Игра и дети
Одной из основных форм существования детства является игра. Игра имеет такое же важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа, спорт, охота, рыбная ловля... «Игра, —пишет Ф. Фребель, —это зеркало детской души, она важна для ребенка, потому что посредством ее он узнает самого себя, свой внутренний мир, ею же сближается он с внешним миром, и, наконец, она знакомит его с жизнью других, играющих с ним, заставляя к ним привязываться, жить одной жизнью, деля радость и горе». По мере взросления маленького человека меняется и характер игры. Вначале игра элементарна. Малыш трясет погремушкой, бросает ее на пол, тянется к ней, тащит в рог, играет ребенок и со своими ручками и ножками. О значении таких элементарных игр мы уже говорили во второй главе. Затем наступает стадия предметной игры. Малыш возит по полу игрушечную грузовую машину или любуется, как ездит заводная, пересыпает совочком песок, раскладывая его по формочкам. Предметная игра постепенно перерастает з ролевую. Ребенок начинает играть в шофера, во врача, в продавца, воображает себя то медведем, то зайцем, то вдруг самолетом. Игра его начинает отражать реальный мир взрослых людей. Развитие и усложнение ролевой игры приводит постепенно к необходимости партнера или партнеров. Таким образом, индивидуальная игра, которая характерна для двух-трехлетнего малыша, постепенно перерастает в коллективную. Не следует торопить это «перерастание», оно произойдет само собой. Двухлетний карапуз ни за что не поделится, не отдаст свою игрушку другому — себе подобному, скорее побьет захватчика. Это не должно огорчать. Малыш еще не подготовлен к совместной игре. Совместная, коллективная игра наминается обычно после трех-четырех лет.
Известный французский психолог А. Валлон в своей монографии убедительно доказал ни с чем не сравнимое значение детской игры для развития личности будущего человека. Игра формирует эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферу ребенка, развивает воображение, побуждает к творчеству, способствует физическому совершенствованию, подготавливает к учению и к труду. Первую радость победы ребенок познает в игре, в игре же получает первые нравственные уроки: сострадания (переживание за «Мишку», у которого оторвалась лапа), щедрости (дарит другу любимую игрушку), честности и справедливости. Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он будет и в жизни, труде. Если малыш бросается от одной игры к другой, не доведя ни одно дело до конца, если он в игре не проявляет самостоятельности, пассивен, быстро подчиняется партнеру, если он равнодушен к успеху, к борьбе — все это должно настораживать, все это требует коррекции, которую нужно осуществлять также в игровой ситуации. В игре можно научить холерика сосредоточению, меланхолика— самостоятельности и активности, а флегматика «растормошить», дать ему вкусить радость успеха, радость достижения цели. Постепенно в игровой ситуации надо приучать ребенка к труду. В начале ему можно поручить следить за чистотой и порядком в уголке для игрушек, потом в комнате, а затем постепенно ввести как полноправного члена в хозяйственную и бытовую жизнь семьи. Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку подвижные игры, особенно на чистом воздухе. Подвижные игры сЪвер-шенствуют мышечный аппарат, помогают ребенку овладевать. произвольными движениями, т. е. действовать. не хаотично и бесцельно, а целенаправленно. Еще Модели писал: кто не способен управлять своими мускулами, тот не способен к вниманию. Если ограничивать ребенка в движениях, растить этакого «паиньку» — такое воспитание в дальнейшем отзовется печальным эхом, ребенок окажется неподготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями, активной концентрации внимания.
Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать, сочиняет свои первые стихи — порой наивные, а порой (откуда что берется! ) настолько точные по ощущению и образности, настолько своеобычные, что позавидует любой профессиональный поэт. В игре появляется у. ребенка тяга к рисованию. Творчество (в том числе и словотворчество, забавное коверкание слов) дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение. Как видим, детские игры — очень и очень серьезное дело, надежное и испытанное средство воспитания; но не только воспитания, а и лечения. Многие болезненные нервные симптомы, можно ликвидировать при помощи игр. У врачей психиатров даже термин есть такой — игротерапия. И эта терапия оказывается нередко мощней и действеннее самых сильных лекарств. Да дети и сами очень часто используют игру для изживания своих обид и неприятностей. Из семьи ушел отец — ребенок играет в «вернувшегося отца». Отец пьет — у ребенка в игре он бросает пить и становится «хорошим и добрым». Отбежав на порядочное расстояние от обидчика, мальчик начинает строить ему рожицы, дразнить его: «Вовка — морковка, гнилая головка» и т. п. Таким образом ребенок мстит обидчику и восстанавливает свое попранное человеческое достоинство. Родители одного нашего маленького пациента- заметили, что их сын все время рисует девочку и всегда без рук. Благодаря этим рисункам удалось выяснить, что его обижает соседская девочка, старшая по возрасту, бьет его, издевается над ним. Были приняты соответствующие меры и причины нервности ликвидированы у. Теперь коснемся еще одного вопроса, который нередко задают родители. Как часто и как много покупать ребенку игрушек? Мы считаем: не слишком много и не очень часто. Необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к игрушкам. Малыш должен успеть привыкнуть к каждой из них, полюбить и беречь. И тогда покупка новой игрушки превратится в праздник. Частые же покупки не создают праздничной атмосферы. Имея много игрушек, часто получая новые, ребенок теряет уважительное к ним отношение, не дорожит ими, обращается без любви и интереса, а нередко и ломает.
Правда, сам по себе факт поломки игрушки не должен вызывать особенного беспокойства. Ребенку-дошкольнику все «интересно, все хочется узнать самому, его страшно интересует: что же там — внутри игрушки, как она устроена. Поэтому поломка поломке рознь. В одних случаях ребенком движет жгучее любопытство, в других — холодное равнодушие. Равнодушного отношения к игрушкам нужно бояться. А оно (это равнодушие) чаще всего возникает при неумеренных и частых покупках. Кроме того, большое количество разнообразных игрушек, иногда приобретенных без учета возраста, возможностей и наклонностей малыши, притупляет у пего творческую фантазию. Хозяину огромного игрушечного царства становится скучно, ни к одной игрушке он не привязался, ни одна не вызывает интереса — все надоело. Такие дети, как правило, становятся капризными, упрямыми, крайне обидчивыми и требовательными, превращаются в маленьких деспотов, постоянно требующих новых и новых развлечении. Между тем даже совсем не игрушек, ребенок может увлеченно и вдохновенно играть. Две простые чурки превращаются в его воображении то в танки, то в машины, го в самолеты... И настоящая игрушка для такого ребенка вдвойне дорога. Не поймите, что мы призываем не покупать игрушек вообще. Нет, мы призываем только — знать этим покупкам меру, рекомендуем учитывать при подборе игрушек наклонности и интересы малыша.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|