Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Ситуационные задачи для разбора на занятии




3. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

5. Назовите вид патологического процесса.

6. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

7. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

8. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. Если ввести в коленный сустав кролика культуру стрептококка в определенном титре, то микробные клетки можно обнаружить в крови и внутренних органах через 24 часа.

Вопросы:

Изменится ли скорость диссеминации микроорганизмов, если:

1) перед введением микробов вызвать острое воспаление коленного сустава;

2) ввести микробы одновременно с агентом, подавляющим воспалительную реакцию?

Ответы обосновать.

Ответы: в первом случае скорость диссеминации уменьшится, т. к. воспалительный очаг будет являться барьером на пути распространения микроорганизмов. Во втором случае, наоборот, скорость диссеминации увеличится, т. к. воспалительный барьер не будет формироваться.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2.

Больная Б., 32 года, предъявляет жалобы на боли ноющего характера в суставах, их деформацию, субфебрильную температуру. В анамнезе инфекционный полиартрит с 27 лет. Заболевание протекает с частыми обострениями. При исследовании больной выявлено: количество лейкоцитов 12, 6•109/л, СОЭ - 25 мм/ч. Общее содержание белков в крови 7, 5 г/л. Уровень альбумина снижен (41%), фракция γ -глобулинов увеличена (14, 7 г/л). Реакция на С-реактивный белок положительная.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №3. Мальчик Ю., 13 лет, обратился к врачу по поводу фурункула на правой щеке. Жалуется на боль при жевании, головную боль, повышение температуры. В центре щеки прощупывается плотный инфильтрат размером с лесной орех. Кожа над инфильтратом ярко-красная по периферии и багрово-синюшная в центре.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №4. Больная М., 36 лет, предъявляет жалобы на боль при глотании, слабость, потливость, головную боль. Температура тела 38, 8° С. Слизистая зева гиперемирована, отечна, покрыта сероватым налетом. Лейкоцитов в крови 15x109/л, лейкоцитарная формула: Б - О, Э - 7, Ю - 2, П - 8, С - 65, Л - 16, М - 2, СОЭ - 20мм/ч, пульс 98 мин" 1, частота дыхания - 26 мин" 1.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

 

Тема: Типовые нарушения теплового обмена: лихорадка как часть ответа острой фазы

ЦЕЛЬ: сформировать знания о лихорадке как типовом патологическом процессе и компоненте ответа острой фазы; об основных закономерностях нарушений теплового обмена.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лихорадки;

- обучить принципам моделирования лихорадки в эксперименте, методам разбора клинических ситуаций, связанных с развитием лихорадки;

- изучить роль ответа острой фазы и, в частности, лихорадки в процессах саногенеза при воспалении.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы:  механизмы терморегуляции у теплокровных животных; патогенез воспаления и роль медиаторов воспаления.

После изучения темы: компоненты «ответа острой фазы воспаления», их патогенез, роль цитокинов; этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лихорадки.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Моделировать лихорадку у кролика, объяснять результаты проведенных экспериментов. Проводить патофизиологический анализ клинических ситуаций, связанных с лихорадкой.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: навыками работы с лабораторными животными, основной терминологией по теме занятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль исходного уровня знаний.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая характеристика механизмов теплопродукции и теплоотдачи в организме. Типовые нарушения теплового баланса организма.

2). Характеристика понятия “лихорадка”.

3). Этиологические факторы лихорадки. Принципы классификации пирогенных факторов.

4). Механизмы развития лихорадки.

5). Лихорадка как компонент ответа острой фазы.

6). Инфекционная и неинфекционная лихорадка. Пирогенные вещества, механизм реализации действия эндопирогенов. Медиаторы лихорадки.

7). Стадии развития лихорадки, изменения теплопродукции и теплоотдачи на разных стадиях.

8). Изменения физиологических систем организма и обмена веществ при лихорадке.

9). Виды температурных кривых, их прогностическое значение.

10). Биологическое значение лихорадки. Принципы жаропонижающей терапии. Понятие о пиротерапии. Антипирез.

 

3. Практическая работа.

3. 1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель лихорадки при введении пирогенала кролику».

Цель: изучить причины возникновения, исследовать температурную реакцию и физиологические функции животного при лихорадке, вызванной введением пирогенала, оценить влияние охлаждения на t тела.

Методика проведения: у кролика определяют показатели, указанные в таблице 1. Затем в краевую вену уха вводят 0, 2 мл пирогенала и каждые 10 мин регистрируют изменение основных физиологических показателей. После прекращения подъема температуры кролика подвергают умеренному охлаждению (воздухом) в течение 10 мин.

Результаты:

 

Таблица №1. Динамика изменения температуры тела, кожи, состояния теплопродукции и теплоотдачи при лихорадке, вызванной введением пирогенала

Показатели

Исходный фон

Время после введения пирогенала в минутах

Температура тела              
Температура кожи              
ЧДД              
Состояние сосудистой сети ушей              
Наличие мышечной дрожи              

 

Строят графики изменения температуры тела, ушей и ЧДД при лихорадке. Делают выводы, обращая внимание на причину возникновения лихорадки, изменение теплопродукции и теплоотдачи в зависимости от стадии лихорадки, влияние умеренного охлаждения на температуру тела при лихорадке.

График 1. Изменения температуры тела, температуры ушей и ЧД при лихорадке.

 

То             ЧД

Исходный фон10  20    30    40    50     60     70 мин

 

Выводы:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...