Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии




4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных было обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина.

Ответ:

1. Повреждение клетки.

2. Фенилгидразин стимулирует генерацию избытка активных форм кислорода (супероксидного радикала и его производных) с последующим образованием липидных свободных радикалов и гидроперекисей. Возникающие при этом повреждения бимолекулярного фосфолипидного слоя мембран характеризуется образованием в них пор (кластеров повышенной проницаемости) и снижением работы мембранных ионных насосов. Это ведет к накоплению избытка Na+ в эритроцитах с увеличением внутриклеточного осмотического давления. В результате происходит гипергидратация эритроцитов и их гемолиз с высвобождением гемоглобина, который при наличии свободных радикалов частично окисляется с образованием метгемоглобина.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии.

Задача №2. В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 мин на протяжении 3 ч. Через 3 ч инкубатор наблюдали гибель 85% клеток.

Дополнительные вопросы:

1. Какие морфологические и биохимические критерии (признаки) можно предложить для оценки обратимого (А) и необратимого (Б) повреждения эпителиальных клеток в данном эксперименте?

2. Приведите последовательность патологических изменений в клетке и их механизмы, основываясь на предложенных критериях оценки состояний клеток.

Ответы:

1. А. Признаки обратимого повреждения клетки:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 

Б. Признаки необратимого повреждения клетки:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

 

 

Тема: Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях местного кровообращения. Изучить в эксперименте на животных нарушения кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть общие механизмы нарушений кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии; их проявления, последствия и принципы коррекции;

- обучить принципам моделирования и методам оценки нарушений тканевого кровообращения в эксперименте;

- изучить роль нарушения кровообращения в развитии заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:  

До изучения темы: строение сосудистого русла, механизмы регуляции просвета сосудов и интенсивности тканевого кровотока.

После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, последствия, принципы коррекции местных расстройств кровообращения, патогенез нарушений микроциркуляции.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать артериальную гипермию, ишемию, жировую эмболию; работать с увеличительной техникой, разбирать ситуационные задачи по теме занятия.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными и оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль исходного уровня знаний.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Артериальная гиперемия: виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления, последствия.

2). Венозная гиперемия: этиология, патогенез, макро- и микроскопические проявления, последствия. Синдром хронической венозной недостаточности.

3). Ишемия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления. Значение уровня функционирования ткани и органа, шунтирования и коллатерального кровообращения в исходе ишемии.

4). Этиология и патогенез тромбообразования, его исходы и последствия.

5). Эмболия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, последствия.

6). Стаз, виды, этиология, патогенез, последствия.

7). Типовые формы расстройств микроциркуляции крови и лимфы: внутрисосудистые, трансмуральные, внесосудистые. Их причины, возможные механизмы проявления и последствия. Понятие о капилляротрофической недостаточности.

 

3. Практическая работа.

3. 1. Сделать лабораторную работу «Нейропаралитическая артериальная гиперемия в плавательной перепонке лягушки».

Цель: изучить роль нервной регуляции в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии.

Методика проведения: лягушку обездвижить. Отпрепарировать седалищный нерв и взять его на лигатуру. Затем над средним отверстием препаровального столика расправить перепонку задней лапки и пронаблюдать под микроскопом картину нормального кровообращения, оценивая по 4-балльной шкале: величину просвета артериол, количество функционирующих капилляров, ли­нейную скорость кровотока, объемную скорость кровотока.

После этого перерезать седалищный нерв, в составе которого идут сосудосуживающие волокна, и проследить за развитием артериальной гиперемии, отмечая каждые 5 минут изменение показателей по 4-балльной шкале (в крестах). Картину гиперемии зарисовать.

 

 

Таблица 1. Динамика изменений микроциркуляции при артериальной гиперемии.

Микроскопические признаки

Фон

Гиперемия (время в мин)

Диаметр микрососудов            
Количество функционирующих капилляров            
Линейная скорость кровотока            
Обьемная скорость кровотока            

 

В выводе указать главное звено в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии и описать макроскопические и микроскопические изменения микроциркуляции при данном типовом патологическом процессе.

Вывод:

 

3. 2. Сделать лабораторную работу «Рефлекторная ишемия в плавательной перепонке лягушки».

Цель: изучить патогенез, микро- и макроскопические изменения при рефлекторной ишемии на препарате плавательной перепонки лягушки.

Методика: для данного опыта используют тот же препарат, что и в опыте N 1. Не убирая препарат перепонки из-под микроскопа, найти периферический конец седалищного нерва и раздражать его пощипыванием пинцетом.

Исследовать изменения кровообращения во время стимуляции нерва, отметив изменения: 1) просвета артериол; 2) скорости кровотока; 3) количество функционирующих капилляров.

Полученные результаты занести в таблицу. Наблюдаемую картину зарисовать. Сделать заключение, указав: 1) вид данной ишемии; 2) механизм развития этой ишемии; 3) микроскопические признаки ишемии.

Таблица 2. Изменения микроциркуляции при ишемии.

Микроскопические признаки Фон При раздражении седалищного нерва
Диаметр микрососудов    
Кол-во функционирующих капилляров    
Линейная скорость кровотока    
Обьемная скорость кровотока    

Вывод:

 

3. 3. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования патологического внутрисосудистого тромба».

Цель: изучить причины формирования внутрисосудистого тромба и варианты нарушения местного кровообращения.

Методика: лягушку обездвиживают. Готовится препарат брыжейки тонкого кишечника. Для этого у лягушки делают послойный разрез сбоку, извлекают петли тонкого кишечника, брыжейку расправляют над отверстием препаровальной доски. Приготовленный препарат помещают под малое увеличение микроскопа и отыскивают место слияния двух вен. Затем конец препаровальной иглы, смачивают водой и захватывают маленький кристалик пова­ренной соли, который помещают в развилку сосудов. Наблюдают за образованием пристеночного тромба и формированием расстройств кровообращения при этом. Микрос­копическую картину тромбоза зарисовать. Отметить: 1) ширину просвета вен и капилляров; 2) линейную и обьемную скорость кровотока; 3) маятникообразное движение крови. В выводе указать основные условия, способствующие образованию патологического тромба, перечислить виды местных расстройств кровообращения, моделируемых в этом эксперименте.

Вывод:

 

3. 4. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования защитного гемостатического тромба при кровотечении из сосуда».

Цель: изучить закономерности формирования гемостатического тромба при нарушении целостности стенки сосуда.

Методика: у той же лягушки найти мелкую артерию и острожно, под контролем глаза через микроскоп, проколоть стенку артерии. Пронаблюдать за кровотечением и образованием тромба. Зарисовать микроскопическую картину. Сделать заключение о характере возникающей при кровотечении ре­акции, отметив: 1) скорость; 2) интенсивность; 3) локализацию образую­щегося тромба; 4) значение его в данном случае. В выводе отметить закономерности формирования защитного гемостатического тромба его значение.

Вывод:

 

3. 5. Сделать лабораторную работу «Жировая эмболия сосудов брыжейки лягушки».

Цель: изучить закономерности формирования нарушений микроциркуляции при эмболии микрососудов брыжейки тонкого кишечника.

Методика: лягушку децеребрировать, обнажить сердце, приготовить препарат брыжейки. В полость желудочка сердца вводят 0, 2 - 0, 3 мл слегка подогретого вазелинового масла. Наблюдают за продвижением эмболов в просвете сосудов брыжейки и развитием расстройств кровообращения. Обратить внимание на общие признаки расстройства кровообращения в брыжейке (цвет, количество видимых сосудов, их ширину), картину эмболии зарисовать. Сделать заключение, указав, виды расстройств кровообращения, формирующиеся при попадании жира в сосудистое русло.

Примечание: во избежание высыхания тканей, перепонку и брыжейку смачивают физиологическим раствором.

Вывод:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...