Разработка инструментов исследования.
Как уже говорилось выше, исследование может носить локальный или фронтальный характер. В первом случае, оказывается достаточным вооружиться каким – либо одним инструментом сбора информации. Не следует забывать, что для получения объективной картины желательно располагать качественной информацией. На рис. 24 отражены аргументы в пользу оперативной, всеобъемлющей первичной информации (5; с. 193).
Рис. 24 Почему важно собирать информацию? Так случилось, что основным, а часто и единственным инструментом получения информации является опросный лист, именуемый в практическом обиходе анкетой. О требованиях к составлению анкет сказано и написано много. Ограничимся здесь самыми общими моментами. Анкета - самый распространенный инструмент исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета- инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать самыми разными способами. Анкета требует тщательной разработки, апробации и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. Вопросы подразделяются следующим образом: А). Вопросы типа «да — нет» (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»); Примеры: Приходилось ли вам за последний год (то есть 12 месяцев) читать книги или журнальные статьи о кино, театре, живописи, памятниках архитектуры, музыке, о писателях, артистах, художниках и т.п. Обведите номер Вашего ответа.
1. Да. 2. Нет. Или: Есть ли в Вашем или близком к нему населенном пункте дискотека? (Обведите номер соответствующего ответа) 1. Да 2 Нет 3. Затрудняюсь ответить. Б). Альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько; Примеры: В каких аспектах вашей деятельности по оказанию платных культурных услуг лично Вы нуждаетесь в посторонней помощи? 1. В изучении спроса потребителей; 2. В выборе и приобретении технических средств; 3. В разработке и осуществлении рекламы услуг; 4. В подборе кадров, оказывающие услуги; Или: Насколько хорошо работает, по-вашему, местный Дом культуры (клуб)? Дом культуры работает очень хорошо 1 Дом культуры работает хорошо 2 Дом культуры работает средне 3 Дом культуры работает слабо 4 Дом культуры работает плохо 5 В). ранжирование объектов сравнения, например, качество работы КДУ на базе субъективно ощущаемых преимуществ; Примеры:
… В КАКОЙ МЕРЕ ВАС УДОВЛЕТВОРЯЕТ РАБОТА:
Или:
Оцените, пожалуйста, каждый вопрос в следующих баллах: 5 баллов – очень высокий уровень оценки вопроса 4 балла - высокий уровень оценки вопроса 3 балла – средний уровень вопроса 2 балла – низкий уровень оценки вопроса 1 балл – очень низкий уровень оценки вопроса
Разные виды вопросов (см. табл. 13) задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака
Таблица 13.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы. Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|