будет». Послания от матери — как надо обращаться с мужчинами: «Вначале опусти его, а потом бери тепленького». С матерью отношения были отстраненными, с отцом близкие. Сейчас живет одна, замкнута, занимается наукой. Отношения с родителями формальные. Сценарий есть сумма родительских приказов (сценарных запретов), драйверных посланий (сценарных разрешений) и тех решений, которые ребенок принимает по поводу тех и других и их совокупности. Здесь очень важно напомнить, что ребенок воспринимает сказанное взрослым по-своему, вкладывая в его слова свое, порой неожиданное, понимания. И у человека всегда есть возможность трансформировать свое восприятие родительских посланий, изменив их направленность, содержание. И принять новое решение. Это одна из основных причин того, что непрерывно возникают все новые и новые сценарии жизни. Для этого необходимо преодолеть и даже отбросить старые ожидания и глубоко укоренившиеся, привычные способы реагирования — процесс редко приятный и часто болезненный. Само по себе освобождение из жестких рамок сценария, с одной стороны, дает человеку свободу, с другой — делает его персонально ответственным, приводит к необходимости постоянно принимать все новые самостоятельные решения. Тогда как в прошлом такой человек мог следовать автоматическим сценарным решениям и не думать, не заботиться, не принимать ответственность. Родовые сценарии Для иллюстрации влияния на нас родовых сценариев мы используем пример, описанный Анн Анселин Шутценбергер, специалиста по трансгенерационной терапии. «Было утро и весь дом блаженствовал, везде чувствовалась нега, спокойствие и красота. Вдруг раздался властный мужской голос «За стол! Быстро, быстро все за стол!». Все кинулись одеваться и побежали в столовую, даже собаки. Твердый мужской голос, уверенный в своих правах и привыкший давать указания повторял: «За стол! Моника, быстро! Держись прямо, не сутулься!»....Собаки, ориентируясь на голос, остановились перед клеткой с попугаем. Все разбрелись по дому в ожидании настоящего завтрака». Это был столетний попугай, который иногда «говорил» так, как говорили прежде в семье, приводя всех в изумление. Это мог быть голос дедушки-врача, зовущий всех обедать. Или голоса иных из членов семьи или друзей. Никто не знал, что- будоражило память попугая, и кто должен был из нее появиться. «Мертвец хватает живого» — римская максима. Мы продолжаем цепочку поколений и оплачиваем долги прошлого. Независимо от нашего желания, независимо от нашего осознавания «память предков» подталкивает нас к повторению приятного или травмирующего опыта, высокого или удручающе низкого качества жизни, к нелепо случайной или трагически насильственной смерти, вплетая в наши судьбы отголоски давно прошедших и даже давно забытых событий. Можно с уверенностью сказать, что в своей жизни мы менее свободны, чем полагаем. Однако мы можем обрести свободу, избежать фатальных повторений и вырваться из пут прошлого, если, изучив сложные и многообразные механизмы его влияния на нас, научимся жить, глубоко чувствуя и осознавая настоящее, и строить продуманные и свободные от предрассудков планы на будущее. И это дает нам шанс прожить свою собственную жизнь, а не жизнь наших предков, расплачиваясь по их долгам. Связи поколений можно проанализировать и прочувствовать, но чаще они проживаются как неуловимые, неосознаваемые, невысказанные или даже тайные. Анализ позволяет использовать шанс и осознать свое предназначение, «обратить в нужное русло неблагосклонную судьбу» и избежать ловушек бессознательных трансгенерационных повторений. Для анализа родовых и семейных сценариев мы строим генограммы. Для этого надо собрать следующие данные: — возраст на настоящий момент; — даты смерти, возраст и диагноз умерших родственников; — мифы и легенды, связанные с причиной смерти; — разница в возрасте между супругами; — смена фамилии; — количество детей в семьях. — профессии; — болезни, алкоголизм; — тюрьма; — суициды, изнасилования, насильственная смерть; — инцесты (Первого типа— запрещенные связи между кровными родственниками, второго типа— между людьми, которые стали родственниками в результате брака. Например, мужчина не должен иметь связи с сестрами или матерью жены или со второй женой своего отца). Насколько передается информация от предков? Этим вопросом занимались многие исследователи разного направления. Например, Р. Шельдрак рассматривал вопрос о передаче информации в поколениях птиц. В Англии синицы научились открывать крышки на молочных бутылках, которые молочники оставляют у дверей коттеджей. Несколько поколений синиц были изолированы от прародителей и выращены в инкубаторе. Но, «встав на крыло», молодые синицы-правнуки также ловко, как и их предки открывали молочные бутылки. Уникальны опыты с обезьянами, которые были помещены в клетку с бананами. Каждый раз, когда одна из обезьян тянулась за бананами, то экспериментаторы поливали холодной водой всех обезьян за компанию. После нескольких обливаний обезьяны стали сами «пресекать» попытки любителей полакомиться, набрасываясь на них и избивая. В клетке меняли обезьян, подсаживали новых, и любая попытка новичка полакомиться бананами кончалась избиением. Убрали шланги с холодной водой, сменилось четыре поколения обезьян, но за попытку взять банан обезьяны били друг друга по-прежнему. Передача информации от поколения к поколению может идти вербально, передача легенд, семейных преданий, историй жизни, также и невербально. Невысказанное, запрещенное, тайное— это так понятно в России, где наши дедушки и бабушки ради физического сохранения себя и рода не озвучивали истории своего происхождения. Мы знаем истории трех, максимум пяти поколений российских семей. Порой это не подлинные истории, фамилии, а вымышленные. Это тайное, невыраженное оказывается похороненным в бессознательном, как во внутренней структуре. В последующем поколении тайное и невыраженное словами становится непомышляемым, т. е. даже подумать об этом нельзя, поскольку это невозможно представить. Иногда этот «призрак» преследует того, кто часто страдает от непонятных симптомов, как будто дальний родственник спроецировал на него тайну, а он и не помышляет об этом. Например, в нашей семье известны истории трех поколений. Кто были мои прадеды, откуда родом — тайна. Известно, что они были переселенцами. Моя мать, проанализировав историю семьи и государства, сделала смелые выводы. Ее предположения вызывают дружный смех у всей родни — потому что об этом даже подумать нельзя и представить трудно. Однако повторение имен, судеб, смерть первенцев и даже семейные болезни совпадают. Ранее уже цитированная нами Фанита Инглиш считает, что в замкнутой системе, которой являет- ся семья, тайны и жесткие родительские предписания — проклятья, передаются из поколения в поколение, чтобы от них избавиться. Родственники перебрасывают родовые проклятия, как «обжигающе горячую картофелину», ведь никто не может удержать ее в руках. По ее мнению, в случае серьезных трудностей, когда «горячая картофелина» уже в руках, Маленький Профессор — (Взрослый в Ребенке) верит в то, что ему удастся избежать печальной судьбы, если он сумеет передать ее другой жертве или «козлу отпущения». Ф. Инглиш называет это эписк-риптом (сверхсценарием). Передавая проблему другому, Маленький Профессор считает, что ему не обязательно выполнять условия «разрушительного сценария» самому. «Перебрасываются» сценарии, которые имеют трагическую, смертельную развязку. Это сценарии неудачников третьей степени, еще их называют хамартическими сценариями. Эписценарий, в надежде самому освободиться от его влияния Сверхсценарий может проявляться как семейная цель или семейное проклятие, причем каждое поколение должно пройти к одному и тому же исходу. Исследователь описывает случай с человеком, который принимал наркотики. Позже после психотерапии он занялся психологией и в дальнейшем стал социальным работником. Вскоре на супервизии стало очевидно, что он посылает своим клиентам послание «Попади в сумасшедший дом!». При анализе выяснилось, что его семейным посланием, было — «Попади в сумасшедший дом, как...» с перечислением родственников, которые там оказались. «Не будь психически здоровым» это послание он реализовы-вал, когда принимал наркотики. Так как он был человеком неженатым, не имеющим детей, то «коз- лами отпущения», которым он перекидывал «горячую картофелину», стали его пациенты. Сценарное послание «Будь сумасшедшим» передавалось в его семье в двух поколениях до него. Хотя никто из семьи не попал в сумасшедший дом, но-каждое поколение полагало, что избежало этого исхода благодаря передачи эстафетной палочки кому-нибудь другому в последующем поколении или в ближайшем окружении. В родовых сценариях часто встречается феномен замещения. Например, замещающий ребенок, тот который замещает кого-либо из предыдущих поколений, например, умершего ребенка или родственника, значимого или любимого человека, который ушел вследствии развода, размолвки и прочее. Часто ребенку семья дает имя покойного, или он рождается в годовщину смерти. Такое поведение родителей или родственников подтверждает, что горе не было прожито до конца. «Работа горя» это длительный путь прохождения определенных этапов проживания горя. При проживании горя фигура умершего или покинувшего (развод, несчастная любовь) из актуальной памяти переходит в отдаленную в виде светлого образа воспоминаний из прошлого. Когда человек находится в состоянии острого горя и переживания свежи и актуальны, то он может выбрать замещающую фигуру, на которую проецируются те незавершенные чувства, ожидания, связанные с ушедшим человеком или ребенком. И если ушедшего не оплакивают, не вспоминают, т. е. процесс проживания горя остановлен, то жизнь замещающего человека проходит не самым счастливым образом. «Один из самых потрясающих примеров — жизнь выдающегося художника Винсента Ван Гога, родив- шегося 30 марта 1852 г., ровно через год после смерти старшего брата, тоже Винсента. В семье не хотели о нем говорить, но родившемуся через год ребенку передали без изменений его двойное имя — Винсент-Вильгельм. Жизнь у Винсента Ван Гога была трагичной, как будто кто-то запрещал ему существовать. Его сводный брат по отцу Тео, с которым он был очень дружен и который очень любил его, женился. У Тео родился сын, которого он назвал Винсентом-Вильгельмом, именно из любви к брату. Через несколько месяцев он пишет письмо брату художнику: «Я надеюсь, что этот Винсент будет жить, сможет реализовать себя». Получив письмо, Винсент Ван Гог покончил с собой. Как будто его место занял следующий Винсент Вильгельм Ван Гог, и присутствие двоих было невозможным. Это пример замещающего ребенка, который занял место умершего, не оплаканного во время траура. В семье был запрет даже говорить об умершем ребенке. Ван Гог чувствовал себя «узурпатором», занявшим место и имя, принадлежавшие другому. Другой, не менее известный художник Сальвадор Дали— также пример замещающего ребенка, но в семье горе было прожито и ритуалы прощания соблюдены. «С детства он хорошо знал, что другой Сальвадор V Дали, «настоящий», был его старшим братом, «умершим малышом», на могилу которого мама ходила плакать два раза в неделю. Тогда он решил с помощью одной проделки отделиться от первого, умершего и похороненного Сальвадора Дали — такого послушного ангелочка. Сальвадор Дали— «замещающий ребенок», решивший не сдаваться, 64 раза переписал знаменитую картину Милле «Вечерний звон», где крестьянин с женой, взявшись за руки, молятся на пшеничном поле над корзиной с карто- фелем. Дали переделал ее на свой лад. Он тонко чувствовал иной, скрытый смысл картины. Когда картину Милле просветили рентгеном, то обнаружили под корзиной с картофелем... гробик маленького ребенка. Милле в своих мемуарах писал, что он хотел выставить эту картину с ребенком, но первоначальный сюжет был столь трагичен, что он изменил картину с целью ее продажи. Он закрыл гробик корзиной. Услышав эту историю, Дали сказал: «Я всегда чувствовал смерть в этой картине». Сам Дали чувствовал и прекрасно описал механизм выживания в качестве «замещающего ребенка». «Я прожил смерть прежде, чем прожил жизнь... Мой брат умер за три месяца до моего рождения. Моя мать была потрясена этим до глубины души... И в чреве матери я уже ощущал тоску моих родителей. Мой плод омывала адская плацента. Я глубоко переживал это навязанное присутствие, как будто меня обделили любовью. Этот умерший брат, чей призрак встретил меня, носил имя Сальвадор— как мой отец и я, и это не случайно... Я научился жить, заполняя вакуум любви, которая мне в действительности не предназначалась. (С. Дали, 1973. С. 12-13). И так, С. Дали будучи ребенком принял сценарное решение освободиться от образа умершего брата, он совершил детские, магические действия, которые «расколдовали» его и освободили. Трагизм В. Ван Гога заключался в том, что его Ребенок принял роль замещающего ребенка и тем самым отказался от собственной жизни. Возможно, именно живопись позволяла обоим художникам жить и выражать себя, тогда как в реальной жизни существовал мощный запрет «Не будь самим собой». Ребенок, рождающийся после смерти близких родственников, не обязательно становится замещающим ребенком. Иногда наоборот, это знак, что жизнь возвращается, и семья переживает радость с рождением ребенка-восстановителя. И здесь уместно привести пример с маленьким Зигмундом Фрейдом, который воспитывался как единственный обожаемый сын. Он родился через 3 месяца после смерти своего деда Шломо Фрейда (1856 г.). Но даже печаль, вызванная смертью его маленького брата Юлия, родившегося позже (1857-1858 гг.) и двадцатилетнего дяди— тоже Юлия, брата матери (в том же 1858 г.), не изменила его места любимца. 3. Фрейд был старшим мальчиком в семье, в третьем браке своего отца. В год рождения Зигмунда его старшие братья покидают Австрию и уезжают в Англию. Фрейд оказывается единственным биологическим сыном своей матери и единственным близким сыном своего отца. Затем рождаются 5 дочерей и последний, младший сын, который был на 10 лет младше. Таким образом, он старший и единственный мальчик в семье. Сам Фрейд подтверждает, что он был замещающим ребенком. Он замещал матери умершего брата и рос за себя и за него, он замещал отцу сыновей, которые, уехав, нечасто общались с отцом. И он был носителем амбициозных семейных ожиданий, которые он реализовал, став знаменитым. Такое замещение — ключ к судьбе (А.Я. Варга, 2001)! Основные Родительские послания, предписания и атрибуции дают родители. Уместно вспомнить эффект «горячей картофелины», когда родители перебрасывают новорожденным детям свои родовые предписания и страхи, принимают волшебное детское решение: «перебросив проклятье тебе, я освобождаюсь сам». Мемуары японского романиста Кенжи Нагаками хорошо иллюстрируют это явление. «Когда умер брат, я испытал сильное чувство облегчения... Но его смерть меня преследовала, она без кон- ца возвращалась в моих романах, одновременно с моим чувством вины за ту радость, которую я испытал тогда. Я долго думал, что умру в 24 года — в этом возрасте покончил с собой мой брат. Эта дата приближалась, но у меня родился сын. И -он занял место моего покойного брата. Тогда я понял, что не умру». Отец перебросил «картофелину» сыну. Испуганное, фрустрированное эго-состояние Ребенка отца посылает сценарное предписание сыну, освобождая себя от страха и вины. Хочется верить, что сын в дальнейшем принял решение не следовать родительскому «подарку». Мать, так же как и отец, — один из главных источников передачи сценарных посланий. Однако окончательное сценарное решение — верить или не верить этому — принимает сам ребенок. Сказки и детские игры в формировании сценариев В формировании сценариев большое значение имеют сказки и детские игры. Сказки заставляют ребенка верить: чтобы стать счастливым, нужно изрядно пострадать, претерпеть лишения и, может быть, даже совершить подвиги. Когда ребенок еще беспомощен, сказки дают ощущение волшебной власти над миром. А магические, сказочные решения позволяют не потерять надежду в безнадежных, казалось бы, ситуациях. Сказочный мир, в отличие от реального может быть совершенным. И очень важно, что сегодня наши народные и авторские сказки дополняются сказками других народов. В наших сказках много доброты, искренности. В них побеждают самые честные и порядочные люди. Отрицательные образы не отличаются особой жестокостью и кровожадностью. Правда, в наших сказках никто, включая главных героев, не утруждает себя систематическим, каждодневным трудом, не достигает успеха в жизни путем накопления благ от каждодневного труда. В наших сказках много бедных, и они не очень-то настроены избавляться от своей бедности. Люди богатые, накапливающие материальные блага, являются отрицательными героями. В наших сказках мало фигурируют деньги. Их роль весьма ограничена. В этом смысле «самый богатый в мире селезень Скрудж Мак-Дак» студии Диснея хорошо дополняет наш фольклор. Психологом И. Морозовской проведен анализ современных историй и сказок, рассчитанных на детей до восьми лет. Оказалось, что в североамериканской культуре семь из десяти персонажей являются удачниками. В русской же— один или два из десяти. Примером полного удачника может служить разве кот Матроскин из книги «Трое из Простоква-шино». Теперь перейдем к анализу одной известной западноевропейской сказки. Сказка о Красной Шапочке Эта сказка известна детям почти во всем мире и уже несколько сот лет говорит их воображению что-то очень важное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|