Методика и иснтрументы исследования
Главный результат исследования будет представлен типовыми методиками. Дать их полную характеристику в первоначальном варианте программы не представляется возможным. Предположительно методики выявления запросов населения методом опроса должны состоять из следующих разделов, представляющих собой своеобразные микрометодики: 1. Указания к корректировке анкеты в соответствии с особенностью населённого пункта (наименованию учреждения культуры, зоны обслуживания и т.п.). Образцы анкет опросных листков и других инструментов подобного рода будут приложены к типовой методике. 2. Методика составления выборки. З. Методика организации процесса опроса, включающая инструкции интервью и т. п. 4. Методика обработки полученных данных. В большинстве случаев обработка должна вестись централизованно, но пока такие центры действуют не везде, обработка данных, полученных в ходе опроса посетителей учреждений культуры небольших населенных пунктов и посетителей небольших учреждений культуры, может быть осуществлена на местах. 5. Методика интерпретации полученных материалов, которая позволила бы извлечь из них необходимую для данного учреждения (населенного пункта) информацию. . Таким образом, кроме общенаучных методов, будут использованы методы опроса, анализа документов, эксперимента и наблюдения. В качестве инструментов предполагается: 1. Анкеты для населения города (большого, среднего малого), содержащие следующие блоки вопросов (в ходе отработки анкет они могут быть изменены): социально-демографические данные о личности респондента; б) вопросы об источниках и степени информированности о деятельности учреждения культуры;
в) вопросы о вербальном и деятельностном отношении к конкретным учреждениям культуры; основания предпочтений; г) вопросы о гипотетических формах и учреждениях проведения досуга; д) претензии, пожелания, предложения населения. 2. Анкета жителя районного центра. Приблизительно тот же круг вопросов применительно к набору учреждений культуры райцентра. 3. Анкета посетителя клуба. Блоки вопросов: а) социально-демографические данные; б) вопросы об источниках и степени информированности о работе клуба; в) вопросы о вербальном и деятельностном отношении к данному клубному учреждению; основания предпочтений; г) вопросы о возможных услугах данного клубного учреждения; д) вопросы о реальных и гипотетических формах проведения досуга и участия клуба в их осуществлении; е)претензии, пожелания, предложения населения. 4. Анкета посетителя парка. Примерно тот же круг вопросов. 5. Анкета читателя библиотеки. Блоки вопросов: а) социально-демографические данные; б) информированность о данной библиотеке; в) характеристики пользования—непользования библиотечными услугами; г) вопросы о возможных услугах со стороны библиотек; д) претензии, предложения, пожелания в адрес библиотеки.. 6. Анкета посетителей музея (выставки). Приблизительно тот же круг вопросов. 7. Анкета посетителей кинотеатра. Блоки вопросов: а) социально-демографические данные; б) вопросы об источниках и степени информированности о данном кинотеатре; в) вопросы о посещаемости- непосещаемости кинотеатра; г) отношение к репертуару и качеству обслуживания;. д) претензии, пожелания и предложения. 8. Анкета работников учреждений культуры. Предполагается опросить круг работников, непосредственно отвечающих за организацию связи со зрителем, слушателем и т.п. В том случае, когда в учреждении культуры нет специально предназначенного для этой цели функционера, опрашивается руководитель или администратор данного учреждения. Более точно круг соответствующих лиц будет определен в ходе работы.
Основные блоки вопросов: а) данные о личности и должностных функциях опрашиваемого; б) вопросы о механизмах выяснения респондентом запросов обслуживаемого контингента; в) вопросы, связанные с выяснением мнения респондента о запросах обслуживаемого контингента; г) предложения и другие суждения опрашиваемых об организации обратной связи между населением и данным учреждением культуры. Проведение опроса по данной анкете позволит выявит некоторые механизмы ныне существующей практики учёта этих запросов.
Для получения более полной картины запросов населения предполагается также создание: а) карточки покупателя книжного магазина; б) карточки пользователя услугами пункта проката; спорт— и культинвентаря; в) карточки клиента бюро путешествий и экскурсий, а также карточек посетителей отдельных мероприятий: 1.Карточка посетителя клубного мероприятия; 2 Карточка посетителя киносеанса; 3 Карточка посетителя концерта филармонии, концертного зала; 4 Карточка посетителя театрального спектакля; Структура таких карточек (отдельного мероприятия) однотипна и включает в себя, как правило: а} данные о посетителе; б) оценку мероприятия; в) мотивацию оценки; г) сведения об источнике информации; я) характеристику отношения к данному учреждению культуры. Последние два блока вопросов могут быть опущены. Для выявления коллективных форм досуга юношества и молодёжи (до 25 лет), образующих на почве совместных интересов неформальные группы и объединения, предполагается создание анкеты- письма с предварительным выявлением адресов членов этих групп в школах,СПТУ и других учебных заведениях и молодёжных коллективах. Цель данного инструмента — выявление возможностей общественного регулирования со стороны учреждения культуры досугового поведения участников этих групп и объединений. Для анализа различного рода документов предполагается создание следующих видов инструментов: 1) Схема контент—анализа материалов печати; Предполагается анализ областной, городской, районной газет по месту проведения исследования за год, предшествующий началу исследовательской работы в этом населенном пункте. Рассматриваются публикации о работе учреждений культуры и искусства в аспекте удовлетворения запросов населения. Единица анализа — упоминание о каких—либо сторонах запросов населения, а именно:
а) пожелания, предложения, претензии по формам работы;, б) по содержанию работы; в) по организации работы и качеству обслуживания и т.п. 2. Схема контент-анализа писем, поступающих на местное радио и телевидение. Принципы анализа те же. З. Схема “спровоцированного” контент-анализа печати. Не претендуя на точность наименования такого рода инструмента, мы имеем в виду следующее: через местную печать поднять вопрос о работе учреждения культуры, предложить читателям высказать свое мнение. Их статьи и письма анализировать далее таким же способом, что и при обычном контент—анализе материалов печати. 4. План—схема анализа документации учреждений культуры, включающий следующие основные вопросы: а) анализ планов работы учреждений с точки зрения наличия в них данных о запросах населения; б) анализ документов о мероприятиях, имеющих целью учет и выявление запросов; в) изучение книг, отзывов и предложений и других документов, фиксирующих мнение посетителей; г) беседы с функционерами данного учреждения. 5. План—схема изучения рекламной деятельности учреждения культуры. Он предполагает анализ следующего круга вопросов: а) степень информированности создателя рекламы о запросах населения; б) организация рекламной деятельности; в) виды рекламы; г) соответствие рекламных материалов разработанным исследовательской группой критериям качества. Для примера приведём критерий оценки качества афиши и пригласительного билета. Изобразительная сторона: а)гармоничность формата б) гармоничность светового сочетания; в) композиционная целостность г) соответствие шрифта содержанию; д) соответствие цвета содержанию; е) соответствие изобразительных элементов содержанию; ж) выделение ударных слов, фраз; з) читабельность шрифта; и) оригинальность графического решения; к) техника художественного исполнения; л) экспрессивность шрифта и рисунка; м) соответствие современному стилю; н) рациональное использование рабочей плоскости.
Текст: а) полнота информации б) логичность в) целостность Г) лаконичность, доступность е) конкретность ж) убедительность; з) правдивость м) литературность к) оригинальность л) экспрессивность и т.п. 6. План-схема изучения эффективности рекламы. 7. План проведения читательской конференции для выявления запросов населения. В план включаются, как минимум, следующие вопросы: а) оценка работы данного учреждения культуры; б) мотивы оценки; в) претензии, предложения, пожелания данному учреждению культуры. Фиксацию мнений участников конференций лучше всего осуществлять с помощью технических средств, либо посредством записи основных высказываний, что требует известного навыка у организатора конференции. 8. План эксперимента. Проведение эксперимента направлено на использование полученных в ходе изучения запросов населения сведений для совершенствования работы учреждений или органа культуры. Соответствующий эксперимент должен проводиться и в каждом типе учреждений культуры, и в каждом типе населенного пункта. Основные направления проведения эксперимента (без учета его специфики и населенного пункта): 1. Рекомендации по составлению плана работы, в том числе: а) работа по выявлению запросов населения; б) меры по повышению качества работы в соответствии с пожеланиями трудящихся (в рамках существующих форм); в) создание новых форм; г) совершенствование материальной базы и организационной структуры; л) создание новых учреждений культуры и форм культурной деятельности; е) совершенствование рекламной деятельности; 2. Реализация в процессе работы положений плана. 3. Проверка эффективности изменений посредством повторного выявления запросов населения. Срок проведения эксперимента - 1 год. 9. Техническое устройство для фиксации зрительской (посетительской) оценки посещенного мероприятия. Имеется в виду создание простейшего прибора (типа “Красная кнопка – понравилось, чёрная кнопка – не понравилось”) установленного в вестибюле учреждения культуры, позволяющего без особых ‚материальных и организационных затрат незамедлительно получить необходимые сведения. Аналог подобного прибора имеется в библиотеке для фиксации числа выданных изданий. Предложенный набор методик и инструментов может быть изменен в ходе практической работы и вследствие изучения опыта организации обратной связи между потребителем и учреждением искусства в РФ и за рубежом.
Организация исследования. Группа составляет программу и инструментарий исследования. Сбор и обработку информации осуществляют представители отраслевой социологической службы в этом городе Интерпретация полученных данных, проведение эксперимента и составление методик осуществляет исследовательская группа.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1 Разработка первоначального варианта программы исследования (в это же время осуществляется формируется исследовательская группа, налаживаются научные связи набирается материал для следую этапов). 2; Разработка инструментария оперативного изучения запросов населения и деятельности учреждений культурно—досуговой сферы, сбор и анализ литературы по проблеме, работа над теоретико-методологическим обоснованием исследования. З. Сбор материала о запросах населения по разработанному инструментарию. Анализ и интерпретация полученных данных. 4. Продолжение работы по изучению литературы и теоретико—методологическим проблемам исследования. Создание и внедрение пробных методик. 5. Анализ рекламной деятельности учреждений досуговой сферы. Проверка эффективности рекламы. Внедрение методики рекламирования услуг учреждений культуры и искусства. Завершение работы над теоретико-методологическим обоснованием проблемы. 6. Разработка и внедрение методик выявления запросов населения как фактора планирования и организации деятельности учреждений культуры. 7. Завершение работы по выявлению запросов населения по разным инструментам. Интерпретация и анализ данных. Разработка методик организации деятельности органов управления культурно—досуговой сферы на базе анализа запросов населения. 8. Корректировка программы и инструментария исследования. 9. Апробирование скорректированных методик и инструментария в опорных пунктах отраслевой социологической службы. 10. Создание окончательного варианта методик организации обратных связей между населением и учреждениями культурно-досуговой сферы.
* * * Вот и подошла к концу наша работа над книгой. Говоря “наша”, автор имел ввиду не только собственную персону (в науке так принято себя именовать: мы; по-нашему, на наш взгляд), но ту часть уважаемых читателей, у которой достало терпения если не прочитать книжку от корочки до корочки, то, по крайней мере, полистать её, вчитываясь в отдельные абзацы. Что ж, и на том спасибо!
И последняя просьба: обратите внимание на «Приложения». Вчитайтесь, всмотритесь, вдумайтесь. И действуйте. Действуйте!
ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Карточка наблюдения аудитории массового мероприятия; 2. План – карта проведения исследовательской беседы; 3. Бланк интервью; 4. Анкета для интервьюирования по телефону; 5. Карточка эксперта; 6. Анкета руководителя учреждения культуры; 7. Анкета потребителя культурных услуг; 8. Анкета лицеиста; 9. Анкета «Театр в Вашей жизни» (вопросы городскому жителю); 10.Анкета «Чтение в Вашей жизни»; 11.Анкета «Искусство и Ваш досуг»; 12. Социометрическая карточка; 13. Проект программы эксперимента.
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|