Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рэкетные чувства и система рэкета 8 глава




Рис. 14. Четыре сферы жизни

J — индивидуальная; 2 — микросоциальная; 3 — социальная; 4— макросоциальная.

Четыре сферы жизни Понятие о сферах жизни

В повседневной жизни мы существуем одновре­менно в 4 главных сферах: индивидуальной, микро­социальной, социальной и макросоциальной.

Индивидуальная сфера— интрапсихическая, или личностная сфера. Это наш внутренний мир со сво­ей системой ценностей, иерархией, с целями, зада­чами, тревогами и страхами. Погружение в эту сфе­ру происходит при рефлексии, медитации, трансах, психотерапии.

Микросоциальная сфера — ближайшее окружение индивида. Члены семьи, родители, близкие род­ственники, друзья — люди и другие живые существа с которыми индивид общается каждый день. Самое близкое социальное окружение, например, у одино­кого человека может составлять любимая собака, которая преданно и безусловно любит своего хозяи­на. В ближайшем окружении также существует своя иерархия, у индивида есть свои функции и задачи, свои цели и миссия, совпадающие или нет с общи-

ми микросоциальными, например, семейными или супружескими.

Социальная сфера — это то окружение знакомых и малознакомых для человека людей, которых узна­ет он, и которые узнают его. Ими могут быть колле­ги по работе, соседи, дальние родственники, знако­мые. Здесь также существуют иерархия. У индивида есть свои роли, функции, миссии, симпатии и ан­типатии в этой сфере.

Макросоциальная сфера. К ней относятся все над-системные образования, которые включают такие понятия, как государство, народ, нация, страна, го­род и в конце концов— человечество. Индивид в этой сфере также имеет свою ценность, значимость, роль и место в иерархии, собственную миссию.

Если рассматривать понятие «жизненный сцена­рий личности» по Э. Берну, то он пронизывает все сферы и одновременно в каждой сфере он свой, осо­бенный. Каждая из перечисленных сфер переплетена с другими и одновременно автономна, как и сцена­рии. Изменения в одной сфере оказывают влияния на остальные. Результат влияний может варьировать­ся от незначительных до разрушительных и траги­ческих. Сценарий человека пронизывает все сферы, захватывает и индуцирует их. И одновременно в каж­дой сфере существуют сценарии или сценарные ро­стки, почки, которые пробуждаются под действием определенных условий — сценарных переключений.

Иллюстрацией может служить, по-видимому, пос­ледний оставшийся в нашей стране общенациональ­ный праздник «9 мая, День Победы в Великой Оте­чественной войне». В повседневной жизни дремлю­щий сценарий из макросоциальной сферы в период праздника 9 мая пробуждается, активизируется под

действием маршей, патриотических песен, старых кинофильмов. Просыпается патриотизм, чувство единства со страной, народом. Более значимыми становятся такие понятия, как миссия советского народа— победителя— освободителя, борца за справедливость. Четко проступает героический сце­нарий победителя, которому, однако, победа доста­ется в борьбе и не легким путем хитрости и обмана, а тяжелым путем испытаний, жертв и мучений.

Чувства, мысли и действия, которые пробуждаются сценарием из макросоциальной сферы, захватывают и остальные сферы. Если мой индивидуальный сце­нарий неудачника или середняка, то героический национальный сценарий придает мне уверенности. В микросоциальной сфере, например, в семье супру­ги, начинают по-иному относится друг к другу фан­тазируя, если завтра «...дан приказ ему на запад, ей в другую сторону». В социальной сфере— отношение к соседям и сослуживцам может так же подвергнуть­ся влиянию чувства единения и сопричастности к общему делу, цели. В праздник можно и побратать­ся. Оценить, с кем пойти в разведку, а с кем нет.

В реальных условиях социальных кризисов, вой­ны, по-видимому, макросоциальный сценарий мо­жет доминировать над остальными сценариями, разрушая или перестраивая их. Например, в Вели­кую Отечественную войну призыв «Родина-Мать зо­вет» изменял границы микросоциальных, семейных сценариев. Мать— это Родина, все остальные— ее дети. И реальные матери отдавали своих детей, му­жей и близких, разрушая свои семьи. Границы се­мей стирались. Была одна семья с одной матерью — Родиной. Здесь показателен американский фильм «Солдат Райн», где семейный сценарий, сценарий сохранения рода доминировал над макро-сценарием. Для нашего народа это не характерный феномен.

Проходит праздник, и сценарий народа-Победи­теля вновь переходит в спящий режим. Иницииро­ванные в других сферах чувства, мысли и поступки медленно угасают. А может быть, зря? У нас есть множество конструктивных сценариев в макросоци-альной сфере, и народ— преобразователь, изменив­ший историю и территории многих европейских стран и народов, и победитель фашизма, и народ — созидатель, поднявший из руин войны страну, и народ с высоким интеллектуальным и научным по­тенциалом, впервые запустивший человека в космос. Это сценарии Победителей, на струнах которых так искусно играли наши вожди в XX веке и которые умолкли теперь. Ведь вся атрибутика сценарного анализа ярко представлена. И великая миссия — спа­сти и преобразовать весь мир! И условия реализа­ции — тяжело трудиться, победу добывать в муче­ниях, большой ценой. И внешнее окружение — обя­зательные враги, против которых надо бороться.

Возможно, наша профессиональная миссия — создание новых сценариев России!? И это реально, ведь у макросценария нашей страны и народа так много ресурсов, которые не учитываются нашими сегодняшними идеологами. Мы искажаем реальность в угоду времени, суживаем свой диапазон восприятия, критикуем и игнорируем почки и ростки сценариев народа — победителя, труженика, не замечая «жем­чужины», которые нам дает реальность. Двадцатый век на макроуровне — век больших экспериментов, и немногие народы смогли пережить взлеты и падения Империй, в отличие от нас. Однако, возможно, не те струны заиграли в сценарии нынешнего века. Четы­ре поколения россиян были атеистами с естествен­но-научным мышлением. Вера в собственные силы, в единение и сплоченность, в возможности преодо­ления и победы были заложены в этих поколениях.

«Брожение умов» и разгул «правды» внесли дезори­ентацию. Конечно, в 20 веке в индивидуальной сфе­ре персональные сценарии отдельного человека были деструктивны. Человек— винтик в государственной машине, вечно боящийся и искажающий свое миро­восприятие под гнетом страха. Возможно, разруше­ние, бунт произошел за счет диссонанса в разных сферах. Конечно, сценарии индивидуальной сферы надо менять, и это происходит, однако, часто в ущерб или без использования ресурсов макросоциальной сферы. Гармония между сферами и сценариями даст эффект резонанса, который приведет к их усилению. Во всех четырех сферах д@лжны быть позитивные, конструктивные сценарии и это возможно, так как мы имеем ресурсы для реализации уже сейчас.

У каждой сферы свой ритм, свое время жизни, также как и у сценариев внутри этих сфер. Напри­мер, сценарий первой, индивидуальной сферы раз­вивается медленно, активизируется в период рефлек­сии или у психологов, психотерапевтов на семина­рах, тренингах и супервизиях. Его время жизни большое, он длится от рождения до смерти, разви­ваясь и реализовываясь постепенно.

У микросоциальной сферы иной ритм. Эта сфе­ра наполнена эмоциями, любовью и ненавистью, скандалами и примирениями. Время жизни— «от свадьбы до развода».

У социальной сферы свои сценарии, связанные с социальной активностью гражданина, его работой, общественной деятельностью, карьерой.

Э. Берн определял сценарий как «план жизни, созданный в детстве, подкрепленный родителями, проведенный и одобренный последующими жизнен­ными событиями и достигающий своей кульминации в ситуации альтернативного выбора» (цит. по Wool-lams, 1973, Р. 114).

Этот неосознаваемый план формируется, начи­ная с опыта, который переживает плод еще до рож­дения. Действие сценария может длиться неограни­ченно долго, вплоть до того момента, когда мы перестаем, наконец, чувствовать себя -во власти ав­торитарных фигур, обладавших ранее для нас силой, возможно, воображаемой нами.

В современном подходе анализ развития жизнен­ного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Э. Берна являются заверше­нием процесса создания сценария, вершиной айсбер­га, основание которого уходит в историю развития ребенка, в историю его жизненного опыта (рис 15). Анализ стадий развития сценария затрагивает рабо­ту с самыми архаическими бессознательными обра­зованиями, включая ранние решения о себе и мире, первичную боль, телесный сценарий.

По-видимому, первыми формируются сценарии первой и второй сферы. Формирование третьей и

Рис. 15. Сценарная пирамида

четвертой происходит, когда ребенок выходит за пределы своей семьи и начинается процесс социа­лизации.

Пока сценарии каждой сферы формируются и выстраиваются, у каждого из них своя пирамидаль­ная система поддержки, они еще малоразличимы. Возможно, они сплетены в один клубок. Индивид получает опыт в каждой из сфер, принимает решения, выбирает экзистенциальную позицию, подкрепляет родительскими предписаниями, выстраивает страте­гии взаимодействия с другими в виде психологичес­ких игр и искажает реальность согласно своей систе­ме ценностей. Разделение сценариев происходит на более позднем этапе, когда все четыре сферы будут полноценно представлены в жизни человека.

Анализ сценариев позволил определить, что чело­век, у которого сценарии всех сфер подкрепляют и дополняют друг друга, конгруэнтны, чаще всего не испытывает потребности в психотерапии. При этом все равно удачник он, середняк или неудачник. На­пример, человек, который считает себя «золотой серединой», не хватает звезд с неба и не претендует на Нобелевскую премию, в индивидуальной облас­ти он реально оценивает свои возможности, он же­нат на такой же «золотой середине», у них рядовая семья, он служащий среднего звена и послушный налогоплательщик. Все его сценарии просты и ба­нальны. Но он спокоен и знает, что завтрашний день будет таким же, как вчерашний, и это его устраива­ет. «Тише едешь — дальше будешь» — девиз его отца, который он усвоил еще в детстве.

Вот другой пример. Талантливый человек, кото­рый уже в 30 лет был успешным финансистом, был фантастически удачлив в социальной сфере. Он был известным человеком на макросоциальном уровне. Удачник первой степени— Победитель, Принц!

В микросоциальной сфере он был никто. Его мать и отец обесценивали весь его результат. Он ненави­дел свою мать и боялся отца. Его семейный сцена­рий был сценарием неудачника, все попытки изме­нить семейную ситуацию приводили к провалу. Он никогда не был женат. Его индивидуальный сцена­рий был сценарием середняка, он оправдывал пове­дение родителей («Бывают родители и похуже») и принижал свои заслуги в работе («Бывают финанси­сты и получше»). Его тело демонстрировало сценар­ный конфликт нейродермитом и астмой.

Итак, если у человека сценарии во всех четырех сферах несовместимы, конфликтны и усиливают деструктивные тенденции, то такой человек часто — клиент для психотерапии.

Важно обратить внимание, что стратегии психо­терапии и консультирования обычно строятся на ра­боте с личностью клиента и редко— с его семьей. Таким образом, в психотерапии затрагивается исклю­чительно индивидуальная сфера. Работа с микро-, макросоциальной и социальной сферами не ведет­ся. Мы часто в практике сталкиваемся с активным сопротивлением этих сфер новым изменениям, ко­торые происходят в личностном сценарии клиента.

Терапевтическая работа со сферами жизни

Как построить психотерапевтическую и консуль­тационную работу, чтобы изменения происходили во всех областях и усиливали эффект терапии?

Мы в своей работе используем стратегии, которые основаны на работе со всеми сферами жизни кли­ента. Вот основополагающие тезисы этой стратегии:

1) работа с личностью клиента, с индивидуаль­ной сферой;

2) привлечение членов семьи к терапии, очное или заочное, работа с микросоциальной сферой;

3) активные домашние задания, в которые включе­ны ближайшее и отдаленное окружение клиента;

4) участие клиента в психотерапевтической груп­повой работе с целью обучения новым паттер­нам поведения, работа с социальной сферой;

5) участие клиента в обучающих программах с целью закрепления эффекта психотерапевти­ческой работы, приобщение клиента к психо­терапевтической культуре, сообществу— как элемент работы с макросоциальной сферой. Клиенты с удовольствием учатся и применя­ют психологические знания как к своим внут­ренним проблемам, так и в семейных отноше­ниях, и в отношениях с коллегами.

При работе с клиентом за первые пять — десять сессий мы собираем информацию о четырех сферах жизни клиента и анализируем элементы сценариев всех сфер. Для структурирования материала мы пользуемся списком элементов сценария.

1. Жизненный курс (и название сценария) — то, что личность сделала из себя или со своей жизнью под действием сценария. Хорошо, если жизненный курс можно назвать. Например, «Убить себя медленно», «Упиться до смерти», «Никогда не умел смеяться». Жизненный курс обнаруживает себя с первых слов клиента. Обычно это слова из лексикона 8-летнего ре­бенка. Он может быть банальным или драма­тическим или трагическим. Жизненный курс имеет 4 обязательных элемента: решение, эк­зистенциальная позиция, мифический герой, соматический компонент.

2. Раннее решение —" есть момент принятия эк­зистенциальной позиции и миссии. Важно оп­ределить возраст принятия решения. Решение

принимает Взрослый в ребенке — Маленький Профессор. Зная возраст, в котором принято решение, можно определить зрелость Малень­кого Профессора.

3. Мифологический герой — определяется по анализу предпочтительных героев сказок, фильмов, реальных людей, которые были при­влекательными на момент принятия решения и выбора экзистенциальной позиции и с кото­рым индивид себя идентифицирует.

4. Экзистенциальная позиция благополучия или на время принятия решения, подкрепленная мифическим героем.

5. Телесный, соматический компонент чаще про­является, когда присутствуют негативные ком­поненты сценария. Соматический компонент тогда включается и воздействует на определен­ные органы, такие как слезные железы, мыш­цы шеи, анус и другие сфинктеры. Здесь тера­певт собирает соматический анамнез клиента.

6. Родительские предписания, драйверы и атри­буции. Важно определить, кто из родителей до­минировал, какие ценности от него исходили. Предписания— что делать или не делать. Драйверы — как делать, тяжело, быстро, успеш­но или нет. Атрибуция — это оценка значимы­ми людьми того, кто ты. Например, «Ты неуч». Ты неряха». Или, напротив, «Умница». Важно улавливать скрытый психологический уровень (контекст послания), а не только социальный и поведенческий. Например, отец запрещал дочери сидеть с расставленными ногами. На поведенческом и социальном уровне это было послание— «Сиди прямо!». На скрытом пси­хологическом— «Не будь сексуальной». Мать усиливала послание, добавляя атрибуцию —

«Будь совершенной», «Будь чистоплотной, аккуратной!», все вокруг подтверждали «У Иры все блестит от чистоты». Чистота и соблюде­ние чистоты в доме были способом собирать поглаживания близких людей. Ее жизненный курс звучит так «Будь аккуратной, чистенькой, асексуальной, избегай интимности».

7. Программа — то, что ребенок усваивает от ро­дителя своего пола, и то, как он подчиняется предписанию родителя противоположного пола. Отец говорит дочери «Женщина должна быть сексуальной», а мать показывает дочери, как это быть сексуальной «Делай как я!» — говорит мать. И дочь следует родительской программе, она сексуальна, как мать.

8. Игры. Рэкеты. Искажения. Несомненно, для сценария существует одна главная игра, а ос­тальные игры варианты основной и дополня­ющие ее. Например, для жизненного курса «Убей себя» соответствующими играми могут быть — «Алкоголик» с вариантами «Пни меня», «Полицейские и воры», «Должник», каждая из них имеет неожиданный исход, в той или иной степени разрешающий выпить и убить себя в результате. Рэкеты и искажения создают усло­вия для реализации игр.

9. Развлечения или времяпровождения, или при­страстия. Это социальный способ, с помощью которого люди со схожими сценариями струк­турируют свое время. Например, для игры «Ал­коголик» времяпровождением между запоями может быть «А наутро» — воспоминания в муж­ской компании, кто, когда, что и сколько выпил.

10. Трагический конец, или сценарная расплата — для трагических, героических сценариев. На­пример, для клиента с суицидальным сцена-

рием — суицид будет трагическим концом, или у алкоголика — смерть от алкоголя. Терапевт должен знать о сценарной расплате, чтобы использовать антитезис.

11. Терапевтическая роль или роль в Драматичес­ком треугольнике — это ролевое поведение, ко­торое по ожиданию клиента будет принято терапевтом, когда он начнет терапию. Эту роль клиент предлагает терапевту для того, чтобы иметь с ним привычные симбиотические от­ношения, уменьшающие его напряжение и боль, связанные с активизацией в терапии болевого опыта клиента. Роли находятся на континууме от Избавителя до Преследователя.

12. Контрсценарий— временный выход из сцена­рия. Личность начинает проявлять активность, движется в противоположном направлении от сценарной расплаты. Активность клиент может черпать из родительского разрешения, которое исходит от позитивного поощряющего Заботли­вого Родителя или позитивного Критикующе­го Родителя. Эти послания дают разрешение на передышку. Например, для «Алкоголика» — «Пей, но в социально приемлемой форме», пей дома, чтобы никто не видел. Однако это вре­менное улучшение в терапии. Опытный тера­певт может использовать контрсценарную пе­редышку для следующего шага — принятия ответственности за жизнь вне сценария.

13. Психотерапия— терапевт выдвигает гипотезы и составляет предварительную схему терапев­тической работы.

Чтобы создать сценарный список для каждой сферы, требуется длительная работа, обычно продол­жающаяся несколько месяцев. Результат такой рабо­ты всегда оправдывает затраченное время, физичес-

кие и эмоциональные силы и материальные средства. Терапевтический результат при анализе и работе со сферами жизни клиента более стабилен.

Приведем пример.

Алена, 42 года, врач, 20 лет замужем, бездетна, воспитывает сына мужа от первого брака. Физичес­ки здорова.

Родилась в селе. Отец механик, мать домработни­ца. Семья всегда была большая, вместе жили не­сколько поколений. В детстве Алены с ними рядом, одним двором, жили родители матери. Детей в роду было много. Родственники с двумя детьми считались в родне малодетными. Такой была семья Алены.

Женщины в семье всегда были заняты трудом. Мать работала с надрывом, быстро уставая. Ее труд был всегда как долг кому-то и во имя кого-то, напри­мер, семьи. Отец же был гедонистом, жил со вкусом. Работал тоже много, но все делал с удовольствием, даже причмокивал при этом.

Алена была младшим ребенком в семье, брат стар­ше на 2 года. Детские воспоминания — мать держит старшего сына на руках, а Алена стоит, или идет ря­дом с матерью, держась за юбку, т. к. руки у матери заняты. Фраза: «Ты как взрослая, самостоятельная!»

Из детских воспоминаний: «Мать наказала брата незаслуженно. Я, не объясняясь с матерью, встала вместе с братом в угол. Чувствовала гордость, что выше обид!».

Всегда хвалили и сейчас часто вспоминают, какая была в детстве рассудительная, самостоятельная, все­гда можно было положиться, не подводила никогда. Маленький взрослый человек! «Будь сильной. Старай­ся! Надо все делать самой, так как надеяться не на кого»,— основные послания от матери и бабушки.

С раннего детства была помощницей в семье, на нее надеялись, ее просили о помощи даже взрослые.

Сейчас, когда брат занимает большой пост и многое может, семья все равно обращается за помощью к ней.

С 6 лет не чувствовала себя ребенком. Лето. Поспе­ла клубника. Женщины делали клубничный компот на зиму. Алена боялась съесть лишнюю ягодку. Ведь ком­пот для всех. Съешь сейчас, не хватит кому-то зимой. Не помнит своих детских игрушек. Зато четко в памяти сохранились орудия труда — лопата, грабли, лейка— такие же, как у взрослых, только меньше размером.

Любила играть в активные подвижные игры (каза­ки-разбойники, вышибалы, прятки), выбирала муж­ские роли. Была заводилой. В куклы не играла.

Любимая сказка— «Аленький цветочек». Привле­кало самопожертвование героини. Конец сказки и превращение чудовища в принца не радовал.

Первые сексуальные секреты: в 6-7 лет мальчик показал Алене «секрет» — свои гениталии. Обидело: «Почему показал именно мне?» И вывод: «Значит я неполноценная, другим же не показал». Яркий опыт трансформации страха в чувство неполноценности был в первом классе. Учительница грубо кричала и оскорбляла детей. Алена боялась учительницы и верила в то, что все эпитеты верны только в отно­шении ее, чувствовала при этом, как глупеет.

Во втором классе та же грубая учительница на уроке сообщила, что вместо учебы мальчик из клас­са (цыган) хочет жениться на Алене и растить мно­го детей. У Алены: ступор, страх и только одна мысль— «Никогда!»

В 10 лет был негативный опыт общения с младен­цем. Пять часов одна без взрослых с 6-месячным чужим ребенком. Была паника, отчаяние, брезгли­вость. И осознанное решение: «Дети — это не мое дело. С детьми я беспомощна». Позже, проходя мимо маленьких детей, замирала и напрягалась.

В 14 лет мысли о суициде. Причина — моя жизнь бессмысленна!

Прочитав доступные труды В.И. Ленина, плака­ла от обиды, что не осуществилась мечта вождя о мировой революции.

В 15 лет предчувствие судьбы— возникла мысль, в правоте которой Лена не сомневалась: «У меня не будет детей. Встречу мужчину с ребенком и воспи­таю его достойным гражданином». С тех пор чужие дети, особенно маленькие, вызывают умиление и слезы. Сравнивала себя с Н.К. Крупской— другом и соратником Ильича, а не только его женой.

Поступила в медицинский институт на педиатри­ческий факультет.

В 22 года вышла замуж за вдовца с маленьким сыном. Муж работал педиатром в родильном отде­лении, где Алена проходила практику. Двадцать лет прожили с мужем. Работа занимала большую часть жизни Алены. К мужу и сыну относилась всегда как старший друг или сестра.

Проблему бесплодия сама себе рационализирова­ла: «Не надо чувствовать себя ущербно! Можно реа­лизоваться и без детей!».

На психотерапевтической группе пришло острое желание сказать приемному сыну о своей материн­ской любви к нему, не поддельной, а подлинной, выстраданной.

Ее чувства относительно своей личной сферы и развития своей личности переданы метафорой — «Я, младенец, который еще не умеет ходить, а толь­ко научился сидеть». Последнее время, когда сын стал жить самостоятельно, Алена начала покупать мягкие игрушки. Она их выбирала, не прятала, а иг­рала, рассаживая их по дому. Не сразу пришло осоз­нание, что покупает она их для себя (сын не женат и детей не имеет). Баловать своего внутреннего «Ре-

бенка» осознанно начала с того, что отказалась де­лать на зиму компот из клубники. И с удовольствием ела сама, и угощала всех клубникой летом. Регрес­сивное поведение — покупка игрушек, балование себя, как ребенка— прекрасный ресурс для Алены, возврат в состояние принятия сценарных решений. И она принимает новые сценарные решения, ис­пользуя тот же материал, но без игнорирования. Она живет «вкусно», причмокивая, как делал ее отец-гедонист.

Алена считает свою профессиональную жизнь удавшейся. В макросоциальной среде также считает себя успешной, реализовавшейся, она уважаемый человек, делающий много полезного для города и здоровья горожан. У нее собственные социальные программы, которые она воплощает в жизнь. И это тоже ее ресурс. Эти сферы Победителей, где сцена­рии Алены Удачницы.

Алена считает свою семейную жизнь неудавшей­ся. Сейчас ощущает наличие желания, а главное, по­тенциала быть счастливой женщиной и счастливой матерью. Она осознанно создает новый сценарий своей будущей жизни. Дерево нарисовала с большим количеством яблок, трактует их как детей и внуков. Эту работу еще нельзя считать завершенной. Толь­ко через несколько лет, в следующих изданиях этой книги мы опишем завершение этой истории.

Сценарная история жизни постсоветского человека

1. Сценарный анамнез 1.1. До зачатия

Какова судьба и образ жизни Ваших прародителей?

Далеко не все людивыходцы из советской эпохи,

знают истории своих предков глубже чем на три по-

коления. Обычно рассказывают о бабушках и дедушках, иногда о прабабушках и прадедушках. Важно узнать, какими были прародители, за что ими гордятся и что о них скрывают. То, что усиленно скрывается старши­ми поколениями, для молодежи может явиться предме­том гордости.

Опишите характер каждого из прародителей.

Какие поступки прародителей запомнились семь­ей, какими болезнями страдали прародители, в ка­ком возрасте и от чего умерли?

Какова судьба и образ жизни ваших родителей?

Информация, которая нас интересует по этому пункту, во многом сходна с предыдущей.

1.2. От зачатия до рождения

Были ли вы зачаты сознательно? Настроены ли были Ваши родители зачать ребенка или ваше зача­тие явилось случайностью? Готовились ли родите­ли к зачатию? Как они это делали?

Как протекала беременность?

Здесь важны переживания матери во время бере­менности. Насколько ей было комфортно с вами, и приносили ли вы ей боли, дискомфорт или другие неприятности. Когда вы начали шевелиться, двигать­ся и даже пинаться. Разговаривала ли с вами мама и реагировали ли вы на ее слова. Прикасался ли папа к маминому животу и слушал ли ухом ваше сердце­биение. Как хорошо было с вами вашим родителям и как вам с ними было хорошо.

Были ли попытки прервать беременность?

Если такие попытки были, то сколько, при помо­щи чего, к каким последствиям привели?

Была ли необходимость сохранять беременность?

Если такая необходимость была, то в каком тримес­тре беременности, в связи с чем и как она сохранялась?

Важно подробно изучить фотографии семьи до вашего появления и периода беременности вами.

1.3. Рождение и раннее детство

Какова очередность вашего рождения?

Важно вспомнить всех детей, которых родила ваша мама.

Какой период времени прошел от предыдущих родов до ваших?

Если это были первые роды, то они часто проте­кают тяжело и для матери, и для младенца. В ряде случаев формируется сценарий разрыва матери.

Назовите дату вашего рождения. Что эта дата зна­чила для семьи и вас?

Родились ли вы вовремя, раньше или позже? Имеет ли дата рождения для семьи какое-то симво­лическое или другое значение?

В каких условиях и как протекали роды? Рожда­лись ли вы в советском родильном доме или в дру­гих условиях? Как долго протекали роды? Стимули­ровали ли родовую деятельность медикаментами? Проводилось ли кесарево сечение? Проводились ли разрезы промежности матери? Зашивали ли промеж­ность после родов? Как «обрабатывали» вас после родов. Как быстро вас приложили к материнской груди? Как долго вы пробыли в родильном доме?

Как повлияли ваши роды на мать? Что с ней про­изошло? Болела ли она? Как изменилась ее жизнь после вашего рождения?

Назовите даты рождения ваших сибсов. Что эти даты значат для семьи и вас?

Сколько детей хотели иметь ваши родители? Пла­нировали ли они определенное количество детей? Какого пола, какова очередность рождения? Какое будущее предрекалось каждому ребенку?

Были ли вы желанным ребенком? Соответствова­ло ли ваше рождение планам родителей? Соответ­ствовал ли ваш пол желаниям родителей и семьи? Готовилась ли семья к вашему рождению?

Как отнеслись к вашему рождению мать, отец, прародители, сибсы, другие значимые люди? Чита­ли ли вы свое свидетельство о рождении?

Некоторые семейные легенды и умалчивания рас­сеиваются, когда берешь в руки свое свидетельство о рождении и читаешь строчку за строчкой.

Кто выбрал ваше имя и с чем или с кем это связано?

Каждое имя имеет значение. Важно провести ана­лиз имен, даваемых в вашей семье. Можно проана­лизировать имена прародителей, родителей, их сиб­сов, вашего поколения членов семьи, подробно изучить ваше имя.

Насколько вы соответствовали и соответствуете ему? Как ласково называли вас родители и домочад­цы? Какие клички давали вам дома, в учебных заве­дениях и на улице?

От чего происходит и что обозначает ваша фамилия?

Здесь, кроме точки зрения семьи, которая может нести в себе одну из легенд семьи, важно вновь об­ратиться к словарю имен. Ведь многие фамилии произошли от имен. Важно услышать, как звучит фамилия, как она звучит из уст клиента. Произно­сит ли он ее утвердительно, ровно и спокойно, про­сто передавая информацию. Или он произносит ее тихо, даже «проглатывая» ее часть.

У самого клиента и участника группы можно спросить: «Чего можно ждать от человека с такой фамилией? Каков человек, носящий такую фами­лию?»

Важно услышать, как звучит фамилия вместе с именем и отчеством, насколько это благозвучно. И что означает сочетание этих трех значений?

Какими именами вас называли в раннем детстве в семье?

Важно вспомнить все эти имена и вновь услы­шать, какой отклик они вызывают в вашей душе.

Посещали ли вы детские ясли?

Этот, важнейший жизненный, опыт обычно бы­вает вытеснен в связи с его явным травматизмом. Ведь ясли— своеобразный детский «инкубатор». Воспоминания о том периоде жизни вытесняются в связи с Родительскими запретами или по другой причине. Восстановить период, затушеванный, запи­санный чувствами, образами, соматическими ощуще­ниями, отдельными словами и обрывками слов, очень важно. И это удается после ряда сеансов воз­растной регрессии в трансе.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...