Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии




4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1). По значению главного показателя – pН, выявить вид нарушения КЩР (ацидоз, алкалоз).

2). Указать по этой же цифре компенсированный сдвиг КЩР или декомпенсированный:

а) компенсированный ацидоз рН=7. 35-7. 40, компенсированный алкалоз рН=7. 40-7. 45;

б) декомпенсированный ацидоз рН< 7. 35, декомпенсированный алкалоз рН> 7. 45.

3). Установить первичное изменение показателей КЩС, определив главное звено патогенеза. Для этого сопоставить pН и основные показатели кислотно-щелочного состояния крови (рСО2 –газовые нарушения; ВВ, SB, ВЕ – негазовые нарушения):

а) газовый ацидоз - повышение pСО2 при pН < 7. 40;

б) газовый алкалоз – снижение pСО2 при pН > 7. 40;

в) негазовый ацидоз - снижение ВВ, SB, «-»BE при pН < 7. 40;

г) негазовый алкалоз - повышение ВВ, SB, «+»ВЕ при pН > 7. 40

4). Определить механизмы компенсации, отметить наличие компенсатоpных сдвигов (вторичные изменения показателей КЩР) и их значение:

- при газовых ацидозах, алкалозах- изменение показателей ВВ, SB, ВЕ (выражены при компенсации).

- при негазовых ацидозах, алкалозах - изменение показателя pСО2 (выражены при компенсации).

5). Назвать с учетом анамнеза, возможные причины и механизмы данного нарушения, предложить принципы лечения.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задание 1. Решение ситуационных задач.

Задача №1. Больная З., 16 лет, поступила в клинику с острой пневмонией. Состояние тяжелое. Температура тела 39, 80С. Выраженная одышка. В анамнезе легочная патология отсутствует. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено:

pH = 7, 47

pCO2 =  29 мм рт ст

BB = 40, 2 ммоль/л

SB = 16, 5 ммоль/л

BE = - 1, 8 ммоль/л

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответы:

1. Алкалоз (рН более 7, 40)

2. Декомпенсированный (рН более 7, 45)

3. Газовый (снижено рСО2, дефицит буферных оснований)

4. Слабо выраженные компенсаторные сдвиги в виде дефицита буферных оснований

5. Пневмония – гипоксия – гипервентиляция – «вымывание» углекислого газа – гипокапния – дефицит кислой части гидрокарбонатного буфера - газовый алкалоз. Дополнительно имеется дегидратация из-за гипервентиляции и усиленного потоотделения. Принципы лечения: лечение основного заболевания, кислородотерапия, нормализация температуры тела, регидратация.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. Больная Л., 48 лет, 80 кг, с сахаpным диабетом поступила в больницу в тяжелом состоянии. Больной назначена комплексная тера­пия, в том числе инсулин внутримышечно и раствор биокарбоната натрия внутривенно (рассчитать необходимое количество последнего).

Результаты исследования кислотно-щелочного состояния приведены в таблице.

N Показатели До лечения На 2-е сут. лечения На 3-и сут. лечения
7. 35-7. 45 рН 7, 28 7, 34 7, 44
35-45 pCO2 20 мм рт. ст. 36 мм рт. ст. 49 мм рт. ст.
40-60 BB 31 ммоль/л 39 ммоль/л 51 ммоль/л
21-25 SB 12 ммоль/л 18 ммоль/л 29 ммоль/л
 --+ 2. 3 BE - 18 ммоль/л - 9 ммоль/л + 6 ммоль/л

Вопросы:

1. Проведите разбор задачи по алгоритму.

2. Есть ли необходимость в щелочных р-рах на 3-и сутки?

Ответы:

 

Задача №3. Больной М., 54 лет, доставлен в стационар в тяжелом состоянии. Предъявляет жалобы на общую слабость, сильное похудение. В последние 5-6 дней почти после каждого приема пищи ощущает боль в подложечной области, сопровождающуюся рвотой. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено:

pH = 7, 55

pCO2 =  60 мм рт ст

BB = 54 ммоль/л

SB = 29 ммоль/л

BE = + 18 ммоль/л

 

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №4. У больного В., 13 лет, с острым полиомиелитом на 4-й день болезни появилось затруднение дыхания, в связи с чем его перевели на искусственное дыхание (ИД). Результаты исследования кислотно-щелочного состояния приведены в таблице.

Показатели До ИД Через 2 часа после начала ИД
рН 7, 26 7, 42
pCO2 62 мм рт. ст. 32 мм рт. ст.
ВВ 43 ммоль/л 38 ммоль/л
SB 20 ммоль/л 16 ммоль/л
ВЕ +1 ммоль/л - 4 ммоль/л

Вопросы:

1. Проведите разбор задачи по алгоритму.

2. Правильно ли установлен объем легочной вентиляции во время искусственного дыхания?

Ответы:

Задача №5. Ребенок Д., 4 лет, доставлен в больницу в связи с повыше­нием температуры тела и частым водянистым стулом (8-10 раз в сутки). При осмотре обращает на себя внимание умеренная дегидратация, одышка. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено:

pН = 7. 39

pСО2 = 28 мм рт. ст.

ВВ = 34 ммоль/л

SB = 16 ммоль/л

ВЕ = - 8 ммоль/л

Вопросы:  

1. Проведите разбор задачи по алгоритму.

2. Как объяснить снижение показателя напряжения СО2 в данном случае?

Ответы:

Задача №6. Больной А., 16 лет, поступил в клинику в тяжелом состоянии с жалобами на участившиеся приступы удушья. Болен с 10 лет, когда без видимой причины стали появляться подобные приступы,  заложенность носа, ринорея. При исследовании кислотно-щелочного состояния обнаружено:

pН =7. 36

pСО2 = 56 мм рт. ст.

ВВ = 50 ммоль/л

SB = 28 ммоль/л

ВЕ = + 8 ммоль/л

Титруемая кислотность мочи увеличена, содержание бикарбонатов в моче снижено.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответы:

 

Задача №7. Больная М., 57 лет, доставлена в реанимационное отделение с острым отравлением снотвоpным. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено:

pН = 7. 29

pСО2 = 56 мм рт. ст.

ВВ = 45 ммоль/л

SB = 25 ммоль/л

ВЕ = + 1 ммоль/л

Вопросы:  

1. Проведите разбор задачи по алгоритму.

2. Имеется ли необходимость назначения бикарбоната натрия в данном случае для коррекции нарушенного кислотно-щелочного состояния?

Ответы:

 

 

Тема: Типовые формы патологии почек

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии почек.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии почек (острой и хронической почечной недостаточности);

- обучить методам патофизиологического разбора анализов мочи и состояний, связанных с нарушениями функции почек;

- изучить роль нарушений функции почек в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: анатомию и физиологию мочевыделительной системы.

После изучения темы: основные виды нарушений функций почек и методы их оценки.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе данных лабораторно-клинических анализов проводить разбор ситуаций, связанных с нарушениями функций почек.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Типовые нарушения функций почек, их причины, механизмы развития и проявления.

2). Методы исследования процессов мочеобразования и патологических составных частей мочи.

3). ХПН, этиология, принципы классификации, патогенез, клинико-лабораторные проявления, принципы терапии.

4). ОПН, виды, этиология, фазы, патогенез, принципы терапии в каждую фазу.

5). Патогенез уремической комы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...