4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач). 4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче. Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1. Пациенту Д., 68 лет, страдающему хроническим гепатитом и циррозом печени, проводилась пункция брюшной полости для выведения асцитической жидкости. На 15-й минуте процедуры после удаления 5 л жидкости, пациент пожаловался на слабость, головокружение и тошноту, но процедура была продолжена. После выведения еще 1, 5 л жидкости пациент потерял сознание. Через несколько минут после оказания неотложной помощи сознание восстановилось, но пациент по-прежнему жалуется на сильную слабость, головокружение, тошноту. Дополнительные вопросы: 1. В чем заключалась ошибка врача при проведении процедуры у данного пациента? 2. Каковы возможные механизмы компенсации расстройств кровообращения в мозге в подобной ситуации? Почему компенсаторные механизмы систем кровообращения у данного пациента оказались малоэффективными? Ответы: 1. Нейромиопаралитическая артериальная гиперемия в брюшной полости, ишемия – в головном мозге. 2. При асците транссудат сдавливает сосуды портальной системы. При быстром выпускании жидкости они резко расширяются и переполняются кровью. Возникновение перераспределение ОЦК, снижается регионарный кровоток в сосудах головного мозга и органов грудной клетки. К развитию обморока приводит также ишемия и гипоксия мозга.
3. Ошибка врача заключалась в слишком быстром выведении большого количества транссудата из брюшной полости. Жидкость необходимо выводить медленно, с небольшими перерывами. В этих условиях происходит адаптация регионарной гемодинамики к возникающему перераспределению крови. 4. В подобной ситуации должны были выключиться физиологические факторы, способствующие активации коллатерального притока крови (например, рефлекторное расширение артерий, усиление притока крови по сохраненным артериальным путям). Накопление веществ нарушенного обмена при ишемии и гипоксии оказывает прямое влияние на стенки артерий, расширяя их. Компенсаторные механизмы системы кровообращения у данного пациента оказались малоэффективными потому, что мозг относится к тканям с недостаточными коллатералями. Полноценное восстановление кровотока возможны при отсутствии склерозирования и нарушений эластичности сосудов головного мозга. Скорее всего, у пациента имеется атеросклеротическое поражение сосудов головного мозга, исходно недостаточное его кровоснабжение, что способствует усугублению данной ситуации. Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №2. На прием в поликлинике мужчина 56 лет предъявил жалобы на быструю утомляемость и боли в икроножных мышцах при ходьбе, прекращающиеся после остановки (симптом «перемещающейся хромоты»), зябкость ног, чувство их онемения, «ползания мурашек» и покалывания (парестезии) в покое. Пациент много курит (с юношеского возраста), его профессия связана с периодами длительного охлаждения (работа на открытом воздухе в осенне-зимнее время). При осмотре: стопы бледные, кожа на них на ощупь сухая, холодная, ногти крошатся; пульс на тыльной артерии стопы не прощупывается. Предварительный диагноз «облитерирующий эндартериит».
Вопросы: 1. Какая форма нарушения регионарного кровообращения имеется у пациента? Назовите её характерные признаки. 2. Каковы механизмы её развития у данного пациента? 3. Каковы возможные неблагоприятные последствия расстройств кровообращения у пациента? 4. Каковы наиболее вероятные механизмы развития представленных в ситуации симптомов? Ответы:
Задача №3. У больного после ранения в области правой половины шеи и груди возникла стойкая артериальная гиперемия этой же половины лица. Чем это объяснить? Ответы:
Тема: Факторы неспецифической резистентности. Патофизиология воспаления ЦЕЛЬ: сформировать умение проводить патофизиологический анализ модельных ситуаций, связанных с сосудистой реакцией при воспалении, реакцией русла микроциркуляции при воспалении на нервный и гуморальный раздражитель. Освоить практические навыки моделирования опыта Мечникова.
ЗАДАЧИ: способствовать формированию практических навыков моделирования сосудистой реакции при воспалении, реакции русла микроциркуляции на нервный и гуморальный раздражитель при воспалении, клеточной реакции при воспалении в опыте Мечникова.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: компоненты микроциркуляторной системы, механизмы регуляции тонуса микроциркуляторных сосудов, состав крови, форменные элементы крови, характеристику лейкоцитов, их морфологические особенности, функции. После изучения темы: определение понятия «воспаление», этиологические факторы, особенности первичной и вторичной альтерации, основные компоненты воспалительного процесса, особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении, особенность регуляции тонуса микрососудов при воспалении, принципы экспериментального моделирования воспалительного процесса.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать сосудистую реакцию при воспалении, выявлять особенность регуляции тонуса микрососудов при воспалении, моделировать опыт Мечникова.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: навыками работы с лабораторными животными и препаратами крови, основной терминологией по теме занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тест-контроль исходного уровня знаний.
2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Определение понятия «воспаление». 2). Этиологические факторы воспаления. 3). Первичная и вторичная альтерация при воспалении. 4). Патогенез воспаления, его основные компоненты. 5). Физико-химические сдвиги в очаге воспаления. 6). Освобождение и активация биологически активных веществ – медиаторов воспаления; их виды, происхождение и значение в динамике развития и завершения воспаления. 7). Сосудистые реакции: изменения тонуса стенок сосудов, их проницаемости, крово- и лимфообращения в очаге воспаления; их стадии и механизмы. 8). Экссудация. Усиление фильтрации, диффузии, осмоса и микровезикуляции как основа процесса экссудации; значение физико-химических сдвигов в очаге воспаления. Виды экссудатов. Воспалительный отек, его патогенетические звенья. 9). Эмиграция форменных элементов крови из микрососудов. Стадии и механизмы. 10). Фагоцитарная реакция при воспалении, стадии фагоцитоза, механизмы киллинга, значение фагоцитарной реакции. 11). Пролиферация. Репаративная стадия воспаления; механизмы пролиферации; ее стимуляторы и ингибиторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|