4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1. Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных было обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина. Ответ: 1. Повреждение клетки. 2. Фенилгидразин стимулирует генерацию избытка активных форм кислорода (супероксидного радикала и его производных) с последующим образованием липидных свободных радикалов и гидроперекисей. Возникающие при этом повреждения бимолекулярного фосфолипидного слоя мембран характеризуется образованием в них пор (кластеров повышенной проницаемости) и снижением работы мембранных ионных насосов. Это ведет к накоплению избытка Na+ в эритроцитах с увеличением внутриклеточного осмотического давления. В результате происходит гипергидратация эритроцитов и их гемолиз с высвобождением гемоглобина, который при наличии свободных радикалов частично окисляется с образованием метгемоглобина.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии. Задача №2. В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 мин на протяжении 3 ч. Через 3 ч инкубатор наблюдали гибель 85% клеток.
Дополнительные вопросы: 1. Какие морфологические и биохимические критерии (признаки) можно предложить для оценки обратимого (А) и необратимого (Б) повреждения эпителиальных клеток в данном эксперименте? 2. Приведите последовательность патологических изменений в клетке и их механизмы, основываясь на предложенных критериях оценки состояний клеток. Ответы: 1. А. Признаки обратимого повреждения клетки: 1) 2) 3) 4) 5) 6)
Б. Признаки необратимого повреждения клетки: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
Тема: Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях местного кровообращения. Изучить в эксперименте на животных нарушения кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии. ЗАДАЧИ: - рассмотреть общие механизмы нарушений кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии; их проявления, последствия и принципы коррекции; - обучить принципам моделирования и методам оценки нарушений тканевого кровообращения в эксперименте; - изучить роль нарушения кровообращения в развитии заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: строение сосудистого русла, механизмы регуляции просвета сосудов и интенсивности тканевого кровотока. После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, последствия, принципы коррекции местных расстройств кровообращения, патогенез нарушений микроциркуляции. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать артериальную гипермию, ишемию, жировую эмболию; работать с увеличительной техникой, разбирать ситуационные задачи по теме занятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными и оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тест-контроль исходного уровня знаний. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Артериальная гиперемия: виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления, последствия. 2). Венозная гиперемия: этиология, патогенез, макро- и микроскопические проявления, последствия. Синдром хронической венозной недостаточности. 3). Ишемия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления. Значение уровня функционирования ткани и органа, шунтирования и коллатерального кровообращения в исходе ишемии. 4). Этиология и патогенез тромбообразования, его исходы и последствия. 5). Эмболия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, последствия. 6). Стаз, виды, этиология, патогенез, последствия. 7). Типовые формы расстройств микроциркуляции крови и лимфы: внутрисосудистые, трансмуральные, внесосудистые. Их причины, возможные механизмы проявления и последствия. Понятие о капилляротрофической недостаточности.
3. Практическая работа. 3. 1. Сделать лабораторную работу «Нейропаралитическая артериальная гиперемия в плавательной перепонке лягушки». Цель: изучить роль нервной регуляции в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии. Методика проведения: лягушку обездвижить. Отпрепарировать седалищный нерв и взять его на лигатуру. Затем над средним отверстием препаровального столика расправить перепонку задней лапки и пронаблюдать под микроскопом картину нормального кровообращения, оценивая по 4-балльной шкале: величину просвета артериол, количество функционирующих капилляров, линейную скорость кровотока, объемную скорость кровотока. После этого перерезать седалищный нерв, в составе которого идут сосудосуживающие волокна, и проследить за развитием артериальной гиперемии, отмечая каждые 5 минут изменение показателей по 4-балльной шкале (в крестах). Картину гиперемии зарисовать.
Таблица 1. Динамика изменений микроциркуляции при артериальной гиперемии.
В выводе указать главное звено в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии и описать макроскопические и микроскопические изменения микроциркуляции при данном типовом патологическом процессе. Вывод:
3. 2. Сделать лабораторную работу «Рефлекторная ишемия в плавательной перепонке лягушки». Цель: изучить патогенез, микро- и макроскопические изменения при рефлекторной ишемии на препарате плавательной перепонки лягушки. Методика: для данного опыта используют тот же препарат, что и в опыте N 1. Не убирая препарат перепонки из-под микроскопа, найти периферический конец седалищного нерва и раздражать его пощипыванием пинцетом. Исследовать изменения кровообращения во время стимуляции нерва, отметив изменения: 1) просвета артериол; 2) скорости кровотока; 3) количество функционирующих капилляров. Полученные результаты занести в таблицу. Наблюдаемую картину зарисовать. Сделать заключение, указав: 1) вид данной ишемии; 2) механизм развития этой ишемии; 3) микроскопические признаки ишемии. Таблица 2. Изменения микроциркуляции при ишемии.
Вывод:
3. 3. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования патологического внутрисосудистого тромба». Цель: изучить причины формирования внутрисосудистого тромба и варианты нарушения местного кровообращения.
Методика: лягушку обездвиживают. Готовится препарат брыжейки тонкого кишечника. Для этого у лягушки делают послойный разрез сбоку, извлекают петли тонкого кишечника, брыжейку расправляют над отверстием препаровальной доски. Приготовленный препарат помещают под малое увеличение микроскопа и отыскивают место слияния двух вен. Затем конец препаровальной иглы, смачивают водой и захватывают маленький кристалик поваренной соли, который помещают в развилку сосудов. Наблюдают за образованием пристеночного тромба и формированием расстройств кровообращения при этом. Микроскопическую картину тромбоза зарисовать. Отметить: 1) ширину просвета вен и капилляров; 2) линейную и обьемную скорость кровотока; 3) маятникообразное движение крови. В выводе указать основные условия, способствующие образованию патологического тромба, перечислить виды местных расстройств кровообращения, моделируемых в этом эксперименте. Вывод:
3. 4. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования защитного гемостатического тромба при кровотечении из сосуда». Цель: изучить закономерности формирования гемостатического тромба при нарушении целостности стенки сосуда. Методика: у той же лягушки найти мелкую артерию и острожно, под контролем глаза через микроскоп, проколоть стенку артерии. Пронаблюдать за кровотечением и образованием тромба. Зарисовать микроскопическую картину. Сделать заключение о характере возникающей при кровотечении реакции, отметив: 1) скорость; 2) интенсивность; 3) локализацию образующегося тромба; 4) значение его в данном случае. В выводе отметить закономерности формирования защитного гемостатического тромба его значение. Вывод:
3. 5. Сделать лабораторную работу «Жировая эмболия сосудов брыжейки лягушки». Цель: изучить закономерности формирования нарушений микроциркуляции при эмболии микрососудов брыжейки тонкого кишечника. Методика: лягушку децеребрировать, обнажить сердце, приготовить препарат брыжейки. В полость желудочка сердца вводят 0, 2 - 0, 3 мл слегка подогретого вазелинового масла. Наблюдают за продвижением эмболов в просвете сосудов брыжейки и развитием расстройств кровообращения. Обратить внимание на общие признаки расстройства кровообращения в брыжейке (цвет, количество видимых сосудов, их ширину), картину эмболии зарисовать. Сделать заключение, указав, виды расстройств кровообращения, формирующиеся при попадании жира в сосудистое русло. Примечание: во избежание высыхания тканей, перепонку и брыжейку смачивают физиологическим раствором.
Вывод:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|