Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

 

Тема: Типовые нарушения тканевого роста. Опухоли.

ЦЕЛЬ: сформировать знания об опухолевом росте как типовом патологическом процессе.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию (понятие о канцерогенах), патогенез (понятие канцерогенеза, опухолевой прогрессии), значение для организма и принципы терапии опухолей;

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с опухолевым ростом;

- изучить роль канцерогенеза в развитии заболеваний, в том числе челюстно-лицевой области.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение ДНК, понятие «ген», активные и неактивные гены, механизмы перестройки структуры ДНК, механизмы репарации ДНК.

После изучения темы: типовые формы нарушения тканевого роста, этиологию, патогенез, значение для организма, принципы терапии состояний, связанных с опухолевым ростом.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с опухолевым ростом.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1) Типовые формы нарушения тканевого роста. Патологическая гипотрофия, атрофия и гипоплазия; патологическая гипертрофия и гиперплазия, патологическая регенерация, метаплазия, дисплазия, аплазия и др.

2) Характеристика понятий «опухолевый рост», «опухоль», «опухолевая прогрессия». Опухолевый атипизм; его виды.

3) Этиология опухолей; бластомогенные факторы физического и химического характера, онкогенные вирусы. Стадии инициации и промоции. Современные представления о молекулярных механизмах канцерогенеза. Значение онкогенов, роль онкобелков в канцерогенезе, их виды. Значение наследственных факторов, пола, возраста, хронических заболеваний в возникновении и развитии опухолей у человека. Предраковые состояния. Злокачественные и доброкачественные опухоли.

4) Антибластомная резистентность организма. Характеристика антиканцерогенных, антимутационных (антитрансформационных) и антицеллюлярных механизмов противоопухолевой резистентности организма. 5) Значение депрессии антибластомной резистентности в возникновении и развитии опухолей.

6) Патофизиологические основы профилактики и терапии опухолевого роста.

 

3. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача 1.

У пациента через 7 мес после хирургического удаления карциномы желудка и последующего химиотерапевтического лечения обнаружено увеличение лимфоузла в левой надключичной области. При биопсии в нём обнаружены раковые клетки, в том числе морфологически сходные с клетками удалённой опухоли.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы:

1. Есть ли основание считать появление раковых клеток в лимфоузлах результатом феномена опухолевой прогрессии? метастазированием? другой опухолью? Ответ обоснуйте, дав характеристику феномена опухолевой прогрессии (механизмы, биологическое значение).

Ответы:

1. Злокачественная опухоль желудка – аденокарцинома.

2. Действие канцерогенных факторов – опухолевая трансформация клетки и формирование опухолевого клона (на фоне неэффективности антимутационных и антицеллюлярных механизмов противоопухолевой защиты).

3. Принципы терапии – хирургическое удаление опухоли, химио- и лучевая терапия (подавляют, в первую очередь, быстроделящиеся клетки).

4. Можно рассматривать как метастазирование лимфогенное рака желудка, что является одним из феноменов опухолевой прогрессии. Развитие в л/у новой опухоли, имеющей морфологическую структуру клеток желудка, практически невозможно.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача 2

Пациент М. 56 лет, страдающий более 20 лет атрофическим гастритом и низкой желудочной кислотностью, жалуется на быструю утомляемость, слабость, боль в эпигастрии, плохой аппетит, быструю насыщаемость при еде, тошноту, значительное похудание в последние 4 месяца, постоянную лихорадку.

При лабораторном исследовании: анемия, лейкоцитоз, снижение кислотности и активности ферментов желудочного сока. Гастроскопия: сглаживание рельефа слизистой оболочки пилорического отдела желудка и наличие диффузной опухоли с изъязвлением ткани в её центре (в виде блюдца).

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы:

1. Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?

 

Задача 3.

Пациент В. 40 лет, 1, 5 года назад принимавший участие в ликвидации аварии на АЭС, обратился к врачу с жалобами на выраженную слабость, головокружение, постоянный «сухой» кашель с малым количеством мокроты. В течение 20 лет был «заядлым» курильщиком, но уже два года как прекратил курение. В течение последних 6 мес перенёс несколько инфБ, в том числе ринит, бронхит и пневмонию. При бронхоскопии обнаружена опухоль главного правого бронха. Гистологическое исследование ткани опухоли выявило наличие в ней раковых клеток.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача 4.

Больная 46 лет обратилась с жалобами на частое мочеиспускание с макрогематурией и общую адинамию. Проведена цистоскопия, найдено опухолевидное разрастание, взят биоптат этой ткани и прилегающей слизистой оболочки. При гистологическом исследовании биоптата обнаружено, что ткань опухолевидного разрастания состоит из правильно расположенных клеток, но местами имеются скопления атипичных клеток. Больная более 10 лет работает на ткацком комбинате в красильном цехе, где используют анилиновые красители.

Вопросы

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

 

Тема: Типовые формы патологии системы красной крови

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы красной крови.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;

- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;

- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.

После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий, алгоритм разбора анализов крови при анемиях.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии; по мазкам крови человека уметь оценить качественные изменения в периферической крови при анемиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с микроскопом, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Эритроцитозы. Характеристика, этиология, патогенез, клинические проявления, последствия.

2). Определение анемии, общая их характеристика.

3). Принципы классификации анемий.

4). Лабораторные методы оценки анемией.

5). Методы получения экспериментальных анемий.

6). Принципы терапии различных видов анемий.

7). Изменения физико-химических свойств крови: осмотического и онкотического давления, вязкости, СОЭ, белкового состава, осмотической резистентности эритроцитов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...