Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Практическая работа. Таблица № 1. Динамика изменения функции важнейших систем жизнеобеспечения при экзогенной гипертермии.




3. Практическая работа.

3. 1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель экзогенной гипертермии».

Цель опыта: Изучить клинику и патогенез экзогенной гипертермии.

Методика: у опытной мыши снимают показатели исходного фона. Затем помещают мышь в бутыль и погружают в воду при t 45оС. Через каждые 5 минут в течение 20 мин регистрируют основные показатели. Отмечают время появления двигательного возбуждения, нарушения дыхания, судорог. Данные заносят в таблицу. Делают выводы, описывая 3 стадии в механизме развития экзогенной гипертермии, их клиническое проявление, отмечают нерегулируемый характер подъема t тела, недостаточность механизмов теплоотдачи.

Результаты:

Таблица № 1. Динамика изменения функции важнейших систем жизнеобеспечения при экзогенной гипертермии.

Показатели

Исходный фон

Время в мин.

Температура тела          
Состояние сосудистой сети          
ЧДД          
Реакция на слабый и сильный раздражитель          
Двигательное возбуждение          
Периодическое дыхание          
Судорожный приступ          

Выводы:

 

3. 2. Сделать лабораторную работу «Влияние охлаждения на t тела экспериментального животного при экзогенной гипертермии».

Цель: изучить влияние умеренного охлаждения на патогенез экзогенной гипертермии, усвоить принципы терапии.

Методика: у мыши измеряют физиологические показатели, указанные в таблице. 3. Затем мышь, помещают в банку и нагревают 10 мин при t воды 55оС, после чего животное достают из банки и регистрируют изменения показателей. Затем мышь охлаждают 10 мин (банку ставят в таз с холодной водой) и вновь оценивают соответствующие показатели. Результаты опыта заносят в протокол. На основании полученных данных, строят графики изменения температуры тела и частоты дыхания при нагревании и охлаждении, оценивают роль охлаждения на температуру тела и клинику экзогенной гипертермии.

 

Таблица 2. Влияние умеренного охлаждения на температуру тела и функции важнейших систем жизнеобеспечения при экзогенной гипертермии

Показатели Исходный фон После нагревания После охлаждения
Температура тела      
ЧДД      
Состояние сосудистой сети      
Периодическое дыхание      
Реакция на раздражитель      

 

График 1. Изменение t тела, частоты дыхания у мыши при нагревании и охлаждении.

 

То   ЧД

0                                                10                                                  мин

                Нагревание                                 Охлаждение

Вывод:

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. Больной К., 18 лет, испытывающий чрезмерные мышечные нагрузки поступил в хирургическое отделение для проведения плановой операции по поводу грыжи белой линии живота.

Во время интубации трахеи у него отмечен тризм. Больному дан фторотановый наркоз, в качестве миорелаксанта применен дитилин. Через 10 мин. После начала операции у больного появились тахикардия, аритмия, ригидность мышц, мраморный цианоз. Кожа стала горячей на ощупь, температура резко повысилась (42, 0 оС). операция прекращена больной обложен льдом.

Биохимический анализ крови:

- лактат – 9, 0 ммоль н/л (норма 0, 6-1, 5 ммоль/л);

- пируват – 0, 3 ммоль/л (норма 0, 05-0, 15 ммоль/л);

- К+ - 6, 0 ммоль/л (норма 3, 33 5, 0 ммоль/л);

- Мg2+ - 1, 5 ммоль/л (норма 0, 8-1, 3 ммоль/л).

Вопросы:

1. Какое патологическое состояние возникло у больного?

2. Каковы механизмы развития этого состояния?

3. Почему возник ацидоз и гиперкалиемия?

4. В чем состоит профилактика этого состояния?

5. На чем строятся принципы лечения?

Ответы:

1. Злокачественная гипертермия.

2. Анестетики способствуют высвобождению Са2+ из саркоплазматического ретикулюма мышечных клеток, что приводит к повышению концентрации Са2+ в миоплазме. Са2+ активирует АТФ-азу миозина, способствуя превращению АТФ в свободную энергию. Кроме того происходит разобщение окислительного фосфорилирования, активация фосфорилаткиназы и усиление гликолиза. Усиливается сокращение мышц и выработка тепла.

3. Лактат- ацидоз обусловлен усилением анаэробного гликолиза; гиперкалиемия – выходом К+ из мышечных клеток.

4. Тщательно проведенный анамнез (у больного могло быть увеличение объема мышц, локальная слабость, спонтанно возникающие мышечные судороги, подъем мышечной креатинфосфокиназы). Следует обращать внимание на тризм, возникающий при интубации, проводить мониторинг температуры во время операции.

5. Охлаждение с поддержанием нормальной температуры тела, купирование лактат-ацидоза бикарбонатом натрия. Для снижения гиперкалиемии - форсированный диурез. Специфическая терапия – введение растворов, содержащих Nа+ (струйно до ликвидации симптоматики). Использование адекватных аритмических средств.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2.  Животному при лихорадке, вызванной лейкопирогеном, дополнительно введен 2, 4-динитрофенол, повысивший теплопродукцию на 150%. Какие вы ожидаете изменения температуры тела и физиологических функций?

Задача № 3. В палату интенсивной терапии доставлен ребенок с ректальной температурой 42, 2О С. Подъём температуры родители связывают с длительным пребыванием на солнце. Ребенок заторможен, кожа сухая.

Проведите разбор задачи по алгоритму. Нужно ли назначать ацетилсалициловую кислоту или парацетамол?

 

 

 Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: иммунодефицитные состояния

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях иммунной реактивности и их роли в развитии заболеваний.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть классификацию, этиологию, патогенез, значение для организма и принципы терапии иммунопатологических состояний (иммунодефициты, аутоиммунная агрессия);

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с иммунопатологическими состояниями;

- изучить роль иммунной недостаточности и иммунного повреждения в развитии заболеваний.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы:  строение и функции иммунной системы человека, понятия «антиген», «антитело», виды иммунного ответа.

После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии основных видов иммунодефицитов и основных типов иммунного повреждения.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На примере ситуационных задач и иммунограмм делать заключение о виде иммунодефицита или иммунного повреждения и принципах его патогенетической терапии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль исходного уровня знаний.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Структура, функции и роль системы иммунобиологического надзора (ИБН).

2). Иммунная система и факторы неспецифической защиты организма как компоненты системы ИБН. Типовые формы патологии системы ИБН (иммунопатологические синдромы).

3). Иммунодефицитные состояния (ИДС). Первичные (наследственные и врожденные) иммунодефициты.

4). Вторичные (приобретенные) иммунодефицитные и иммуннодепрессивные состояния при инфекциях, лучевых поражениях, потерях белка, интоксикациях, алкоголизме, опухолях, старении и др.; ятрогенные иммунодефициты.

5). Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Этиология, пути инфицирования, патогенез, клинические формы, принципы профилактики и лечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...