Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Практическая работа. Цель опыта: по процентному содержанию ретикулоцитов в мазке крови оценить регенераторную активность красного костного мозга.




3. Практическая работа.

3. 1. Сделать лабораторную работу «Подсчет ретикулоцитов в мазке крови».

Цель опыта: по процентному содержанию ретикулоцитов в мазке крови оценить регенераторную активность красного костного мозга.

Методика проведения: основной краситель (бриллианткрезилблау) наносят на предметное стекло и высушивают. Поверх краски наносят мазок крови, помещают стекло во влажную камеру и ставят в термостат (t=370Со) на 30-40 минут. Затем мазок высушивают и микроскопируют под иммерсией. Мазок зарисовывают.

Подсчет ретикулоцитов проводят на 1000 эритроцитов. Для облегчения учета ретикулоцитов используют счет с окошечками. В кружке бумаги вырезают отверстие размером 1, 5 х 1, 5 мм. Кружок с окошечком, вложенный в окуляр, ограничивает поле зрения и этим значительно облегчит подсчет. Считается, что в ограниченном окошечком поле зрения находится 200 эритроцитов. Считают 1000 эритроцитов (5 равномерно заполненных полей зрения) и количество ретикулоцитов, встретившихся при этом, выражают в %.

 

Результаты:

Таблица 1. Подсчет количества ретикулоцитов в мазке.

№ окна Количество ретикулоцитов в окне Всего ретикулоцитов на 1000 эритроцитов % ретикулоцитов у больного
 

 

 

 
 
 
 

Вывод:

 

3. 2. Сделать лабораторную работу «Определение дегенеративных форм эритроцитов».

Цель опыта: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, научиться определять дегенеративные формы эритроцитов.

Методика проведения: в мазке крови №1 отметить наличие эритроцитов, отличающихся по величине (анизоцитоз) и форме (пойкилоцитоз) от нормальных. В выводе указать, при каких анемиях чаще всего наблюдаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

В мазке крови №2 отметить наличие мелких шаровидных эритроцитов, не имеющих характерного просветления в центре (микросфероциты). В выводе указать, при какой анемии встречаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

Результаты:

Рисунок 1. Рисунок 2.
   

 

Вывод:

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:

1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.

2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.

3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации

- по цветовому показателю

- по величине эритроцитов

- по типу эритропоэза

- по регенераторной способности костного мозга

4). Указать дополнительные признаки.

5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. Анализ крови больного 1 представлен в таблице 3. Дополнительно в мазке выявлено: макроциты, мегалоциты, пойкилоцитоз+++, мегалобласты.

Вопрос: охарактеризуйте отклонения от нормы в гемограмме и сформулируйте общее заключение по изменениям в ней.

Ответ: анемия гипорегенераторная, гиперхромия эритроцитов (цветовой показатель 1, 52), макроцитоз, мегалоцитоз. В гемограмме имеются характерные признаки мегалобластной (например, В12-дефицитной) анемии.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. Больной К., 20 лет. Обратился с жалобами на интенсивную желтуху кожных покровов. Считает себя больным с детства, когда впервые появился желтушный оттенок кожных покровов. Состояние всегда оставалось удовлетворительным. Периодически желтуха сопровождалась повышением температуры до 370С. При пальпации отмечается увеличение селезенки. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, микросфероцитоз +++, осмотическая резистентность эритроцитов снижена.

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

 

Задача №3. Больной Б, 40 лет. Многие годы страдает геморроидальными кровотечениями. 2 раза был обморок. Отмечает прогрессирующую слабость, головокружение. Нравится вкус мела и запах выхлопных газов автомобилей. Кожа и слизистые сухие, бледные. В уголках рта трещины, поперечная исчерченность ногтей. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: микроциты+++, анизоцитоз+++, пойкилоцитоз+++, гипохромия+, СЖ 2, 8 мкм/л (N-13-30), ОЖСС 90 мкм/л (N-45-72). Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Задача №4. Больной М., 40 лет. Обратился по поводу трофической язвы на нижней конечности. Работа связана с анилиновыми красителями. Беспокоит общая слабость, шум в голове, головокружения, ноющие боли в области сердца, отмечается желтушность склер и кожи, периодические появления темной мочи и кала. Со стороны внутренних органов изменений не выявлено. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, в крови непрямой билирубин 40 мкмоль/л (N-8, 5- 20, 5).

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Задача №5. Больная Н., 17 лет. Поступила в больницу для проведения дегельминтизации по поводу инвазии широким ланцетом. Жалуется на слабость, головокружения, потемнение в глазах, ощущение «ватных ног» при подъеме по лестнице, диарею. Кожные покровы бледные, сухие, язык сухой гладкий, ярко-красного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: мегалоциты, кольца Кебота, тельца Жолли; нейтрофилы с гиперсегментированными ядрами

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.


Таблица 1. Анализы крови к задачам №1 – 5.

Показатели

Норма

№ задачи

Hb г/л 130-160 (м); 120-140 (ж)
Эритроциты х1012 4, 0-5, 0 (м); 3, 9-4, 7 (ж) 0, 79 2, 7 3, 9 2, 5 2. 0
Цветовой показатель 0, 85-1, 05          
Ретикулоциты % 0, 2 – 1, 0% 0, 1 0, 3
Тромбоциты х109/л 180-320 100 - - - -
Лейкоциты: х109 4-9 2, 9 18, 0 3, 5 11, 0 2, 5
Нейтрофилы:            
Миелоциты %
Метамиелоциты %
Палочкоядерные % (абс. ) 1-6 (40-300)
Сегментоядерные % (абс. ) 47-72 (2000-5000)
Эозинофилы % (абс. ) 0, 5-5 (20-300) 0, 5
Базофилы % (абс. ) 0-1 (0-65)
Лимфоциты % (абс. ) 19-37 (1200-3000) 50, 5
Моноциты % (абс. ) 3-11 (90-600)

 

 

Тема: Типовые формы патологии системы белой крови: лейкоцитозы, лейкопении

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы белой крови, способствовать освоению практических навыков оценки качественных и количественных нарушений со стороны белой крови.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лейкоцитозов и лейкопений;

- обучить методам разбора гемограмм и патофизиологического анализа состояний, связанных с лейкоцитозами, лейкопениями.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: происхождение, строение, функции клеток белой крови; схему лейкопоэза, механизмы регуляции лейкопоэза, распределение лейкоцитов в организме.

После изучения темы: принципы классификации, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии лейкоцитозов и лейкопений.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с патологией белой крови, определять лейкоформулу и лейкопрофиль, вид сдвига ядра нейтрофилов и ИСЯ.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с микроскопом, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Характеристика понятий «лейкоцитоз», «лейкопения», «агранулоцитоз».

2). Анализ лейкопоэза на основании данных гемограмм периферической крови (алгоритм разбора анализов крови с лейкоцитозами и лейкопениями):

 - количество лейкоцитов;

 - лейкоформула, вид сдвига ядра нейтрофилов, индекс сдвига;

 - лейкопрофиль, подсчет абсолютного содержания отдельных видов лейкоцитов;

 - признаки дегенерации лейкоцитов.

3). Принципы классификации лейкоцитозов. Этиология, патогенез и гематологическая характеристика нейтрофильных, эозинофильных, лимфоцитарных, базофильных и моноцитарных лейкоцитозов.

4). Принципы классификации лейкопений. Этиология, патогенез и гематологическая характеристика отдельных видов лейкопений.

5). Принципы патогенетической терапии лейкопений.

6). Лейкемоидные реакции. Виды лейкемоидных реакций, их этиология, патогенез, изменения кроветворения и морфологического состава периферической крови.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...