«Мямля». Сильный или слабый
«Мямля»
Костя с Витей впервые попали в цирк. Все им было интересно: и ярко освещенная арена, и поднимающиеся вокруг нее ряды красных кресел, и высоко уходящий вверх купол. Когда началось представление, они не сводили с арены глаз. Заключительным номером программы были выступления акробатов под куполом цирка. Весь зал замер, даже оркестр перестал играть. Костя с Витей, до этого смеявшиеся, оживленные, также притихли, затаились. Костя, прижавшись плотно к отцу, со страхом в голосе, спросил его: А вдруг они упадут?.. Посмотрим, — ответил папа. Но все обошлось благополучно. Акробаты безукоризненно выполнили все номера, легко спустились вниз по тонкому блестящему канату и, уходя за кулисы, грациозно раскланялись со зрителями. С этого дня Костя заболел. С трудом засыпал, спал беспокойно, метался в постели, среди ночи неожиданно просыпался, испуганно кричал: — Папа, пала, они сейчас разобьются! Когда Костю привели к врачу и врач, побеседовав с мальчиком, объяснил отцу, в чем дело, тот недоуменно пожал плечами: — Почему же тогда Виктор не заболел, ведь они были вместе в цирке. Он же на полтора года младше Кости! — Давайте разберемся, — сказал врач. Выяснилось следующее: Костя и Витя сводные братья. Мать Кости неожиданно умерла, когда ему исполнилось два месяца. Была она, по словам отца, очень впечатлительная, ранимая, с трудом переносила даже легкую обиду, часто плакала. Беременность протекала с тяжелым токсикозом, мальчик вскармливался искусственно, часто болел. У Вити, наоборот: мать была жизнерадостная, твердая по характеру. Беременность и роды протекали у нее без осложнений. Развивались мальчики также по-разному. Костя произнес первое слово в 1, 5 года, Витя —к концу первого года. Костя рос пугливым, тихим, боялся темноты, грозы, боялся оставаться один, нервничал, переживал, когда отец почему-либо задерживался на работе, опасался, как бы с ним что-нибудь не случилось, был послушным, исполнительным. Виктор же рос своевольным, упрямым, настойчивым, в играх с братом всегда брал верх, хотя и был младше, дразнил брата «мямлей».
— У ваших детей различные типы нервной системы, — объяснил врач отцу.
Сильный или слабый Учение о типах высшей нервной деятельности разработано И. П. Павловым. На основании многочисленных опытов и наблюдений им было выделено два типа нервной системы: сильный и слабый. У Кости — слабый тип высшей нервной деятельности. Такие Дети наиболее подвержены нервным заболеваниям. То, что для других детей проходит бесследно, для них нередко становится сверхсильным раздражителем. Дети эти робки, пугливы, им очень трудно в детском коллективе, они не могут постоять за себя, их обижают, ими помыкают, их дразнят. Они легко теряются, поэтому часто учатся хуже своих возможностей, устные их ответы па уроках заметно слабее, чем письменные, особенно домашние работы. У Вити — сильный тип высшей нервной деятельности, он может постоять за себя, довести начатое дело до конца. Такие дети быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, быстро «приходят в себя» в гостях. У них много приятелей, обычно они хорошо учатся, быстро схватывают материал, легко переключаются с одного школьного предмета на другой. У таких детей очень трудно вызвать срыв высшей нервной деятельности, нужны мощные «сверхраздражители», чтобы развился невроз. Слабый тип нервной системы можно отметить у Марика из рассказа «Не надо, папочка! ». Сильный тип у мальчика из рассказа «Бывают ли исключения? ». Невроз у него развился в результате тяжелой, неразрешимой ситуации. И, наоборот, у детей со слабым типом нервной системы ситуации, вызвавшие «срыв», — обыденные, «не страшные» сами по себе. Еще одна характерная черта детей со слабым типом высшей нервной деятельности— повышенная внушаемость.
Советские ученые Н. И. Красногорский и Л. Г. Иванов-Смоленский тщательно изучили типологические особенности высшей нервной деятельности у детей. Выделенные ими типы нервной системы у детей в общих чертах соответствуют типам темпераментов, описанных Гиппократом. Так, у Кости-«мямли» формируется меланхолический темперамент, у Вити — сангвинический. Дети-холерики, как и вообще холерики, трудны в коллективе, чаще — это задиры, хвастуны; срывщики уроков, они неусидчивы, отвлекаемы, ходят во многие кружки и спортивные секции, хватаются за все дела, но почти всегда не доводят их до конца. Дети, у которых формируется флегматический темперамент, отличаются образцовым поведением, опрятностью, аккуратностью, хорошей успеваемостью. Речь у них спокойная, несколько замедленная, без резких эмоций, жестикуляций и мимики. В шумных подвижных играх они не участвуют, никто из них никогда не становится заводилой в ребячьей среде, в отличие от холериков или сангвиников. Однако некоторые из них могут постоять за себя, «дать сдачу» обидчику, иные даже пользуются авторитетом, как рассудительные и справедливые, к ним идут за разрешением споров. Холерики, флегматики, сангвиники относятся к сильному типу высшей нервной деятельности, меланхолики — к слабому типу. Легче всего неврозы возникают у меланхоликов, а среди детей с сильным типом — у холериков. Нас могут спросить: «Если у ребенка слабый тип высшей нервной деятельности, означает ли это, что он обязательно с фатальной неизбежностью заболеет неврозом? » Нет, конечно! В благоприятной обстановке при правильном воспитании такому ребенку ничего не угрожает. Темперамент, заложенный з человеке с рождения, проявляется в нем постепенно, в процессе жизни — так же, как изображение постепенно проявляется на фотобумаге. Каждый опытный фотограф знает: для того чтобы получить хороший снимок, необходимо при проявлении одни места затенить, в другие дать больше света. Так и опытный воспитатель должен в процессе воспитания выявить и развить положительные, и, наоборот, затенить нивелировать отрицательные черты, свойственные тому или иному темпераменту. Например, у меланхолика необходимо развивать самостоятельность, решительность, упорство, у холерика — умение сдерживать себя, доводить начатое дело до конца.
Надо сказать, что сам по себе темперамент ни в коей мере не определяет социальной ценности человека, пет плохого или хорошего темперамента, все дело в том, какие стороны темперамента (положительные или отрицательные) будут в человеке преобладать. Так, уравновешенный подвижный сангвиник при определенных жизненных обстоятельствах и воспитании может стать лицемерным приспособленцем, склонным к мимикрии и конъюнктуре, может ради достижения узкоэгоистических корыстных целей в трудную минуту предать друга, любимого человека и, наоборот, робкий, застенчивый меланхолик при правильном воспитании может стать деятельным, способным работником, который, каких бы душевных мук это ни стоило, не поступится, в угоду конъюнктуре, своими принципами и идеалами. Флегматик, например, в одних условиях становится увлеченным своим делом добросовестным принципиальным человеком, в других — холодным, а расчетливым стяжателем, единственная цель жизни которого накопление денег. Холерик, при коррекции отрицательных сторон его темперамента, может стать способным руководителем, общественным деятелем, он сумеет «зажечь» людей, повести их за собой. Воспитание играет огромную роль в формировании личности человека, не меньшее значение имеет оно и для нервно-психического здоровья. Бывают случаи, когда неправильное воспитание само по себе предопределяет у ребенка развитие нервного заболевания. ...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|