Анализ результатов и выводы.
Достоверными в опроснике можно считать только те пункты, коэффициенты социальной желательности которых оказались статистически незначимыми. Если таких пунктов оказывается слишком мало для составления надежной шкалы и если среди недостоверных пунктов достаточно много таких, которые обладают существенной внутренней (корреляция с суммарным баллом по основной шкале) и внешней (корреляция с критерием) валидностью, то следует прибегнуть к тактике балансирования. Для этого необходимо ввести в основную шкалу поровну прямых и обратных пунктов по шкале социальной желательности так, чтобы все четыре квадранта в матрице сопряжения были заполнены пунктами равномерно (среди «прямых» по основной шкале должно быть поровну прямых и обратных по желательности и среди «обратных» по основной – также поровну).
Лабораторная работа № 8 Процентильная шкала Вводные замечания. Полученный в результате обработки ответов испытуемого суммарный балл сам по себе не является мерой оценки измеряемого свойства. Для оценки результата конкретного испытуемого нужно определить его место среди других испытуемых. Это можно сделать с помощью такой шкалы, как шкала процентилей. Применение процентильной шкалы в психологических измерениях полезно еще в одном отношении. Нередко при вынесении психологического диагноза используются результаты обследований, проведенных с помощью различных методик. Чтобы сделать подобные данные сопоставимыми друг с другом, их необходимо выразить в единой шкале. Наиболее простым способом обеспечения сопоставимости первичных данных различных распределений является их представление в шкале процентилей.
Процентиль – это такое значение измеренной величины х, которое делит всю совокупность измерений (испытуемых) так, что ниже этого значения находится заданный процент всех оценок (испытуемых). Он показывает, на уровне какого балла и ниже находится заданный процент испытуемых. Всего используется 99 процентилей, делящих всю совокупность оценок (испытуемых) на 100 равных долей. Зная, какому процентилю соответствует балл конкретного испытуемого, можно легко определить, какое место он занимает среди испытуемых всей выборки. Процентиль обозначается латинской буквой Р с нижним индексом, указывающим заданный процент. Например, запись Р 23 = 46 означает, что 23 % испытуемых из обследованной выборки получили балл, равный 46 и меньше. Цель: перевод сырых баллов теста в процентильную шкалу путем вычисления процентилей методом интерполяции. В работе предполагается вычисление процентилей: Р 27 и Р 73. Необходимый материал: результаты измерения «экстраверсии-интроверсии», калькулятор.
Ход работы
1. По совокупности индивидуальных данных строится таблица распределения сгруппированных частот в соответствии с процедурой, описанной в лабораторной работе № 2 данного пособия. Результаты для дальнейших вычислений вносятся в таблицу (см. табл. 14). 2. Подсчитываются накопленные частоты путем суммирования частот данного интервала и частот всех предыдущих интервалов.
Таблица 14 Внутренние границы интервалов, частоты
3. Произвести вычисление процентилей путем интерполяции.
А. Вначале вычисляется значение процентильных рангов, соответствующих накопленным частотам. Вычисление производится по формуле: , где F – накопленная частота, соответствующая заданному значению процента (процентильному рангу); PR – значение процентильного ранга; n – количество испытуемых. Б. Затем производится вычисление процентиля по следующей формуле:
где Рp – искомое значение процентиля; ХL – фактическая нижняя граница интервала, содержащего искомое значение процентиля; ХW – фактическая верхняя граница интервала, содержащего искомое значение процентиля; PL – процент оценок, лежащих ниже значения ХL; РW – процент оценок, находящихся ниже значения ХW; РR – заданное значение процента (процентильный ранг). Смысл входящих в данную формулу величин ясен из приведенного ниже графика (см. рис. 3).
Рис. 3. Графическое отображение величин, входящих в формулу для вычисления процентиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|