4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1). По значению главного показателя – pН, выявить вид нарушения КЩР (ацидоз, алкалоз). 2). Указать по этой же цифре компенсированный сдвиг КЩР или декомпенсированный: а) компенсированный ацидоз рН=7. 35-7. 40, компенсированный алкалоз рН=7. 40-7. 45; б) декомпенсированный ацидоз рН< 7. 35, декомпенсированный алкалоз рН> 7. 45. 3). Установить первичное изменение показателей КЩС, определив главное звено патогенеза. Для этого сопоставить pН и основные показатели кислотно-щелочного состояния крови (рСО2 –газовые нарушения; ВВ, SB, ВЕ – негазовые нарушения): а) газовый ацидоз - повышение pСО2 при pН < 7. 40; б) газовый алкалоз – снижение pСО2 при pН > 7. 40; в) негазовый ацидоз - снижение ВВ, SB, «-»BE при pН < 7. 40; г) негазовый алкалоз - повышение ВВ, SB, «+»ВЕ при pН > 7. 40 4). Определить механизмы компенсации, отметить наличие компенсатоpных сдвигов (вторичные изменения показателей КЩР) и их значение: - при газовых ацидозах, алкалозах- изменение показателей ВВ, SB, ВЕ (выражены при компенсации). - при негазовых ацидозах, алкалозах - изменение показателя pСО2 (выражены при компенсации). 5). Назвать с учетом анамнеза, возможные причины и механизмы данного нарушения, предложить принципы лечения.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задание 1. Решение ситуационных задач. Задача №1. Больная З., 16 лет, поступила в клинику с острой пневмонией. Состояние тяжелое. Температура тела 39, 80С. Выраженная одышка. В анамнезе легочная патология отсутствует. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено: pH = 7, 47 pCO2 = 29 мм рт ст BB = 40, 2 ммоль/л
SB = 16, 5 ммоль/л BE = - 1, 8 ммоль/л Проведите разбор задачи по алгоритму. Ответы: 1. Алкалоз (рН более 7, 40) 2. Декомпенсированный (рН более 7, 45) 3. Газовый (снижено рСО2, дефицит буферных оснований) 4. Слабо выраженные компенсаторные сдвиги в виде дефицита буферных оснований 5. Пневмония – гипоксия – гипервентиляция – «вымывание» углекислого газа – гипокапния – дефицит кислой части гидрокарбонатного буфера - газовый алкалоз. Дополнительно имеется дегидратация из-за гипервентиляции и усиленного потоотделения. Принципы лечения: лечение основного заболевания, кислородотерапия, нормализация температуры тела, регидратация.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №2. Больная Л., 48 лет, 80 кг, с сахаpным диабетом поступила в больницу в тяжелом состоянии. Больной назначена комплексная терапия, в том числе инсулин внутримышечно и раствор биокарбоната натрия внутривенно (рассчитать необходимое количество последнего). Результаты исследования кислотно-щелочного состояния приведены в таблице.
Вопросы: 1. Проведите разбор задачи по алгоритму. 2. Есть ли необходимость в щелочных р-рах на 3-и сутки? Ответы:
Задача №3. Больной М., 54 лет, доставлен в стационар в тяжелом состоянии. Предъявляет жалобы на общую слабость, сильное похудение. В последние 5-6 дней почти после каждого приема пищи ощущает боль в подложечной области, сопровождающуюся рвотой. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено: pH = 7, 55 pCO2 = 60 мм рт ст BB = 54 ммоль/л SB = 29 ммоль/л BE = + 18 ммоль/л
Проведите разбор задачи по алгоритму.
Задача №4. У больного В., 13 лет, с острым полиомиелитом на 4-й день болезни появилось затруднение дыхания, в связи с чем его перевели на искусственное дыхание (ИД). Результаты исследования кислотно-щелочного состояния приведены в таблице.
Вопросы: 1. Проведите разбор задачи по алгоритму. 2. Правильно ли установлен объем легочной вентиляции во время искусственного дыхания? Ответы: Задача №5. Ребенок Д., 4 лет, доставлен в больницу в связи с повышением температуры тела и частым водянистым стулом (8-10 раз в сутки). При осмотре обращает на себя внимание умеренная дегидратация, одышка. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено: pН = 7. 39 pСО2 = 28 мм рт. ст. ВВ = 34 ммоль/л SB = 16 ммоль/л ВЕ = - 8 ммоль/л Вопросы: 1. Проведите разбор задачи по алгоритму. 2. Как объяснить снижение показателя напряжения СО2 в данном случае? Ответы: Задача №6. Больной А., 16 лет, поступил в клинику в тяжелом состоянии с жалобами на участившиеся приступы удушья. Болен с 10 лет, когда без видимой причины стали появляться подобные приступы, заложенность носа, ринорея. При исследовании кислотно-щелочного состояния обнаружено: pН =7. 36 pСО2 = 56 мм рт. ст. ВВ = 50 ммоль/л SB = 28 ммоль/л ВЕ = + 8 ммоль/л Титруемая кислотность мочи увеличена, содержание бикарбонатов в моче снижено. Проведите разбор задачи по алгоритму. Ответы:
Задача №7. Больная М., 57 лет, доставлена в реанимационное отделение с острым отравлением снотвоpным. При исследовании кислотно-щелочного состояния выявлено: pН = 7. 29 pСО2 = 56 мм рт. ст. ВВ = 45 ммоль/л SB = 25 ммоль/л ВЕ = + 1 ммоль/л Вопросы: 1. Проведите разбор задачи по алгоритму. 2. Имеется ли необходимость назначения бикарбоната натрия в данном случае для коррекции нарушенного кислотно-щелочного состояния? Ответы:
Тема: Типовые формы патологии почек ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии почек.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии почек (острой и хронической почечной недостаточности);
- обучить методам патофизиологического разбора анализов мочи и состояний, связанных с нарушениями функции почек; - изучить роль нарушений функции почек в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: анатомию и физиологию мочевыделительной системы. После изучения темы: основные виды нарушений функций почек и методы их оценки. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе данных лабораторно-клинических анализов проводить разбор ситуаций, связанных с нарушениями функций почек.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Типовые нарушения функций почек, их причины, механизмы развития и проявления. 2). Методы исследования процессов мочеобразования и патологических составных частей мочи. 3). ХПН, этиология, принципы классификации, патогенез, клинико-лабораторные проявления, принципы терапии. 4). ОПН, виды, этиология, фазы, патогенез, принципы терапии в каждую фазу. 5). Патогенез уремической комы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|