Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Ситуационные задачи для разбора на занятии




3. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1 (с примером разбора). Больной Т., 34 лет, после механической травмы головы временно потерял сознание; наблюдалась рвота. После госпитализации обнаружена кровоточащая рана в области затылка. Ситуацию, приведшую к травме, не помнит. Имеется брадикардия и артериальная гипертензия. Окулистом обнаружено кровоизлияние в сетчатке правого глаза и снижение остроты его зрения. Имеется липома левой нижней конечности. Других нарушений не обнаружено.

Вопросы:

1. Какой по происхождению и характеру патологический процесс возник у больного, который мог бы стать основой клинического диагноза?

2. Назовите клинические признаки, характерные для данного процесса.

3. С точки зрения структуры клинического диагноза, как следует рассматривать обнаруженные кровоизлияния в сетчатку глаза со снижением остроты его зрительной функции и липому нижней конечности?

Ответы:

1. Механическая травма головы и сотрясение мозга (commotio cerebri).

2. Потеря сознания, рвота, брадикардия.

3. Кровоизлияние в сетчатку глаза и снижение остроты зрения – осложнение; липома нижней конечности – сопутствующее заболевание.

Задача №2. Физик Т., 35 лет, доставлен в клинику 5 дней назад с жалобами на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту. В результате несчастного случая подвергся общему облучению гамма-лучами в дозе 200 БЭР (2 Гр). В настоящее время чувствует себя хорошо и никаких жалоб не предъявляет. В анализе крови лейкоцитопения, лимфоцитопения, резко снижено количество ретикулоцитов.

Вопросы:

1. Какой период лучевой болезни имеется у больного в настоящее время?

2. Как объяснить его жалобы при поступлении?

3. Каков механизм изменений со стороны крови, и к каким последствиям могут привести эти изменения?

Ответы:

 

 

Тема: Повреждение клетки

Цель занятия: сформировать знания о механизмах повреждения клетки, их проявлениях и принципах коррекции.

Задачи:

1. рассмотреть общие механизмы повреждения клетки, их проявления, механизмы защиты клетки от повреждения, принципы коррекции;

2. обучить методам определения повреждения клеток;

3. изучить роль нарушений энергетического обмена, свободно-радикальных реакций, повреждения ДНК в формировании патологии на субклеточном, клеточном уровне и их роль в развитии болезней человека.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение клетки, функции клеточных органелл, уровни организации живого организма.

После изучения темы: механизмы повреждения клетки, их проявления и принципы коррекции.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Оценивать жизнеспособность лейкоцитов крови методом Шрека, пользоваться оптическим микроскопом, проводить патофизиологический разбор ситуационных задач.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторным оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль для оценки исходного уровня знаний.

2. Беседа по теме занятия.

1). Повреждение - определение понятия, уровни и признаки повреждения.

2). Причины повреждения клетки.

3). Механизмы повреждения клетки.

1. Нарушения энергообеспечения клетки.

2. Повреждение мембран и ферментов клетки. Роль перекисного окисления липидов в повреждении клетки.

3. Дисбаланс ионов и жидкости в клетке.

4. Нарушение генетического аппарата клетки.

5. Нарушение внутриклеточной регуляции функций клетки.

4). Специфические и неспецифические реакции клеток на повреждение и их проявления.

5). Методы оценки повреждения клетки.

6). Механизмы защиты и адаптации клеток при повреждающих воздействиях.

 

3. Практическая работа.

Сделать лабораторную работу «Оценка жизнеспособности лейкоцитов крови методом Шрека».

Цель: Изучить изменения проницаемости клеточных мембран лейкоцитов при холодовом повреждении.

Методика: метод Шрека используют для оценки жизнеспособности клеток после глубокого замораживания. Для этого взвесь клеток (лейкоцитов) помещают в морозильную камеру холодильника при температуре –4оС и хранят в течение 12 часов. Затем взвесь лейкоцитов размораживают и каплю взвеси помещают на предметное стекло. Добавляют 1 каплю 1% раствора эозина, накрывают предметным стеклом и микроскопируют при большом увеличении. Определяют процентное содержание эозинрезистентных (живых) клеток, имеющих голубоватую окраску. Лейкоциты с поврежденной мембраной окрашены в розовый цвет.

Определить процентное содержание поврежденных клеток до и после замораживания. Определить выживаемость лейкоцитов после замораживания по формуле:

 

                            В

Выживаемость = -------- х 100%, где

                            А

А - содержание неповрежденных клеток до замораживания

В - содержание неповрежденных клеток после замораживания

Сделать вывод об изменении проницаемости и сорбционных свойств клеток, зарисовать нормальные и поврежденные клетки.

Результаты:

 

Таблица 1. Содержание и выживаемость лейкоцитов до и после замораживания.

Содержание неповрежденных клеток до замораживания (%) Содержание неповрежденных клеток после замораживания (%) Выживаемость (%)
     

 

Рис. 1 Нормальные и поврежденные лейкоциты после замораживания.

 

Вывод:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...