Анализ результатов и выводы
Выявить пункты, относящиеся к положительному и отрицательному полюсам социальной желательности, а также не относящиеся ни к одному из полюсов. 1. Вычислить критическое значение количества правильных ответов для отнесения пунктов к положительному или отрицательному полюсу по следующей формуле: n кр = 0,5 n ∙ | S' | гр; n кр = 0,5 ∙ 30 ∙ 0,6 = 9. 2. Найти границы положительных и отрицательных полюсов социальной желательности: а) граница положительного полюса = n – n кр = 30 – 9 = 21; б) граница отрицательного полюса = n кр = 9. Это означает следующее: если на t -тый пункт более чем 21 испытуемых из 30 ответили «верно», то его нужно отнести к положительному полюсу шкалы «социальной желательности», если менее чем 9 ответили «верно» – то к отрицательному полюсу. 3. Сделать вывод относительно пригодности отдельных пунктов для использования в опроснике по критерию социальной желательности. Пункты, отнесенные к полюсам социальной желательности, должны быть полностью исключены из опросника. Однако это возможно редко. В подобных случаях используется прием уравновешивания числа «положительных» и «отрицательных» пунктов. Лабораторная работа № 7 Оценка меры социальной желательности Пунктов опросника сравнением результатов тестирования При обычной и сфальсифицированной инструкции Вводные замечания. При подготовке особенно значимого психодиагностического обследования, в котором надо принципиально исключить всякую возможность преднамеренной фальсификации результатов, следует дополнить критерий оценки достоверности с помощью особой шкалы «лжи» еще одним критерием, основанным на использовании «фальсифицирующей инструкции». Для этого после обследования с помощью обычной инструкции той же самой пилотажной выборке испытуемых дается инструкция отвечать так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей. В результате появляется возможность сравнения ответов испытуемых на один и тот же вопрос в обычной и «фальсифицированной» диагностической ситуации. Очевидно, что недостоверным следует считать вопрос, ответы на который в «фальсифицированной» ситуации будут систематически изменены в определенном направлении.
Цель: с помощью использования обычной инструкции и инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов определить пункты, нагруженные фактором социальной желательности, иустранить их. Материал: результаты первичного тестирования испытуемых при помощи оцениваемого теста, результаты первичного тестирования испытуемых с применением фальсифицирующей инструкции, калькулятор, таблицы по математической статистике. Ход работы 1. Провести тестирование группы испытуемых в условиях использования обычной инструкции. 2. Протестировать тех же испытуемых, используя новую инструкцию: «А теперь снова выполните задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей». 3. Составить общую таблицу данных ответов испытуемых при двух формах тестирования (см. табл. 13).
Таблица 13 Вычисление меры социальной желательности пунктов теста
4. Для каждого пункта теста построить матрицу сопряженности и результаты внести в таблицу 13 в строки «в» и «с».
Здесь в ячейке А указана частота сохранения ответа «верно» на некоторый i -тый вопрос, в клетке В – частота изменения ответа «верно» на ответ «неверно», С – частота изменения ответа «неверно» на ответ «верно», D – частота сохранения ответа «неверно». 5. Вычислить для каждого пункта нагруженность фактором социальной желательности, используя критерий хи-квадрат. Для оценки значимого направления полученных изменений в ответах автор критерия Макнимар предложил сравнивать между собой по критерию хи-квадрат только элементы В и С этой таблички: , при df = 1, где c2эмп – вычисленное эмпирическое значение статистики хи-квадрат с одной степенью свободы. Например, В = 5, С = 1. Тогда c2эмп = (5 – 1 – 1)2/5 + 1 = 1,5. Для нашего примера c2эмп =1,5, что ниже, чем граничное значение c2гр= 3,84 (см. приложение 3), и, следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии значимых направленных изменений не может быть отвергнута – пункт не является значимо нагруженным артефактным фактором социальной желательности и может быть включен в диагностический вариант тест-опросника без изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|