Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление первичной формы опросника




Вводные замечания. Составление опросника предполагает, в первую очередь, определение предмета измерения, то есть той психологической переменной, для измерения которой предназначается тест. Затем разрабатывается спецификация теста, которая включает в себя содержательные области, подлежащие измерению, и их манифестации – пути, по которым они проявляются[8]. Эти содержательные области выступают как оси измерения или шкалы теста. Обычно рекомендуется по каждой оси разрабатывать 4-7 категорий, а количество манифестаций должно быть таким, чтобы произведение числа категорий и числа манифестаций было не меньше 16-ти и не более 25-ти. Это обеспечит такую длину опросника, при которой реальна возможность конструирования и использования опросника на практике. Следующим шагом является определение количества пунктов в тесте, необходимых для выявления каждой из манифестаций каждой отдельной категории. Их должно быть столько, чтобы тест был, с одной стороны, достаточно надежен (это требует увеличения количества пунктов), а с другой стороны, невелик, чтобы обеспечить эффективную работу испытуемых с ним. Для предварительного варианта теста разрабатывается на 50 % больше заданий, чем нужно для его окончательно варианта.

Цель: составить краткий опросник для измерения какого-либо психологического свойства или состояния человека.

Материал: описание измеряемого конструкта, правила составления пунктов опросника.

Ход работы

1. Определить предмет измерения. Для решения этой задачи студенты сообща выбирают личностное качество, психологическое свойство или состояние, для измерения которого им хотелось бы составить опросник. В нашем случае рассматривается пример составления первичной формы опросника, предназначенного для измерения экстраверсии-интроверсии.

2. Разработать спецификацию будущего опросника. Для этого выделить:

а) содержательные области измерения;

б) манифестации – пути, по которым эти содержательные области могут проявляться.

В нашем случае содержательные области измерения и их манифестации можно определить на основе описаний «типично экстравертированной» и «типично интровертированной» личности, приведенных ниже.

Типично экстравертированная личность социально раскрыта, предпочитает общество других людей чтению и занятиям в одиночку, любит шутки, легко возбуждается, рискует, действует мгновенно и импульсивно, быстро находит ответы, часто смеется, предпочитает активно действовать, склонна к агрессии, нетерпелива, не всегда четко контролирует свои эмоции, необязательна.

Типично интровертированная личность спокойна, замкнута и склонна к самолюбию, больше любит книги, чем людей, «застегнута на все пуговицы» и держит всех на расстоянии, за исключением самых интимных друзей, планирует будущее и подозрительно относится к импульсивным действиям, не любит возбуждений, на проблемы повседневной жизни смотрит серьезно, склонна к упорядоченному быту, строго контролирует свои чувства, редко ведет себя агрессивно, ее нелегко вывести из равновесия, обязательна, немного пессимистично настроена, высоко ценит эстетические нормы.

Выявленные содержательные области измерения и их манифестации указываются в спецификации будущего опросника (см. табл. 1). Число манифестаций, умноженное на число содержательных областей, должно лежать в пределах от 16 до 25.

 

Таблица 1

Спецификация создаваемого опросника

 

Манифестации Содержательные области
  A B C D
A        
B        
C        
D        

 

3. Определить количество пунктов в опроснике. Для достижения удовлетворительной надежности опросника рекомендуется использовать не менее 20 заданий, а предварительный вариант опросника должен иметь на 50 % больше заданий, чем итоговый[9]. Следовательно, в первичной форме опросника должно быть не менее 30 пунктов на экстраверсию и не менее 30 пунктов на интроверсию. Выберем общее количество пунктов равное 64.

А. Оценить в процентах важность измерения отдельных содержательных областей измерения экстраверсии и процентный вес их манифестаций. Полученные оценки указать в таблице (см. табл. 2).

Б. Вычислить количество пунктов в каждой ячейке таблицы 2
с помощью следующей формулы:

 

Nij = Pi × Pj /1002 × N,

 

где Nij – количество пунктов в ячейке, находящейся на пересечении i -ой строки и j -ого столбца; Pi – процентный вес
i -ой манифестации; Pj – процентный вес j -ого содержания измерения, N – общее количество пунктов в опроснике. Полученные результаты округляются до целых чисел и вносятся в соответствующие ячейки таблицы (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Определение процентного веса
содержательных областей измерения, их манифестаций
и количества пунктов в опроснике

 

Мани- фестации Процент- ный вес Содержательные области Кол-во заданий
A B C D
40 % 40 % 10 % 10 %
A 25 %          
B 25 %          
C 25 %          
D 25 %          
Кол-во заданий          

 


4. Формулирование пунктов опросника. Пункты опросника должны:

1) выявлять измеряемую психологическую переменную и, кроме того, соответствовать ряду других требований к их формулировкам [10];

2) устранять возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данного задания;

3) утверждения должны быть понятными, недвусмысленными;

4) вопросы должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения;

5) в каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение;

6) рекомендуется избегать слов, определяющих частоту действий;

7) следует по возможности избегать обращения к чувствам и задавать конкретные вопросы, касающиеся поведения (например, вместо «Нравится ли Вам спорт?» лучше сформулировать другой более конкретный вопрос: «Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?»);

8) не следует использовать утверждения, которые являются явно социально желательными или нежелательными (например, «Я не понимаю юмора»);

9) устранять установку на согласие, то есть тенденцию соглашаться с утверждением независимо от его содержания.

После ознакомления с указанными правилами студенты формулируют вопросы или утверждения таким образом, чтобы ответами могли быть альтернативы «да / нет». Каждому студенту предлагается сформулировать по одному вопросу на каждую ячейку таблицы спецификации опросника. Затем составляется общий список утверждений, который вносится в бланк протокола для последующей оценки (см. табл. 3).

5. Оценить соответствие пунктов опросника приведенным выше требованиям к их содержанию и формулировке. Оценка производится каждым студентом с использованием дихотомической шкалы: 0 – не соответствует, 1 – соответствует. Результаты оценки заносятся в таблицу (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Протокол оценки формулировок вопросов

 

№ пунк-тов Номера требований и индивидуальные оценки пунктов Номера требований и количество позитивных оценок Вывод  
                                   
                                       
                                       
                                     
                                       

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...