Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рэкетные чувства и система рэкета 7 глава




Анатолий получил путевку на один из курортов южного берега Крыма, где можно было полечить головные боли. Он уехал и не позвонил до самого возвращения.

Татьяна заподозрила неладное. Муж вернулся посвежевшим. Он казался счастливым и сказал, что у него ни разу не болела голова. Татьяна смотрела на него с осуждением, и головная боль вернулась в этот же день. И все-таки он изменился.

Все стало окончательно ясно, когда Татьяна обна­ружила в почтовом ящике письмо от женщины. И хотя оно было адресована Анатолию, она, конечно же, прочитала письмо, и оказалось, что у мужа был ку­рортный роман с одинокой женщиной. И эта женщи­на писала, как она вспоминает их счастливые дни.

Как же поступила Татьяна? Она выздоровела, вышла на работу, добилась путевки для прохожде­ния повышения квалификации и уехала в город Санкт-Петербург.

Там она влюбилась в профессора. После возвра­щения Татьяны домой об этом узнали все. Она ста­ла писать письма профессору и получала от него ответы. Более того, она пригласила профессора в свой город для консультаций и привела его к себе домой. После этого еще несколько лет Татьяна вела разговоры, какой чудесный человек профессор и в каких близких она с ним отношениях.

Вновь начались серые будни. Больные, дежурства, диагнозы, осложнения от лечения, недоброжела-

тельные коллеги. Татьяна часто брала больничный и, лежа на своей любимой кровати, разговаривала по телефону, управляла мужем и сыном.

Коля к тому времени закончил школу. Поступил в тот же престижный институт, что и его отец. Он подолгу отсутствовал дома, стал отчуждаться и гру­бить Татьяне.

Она стала настаивать, чтобы он два раза в день приходил домой, чтобы поесть. Она постоянно с напряжением спрашивала его о работе кишечника. А при малейших сбоях начинала давать ему много лекарств. И становилась спокойной, доброй и урав­новешенной, только ковда лечила сына. Татьяна часто говорила, что от нерегулярного питания воз­никает язвенный колит, мелочно опекала сына. Максимально ограничивала его свободу и самосто­ятельность. Несколько раз обследовала его желудоч­но-кишечный тракт.

Когда у Коли появились первые кровянистые вы­деления из заднего прохода, Татьяна сразу же начала его интенсивно лечить, назначая множество лекарств. Заболевание приняло хроническую форму. И теперь Коля был накрепко привязан к дому. Он был лишен возможности отсутствовать дома более четырех часов, должен был питаться по часам. Мало что изменилось в жизни Коли, когда он с красным дипломом окончил институт и пошел работать в престижное учреждение. Он не мог задержаться на работе, ведь тут же появля­лась его тяжело больная мать и, глядя с укором на всех, начинала расставлять кастрюльки и баночки для кор­мления сына. Это было трудно перенести.

Впрочем, бесконечно долго так продолжаться не могло. И Татьяна начала подбирать невесту Коле. Пригласили девушку из семьи врачей. Она понрави­лась Татьяне и не понравилась Коле. Затем были еще две попытки знакомства, но девушка каждый раз по

какой-то причине не устраивала маму или сына, тогда как отец всегда оставался нейтральным. И от­ношения с девушками прерывались.

Время шло. Наконец, пригласили выпускницу медицинской академии из профессорской семьи. Она приглянулась Коле и вызвала тревогу у его мамы. Татьяна тогда подавила свою тревогу, тем более что семья невесты ей очень нравилась.

Итак, молодая женщина приняла Колю от Татья­ны. И вскоре вдруг заявила, что настаивает на отдель­ном проживании. Не желает, чтобы свекровь вмеши­валась в их жизнь и, более того, даже бывала у них дома.

Татьяна слегла с тяжелым приступом рассеянно­го склероза. К ее постели пришли все, включая мать и отца невестки. У Анатолия резко обострилась миг­рень, у Коли — язвенный колит. И только эта упря­мая молодая женщина отказывалась навещать свек­ровь. Более того, она высказывала мысль, что такое тяжелое заболевание не может продолжаться более пятнадцати лет.

Анатолий, не без руководства жены, к тому време­ни стал заслуженным человеком, генеральным дирек­тором большого учреждения. Он смог получить квар­тиру для молодоженов, и они стали жить отдельно. Вскоре в этой семье появился сын, затем еще сын.

Прошло еще несколько лет. Татьяна по-прежнему активно лечила мужа и сына. У мужа от интенсивно­го лечения развился токсический гепатит — новое заболевание, требующее лечения. Сын разрывался между женой и матерью, и его здоровье не улучша­лось. Только когда старший внук Татьяны пошел в школу и она все же настояла, что он будет приходить к ней обедать, состояние здоровья сына несколько улучшилось. Теперь ему позволялось приходить к матери один раз в день, чтобы забирать сына.

Татьяна вышла на пенсию. Теперь она всю себя посвятила занятию своим здоровьем, здоровьем мужа, сына и внука...

Таким образом, тяжелое ранение отца привело к формированию трагического сценария у младшей дочери и меньше повлияло на формирование сцена­рия старших дочерей. Судьбы старших сестер Тать­яны сложились более счастливо. Сценарий самой старшей сестры сформировался до ранения отца, и она выполняла родительский наказ: хорошо училась, жила в городе, муж ее не пил. Сценарий средней сестры формировался уже под влиянием болезни отца. И она стала врачом. Она также хорошо училась, жила в городе и муж ее не пил. Сценарий Татьяны формировался полностью под влиянием нового со­стояния отца. Она стала медицинским работником, научилась управлять людьми при помощи своей бо­лезни. Она научилась мстить им — проводя лечение. Татьяна ненавидела мужчин за то, что отец хотел видеть ее мальчиком. Ей трудно было жить в боль­шом городе, трудно было учиться. Так ранение и инвалидность отца привели к формированию траги­ческого сценария у дочери, родившейся после его возвращения с фронта.

Сценарный анализ в психотерапии

Метафора дерева

В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.

Сценарный анализ мы проводим как индивиду­ально, так и в терапевтических или тренинговых груп­пах. Обычно до этого момента клиенты имеют не менее десяти сеансов терапии. Группа также «разог­рета». Начинаем с проведения глубокого транса с

ПЛОД — потенциал жизненной энергии. Родовые и общечеловеческие миссии сконцентрированы в нем.

Рис. 13. Сценарное дерево

воспроизведением внутриутробных переживаний и рождения. Иногда мы используем метафору зерныш­ка, в котором зарождается жизнь, пробуждается жиз­ненная энергия. Мы говорим об избранности, о не­случайном попадании искры жизни именно в это зернышко. Мы наблюдаем процесс набухания, появ-

ления первой трещинки в кожуре, первого корешка, затем листочка. После транса подробно обсуждаем: что это за зернышко — маковое семечко или коко­совый орех, откуда оно — из засушенного гербария, из заморского плода или ветром занесло. Мы узна­ем о мифе его оплодотворения, о его роде, семей­стве, виде, климатическом поясе. Вся эта информа­ция — опосредованный материал для глубинной психотерапевтической работы. Все образы, которые возникают в ходе работы, участники процесса зари­совывают.

Важно обратить внимание на то, что в полном курсе психотерапии для клиентов и пациентов, и особенно во время познания границ своей личнос­ти и личной психотерапии для профессионалов не­обходимым представляется реконструкция биогра­фии участника процесса психотерапии. Особенно дошкольного возраста. Многие хорошо помнят себя только со школьного возраста. В транзактном анализе это объясняется как Родительский запрет на ранние воспоминания. Несколько терапевтических сессий мы занимаемся восстановлением осознаваемой био­графии участников терапии.

Далее в анализе сценария мы использовали мета­фору корней. Корни— это родительские предписа­ния, которые действуют и создают мотивацию укреп­ления в социуме (в почве). Предписания, приказа­ния— это невербальные послания от родителей и других значимых фигур, полученные в раннем дет­стве. Мы рассказываем о двенадцати группах пред­писаний. Предписания— запреты— это корни, ко­торые не дают развиваться полноценно, они оста­навливают развитие или даже его прекращают. Предписания запрещающие, с частицей «не» мы на­зываем черными корнями. «Не живи», «Не чувствуй», «Не будь близким». «Не расти».

Одновременно с черными корнями существуют и светлые, благодаря которым зернышко и превраща­ется в дерево. Это разрешающие предписания, на­полненные любовью, заботой и оптимизмом. Они мо­гут быть разнообразными, их также бесконечное множество. Позитивные предписания — Живи! Будь самим собой! Расти! Взрослей! Достигай успеха! Чув­ствуй! Будь здоровым!

Так как родительские предписания передавались невербально, то уместны трансовые техники с рег­рессией в детство или анализ самих родительских фигур. Для этого, например, мы предлагаем клиен­там или участникам терапевтических групп вспом­нить пословицы, поговорки, летучие фразы, цита­ты, которые использовали их родители. Как мать и отец радовались, печалились, их основные эмоции. Как они подшучивали (провокации и подстрекания, есть ли они в пословицах, которые повторяли Вам ваши родители). Что говорили родители о детях? Какими они должны быть? Что они говорили о Вас, ребенке? Реализовались ли Ваши родители? Они ус­пешны? Осуществились ли их мечты? Если нет, кого они винят? После сбора информации клиенту зада­ется циркулярный вопрос: «Представьте, что здесь сидят независимые эксперты (бабушки со скамейки во дворе, присяжные заседатели, дети из детского сада, любимая кошка, собака и т. д.). Что бы они могли сказать о человеке (о Ваших родителях) с та­ким набором ценностей?». Терапевт и клиент узна­ют ценности, экзистенциальные позиции, систему обмена поглаживаний, рэкетные чувства родителей клиента. Это тот багаж, который достается клиенту независимо от него, это наследство.

Далее мы используем метафору почвы. Почва — это социальная среда, ближайшее и отдаленное ок­ружение. Как корни прорастали в почве? Свободно,

так как почва была подготовлена, полита и удобре­на с любовью и заботой, или корни пробивались через жесткий грунт, камни и глину — равнодушие и безразличие? В нашем опыте были разнообразные метафоры, оценивающие условия развития ребенка. Были почвы чрезмерно удобренные, в которых го­рели все ростки. Была и гидропоника по последне­му слову передовой науки доктора Б. Спока. На боль­шом листе ватмана клиенты рисуют корни, почву, делают надписи родительских предписаний, обозна­чают породы почвы и возрастные периоды. Метафо­ра почвы описывает условия жизни по возрастным периодам. Особенно важен период раннего детско­го возраста. Насколько условия роста для ребенка были развивающими, открывающими способности, защищающими или пугающими и закрывающими.

Следующий этап работы — использование мета­форы мотиваций жизненных сил, энергии, стимулов, которые заставляли расти и двигаться живительные соки по корням. Здесь мы рассказываем клиентам о драйверах и паттернах сценарного процесса. Клиен­ты выбирают и записывают на рисунке название ведущего драйвера и сценарных паттернов. Напри­мер, драйвер «Будь сильным» и паттерн «Пока не». Из воспоминаний клиента — в детстве он тратил много усилий, совершал «подвиги», чтобы заслужить любовь родителей и адаптироваться к завышенным требованиям семьи. Драйвер помогал ему справляться и не «раскисать».

Корни окрепли, набрали силу, они дают ростку жизнь, пищу и воду — энергию. Теперь пора форми­ровать ствол дерева. Четыре жизненные позиции благополучия, как четыре потока, поднимаются по стволу сценарного дерева. Дерево растет и в разные возрастные периоды то один то другой поток стано­вится главенствующим. Мы просим нарисовать на

стволе дерева четыре потока и выделять цветом до­минирующие. По нашему опыту, обычно позиции «Я+ Вы+» во внутриутробной жизни. Ас первым глотком воздуха она часто заменяется на «Я- Вы +». Последующее детство: детские ясли,- сад, первый опыт социализации укрепляют позицию на «Я- Вы+». Школьные годы до подросткового возраста — пози­ция стабильно имеет негативную окраску «Я- Вы-». В подростковом возрасте позиция меняется на «Я+ Вы -» и дальше позиции меняется на «Я+» и ко­роткие периоды, когда плюс сменяется минусом. С клиентами на индивидуальных сессиях и в тера­певтических группах мы подробно анализируем те со­бытия или изменения в окружении клиента, кото­рые проводили к смене позиций в его жизни. Наи­большее внимание мы уделяем переключениям в позицию благополучия. Часто эти внешние события являются алгоритмом для создания в дальнейшем ус­ловий, благоприятных для успешности и благополу­чия. Экзистенциальные позиции, как внутренние по­токи в стволе, движутся от корней до самой кроны и постоянно присутствуют. Более того, переключе­ние из одной позиции в другую осуществляется по нескольку раз в день и даже в час.

Мы просим клиента проанализировать настоящее время на сценарном дереве. И задаем вопросы: «Что послужило поводом для вхождения и для выхода из жизненной экзистенциальной установки, которая доминирует в настоящее время? В период пережи­вания проблемы или стресса?

Из ствола дерева вырастают ветви — сценарные ростки. Каждая ветка вырастает из одного потока или экзистенциальной позиции. Здесь принципиальное отличие нашего подхода к сценарию от классической трактовки. По нашим данным, сценариев всегда не­сколько. В разные возрастные периоды в зависимос-

ти от внешних и внутренних условий вырастают или активизируются те или иные сценарии. Опробовав все варианты сценариев уже в юности, человек осознан­но выбирает свой жизненный путь и экзистенциаль­ную позицию. Периодически проигрывая сценарии в миниатюре, в играх, игнорировании, «сборе марок» и рэкетных чувствах. Человек может иметь разные сце­нарии в семье, на работе, в макросоциуме. К тому, что сценариев у одного человека несколько, мы еще вернемся. Важно еще раз подчеркнуть, что вход в тот или иной сценарий осуществляется через фиксиро­ванные эмоциональные установки.

Разветвления ствола — значимые события в жиз­ни или травмирующие, которые приводили к смене жизненных позиций. Каждая из жизненных устано­вок— это внутренний поток в стволе. Каждый име­ет свои почки. При благоприятных условиях почка начинает набухать, лопаться и появляется росток с листочками. Это сценарный росток. Он может дать пару листочков и засохнуть. А может развиться в большую ветвь или даже в отдельное разветвление ствола.

Ветви представляют собой сценарные ростки. У каждого человека возможно наличие многих, по-разному развитых ветвей. Ветви из ствола «Я-Ты-» являют трагический сценарий, «Я-Ты+» — баналь­ный, «Я+Ты-» — сценарий с преобладанием над окружающими, сценарий воинствующей личности, «Я+Ты+» — оптимистический сценарий удачника.

У каждого человека в разные периоды жизни из одной жизненной установки могут вырастать разные сценарии, разные сценарные ростки, которые могут отличаться по силе эмоциональной окраски, степе­ни выраженности и глубине. Например, для сцена­рия «Я-Ты+» банальный тезис «Муж в доме хозяин» может приобрести и более трагический вариант

«Муж господин, а я рабыня», «Муж тиран, а я регу­лярно битая», «Моя жизнь в его руках».

На этом этапе работы мы обычно просим клиен­та или участников группы взять свои рисунки, по­смотреть на возрастные периоды смены жизненных установок и вспомнить наиболее значимые события, которые привели к этой смене. Вспомнить наиболее глубокие переживания того периода, принятие ре­шения. Просим отметить эти события на рисунке парой слов, взять их в кавычки. Это возможное на­звание сценария.

Обратимся к примеру. Вера 30 лет, инженер. У Ве­ры была благополучная родительская семья. Отец военный, мать красавица, старшая сестра (на шесть лет старше Веры). Когда Вере было шесть месяцев, отца посылают в «горячую точку» и он погибает. Мать остается с двумя дочерьми одна и идет рабо­тать учительницей в школу. Старшая дочь за нянь­ку дома. Детство Вера не любит вспоминать. Мать вечно раздраженная, часто бьет дочерей. Вера нача­ла рано читать (с 4 лет) и с удовольствием погружа­лась в мир воображаемых сказочных сюжетов. Сце­нарное решение приняла в шесть лет, и этот день помнит очень отчетливо. Мать сшила новогодний костюм снежинки и на утреннике все говорили Вере: «Какая ты оказывается красавица!». «Буду красави­цей,— решила девочка.— Красавицы живут счастли­во!» И она начала жить «двойной» жизнью. В реаль­ности она была для матери обузой, мишенью для пинков и недовольства. Вера видит себя в этом сце­нарии, как маленького худого и очень голодного ребенка, который сидит в бункере. У него большой рот, потому что он вечно голоден и старается им поймать все, что дают или падает в бункер. Бункер железобетонный, закрытый и туда мало что попада­ет. Сценарий она назвала— «Подкидыш», или «Ку-

кушонок». Экзистенциальная позиция «Я - Мир +». И второй сценарный росток, который со временем стал разветвлением ствола или могучей ветвью, на­зывался «Красавица». Это ее ресурс в детские годы, который затем стал основным сценарием. Вера все сделала в своей жизни, чтобы соответствовать обра­зу Красавицы, и она этого добилась. Выглядит, как фотомодель, имеет свой бизнес, да еще и более де­сяти лет занимается духовными практиками. У нее хорошая семья, любящий муж, дочь. Сценарий «Кра­савица» с экзистенциальной позицией «Я+ Мир+». В детстве и юности он был в «подполье» и не поощ­рялся никем из внешнего окружения, но медленно расцветал и набирал силу. Детское решение было «волшебным» — оно позволило расколдовать «Куку­шонка» и превратить его в красавицу.

Итак, каждое дерево развивается не только под действием внешних сил и внешних условий, но так­же существуют внутренние мотивации и индивидуаль­ные решения, которые приняты на основе внешних факторов и личного опыта. Принимаются эти реше­ния чаще всего в состоянии яркого эмоционального переживания. Первые сценарные решения обычно принимаются при переживаниях раннего опыта. Воз­растной интервал от внутриутробных переживаний до семи лет. Более поздние решения принимаются в подростковый период. Анализ фотографий наглядно демонстрирует смены экзистенциальных позиций и период принятия сценарных решений.

Итак, метафора дерева дает возможность хорошо структурировать все элементы сценарного процес­са, систематизировать их, расположив на сценар­ном дереве. Рисунок сценарного дерева дает нагляд­ное представление о многочисленных возможностях смены сценария, например, от неблагополучного к благополучному. Ростки, почки сценариев Удачни-

ков и Победителей всегда есть на дереве вашего сце­нария и задача терапии сценарного анализа дать энергию, жизнь для их развития. Дальнейшую ра­боту с «Деревом» можно продолжать, ориентируясь на будущее. Предлагая клиенту или участникам группы нарисовать цветы, плоды на дереве, обозна­чить ландшафт, задав вопросы: «Опишите место, где растет Ваше дерево, что вокруг. Кто ухаживает за де­ревом? Плодоносит оно или нет?». Такие вопросы ориентируют клиента на будущее, на результат.

Сказкотерапия

При анализе сценариев мы также используем воз­можности сказкотерапии.

Вот методика, предложенная Ф. Инглиш (1969).

«Придумайте сказку, охватывающую всю Вашу жизнь, включая сегодняшний день. Персонажи этой сказки не люди и не мир людей. Сказка может опи­сывать мир животных или сказочных существ. Пе­ред тем как написать сказку, вы можете обдумать сю­жет, но когда вы будете готовы, то пишите ее не больше 10 минут».

Когда время истекло, то не дописывайте или не переписывайте, написанное Вами. Адаптивный Ре­бенок и критически настроенный Родитель будут соблазнять Вас и предлагать довести текст до совер­шенства. Этого не стоит делать.

Дальнейшая работа направлена на обсуждение с клиентом следующих вопросов:

1. Кто главный персонаж в Вашей сказке?

2. Какое главное событие?

3. Завершена ли история, сюжет и как?

4. Какие прилагательные, глаголы Вы использо­вали для описания главного персонажа? Опи­сывают ли они Ваши основные драйверы?

5. Как окружение воздействует на главного героя?

6. Посмотрите на разные части Вашей сказки и определите, как они между собой взаимодей­ствуют?

7. Если бы это был Ваш сценарий, то, что бы Вы о себе узнали, что стали осознавать и пони­мать?

8. Какие родительские послания звучат в сказке?

9. Какие чувства выражены, рэкетные или аутен­тичные?

10. Каковы взаимодействия между героями и их последствия? Особенности и предпочтения в транзакциях?

Вот вариант сказки.

Жила-была маленькая серая птичка. Она все время мерзла, мир вокруг нее был холоден и неприветлив. Даже в родительском гнезде ей было неуютно. Большие пти­цы щебетали, что надо много трудиться, чтобы гнез­до было большим и теплым. Они трудились всю жизнь, и гнездо имели большое, но в нем все равно было холод­но. Однажды рано утром на заре маленькая птичка ус­лышала прекрасное пение. Это пел соловей. Она забы­ла о холоде и одиночестве. Она взмахнула крыльями и полетела к солнцу. В его лучах она купалась и вдруг запела сама и ее песня была такой же прекрасной, как и у утреннего певца. В нашем лесу появился еще один соловей, защебетали птицы!

В этой сказке главный герой — серая птичка. Главное событие— осознание, что она— соловей. История завершена. Прилагательные демонстриру­ют вначале негативный, а потом позитивный драй­вер — «Будь совершенным». Есть две части и две группы персонажей, которые противоположно воз­действуют на героя. В первой части — родители — «большие птицы», и во второй — лесной певец. Сце-

нарный паттерн «После того, как...». После того как что-то не очень хорошее закончится, наступит что-то лучшее. Родительские послания — «не чувствуй» холода, неудобства, одиночества и контрпредписа­ние (драйвер от родителей)— «тяжело трудись», строя теплое гнездо, «Будь сильной», «Пытайся». Рэ-кетные чувства— подавленность, безысходность. Аутентичные — радость. В первой части сказки пред­почтительные транзакции детско-родительские, во второй— Ребенок-Ребенок, возможно и Взрослый-Взрослый.

Это пример получения сценарного материала по анализу сказки.

Далее можно предложить клиенту или участникам терапевтической группы продолжить сказку в буду­щее. Затем, анализируют обе сказки, важно отсле­дить, использует ли клиенты старые цели, стратегии, распространяя их на будущее, или нет. На этом эта­пе работы важно задать следующие вопросы:

1. Выявляются ли в Вашей жизни закономерно­сти, которые, как нити, исходят из прошлого и соединяют его через настоящее с Вашим будущим?

2. В чем смысл этих нитей, их ценность, пробле­матика, трудность?

3. На чем держится сказка? Ее основа, стержень, фабула, ради которой начинается действие. Часто психологическая проблема человека свя­зана с ценностью, смыслом сказки— сцена­рия, которые и усиливают проблему.

4. Переведите сказку в реальную жизнь и проана­лизируйте перспективы. Устраивает ли Вас это?

Иногда клиента в принципе устраивает его сце­нарий. Он хочет только его улучшить. В таком слу­чае мы начинаем работу с определения ценностей в

жизни клиента. «Подумайте, говорим мы. Существует ли в Вашем сценарии дефицит таких чувств как: спонтанность, свобода, уверенность, близость, эмо­циональная насыщенность, радость, любовь, полнота жизни? Проанализируйте ценности Вашего сценария, конечную награду. Цели, которые лежат в основе сценария, ради чего он разыгрывается. Цели явля­ются как бы нитями, на которые элементы сюжета нанизываются, как бусы. Определите цели, реализа­ция которых принесет чувства автономии, спонтан­ности и радости. Отказываться от старых целей не надо, надо изменить эмоциональную окраску, нагруз­ку, сменить акценты, если? это возможно. Если не удается, возвращайтесь к определению целей, вновь к их ревизии. Ищите те нити, которые дадут жизнь сценарию, внесут энергию и позитивные чувства. Цели, как струны должны заиграть, запеть, дать мелодию сценарию. Какую мелодию вы бы хотели сыграть? Как вы ее слышите?

Выделите эти цели, визуализируйте свою сказку-сценарий, усильте его будущее этими вновь зазвучав­шими целями — нитями, струнами. Играйте с кар­тинкой, пока она не устроит вас полностью.

После того, как эта работа успешно проведена, мы даем домашние задания по выработке и опробова­нию новых стратегий достижения цели. Мы обсуж­даем и записываем несколько стратегий и клиент в перерывах между сессиями тренируется по их реа­лизации. Результаты обсуждаем на сессиях, коррек­тируем или меняем стратегии на новые. Обязатель­но закрепление результатов любыми поощрениями, поглаживаниями как от терапевта, членов группы, так и самого клиента.

В заключении мы предлагаем клиенту или участ­никам группы вновь нарисовать сценарное дерево. «Уберите старые ветки, черные корни, добавьте те,

12 Макаров В. В.

которые дают энергию и будущее вашему сценарно­му дереву»,— предлагаем мы.

В психотерапевтической практике конечно при­ходится сталкиваться и с драматическими сценари­ями, расплатой которых является тяжелая болезнь, убийство, суицид, сумасшествие. Создание нового сценария представляется необходимым элементом работы с такими людьми. На первом этапе терапевт совместно с клиентом определяют, насколько не устраивает старый сценарий. Изменения могут кос­нуться отдельных деталей, части или полностью всего сценария. Второй этап— определение новых целей, которых клиент желает добиться в новом сценарии. Мы предлагаем клиенту придумать новый сюжет, где герой достигает всех поставленных целей. Новая история должна быть с новым сюжетом, но­вым героем, персонажами и новым контекстом.

Каждая цель в тексте сказки — сценария долж­на быть визуализирована и реализована в действи­ях. Например, для смены привычного старого пат­терна на новый можно использовать образ бабочки, рождающейся из куколки, для демонстрации лично­стного роста и самосознания — превращение гадко­го утенка в лебедя.

Третьем этапом Психотерапевтической работы с новым сценарием является изменение условий про­игрывания сценария. Старый сценарий имел свой стереотипный способ проживания, проигрывания. Например, тяжело трудиться и находить трудности, которые надо преодолевать. Или спешить, все забы­вая и запутываясь окончательно. Здесь важно про­анализировать драйверы, родительские послания, ис­ходящие от Родителя родителей к Родителю ребен­ка. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие новые требования к вам выдвигает новый сценарий, к спо­собам проживания и достижению целей?» На этом

этапе клиенту обычно даются домашние задания, например, написать различия между требованиями нового сценария и старыми стереотипами поведения. Предлагается проанализировать транзакции, экзис­тенциальные позиции, старые паттерны поведения, чувства. Например, старые стереотипы: делать все тяжело, новые— легко и с удовольствием.

Когда новый сценарий написан, обсужден, и клиенту он нравится, мы проводим упражнение в состоянии наведенного транса, где новый сцена­рий — компьютерная игра, а клиент — герой. Тера­певт говорит: «Представьте, что вы сидите за ком­пьютером. У вас в руках новый диск с игрой. Вы вставляете диск, и на дисплее появляется название игры. Вы читаете...» И терапевт говорит название нового сценария клиента. «Вы — главный герой, у Вас много степеней свободы, много жизней и ресур­сов. Вы можете выбрать любые ресурсы для себя, на­пример, прыгать выше головы, проходить сквозь стены, летать как птица. Сделайте для себя такой набор способностей, качеств. Побудьте суперменом. Проиграйте игру до конца, меняя все, что будет вызывать у Вас напряжение и дискомфорт. Пройди­тесь несколько раз от начала и до конца. Получите удовольствие от игры». Затем терапевт и клиент подробно обсуждают и анализирует чувства, мысли, фантазии, образы, которые возникли в ходе «Игры».

При аналогичной работе с терапевтической груп­пой мы используем возможности группы. Например, предлагаем на основе сценария создать пьесу и ра­зыграть психо-драматическое действие. Клиент, чей сценарий представляет группа, может быть как глав­ным героем, так и режиссером. Задача режиссера — сделать спектакль эмоциональным, привлекатель­ным, чтобы он был наполнен энергией, захватывал и интриговал.

12*

При работе с новыми сценариями мы применя­ем краткий проверочный сценарный список. Им может пользоваться терапевт на этапе завершения работы и ее проверки. Проверочный список можно обсуждать с клиентом, группой, а также при обуче­нии студентов основам сценарного анализа.

1. Названия старого и нового сценария.

2. Цели старого и нового сценария.

3. Старая и новая миссия героини или героя.

4. Старые и новые способы реализации и прожи­вания сценария.

5. Экзистенциальные позиции (фиксированные эмоциональные установки).

6. Поле транзакций, какие предпочтительней, в старом и новом, изменены ли и как.

7. Обязательные персонажи для реализации ста­рого и нового сценариев.

8. Какой вид сценариев: банальный, героический или трагический.

9. Есть ли противоречия между способами про­живания нового сценария и старыми привыч­ными паттернами. Если они существуют, най­дите новые способы проживания как новый ресурс.

10. Добавьте любую дополнительную информа­цию.

Часто в нашей работе появляются затруднения с реализацией и проживанием нового сценария. На наш взгляд, это связано с существованием несколь­ких сценариев одновременно. Сценарии могут быть противоречащими или дополняющими друг друга. Одни сценарии могут ослаблять травмирующее воз­действие других, другие усиливать. Об этом мы рас­скажем дальше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...