3. Ситуационные задачи для разбора на занятии
3. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии. 4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1. Мальчик В., 1 год 2 мес, поступил в детскую больницу с подозрением на острый отит. Анамнез болезни: со слов матери, настоящее заболевание началось остро с подъема температуры до 39, 5С утром текущего дня. Это сопровождалось плачем, криком. С прекращением грудного вскармливания (в 8-месячном возрасте) мальчик перенес гнойный отит, а через месяц пневмонию. Оба заболевания сопровождались высокой температурой (выше 39С) и снижением общего числа лейкоцитов в крови. Анамнез жизни: второй ребенок в семье у молодых здоровых родителей. Первый ребенок умер в 9-месячном возрасте от менингита. Брат матери страдал от повторных пневмоний, артрита. Скончался в возрасте 16 лет от пневмонии. Объективно при поступлении: ребенок беспокоен, плачет, качает головой из стороны в сторону, тянется рукой к левому уху. Температура 39, 7С. При пальпации – увеличение околоушных и подчелюстных лимфатических узлов слева. Надавливание на козелок левого уха вызывает негативную реакцию ребенка. Миндалины мягкие, гладкие. Отоскопия: гиперемия барабанной перепонки, рисунок барабанной перепонки смазан. Выпячивание всей барабанной перепонки, которая имеет медно-красный цвет.
Содержание y-глобулина в плазме – 5 г/л (в норме 7-17 г/л). Иммунограмма: Тл – 1, 7·109/л (в норме 0, 8-1, 8·109/л); Т-helper – 0, 9·109/л (в норме 0, 5-1·109/л); Т-supressor – 0, 4·109/л (в норме 0, 3-9, 5·109/л); Ts/Th – 0, 4 (в норме 0, 25-0, 4); Вл – 0, 09·109/л (в норме 0, 3-0, 5·109/л); IgA – 50 мг% (в норме 160-320 мг%); IgM – 30 мг% (в норме 80-160 мг%); IgG – 100 мг% (в норме 1000-2500 мг%). Вопросы: 1. Проведите разбор задачи по алгоритму. Ответьте на дополнительные вопросы: 2. Укажите, к каким инфекциям (бактериальным или вирусным) более чувствительны такие больные. 3. Какие морфологические изменения обычно наблюдаются в органах иммунной системы у этих больных? 4. Охарактеризуйте прогноз заболевания. Ответы: 1. У мальчика первичный иммунодефицит с поражением В-системы. Это подтверждается снижением Вл, y-глобулина, иммуноглобулинов А, М, особенно G. На основании анамнеза ясно, что это заболевание наследственное. Все изложенное выше свидетельствует о наличии агаммаглобулинемии (гипогаммаглобулинемии) Брутона. Патогенез: нарушение дифференцировки пре-В-лимфоцитов в В-лимфоциты, в результате резко снижен уровень В-лимфоцитов, образуется мало плазматических клеток и резко снижен уровень всех классов иммуноглобулинов. 2. Больные с этим заболеванием более чувствительны к бактериальным инфекциям, т. к гуморальный иммунитет отвечает преимущественно за антибактериальную защиту. Принципы лечения: противомикробная терапия, гамма-глобулин. 2. Тимус не изменен. Лимфатические узлы и селезенка теряют фолликулярную структуру, реактивные центры отсутствуют, мало плазматических клеток. В тканях снижается число лимфоцитов, хотя в крови их число не меняется. В костном мозге отсутствуют плазматические клетки.
3. Прогноз неблагоприятный: обычно летальный исход в детском или подростковом возрасте от рецидивирующих инфекций (чаще пневмонии с развитием дыхательной недостаточности), с большой вероятностью развития сепсиса. Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №2. В экспериментах на кроликах изучалась зависимость антителообразования от различных факторов. С этой целью одной подопытной группе животных предварительно ввели коллоидный краситель в дозе, которая приводила к блокаде системы мононуклеарных фагоцитов организма. Другой группе кроликов предварительно ввели антимакрофагальную сыворотку, а третьей - антилимфоцитарную. Контрольной группе животных перед иммунизацией ничего не вводилось. Кроликам всех групп животных, взятых в опыт, ввели подкожно один и тот же антиген. На 8-е сутки исследовали титр образующихся антител. Вопрос: изменится ли интенсивность антителообразования у подопытных животных по сравнению с контрольной группой? Если да, то объясните, почему?
Задача №3. Миша К., 4-х лет, с первого года жизни страдает часто повторяющимися пневмониями, гастроэнтеритами, гнойными ангинами, пиодермией. Иммунохимический анализ сыворотки: иммуноглобулины G, A - следы, иммуноглобулины М-в большом количестве. Анализ крови: эр-3, 0х109 в 1 мкл, гемоглобин - 91 г/л, лейкоциты - 20х103 в 1 мкл, из них гранулоцитов - 80%, лимфоцитов - 14%. Костный мозг нормальный, умеренное преобладание гранулопоэза. Плазматические клетки представлены хорошо. Активность комплемента нормальная. Реакция на С-реактивный белок положительная. Проведите разбор задачи по алгоритму.
Задача №4. Охарактеризовать состояние иммунологической реактивности организма и определить тактику для его диагностики, если известно, что у ребенка 3 лет наблюдаются расстройства координации движений и согласованности действия мышечных групп - антогонистов и синергистов. Снижены мышечный тонус и сухожильные рефлексы. При осмотре на коже лица отмечены телеангиоэктазии, на пневмоэнцефалограмме зарегистрирована атрофия мозжечка. В крови - дефицит иммуноглобулинов, преимущественно классов А и М. При биопсии лимфоузлов выявлено отсутствие лимфоцитов в тимусзависимых зонах.
Проведите разбор задачи по алгоритму.
Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: аллергия, состояния и болезни иммунной аутоагрессии ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения проводить патофизиологический анализ клинических состояний, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа. ЗАДАЧИ: - рассмотреть вопросы, связанные с этиологией и патогенезом аллергий I, II, III, IV типов; - изучить стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний; - обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: Т и В типы иммунных реакций, их механизмы, эффекторные клетки, важнейшие цитокины, участвующие в иммунных реакциях. После изучения темы: стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием аллергических и аутоиммунных состояний с указанием возможных методов диагностики и принципов профилактики и патогенетической терапии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тест-контроль исходного уровня знаний. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Понятие " аллергия", " аллерген", Экзо- и эндогенные аллергены; их виды. Значение наследственной предрасположенности к аллергии. 2). Отличия аллергии от иммунитета. 3). Принципы классификации аллергических реакций. 4). Стадии аллергических реакций. 5). Типы иммунного повреждения по Кумбсу и Джеллу.
- I тип иммунного повреждения (реагиновый): патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены (феномен Овери, феномен Шульца-Дейла, феномен Праусница-Кюстнера), принципы диагностики и патогенетической терапии; - II тип иммунного повреждения (цитотоксический): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; - III тип иммунного повреждения (иммунокомплексный): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; - IV тип иммунного повреждения (ГЗТ): виды, патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; 6). Понятие о состояниях иммунной аутоагрессии: характеристика понятия. Виды, этиология, патогенез, клинические проявления. 7). Методы профилактики и терапии аллергических заболеваний. Значение аллергии в формировании непереносимости лекарственных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|