Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра и дети




 

Одной из основных форм существования детства являет­ся игра. Игра имеет такое же важное значение в жизни ре­бенка, какое у взрослого имеет работа, спорт, охота, рыбная ловля... «Игра, —пишет Ф. Фребель, —это зеркало детской ду­ши, она важна для ребенка, потому что посредством ее он узнает самого себя, свой внутренний мир, ею же сближается он с внешним миром, и, наконец, она знакомит его с жизнью других, играющих с ним, заставляя к ним привязываться, жить одной жизнью, деля радость и горе».

По мере взросления маленького человека меняется и ха­рактер игры. Вначале игра элементарна. Малыш трясет по­гремушкой, бросает ее на пол, тянется к ней, тащит в рог, играет ребенок и со своими ручками и ножками. О зна­чении таких элементарных игр мы уже говорили во второй главе.

Затем наступает стадия предметной игры. Малыш во­зит по полу игрушечную грузовую машину или любуется, как ездит заводная, пересыпает совочком песок, раскладывая его по формочкам. Предметная игра постепенно перерастает з ролевую. Ребенок начинает играть в шофера, во врача, в продавца, воображает себя то медведем, то зайцем, то вдруг самолетом. Игра его начинает отражать реальный мир взрослых людей. Развитие и усложнение ролевой игры при­водит постепенно к необходимости партнера или партнеров. Таким образом, индивидуальная игра, которая характерна для двух-трехлетнего малыша, постепенно перерастает в кол­лективную. Не следует торопить это «перерастание», оно про­изойдет само собой. Двухлетний карапуз ни за что не поде­лится, не отдаст свою игрушку другому — себе подобному, скорее побьет захватчика. Это не должно огорчать. Малыш еще не подготовлен к совместной игре. Совместная, коллек­тивная игра наминается обычно после трех-четырех лет.

Известный французский психолог А. Валлон в своей мо­нографии убедительно доказал ни с чем не сравнимое зна­чение детской игры для развития личности будущего чело­века. Игра формирует эмоциональную, нравственную и ин­теллектуальную сферу ребенка, развивает воображение, по­буждает к творчеству, способствует физическому совершен­ствованию, подготавливает к учению и к труду.

Первую радость победы ребенок познает в игре, в игре же получает первые нравственные уроки: сострадания (пе­реживание за «Мишку», у которого оторвалась лапа), щед­рости (дарит другу любимую игрушку), честности и справед­ливости.

Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он будет и в жизни, труде. Если малыш бросается от одной игры к другой, не доведя ни одно дело до конца, если он в игре не проявляет самостоятельности, пассивен, быстро подчи­няется партнеру, если он равнодушен к успеху, к борьбе — все это должно настораживать, все это требует коррекции, которую нужно осуществлять также в игровой ситуации. В игре можно научить холерика сосредоточению, меланхо­лика— самостоятельности и активности, а флегматика «рас­тормошить», дать ему вкусить радость успеха, радость до­стижения цели.

Постепенно в игровой ситуации надо приучать ребенка к труду. В начале ему можно поручить следить за чистотой и порядком в уголке для игрушек, потом в комнате, а затем постепенно ввести как полноправного члена в хозяйственную и бытовую жизнь семьи.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку подвижные игры, особенно на чистом воздухе. Подвижные игры сЪвер-шенствуют мышечный аппарат, помогают ребенку овладевать. произвольными движениями, т. е. действовать. не хаотично и бесцельно, а целенаправленно. Еще Модели писал: кто не способен управлять своими мускулами, тот не способен к вниманию. Если ограничивать ребенка в движениях, растить этакого «паиньку» — такое воспитание в дальнейшем отзо­вется печальным эхом, ребенок окажется неподготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями, активной концентрации внимания.

Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмо­вать, сочиняет свои первые стихи — порой наивные, а по­рой (откуда что берется! ) настолько точные по ощущению и образности, настолько своеобычные, что позавидует любой профессиональный поэт. В игре появляется у. ребенка тяга к рисованию. Творчество (в том числе и словотворчество, забавное коверкание слов) дает маленькому человеку воз­можность активно познавать себя и окружающий мир, фор­мирует его мироощущение.

Как видим, детские игры — очень и очень серьезное де­ло, надежное и испытанное средство воспитания; но не толь­ко воспитания, а и лечения. Многие болезненные нервные симптомы, можно ликвидировать при помощи игр. У врачей психиатров даже термин есть такой — игротерапия. И эта терапия оказывается нередко мощней и действеннее самых сильных лекарств.

Да дети и сами очень часто используют игру для изжи­вания своих обид и неприятностей. Из семьи ушел отец — ребенок играет в «вернувшегося отца». Отец пьет — у ребен­ка в игре он бросает пить и становится «хорошим и добрым». Отбежав на порядочное расстояние от обидчика, мальчик на­чинает строить ему рожицы, дразнить его: «Вовка — морков­ка, гнилая головка» и т. п. Таким образом ребенок мстит обидчику и восстанавливает свое попранное человеческое достоинство.

Родители одного нашего маленького пациента- заметили, что их сын все время рисует девочку и всегда без рук. Бла­годаря этим рисункам удалось выяснить, что его обижает соседская девочка, старшая по возрасту, бьет его, издевает­ся над ним. Были приняты соответствующие меры и причины нервности ликвидированы у.

Теперь коснемся еще одного вопроса, который нередко задают родители. Как часто и как много покупать ребенку игрушек? Мы считаем: не слишком много и не очень часто. Необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к игрушкам. Малыш должен успеть привыкнуть к каждой из них, полюбить и беречь. И тогда покупка новой игрушки превратится в праздник. Частые же покупки не создают праздничной атмосферы. Имея много игрушек, часто полу­чая новые, ребенок теряет уважительное к ним отношение, не дорожит ими, обращается без любви и интереса, а не­редко и ломает.

Правда, сам по себе факт поломки игрушки не должен вызывать особенного беспокойства. Ребенку-дошкольнику все «интересно, все хочется узнать самому, его страшно интере­сует: что же там — внутри игрушки, как она устроена. По­этому поломка поломке рознь. В одних случаях ребенком движет жгучее любопытство, в других — холодное равноду­шие. Равнодушного отношения к игрушкам нужно бояться. А оно (это равнодушие) чаще всего возникает при неумерен­ных и частых покупках.

Кроме того, большое количество разнообразных игрушек, иногда приобретенных без учета возраста, возможностей и наклонностей малыши, притупляет у пего творческую фанта­зию. Хозяину огромного игрушечного царства становится скучно, ни к одной игрушке он не привязался, ни одна не вызывает интереса — все надоело. Такие дети, как правило, становятся капризными, упрямыми, крайне обидчивыми и требовательными, превращаются в маленьких деспотов, по­стоянно требующих новых и новых развлечении.

Между тем даже совсем не игрушек, ребенок мо­жет увлеченно и вдохновенно играть. Две простые чурки превращаются в его воображении то в танки, то в машины, го в самолеты... И настоящая игрушка для такого ребенка вдвойне дорога. Не поймите, что мы призываем не покупать игрушек вообще. Нет, мы призываем только — знать этим покупкам меру, рекомендуем учитывать при подборе игру­шек наклонности и интересы малыша.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...