4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии. 4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача № 1. У больного М., 23 лет, получившего травму шейного отдела позвоночника, исследовали аудиоспинальные влияния на сегментарные рефлексы. Применили метод определения Н-рефлекса. Звуковой раздражитель постоянной силы подавали за 30 мс до тестирующего чрескожного электрораздражения нерва. Обнаружено, что звуковой сигнал увеличивает рефлекторный ответ спинальных мотонейронов на 60% от исходного уровня. Вопросы: 1) Сколько нейронов включает рефлекторная дуга Н-рефлекса? 2) Какие главные нисходящие пути оказывают влияние на мотонейроны спинного мозга? 3) Как называются нейроны, опосредующие нисходящие надсегментарные влияния? 4) О чем свидетельствует сохранение аудиоспинальных влияний? 5) Опишите методику регистрации и анализа Н-рефлексов. 6) Специфичны ли методы для типической диагностики поражения отдельных нисходящих трактов? Ответы: 1) Моносинаптический рефлекс с двухнейронной рефлекторной дугой. 2) Пирамидный и экстрапирамидные нервные пути. 3) Интернейроны. 4) О частичной или полной сохранности нисходящих нервных путей. 5) Стимулирующий электрод накладывается в область проекции большеберцового нерва. Н- и М-ответы регистрируют с икроножной мышцы. Определяют латентный период рефлекса и соотношение максимального Н- и М-ответов.
6) Неспецифичны.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Задача №2. Пациент В., 42 лет, доставлен в больницу с жалобами на нарастающую слабость правой руки, безболезненные ее ожоги и травмы, длительные нагноения небольших ссадин. Впервые эти явления обнаружил около 5 лет назад. В последние полгода стал отмечать затруднения при проглатывание твердой пищи, а также появление носового тембра голоса. При обследовании невропатологом установлено: сужение правой глазной щели из-за опущения века, снижение болевой чувствительности правой половины лица, свисание мягкого неба, отсутствие глоточного рефлекса, признаки пареза голосовой связки справа, атрофические изменения межкостных мышц правой кисти, отсутствие периостальных рефлексов на правой руке, потеря болевой и температурной чувствительности по сегментарно-диссоциированному типу справа, сохранение «живых» сухожильных рефлексов нижних конечностей. Проведите разбор задачи по алгоритму. Дополнительные вопросы: 1. Обозначьте симптомы, имеющиеся у пациента, соответствующими медицинскими терминами.
Тема: Патофизиология боли. Типовые формы нарушения функций вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений функций нервной системы.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию нарушений чувствительной, трофической функций нервной системы, высшей нервной деятельности; - обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями функции нервной системы; - изучить роль нарушений функции нервной системы в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: общую характеристику нервной системы, структуру, принципы и законы функционирования на нейронном, межнейронном и системном уровнях организации. Системы регуляции движениями: пирамидная, экстрапирамидная. Структуры, ответственные за регуляцию координации движений. Соматосенсорный анализатор, понятие антиноцицептивной системы.
После изучения темы: этиологию и патогенез основных нарушений чувствительной, трофической функции нервной системы, высшей нервной деятельности.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе экспериментальных данных проводить анализ этиологии и патогенеза нарушений чувствительной и трофической функции нервной системы, высшей нервной деятельности, проводить патофизиологический разбор ситуаций, связанных с патологией нервной системы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Патофизиология боли. Боль как интегративная реакция организма на повреждающие воздействия. 2). Рецепторы боли и медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов. Эндогенные механизмы подавления боли. 3). Понятие о «физиологической» и «патологической» боли. Нарушения формирования чувства боли. 4). Болевые синдромы. Каузалгия. Фантомные боли. Таламический синдром. Механизмы болевых синдромов периферического и центрального происхождения. Патофизиологические основы обезболивания. 5). Нарушения функций вегетативной нервной системы. 6). Патофизиология высшей нервной деятельности. Неврозы: характеристика понятий, виды. Причины возникновения и механизмы развития; роль в возникновении и развитии других болезней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|