Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов и выводы




 

Выявить пункты, относящиеся к положительному и отрицательному полюсам социальной желательности, а также не относящиеся ни к одному из полюсов.

1. Вычислить критическое значение количества правильных ответов для отнесения пунктов к положительному или отрицательному полюсу по следующей формуле:

n кр = 0,5 n ∙ | S' | гр;

n кр = 0,5 ∙ 30 ∙ 0,6 = 9.

2. Найти границы положительных и отрицательных полюсов социальной желательности:

а) граница положительного полюса = nn кр = 30 – 9 = 21;

б) граница отрицательного полюса = n кр = 9.

Это означает следующее: если на t -тый пункт более чем 21 испытуемых из 30 ответили «верно», то его нужно отнести к положительному полюсу шкалы «социальной желательности», если менее чем 9 ответили «верно» – то к отрицательному полюсу.

3. Сделать вывод относительно пригодности отдельных пунктов для использования в опроснике по критерию социальной желательности. Пункты, отнесенные к полюсам социальной желательности, должны быть полностью исключены из опросника. Однако это возможно редко. В подобных случаях используется прием уравновешивания числа «положительных» и «отрицательных» пунктов.

Лабораторная работа № 7

Оценка меры социальной желательности

Пунктов опросника сравнением результатов тестирования

При обычной и сфальсифицированной инструкции

Вводные замечания. При подготовке особенно значимого психодиагностического обследования, в котором надо принципиально исключить всякую возможность преднамеренной фальсификации результатов, следует дополнить критерий оценки достоверности с помощью особой шкалы «лжи» еще одним критерием, основанным на использовании «фальсифицирующей инструкции». Для этого после обследования с помощью обычной инструкции той же самой пилотажной выборке испытуемых дается инструкция отвечать так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей. В результате появляется возможность сравнения ответов испытуемых на один и тот же вопрос в обычной и «фальсифицированной» диагностической ситуации. Очевидно, что недостоверным следует считать вопрос, ответы на который в «фальсифицированной» ситуации будут систематически изменены в определенном направлении.

Цель: с помощью использования обычной инструкции и инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов определить пункты, нагруженные фактором социальной желательности, иустранить их.

Материал: результаты первичного тестирования испытуемых при помощи оцениваемого теста, результаты первичного тестирования испытуемых с применением фальсифицирующей инструкции, калькулятор, таблицы по математической статистике.

Ход работы

1. Провести тестирование группы испытуемых в условиях использования обычной инструкции.

2. Протестировать тех же испытуемых, используя новую инструкцию: «А теперь снова выполните задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей».

3. Составить общую таблицу данных ответов испытуемых при двух формах тестирования (см. табл. 13).

 

Таблица 13

Вычисление меры социальной желательности пунктов теста

 

№ п/п № пунктов и ответы на них испытуемых
                       
о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф
  + + + - - + + + - - - + - + + - + + - - - + + -
                                               
  - + - - + + + + - - - + - + + + + + - - + - + -
в                        
с                        
χ2 3,13 3,27 0,16 4,2 0,5   2,2 2,29 1,5 0,25   4,16

 

4. Для каждого пункта теста построить матрицу сопряженности и результаты внести в таблицу 13 в строки «в» и «с».

 

    ДО   ПОСЛЕ
  +
+ А В
С D

Здесь в ячейке А указана частота сохранения ответа «верно» на некоторый i -тый вопрос, в клетке В – частота изменения ответа «верно» на ответ «неверно», С – частота изменения ответа «неверно» на ответ «верно», D – частота сохранения ответа «неверно».

5. Вычислить для каждого пункта нагруженность фактором социальной желательности, используя критерий хи-квадрат. Для оценки значимого направления полученных изменений в ответах автор критерия Макнимар предложил сравнивать между собой по критерию хи-квадрат только элементы В и С этой таблички:

, при df = 1,

где c2эмп вычисленное эмпирическое значение статистики хи-квадрат с одной степенью свободы. Например, В = 5, С = 1. Тогда c2эмп = (5 – 1 – 1)2/5 + 1 = 1,5. Для нашего примера c2эмп =1,5, что ниже, чем граничное значение c2гр= 3,84 (см. приложение 3), и, следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии значимых направленных изменений не может быть отвергнута – пункт не является значимо нагруженным артефактным фактором социальной желательности и может быть включен в диагностический вариант тест-опросника без изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...