3. Практическая работа. Цель опыта: по процентному содержанию ретикулоцитов в мазке крови оценить регенераторную активность красного костного мозга.
3. Практическая работа. 3. 1. Сделать лабораторную работу «Подсчет ретикулоцитов в мазке крови». Цель опыта: по процентному содержанию ретикулоцитов в мазке крови оценить регенераторную активность красного костного мозга. Методика проведения: основной краситель (бриллианткрезилблау) наносят на предметное стекло и высушивают. Поверх краски наносят мазок крови, помещают стекло во влажную камеру и ставят в термостат (t=370Со) на 30-40 минут. Затем мазок высушивают и микроскопируют под иммерсией. Мазок зарисовывают. Подсчет ретикулоцитов проводят на 1000 эритроцитов. Для облегчения учета ретикулоцитов используют счет с окошечками. В кружке бумаги вырезают отверстие размером 1, 5 х 1, 5 мм. Кружок с окошечком, вложенный в окуляр, ограничивает поле зрения и этим значительно облегчит подсчет. Считается, что в ограниченном окошечком поле зрения находится 200 эритроцитов. Считают 1000 эритроцитов (5 равномерно заполненных полей зрения) и количество ретикулоцитов, встретившихся при этом, выражают в %.
Результаты: Таблица 1. Подсчет количества ретикулоцитов в мазке.
Вывод:
3. 2. Сделать лабораторную работу «Определение дегенеративных форм эритроцитов». Цель опыта: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, научиться определять дегенеративные формы эритроцитов. Методика проведения: в мазке крови №1 отметить наличие эритроцитов, отличающихся по величине (анизоцитоз) и форме (пойкилоцитоз) от нормальных. В выводе указать, при каких анемиях чаще всего наблюдаются указанные изменения? Мазок зарисовать.
В мазке крови №2 отметить наличие мелких шаровидных эритроцитов, не имеющих характерного просветления в центре (микросфероциты). В выводе указать, при какой анемии встречаются указанные изменения? Мазок зарисовать. Результаты:
Вывод:
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий: 1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови. 2). Сочетается ли со снижением эритроцитов. 3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации - по цветовому показателю - по величине эритроцитов - по типу эритропоэза - по регенераторной способности костного мозга 4). Указать дополнительные признаки. 5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии. Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1. Анализ крови больного 1 представлен в таблице 3. Дополнительно в мазке выявлено: макроциты, мегалоциты, пойкилоцитоз+++, мегалобласты. Вопрос: охарактеризуйте отклонения от нормы в гемограмме и сформулируйте общее заключение по изменениям в ней. Ответ: анемия гипорегенераторная, гиперхромия эритроцитов (цветовой показатель 1, 52), макроцитоз, мегалоцитоз. В гемограмме имеются характерные признаки мегалобластной (например, В12-дефицитной) анемии.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №2. Больной К., 20 лет. Обратился с жалобами на интенсивную желтуху кожных покровов. Считает себя больным с детства, когда впервые появился желтушный оттенок кожных покровов. Состояние всегда оставалось удовлетворительным. Периодически желтуха сопровождалась повышением температуры до 370С. При пальпации отмечается увеличение селезенки. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, микросфероцитоз +++, осмотическая резистентность эритроцитов снижена.
Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.
Задача №3. Больной Б, 40 лет. Многие годы страдает геморроидальными кровотечениями. 2 раза был обморок. Отмечает прогрессирующую слабость, головокружение. Нравится вкус мела и запах выхлопных газов автомобилей. Кожа и слизистые сухие, бледные. В уголках рта трещины, поперечная исчерченность ногтей. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: микроциты+++, анизоцитоз+++, пойкилоцитоз+++, гипохромия+, СЖ 2, 8 мкм/л (N-13-30), ОЖСС 90 мкм/л (N-45-72). Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови. Задача №4. Больной М., 40 лет. Обратился по поводу трофической язвы на нижней конечности. Работа связана с анилиновыми красителями. Беспокоит общая слабость, шум в голове, головокружения, ноющие боли в области сердца, отмечается желтушность склер и кожи, периодические появления темной мочи и кала. Со стороны внутренних органов изменений не выявлено. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, в крови непрямой билирубин 40 мкмоль/л (N-8, 5- 20, 5). Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови. Задача №5. Больная Н., 17 лет. Поступила в больницу для проведения дегельминтизации по поводу инвазии широким ланцетом. Жалуется на слабость, головокружения, потемнение в глазах, ощущение «ватных ног» при подъеме по лестнице, диарею. Кожные покровы бледные, сухие, язык сухой гладкий, ярко-красного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: мегалоциты, кольца Кебота, тельца Жолли; нейтрофилы с гиперсегментированными ядрами Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови. Таблица 1. Анализы крови к задачам №1 – 5.
Тема: Типовые формы патологии системы белой крови: лейкоцитозы, лейкопении ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы белой крови, способствовать освоению практических навыков оценки качественных и количественных нарушений со стороны белой крови. ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лейкоцитозов и лейкопений; - обучить методам разбора гемограмм и патофизиологического анализа состояний, связанных с лейкоцитозами, лейкопениями. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: происхождение, строение, функции клеток белой крови; схему лейкопоэза, механизмы регуляции лейкопоэза, распределение лейкоцитов в организме. После изучения темы: принципы классификации, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии лейкоцитозов и лейкопений.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с патологией белой крови, определять лейкоформулу и лейкопрофиль, вид сдвига ядра нейтрофилов и ИСЯ.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с микроскопом, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Характеристика понятий «лейкоцитоз», «лейкопения», «агранулоцитоз». 2). Анализ лейкопоэза на основании данных гемограмм периферической крови (алгоритм разбора анализов крови с лейкоцитозами и лейкопениями):
- количество лейкоцитов; - лейкоформула, вид сдвига ядра нейтрофилов, индекс сдвига; - лейкопрофиль, подсчет абсолютного содержания отдельных видов лейкоцитов; - признаки дегенерации лейкоцитов. 3). Принципы классификации лейкоцитозов. Этиология, патогенез и гематологическая характеристика нейтрофильных, эозинофильных, лимфоцитарных, базофильных и моноцитарных лейкоцитозов. 4). Принципы классификации лейкопений. Этиология, патогенез и гематологическая характеристика отдельных видов лейкопений. 5). Принципы патогенетической терапии лейкопений. 6). Лейкемоидные реакции. Виды лейкемоидных реакций, их этиология, патогенез, изменения кроветворения и морфологического состава периферической крови.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|