Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика и иснтрументы исследования




Главный результат исследования будет представлен типовыми методиками. Дать их полную характеристику в первоначальном варианте программы не представляется возможным. Предположительно методики выявления запросов населения методом опроса должны состоять из следующих разделов, представляющих собой своеобразные микрометодики:

1. Указания к корректировке анкеты в соответствии с особенностью населённого пункта (наименованию учреждения культуры, зоны обслуживания и т.п.). Образцы анкет опросных листков и других инструментов подобного рода будут приложены к типовой методике.

2. Методика составления выборки.

З. Методика организации процесса опроса, включающая инструкции интервью и т. п.

4. Методика обработки полученных данных.

В большинстве случаев обработка должна вестись централизованно, но пока такие центры действуют не везде, обработка данных, полученных в ходе опроса посетителей учреждений культуры небольших населенных пунктов и посетителей небольших учреждений культуры, может быть осуществлена на местах.

5. Методика интерпретации полученных материалов, которая позволила бы извлечь из них необходимую для данного учреждения (населенного пункта) информацию.

.

Таким образом, кроме общенаучных методов, будут использованы методы опроса, анализа документов, эксперимента и наблюдения.

В качестве инструментов предполагается:

1. Анкеты для населения города (большого, среднего малого), содержащие следующие блоки вопросов (в ходе отработки анкет они могут быть изменены):

социально-демографические данные о личности респондента;

б) вопросы об источниках и степени информированности о деятельности учреждения культуры;

в) вопросы о вербальном и деятельностном отношении к конкретным учреждениям культуры; основания предпочтений;

г) вопросы о гипотетических формах и учреждениях проведения досуга;

д) претензии, пожелания, предложения населения.

2. Анкета жителя районного центра. Приблизительно тот же круг вопросов применительно к набору учреждений культуры райцентра.

3. Анкета посетителя клуба.

Блоки вопросов:

а) социально-демографические данные;

б) вопросы об источниках и степени информированности о работе клуба;

в) вопросы о вербальном и деятельностном отношении к данному клубному учреждению; основания предпочтений;

г) вопросы о возможных услугах данного клубного учреждения;

д) вопросы о реальных и гипотетических формах проведения досуга и участия клуба в их осуществлении;

е)претензии, пожелания, предложения населения.

4. Анкета посетителя парка.

Примерно тот же круг вопросов.

5. Анкета читателя библиотеки.

Блоки вопросов:

а) социально-демографические данные;

б) информированность о данной библиотеке;

в) характеристики пользования—непользования библиотечными услугами;

г) вопросы о возможных услугах со стороны библиотек;

д) претензии, предложения, пожелания в адрес библиотеки..

6. Анкета посетителей музея (выставки).

Приблизительно тот же круг вопросов.

7. Анкета посетителей кинотеатра.

Блоки вопросов:

а) социально-демографические данные;

б) вопросы об источниках и степени информированности о данном кинотеатре;

в) вопросы о посещаемости- непосещаемости кинотеатра;

г) отношение к репертуару и качеству обслуживания;.

д) претензии, пожелания и предложения.

8. Анкета работников учреждений культуры.

Предполагается опросить круг работников, непосредственно отвечающих за организацию связи со зрителем, слушателем и т.п. В том случае, когда в учреждении культуры нет специально предназначенного для этой цели функционера, опрашивается руководитель или администратор данного учреждения. Более точно круг соответствующих лиц будет определен в ходе работы.

Основные блоки вопросов:

а) данные о личности и должностных функциях опрашиваемого;

б) вопросы о механизмах выяснения респондентом запросов обслуживаемого контингента;

в) вопросы, связанные с выяснением мнения респондента о запросах обслуживаемого контингента;

г) предложения и другие суждения опрашиваемых об организации обратной связи между населением и данным учреждением культуры. Проведение опроса по данной анкете позволит выявит некоторые механизмы ныне существующей практики учёта этих запросов.

 

Для получения более полной картины запросов населения предполагается также создание:

а) карточки покупателя книжного магазина;

б) карточки пользователя услугами пункта проката; спорт— и культинвентаря;

в) карточки клиента бюро путешествий и экскурсий, а также

карточек посетителей отдельных мероприятий:

1.Карточка посетителя клубного мероприятия;

2 Карточка посетителя киносеанса;

3 Карточка посетителя концерта филармонии, концертного зала;

4 Карточка посетителя театрального спектакля;

Структура таких карточек (отдельного мероприятия) однотипна и включает

в себя, как правило:

а} данные о посетителе;

б) оценку мероприятия;

в) мотивацию оценки;

г) сведения об источнике информации;

я) характеристику отношения к данному учреждению культуры. Последние два блока вопросов могут быть опущены.

Для выявления коллективных форм досуга юношества и молодёжи (до 25 лет), образующих на почве совместных интересов неформальные группы и объединения, предполагается создание анкеты- письма с предварительным выявлением адресов членов этих групп в школах,СПТУ и других учебных заведениях и молодёжных коллективах. Цель данного инструмента — выявление возможностей общественного регулирования со стороны учреждения культуры досугового поведения участников этих групп и объединений.

Для анализа различного рода документов предполагается создание следующих видов инструментов:

1) Схема контент—анализа материалов печати;

Предполагается анализ областной, городской, районной газет по месту проведения исследования за год, предшествующий началу исследовательской работы в этом населенном пункте. Рассматриваются публикации о работе учреждений культуры и искусства в аспекте удовлетворения запросов населения. Единица анализа — упоминание о каких—либо сторонах запросов населения, а именно:

а) пожелания, предложения, претензии по формам работы;,

б) по содержанию работы;

в) по организации работы и качеству обслуживания и т.п.

2. Схема контент-анализа писем, поступающих на местное радио и телевидение. Принципы анализа те же.

З. Схема “спровоцированного” контент-анализа печати. Не претендуя на точность наименования такого рода инструмента, мы имеем в виду следующее: через местную печать поднять вопрос о работе учреждения культуры, предложить читателям высказать свое мнение. Их статьи и письма анализировать далее таким же способом, что и при обычном контент—анализе материалов печати.

4. План—схема анализа документации учреждений культуры, включающий следующие основные вопросы:

а) анализ планов работы учреждений с точки зрения наличия в них

данных о запросах населения;

б) анализ документов о мероприятиях, имеющих целью учет и выявление запросов;

в) изучение книг, отзывов и предложений и других документов, фиксирующих мнение посетителей;

г) беседы с функционерами данного учреждения.

5. План—схема изучения рекламной деятельности учреждения культуры.

Он предполагает анализ следующего круга вопросов:

а) степень информированности создателя рекламы о запросах населения;

б) организация рекламной деятельности;

в) виды рекламы;

г) соответствие рекламных материалов разработанным исследовательской группой критериям качества.

Для примера приведём критерий оценки качества афиши и пригласительного билета.

Изобразительная сторона:

а)гармоничность формата б) гармоничность светового сочетания; в) композиционная целостность г) соответствие шрифта содержанию; д) соответствие цвета содержанию;

е) соответствие изобразительных элементов содержанию; ж) выделение ударных слов, фраз; з) читабельность шрифта; и) оригинальность графического решения; к) техника художественного исполнения; л) экспрессивность шрифта и рисунка; м) соответствие современному стилю; н) рациональное использование рабочей плоскости.

Текст: а) полнота информации б) логичность в) целостность

Г) лаконичность, доступность е) конкретность ж) убедительность;

з) правдивость м) литературность к) оригинальность л) экспрессивность и т.п.

6. План-схема изучения эффективности рекламы.

7. План проведения читательской конференции для выявления запросов населения. В план включаются, как минимум, следующие вопросы:

а) оценка работы данного учреждения культуры;

б) мотивы оценки;

в) претензии, предложения, пожелания данному учреждению культуры.

Фиксацию мнений участников конференций лучше всего осуществлять с помощью технических средств, либо посредством записи основных высказываний, что требует известного навыка у организатора конференции.

8. План эксперимента.

Проведение эксперимента направлено на использование полученных в ходе изучения запросов населения сведений для совершенствования работы учреждений или органа культуры. Соответствующий эксперимент должен проводиться и в каждом типе учреждений культуры, и в каждом типе населенного пункта. Основные направления проведения эксперимента (без учета его специфики и населенного пункта):

1. Рекомендации по составлению плана работы, в том числе:

а) работа по выявлению запросов населения;

б) меры по повышению качества работы в соответствии с пожеланиями трудящихся (в рамках существующих форм);

в) создание новых форм;

г) совершенствование материальной базы и организационной

структуры;

л) создание новых учреждений культуры и форм культурной деятельности;

е) совершенствование рекламной деятельности;

2. Реализация в процессе работы положений плана.

3. Проверка эффективности изменений посредством повторного выявления запросов населения.

Срок проведения эксперимента - 1 год.

9. Техническое устройство для фиксации зрительской (посетительской) оценки посещенного мероприятия. Имеется в виду создание простейшего прибора (типа “Красная кнопка – понравилось, чёрная кнопка – не понравилось”) установленного в вестибюле учреждения культуры, позволяющего без особых ‚материальных и организационных затрат незамедлительно получить необходимые сведения. Аналог подобного прибора имеется в библиотеке для фиксации числа выданных изданий. Предложенный набор методик и инструментов может быть изменен в ходе практической работы и вследствие изучения опыта организации обратной связи между потребителем и учреждением искусства в РФ и за рубежом.

Организация исследования.

Группа составляет программу и инструментарий исследования. Сбор и обработку информации осуществляют представители отраслевой социологической службы в этом городе Интерпретация полученных данных, проведение эксперимента и составление методик осуществляет исследовательская группа.

 

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 Разработка первоначального варианта программы исследования (в это же время осуществляется формируется исследовательская группа, налаживаются научные связи набирается материал для следую этапов).

2; Разработка инструментария оперативного изучения запросов населения и деятельности учреждений культурно—досуговой сферы, сбор и анализ литературы по проблеме, работа над теоретико-методологическим обоснованием исследования.

З. Сбор материала о запросах населения по разработанному инструментарию. Анализ и интерпретация полученных данных.

4. Продолжение работы по изучению литературы и теоретико—методологическим проблемам исследования. Создание и внедрение пробных методик.

5. Анализ рекламной деятельности учреждений досуговой сферы. Проверка эффективности рекламы. Внедрение методики рекламирования услуг учреждений культуры и искусства. Завершение работы над теоретико-методологическим обоснованием проблемы.

6. Разработка и внедрение методик выявления запросов населения как фактора планирования и организации деятельности учреждений культуры.

7. Завершение работы по выявлению запросов населения по разным инструментам. Интерпретация и анализ данных. Разработка методик организации деятельности органов управления культурно—досуговой сферы на базе анализа запросов населения.

8. Корректировка программы и инструментария исследования.

9. Апробирование скорректированных методик и инструментария в опорных пунктах отраслевой социологической службы.

10. Создание окончательного варианта методик организации обратных связей между населением и учреждениями культурно-досуговой сферы.

 

* * *

Вот и подошла к концу наша работа над книгой. Говоря “наша”, автор имел ввиду не только собственную персону (в науке так принято себя именовать: мы; по-нашему, на наш взгляд), но ту часть уважаемых читателей, у которой достало терпения если не прочитать книжку от корочки до корочки, то, по крайней мере, полистать её, вчитываясь в отдельные абзацы. Что ж, и на том спасибо!

 

И последняя просьба: обратите внимание на «Приложения». Вчитайтесь, всмотритесь, вдумайтесь. И действуйте.

Действуйте!

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Карточка наблюдения аудитории массового мероприятия;

2. План – карта проведения исследовательской беседы;

3. Бланк интервью;

4. Анкета для интервьюирования по телефону;

5. Карточка эксперта;

6. Анкета руководителя учреждения культуры;

7. Анкета потребителя культурных услуг;

8. Анкета лицеиста;

9. Анкета «Театр в Вашей жизни» (вопросы городскому жителю);

10.Анкета «Чтение в Вашей жизни»;

11.Анкета «Искусство и Ваш досуг»;

12. Социометрическая карточка;

13. Проект программы эксперимента.

 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...