Таблица 1. Изменения дыхательных показателей при сужении воздухоносных путей.
Таблица 1. Изменения дыхательных показателей при сужении воздухоносных путей.
Выводы:
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии. 4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1. У больного П., 33 года, после повторных отправлений сернистым газом в шахте выявлены клинические признаки эмфиземы лёгких, в том числе резко выраженная одышка. Данные газового анализа артериальной крови:
Проведите разбор задачи по алгоритму. 1. Дыхательная недостаточность с нарушением вентиляции по смешанному типу (обструктивный + рестриктивный).
2. Отравление сернистым газом – образование кислоты – повреждение межальвеолярных перегородок – эмфизема легких – раннее экспираторное закрытие дыхательных путей. Уменьшается площадь газообмена, вторично нарушается диффузия газов. 3. Устранение повреждающего фактора, кислородотерапия, бронходиляторы. Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №2. Больной С., 24 года, поступил в клинику с жалобами на одышку и усиленное сердцебиение при выполнении физической нагрузки, ноющие боли в области сердца. Во время резко выраженной одышки выделяется небольшое количество слизистой мокроты с примесью крови. На основании указанных жалоб больного и последующего исследования возникло предположение о нарушении легочного кровообращения вследствие митрального стеноза. Результаты исследования состояния системы внешнего дыхания:
Проведите разбор задачи по алгоритму. Задача №3. Врач скорой помощи на месте аварии для снятия болевого шока у пострадавшего с сочетанной закрытой травмой грудной клетки и открытым переломом нижней конечности после наложения на неё жгута и остановки сильного кровотечения ввел п/к достаточно большую дозу обезболивающего средства (морфина), а также стимуляторы сердечной деятельности. Несмотря на введение морфина, пострадавший громко стонет от боли, жалуется на чувство нехватки воздуха. При обследовании: АД 70/35 мм рт. ст., пульс 126 в минуту, определяется только на крупных сосудистых стволах, дыхание в левой половине грудной клетки ослаблено, справа не выслушивается. На глазах у врача состояние пострадавшего продолжает ухудшаться: дыхание становиться поверхностным, он ловит воздух ртом, не может сделать вдох. Для активации дыхания врач ввёл п/к стимуляторы дыхательного центра – цититон. Однако и после этого состояние пострадавшего не улучшилось.
Проведите разбор задачи по алгоритму. Дополнительные вопросы: 1. Можно ли предполагать, что неэффективность обезболивающего средства связана с повышенной толерантностью пострадавшего к наркотику? 2. Почему оказалось неэффективным введение цититона? Задача № 4. Толя В., 3 лет, поступил в клинику с явлениями затрудненного дыхания. Заболел 2 дня назад. Температура тела 38, 7О С. В зеве грязно-серый налет. При вдохе слышен свистящий звук. Вдох носит затяжной характер. Пауза между вдохом и выдохом удлинена. При вдохе отмечается западание мягких частей под- и надключичных ямок, а также межреберных промежутков. Лицо одутловатое, свинцового оттенка с цианозом кончика носа и ушных раковин. Проведите разбор задачи по алгоритму. Дополнительные вопросы: как называется измененный тип дыхания, зарегистрированный у пациента?
Задача №5. Больной М., 40 лет, поступил в клинику с жалобами на периодически повторяющиеся приступы удушья и приступы мучительного кашля, развивающиеся внезапно и чаще всего ночью. Во время приступа больной сидит в вынужденном положении, опираясь на ладони, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Дыхание свистящее, слышно на расстоянии. Особенно затруднен выдох. В конце приступа отделяется скудная мокрота. Проведите разбор задачи по алгоритму. Дополнительные вопросы: как называется измененный тип дыхания, зарегистрированный у пациента?
Тема: Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний ЦЕЛЬ: сформировать знания об общем адаптационном синдроме (стрессе) и патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы и механизмы развития общего адаптационного синдрома; - обучить методам экспериментального моделирования шока и стресса; и принципам патофизиологического анализа экстремальных и терминальных состояний;
- изучить роль общего адаптационного синдрома в формировании резистентности к повреждающим факторам и в развитии заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: строение и функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, РААС, мозгового вещества надпочечников; строение и функции сердчно-сосудистой системы. После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы, особенности патогенеза стрессорных состояний и «болезней адаптации».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать стресс и шок, проводить патофизиологический анализ экстремальных и терминальных состояний, «болезней адаптации».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Общая характеристика экстремальных состояний. 2). Принципы классификации, этиология, патогенез, стадии шока, принципы коррекции. 3). Этиология, патогенез обморока и коллапса. 4). Сравнительная характеристика шока, коллапса и обморока. 5). Виды, этиология, патогенез, принципы коррекции коматозных состояний; общая характеристика терминальных состояний, принципы реанимации. 6). Общая характеристика стрессорных состояний, «болезни адаптации».
3. Практическая работа. 3. 1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель острой кровопотери». Цель работы: изучение изменений гемодинамики при острой кровопотере. Методика: лягушку децеребрируют и обнажают сердце. Готовят препарат языка или плавательной перепонки (для изучения периферического кровообращения). После снятия показателей исходного фона выделяют обе бедренные артерии и перерезают их. В период кровотечения, начиная с 1 мин, каждые 5 минут подсчитывают число сердечных окращений и оценивают интенсивность периферического кровообращения (по диаметру сосудов, скорости кровотока, количеству функционирующих капилляров). Тромбы по мере об разования снимают ватным тампоном. Через 20-30 минут сосуды перевязывают и вводят в лимфатический мешок 2 мл физ. р-ра. Наблюдают изменения показателей каждые 5 минут.
Параллельно проводят контрольный опыт (без введения физ. р-ра).
Таблица 1
График изменения ЧСС при острой кровопотере ЧСС 70 60 50 40 30 1 5 10 15 20 25 30 t (мин)
Вывод: 3. 2. Сделать лабораторную работу «Влияние предварительного стрессорного воздействия на резистентность к гипоксии». Цель: изучить влияние предварительной стрессорной нагрузки на устойчивость к гипоксии. Методика: Берут двух мышей одинакового веса и возраста. Одной из них, опытной, дают физическую нагрузку - проводят 3-минутную плавательную пробу при температуре воды +20-25 градусов. Вторая мышь является контрольной. После стрессорного воздействия обеих мышей помещают в аппарат Комовского и одновременно " поднимают" на " высоту". Отмечают высоту, на которой происходит гибель животных. В выводе объяснить механизм изменения резистентности организма после предварительного воздействия стрессорного фактора.
Таблица 2.
Вывод:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|