Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1. Изменения дыхательных показателей при сужении воздухоносных путей.




Таблица 1. Изменения дыхательных показателей при сужении воздухоносных путей.

Показатели Исходный фон Стеноз на 1/2 Стеноз на 3/4
1. ДО (мл)      
2. РО вдоха (мл)      
3. РО выдоха (мл)      
4. ЧД/мин      
5. МОД (мл/мин)      
6. ЖЕЛ (мл)      
  ЖЕЛ 7. -------------- х 100% ДЖЕЛ      
8. ФОВ (мл/1сек, мл/3сек)      
9. Индекс Тиффно (1сек, 3сек)      
10. Время вдоха (сек)      
11. Время выдоха (сек)      

Выводы:

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. У больного П., 33 года, после повторных отправлений сернистым газом в шахте выявлены клинические признаки эмфиземы лёгких, в том числе резко выраженная одышка.

Данные газового анализа артериальной крови:

paO2 paCO2 кислородная ёмкость SaO2 86 мм р. ст., 48 мм рт. ст., 19, 6 объёмных %, 95, 4%.
Данные спирометрии: ОЁЛ ЖЁЛ резервный объем вдоха резервный объём выдоха ФОЁ легких ООЛ Коэффициент Тиффно   -увеличена, уменьшена снижен, снижен, увеличена, увеличен, уменьшен.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

1. Дыхательная недостаточность с нарушением вентиляции по смешанному типу (обструктивный + рестриктивный).

2. Отравление сернистым газом – образование кислоты – повреждение межальвеолярных перегородок – эмфизема легких – раннее экспираторное закрытие дыхательных путей. Уменьшается площадь газообмена, вторично нарушается диффузия газов.

3. Устранение повреждающего фактора, кислородотерапия, бронходиляторы.

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. Больной С., 24 года, поступил в клинику с жалобами на одышку и усиленное сердцебиение при выполнении физической нагрузки, ноющие боли в области сердца. Во время резко выраженной одышки выделяется небольшое количество слизистой мокроты с примесью крови. На основании указанных жалоб больного и последующего исследования возникло предположение о нарушении легочного кровообращения вследствие митрального стеноза.

Результаты исследования состояния системы внешнего дыхания:

частота дыхания ЖЁЛ, % от должной величины ОЁЛ, % от должной величины МОД, % от должной величины ФЖЁЛ1/ЖЁЛ, % - 20 в минуту, - 81,  - 76, - 133, - 80

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Задача №3. Врач скорой помощи на месте аварии для снятия болевого шока у пострадавшего с сочетанной закрытой травмой грудной клетки и открытым переломом нижней конечности после наложения на неё жгута и остановки сильного кровотечения ввел п/к достаточно большую дозу обезболивающего средства (морфина), а также стимуляторы сердечной деятельности.

Несмотря на введение морфина, пострадавший громко стонет от боли, жалуется на чувство нехватки воздуха. При обследовании: АД 70/35 мм рт. ст., пульс 126 в минуту, определяется только на крупных сосудистых стволах, дыхание в левой половине грудной клетки ослаблено, справа не выслушивается.

На глазах у врача состояние пострадавшего продолжает ухудшаться: дыхание становиться поверхностным, он ловит воздух ртом, не может сделать вдох. Для активации дыхания врач ввёл п/к стимуляторы дыхательного центра – цититон. Однако и после этого состояние пострадавшего не улучшилось.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы:

1. Можно ли предполагать, что неэффективность обезболивающего средства связана с повышенной толерантностью пострадавшего к наркотику?

2. Почему оказалось неэффективным введение цититона?

Задача № 4. Толя В., 3 лет, поступил в клинику с явлениями затрудненного дыхания. Заболел 2 дня назад. Температура тела 38, 7О С. В зеве грязно-серый налет. При вдохе слышен свистящий звук. Вдох носит затяжной характер. Пауза между вдохом и выдохом удлинена. При вдохе отмечается западание мягких частей под- и надключичных ямок, а также межреберных промежутков. Лицо одутловатое, свинцового оттенка с цианозом кончика носа и ушных раковин.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы: как называется измененный тип дыхания, зарегистрированный у пациента?

 

Задача №5. Больной М., 40 лет, поступил в клинику с жалобами на периодически повторяющиеся приступы удушья и приступы мучительного кашля, развивающиеся внезапно и чаще всего ночью. Во время приступа больной сидит в вынужденном положении, опираясь на ладони, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Дыхание свистящее, слышно на расстоянии. Особенно затруднен выдох. В конце приступа отделяется скудная мокрота.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы: как называется измененный тип дыхания, зарегистрированный у пациента?

 

 

Тема: Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний

ЦЕЛЬ: сформировать знания об общем адаптационном синдроме (стрессе) и патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы и механизмы развития общего адаптационного синдрома;

- обучить методам экспериментального моделирования шока и стресса; и принципам патофизиологического анализа экстремальных и терминальных состояний;

- изучить роль общего адаптационного синдрома в формировании резистентности к повреждающим факторам и в развитии заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, РААС, мозгового вещества надпочечников; строение и функции сердчно-сосудистой системы.

После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы, особенности патогенеза стрессорных состояний и «болезней адаптации».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать стресс и шок, проводить патофизиологический анализ экстремальных и терминальных состояний, «болезней адаптации».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая характеристика экстремальных состояний.

2). Принципы классификации, этиология, патогенез, стадии шока, принципы коррекции.

3). Этиология, патогенез обморока и коллапса.

4). Сравнительная характеристика шока, коллапса и обморока.

5). Виды, этиология, патогенез, принципы коррекции коматозных состояний; общая характеристика терминальных состояний, принципы реанимации.

6). Общая характеристика стрессорных состояний, «болезни адаптации».

 

3. Практическая работа.

3. 1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель острой кровопотери».

Цель работы: изучение изменений гемодинамики при острой кровопотере. Методика: лягушку децеребрируют и обнажают сердце. Готовят препарат языка или плавательной перепонки (для изучения периферического кровообращения). После снятия показателей исходного фона выделяют обе бедренные артерии и перерезают их. В период кровотечения, начиная с 1 мин, каждые 5 минут подсчитывают число сердечных окращений и оценивают интенсив­ность периферического кровообращения (по диаметру сосудов, скорости кровотока, количеству функционирующих капилляров). Тромбы по мере об разования снимают ватным тампоном. Через 20-30 минут сосуды перевязывают и вводят в лимфатический мешок 2 мл физ. р-ра. Наблюдают изменения показателей каждые 5 минут.

Параллельно проводят контрольный опыт (без введения физ. р-ра).

                                                                                                     

Таблица 1

Показатели Исходный фон Острая кровопотеря 1 5 10 15 20 25 30 мин ПГТ 5  10 мин
ЧСС Интенсивность кровообращения      

 

График изменения ЧСС при острой кровопотере

ЧСС

70

60

50

40

30      1 5 10  15   20   25  30 t (мин)

 

 


Вывод:

3. 2. Сделать лабораторную работу «Влияние предварительного стрессорного воздействия на резистентность к гипоксии».

Цель: изучить влияние предварительной стрессорной нагрузки на устойчивость к гипоксии.

Методика: Берут двух мышей одинакового веса и возраста. Одной из них, опытной, дают физическую нагрузку - проводят 3-минутную плава­тельную пробу при температуре воды +20-25 градусов. Вторая мышь явля­ется контрольной. После стрессорного воздействия обеих мышей помещают в аппарат Комовского и одновременно " поднимают" на " высоту". Отмечают высоту, на которой происходит гибель животных.

В выводе объяснить механизм изменения резистентности организма после предварительного воздействия стрессорного фактора.

 

Таблица 2.

N п/п Вид группы животных Высота гибели
1. Контрольная  
2. После стрессорного воздействия  

Вывод:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...