Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Ситуационные задачи для разбора на занятии




3. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. Мальчик В., 1 год 2 мес, поступил в детскую больницу с подозрением на острый отит.

Анамнез болезни: со слов матери, настоящее заболевание началось остро с подъема температуры до 39, 5С утром текущего дня. Это сопровождалось плачем, криком.

С прекращением грудного вскармливания (в 8-месячном возрасте) мальчик перенес гнойный отит, а через месяц пневмонию. Оба заболевания сопровождались высокой температурой (выше 39С) и снижением общего числа лейкоцитов в крови. Анамнез жизни: второй ребенок в семье у молодых здоровых родителей. Первый ребенок умер в 9-месячном возрасте от менингита. Брат матери страдал от повторных пневмоний, артрита. Скончался в возрасте 16 лет от пневмонии. Объективно при поступлении: ребенок беспокоен, плачет, качает головой из стороны в сторону, тянется рукой к левому уху. Температура 39, 7С. При пальпации – увеличение околоушных и подчелюстных лимфатических узлов слева. Надавливание на козелок левого уха вызывает негативную реакцию ребенка. Миндалины мягкие, гладкие.

Отоскопия: гиперемия барабанной перепонки, рисунок барабанной перепонки смазан. Выпячивание всей барабанной перепонки, которая имеет медно-красный цвет.

 

 

Анализ крови больного Норма для детей данного возраста
Эритроциты – 4, 82·1012 3, 9-5, 2·1012
Гемоглобин – 127 г/л 99-145 г/л
Лейкоциты – 5, 0·109 6, 0-17, 5·109
Нейтрофилы – 36, 5 % 34, 5 %
Эозинофилы – 3, 5 % 2, 5 %
Базофилы – 1, 5 % 0, 5 %
Лимфоциты – 42, 0 % 51 %
Моноциты – 16, 5 % 11, 5 %

 

Содержание y-глобулина в плазме – 5 г/л (в норме 7-17 г/л).

Иммунограмма: Тл – 1, 7·109/л (в норме 0, 8-1, 8·109/л);

Т-helper – 0, 9·109/л (в норме 0, 5-1·109/л);

Т-supressor – 0, 4·109/л (в норме 0, 3-9, 5·109/л);

Ts/Th – 0, 4 (в норме 0, 25-0, 4);

Вл – 0, 09·109/л (в норме 0, 3-0, 5·109/л);

IgA – 50 мг% (в норме 160-320 мг%);

IgM – 30 мг% (в норме 80-160 мг%);

IgG – 100 мг% (в норме 1000-2500 мг%).

Вопросы:

1. Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответьте на дополнительные вопросы:

2. Укажите, к каким инфекциям (бактериальным или вирусным) более чувствительны такие больные.

3. Какие морфологические изменения обычно наблюдаются в органах иммунной системы у этих больных?

4. Охарактеризуйте прогноз заболевания.

Ответы:

1. У мальчика первичный иммунодефицит с поражением В-системы. Это подтверждается снижением Вл, y-глобулина, иммуноглобулинов А, М, особенно G. На основании анамнеза ясно, что это заболевание наследственное. Все изложенное выше свидетельствует о наличии агаммаглобулинемии (гипогаммаглобулинемии) Брутона.

Патогенез: нарушение дифференцировки пре-В-лимфоцитов в В-лимфоциты, в результате резко снижен уровень В-лимфоцитов, образуется мало плазматических клеток и резко снижен уровень всех классов иммуноглобулинов. 2. Больные с этим заболеванием более чувствительны к бактериальным инфекциям, т. к гуморальный иммунитет отвечает преимущественно за антибактериальную защиту.

Принципы лечения: противомикробная терапия, гамма-глобулин.

2. Тимус не изменен. Лимфатические узлы и селезенка теряют фолликулярную структуру, реактивные центры отсутствуют, мало плазматических клеток. В тканях снижается число лимфоцитов, хотя в крови их число не меняется. В костном мозге отсутствуют плазматические клетки.

3. Прогноз неблагоприятный: обычно летальный исход в детском или подростковом возрасте от рецидивирующих инфекций (чаще пневмонии с развитием дыхательной недостаточности), с большой вероятностью развития сепсиса.

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. В экспериментах на кроликах изучалась зависимость антителообразования от различных факторов. С этой целью одной подопытной группе животных предварительно ввели коллоидный краситель в дозе, которая приводила к блокаде системы мононуклеарных фагоцитов организма. Другой группе кроликов предварительно ввели антимакрофагальную сыворотку, а третьей - антилимфоцитарную. Контрольной группе животных перед иммунизацией ничего не вводилось. Кроликам всех групп животных, взятых в опыт, ввели подкожно один и тот же антиген. На 8-е сутки исследовали титр образующихся антител.

Вопрос: изменится ли интенсивность антителообразования у подопытных животных по сравнению с контрольной группой? Если да, то объясните, почему?

 

Задача №3. Миша К., 4-х лет, с первого года жизни страдает часто повторяющимися пневмониями, гастроэнтеритами, гнойными ангинами, пиодермией. Иммунохимический анализ сыворотки: иммуноглобулины G, A - следы, иммуноглобулины М-в большом количестве. Анализ крови: эр-3, 0х109 в 1 мкл, гемоглобин - 91 г/л, лейкоциты - 20х103 в 1 мкл, из них гранулоцитов - 80%, лимфоцитов - 14%. Костный мозг нормальный, умеренное преобладание гранулопоэза. Плазматические клетки представлены хорошо. Активность комплемента нормальная. Реакция на С-реактивный белок положительная.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №4. Охарактеризовать состояние иммунологической реактивности организма и определить тактику для его диагностики, если известно, что у ребенка 3 лет наблюдаются расстройства координации движений и согласованности действия мышечных групп - антогонистов и синергистов. Снижены мышечный тонус и сухожильные рефлексы. При осмотре на коже лица отмечены телеангиоэктазии, на пневмоэнцефалограмме зарегистрирована атрофия мозжечка. В крови - дефицит иммуноглобулинов, преимущественно классов А и М. При биопсии лимфоузлов выявлено отсутствие лимфоцитов в тимусзависимых зонах.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

 

Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: аллергия, состояния и болезни иммунной аутоагрессии

ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения проводить патофизиологический анализ клинических состояний, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть вопросы, связанные с этиологией и патогенезом аллергий I, II, III, IV типов;

- изучить стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний;

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: Т и В типы иммунных реакций, их механизмы, эффекторные клетки, важнейшие цитокины, участвующие в иммунных реакциях.

После изучения темы: стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием аллергических и аутоиммунных состояний с указанием возможных методов диагностики и принципов профилактики и патогенетической терапии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль исходного уровня знаний.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Понятие " аллергия", " аллерген", Экзо- и эндогенные аллергены; их виды. Значение наследственной предрасположенности к аллергии.

2). Отличия аллергии от иммунитета.

3). Принципы классификации аллергических реакций.

4). Стадии аллергических реакций.

5). Типы иммунного повреждения по Кумбсу и Джеллу.

 - I тип иммунного повреждения (реагиновый): патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены (феномен Овери, феномен Шульца-Дейла, феномен Праусница-Кюстнера), принципы диагностики и патогенетической терапии;

 - II тип иммунного повреждения (цитотоксический): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии;

 - III тип иммунного повреждения (иммунокомплексный): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии;

 - IV тип иммунного повреждения (ГЗТ): виды, патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии;

6). Понятие о состояниях иммунной аутоагрессии: характеристика понятия. Виды, этиология, патогенез, клинические проявления.

7). Методы профилактики и терапии аллергических заболеваний. Значение аллергии в формировании непереносимости лекарственных средств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...