3. Ситуационные задачи для разбора на занятии
3. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1 (с примером разбора). Больной Т., 34 лет, после механической травмы головы временно потерял сознание; наблюдалась рвота. После госпитализации обнаружена кровоточащая рана в области затылка. Ситуацию, приведшую к травме, не помнит. Имеется брадикардия и артериальная гипертензия. Окулистом обнаружено кровоизлияние в сетчатке правого глаза и снижение остроты его зрения. Имеется липома левой нижней конечности. Других нарушений не обнаружено. Вопросы: 1. Какой по происхождению и характеру патологический процесс возник у больного, который мог бы стать основой клинического диагноза? 2. Назовите клинические признаки, характерные для данного процесса. 3. С точки зрения структуры клинического диагноза, как следует рассматривать обнаруженные кровоизлияния в сетчатку глаза со снижением остроты его зрительной функции и липому нижней конечности? Ответы: 1. Механическая травма головы и сотрясение мозга (commotio cerebri). 2. Потеря сознания, рвота, брадикардия. 3. Кровоизлияние в сетчатку глаза и снижение остроты зрения – осложнение; липома нижней конечности – сопутствующее заболевание. Задача №2. Физик Т., 35 лет, доставлен в клинику 5 дней назад с жалобами на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту. В результате несчастного случая подвергся общему облучению гамма-лучами в дозе 200 БЭР (2 Гр). В настоящее время чувствует себя хорошо и никаких жалоб не предъявляет. В анализе крови лейкоцитопения, лимфоцитопения, резко снижено количество ретикулоцитов.
Вопросы: 1. Какой период лучевой болезни имеется у больного в настоящее время? 2. Как объяснить его жалобы при поступлении? 3. Каков механизм изменений со стороны крови, и к каким последствиям могут привести эти изменения? Ответы:
Тема: Повреждение клетки Цель занятия: сформировать знания о механизмах повреждения клетки, их проявлениях и принципах коррекции. Задачи: 1. рассмотреть общие механизмы повреждения клетки, их проявления, механизмы защиты клетки от повреждения, принципы коррекции; 2. обучить методам определения повреждения клеток; 3. изучить роль нарушений энергетического обмена, свободно-радикальных реакций, повреждения ДНК в формировании патологии на субклеточном, клеточном уровне и их роль в развитии болезней человека. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: строение клетки, функции клеточных органелл, уровни организации живого организма. После изучения темы: механизмы повреждения клетки, их проявления и принципы коррекции.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Оценивать жизнеспособность лейкоцитов крови методом Шрека, пользоваться оптическим микроскопом, проводить патофизиологический разбор ситуационных задач.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторным оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тест-контроль для оценки исходного уровня знаний. 2. Беседа по теме занятия. 1). Повреждение - определение понятия, уровни и признаки повреждения. 2). Причины повреждения клетки. 3). Механизмы повреждения клетки. 1. Нарушения энергообеспечения клетки.
2. Повреждение мембран и ферментов клетки. Роль перекисного окисления липидов в повреждении клетки. 3. Дисбаланс ионов и жидкости в клетке. 4. Нарушение генетического аппарата клетки. 5. Нарушение внутриклеточной регуляции функций клетки. 4). Специфические и неспецифические реакции клеток на повреждение и их проявления. 5). Методы оценки повреждения клетки. 6). Механизмы защиты и адаптации клеток при повреждающих воздействиях.
3. Практическая работа. Сделать лабораторную работу «Оценка жизнеспособности лейкоцитов крови методом Шрека». Цель: Изучить изменения проницаемости клеточных мембран лейкоцитов при холодовом повреждении. Методика: метод Шрека используют для оценки жизнеспособности клеток после глубокого замораживания. Для этого взвесь клеток (лейкоцитов) помещают в морозильную камеру холодильника при температуре –4оС и хранят в течение 12 часов. Затем взвесь лейкоцитов размораживают и каплю взвеси помещают на предметное стекло. Добавляют 1 каплю 1% раствора эозина, накрывают предметным стеклом и микроскопируют при большом увеличении. Определяют процентное содержание эозинрезистентных (живых) клеток, имеющих голубоватую окраску. Лейкоциты с поврежденной мембраной окрашены в розовый цвет. Определить процентное содержание поврежденных клеток до и после замораживания. Определить выживаемость лейкоцитов после замораживания по формуле:
В Выживаемость = -------- х 100%, где А А - содержание неповрежденных клеток до замораживания В - содержание неповрежденных клеток после замораживания Сделать вывод об изменении проницаемости и сорбционных свойств клеток, зарисовать нормальные и поврежденные клетки. Результаты:
Таблица 1. Содержание и выживаемость лейкоцитов до и после замораживания.
Рис. 1 Нормальные и поврежденные лейкоциты после замораживания.
Вывод:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|