Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Мямля». Сильный или слабый




«Мямля»

 

Костя с Витей впервые попали в цирк. Все им было ин­тересно: и ярко освещенная арена, и поднимающиеся вокруг нее ряды красных кресел, и высоко уходящий вверх купол. Когда началось представление, они не сводили с арены глаз.

Заключительным номером программы были выступления ак­робатов под куполом цирка. Весь зал замер, даже оркестр перестал играть. Костя с Витей, до этого смеявшиеся, ожив­ленные, также притихли, затаились. Костя, прижавшись плот­но к отцу, со страхом в голосе, спросил его:

А вдруг они упадут?..

Посмотрим, — ответил папа.

Но все обошлось благополучно. Акробаты безукоризнен­но выполнили все номера, легко спустились вниз по тонкому блестящему канату и, уходя за кулисы, грациозно раскла­нялись со зрителями.

С этого дня Костя заболел. С трудом засыпал, спал бес­покойно, метался в постели, среди ночи неожиданно про­сыпался, испуганно кричал:

—   Папа, пала, они сейчас разобьются!

Когда Костю привели к врачу и врач, побеседовав с мальчиком, объяснил отцу, в чем дело, тот недоуменно по­жал плечами:

—   Почему же тогда Виктор не заболел, ведь они были вместе в цирке. Он же на полтора года младше Кости!

—   Давайте разберемся, — сказал врач.

Выяснилось следующее: Костя и Витя сводные братья. Мать Кости неожиданно умерла, когда ему исполнилось два месяца. Была она, по словам отца, очень впечатлительная, ранимая, с трудом переносила даже легкую обиду, часто плакала. Беременность протекала с тяжелым токсикозом, мальчик вскармливался искусственно, часто болел.

У Вити, наоборот: мать была жизнерадостная, твердая по характеру. Беременность и роды протекали у нее без ос­ложнений.

Развивались мальчики также по-разному. Костя произ­нес первое слово в 1, 5 года, Витя —к концу первого года. Костя рос пугливым, тихим, боялся темноты, грозы, боялся оставаться один, нервничал, переживал, когда отец почему-либо задерживался на работе, опасался, как бы с ним что-нибудь не случилось, был послушным, исполнительным. Вик­тор же рос своевольным, упрямым, настойчивым, в играх с братом всегда брал верх, хотя и был младше, дразнил брата «мямлей».

—   У ваших детей различные типы нервной системы, — объяснил врач отцу.

 

Сильный или слабый

Учение о типах высшей нервной деятельности разработа­но И. П. Павловым. На основании многочисленных опытов и наблюдений им было выделено два типа нервной системы: сильный и слабый.

У Кости — слабый тип высшей нервной деятельности. Та­кие Дети наиболее подвержены нервным заболеваниям. То, что для других детей проходит бесследно, для них нередко становится сверхсильным раздражителем. Дети эти робки, пугливы, им очень трудно в детском коллективе, они не мо­гут постоять за себя, их обижают, ими помыкают, их драз­нят. Они легко теряются, поэтому часто учатся хуже своих возможностей, устные их ответы па уроках заметно слабее, чем письменные, особенно домашние работы.

У Вити — сильный тип высшей нервной деятельности, он может постоять за себя, довести начатое дело до конца. Та­кие дети быстро приспосабливаются к окружающей обста­новке, быстро «приходят в себя» в гостях. У них много прия­телей, обычно они хорошо учатся, быстро схватывают мате­риал, легко переключаются с одного школьного предмета на другой. У таких детей очень трудно вызвать срыв высшей нервной деятельности, нужны мощные «сверхраздражители», чтобы развился невроз.

Слабый тип нервной системы можно отметить у Мари­ка из рассказа «Не надо, папочка! ».

Сильный тип у мальчика из рассказа «Бывают ли исклю­чения? ». Невроз у него развился в результате тяжелой, не­разрешимой ситуации. И, наоборот, у детей со слабым ти­пом нервной системы ситуации, вызвавшие «срыв», — обы­денные, «не страшные» сами по себе. Еще одна характерная черта детей со слабым типом высшей нервной деятельности— повышенная внушаемость.

Советские ученые Н. И. Красногорский и Л. Г. Иванов-Смоленский тщательно изучили типологические особенности высшей нервной деятельности у детей. Выделенные ими ти­пы нервной системы у детей в общих чертах соответствуют типам темпераментов, описанных Гиппократом. Так, у Кости-«мямли» формируется меланхолический темперамент, у Вити — сангвинический. Дети-холерики, как и вообще холе­рики, трудны в коллективе, чаще — это задиры, хвастуны; срывщики уроков, они неусидчивы, отвлекаемы, ходят во многие кружки и спортивные секции, хватаются за все дела, но почти всегда не доводят их до конца. Дети, у которых формируется флегматический темперамент, отличаются об­разцовым поведением, опрятностью, аккуратностью, хорошей успеваемостью. Речь у них спокойная, несколько замедлен­ная, без резких эмоций, жестикуляций и мимики. В шумных подвижных играх они не участвуют, никто из них никогда не становится заводилой в ребячьей среде, в отличие от хо­лериков или сангвиников. Однако некоторые из них могут постоять за себя, «дать сдачу» обидчику, иные даже поль­зуются авторитетом, как рассудительные и справедливые, к ним идут за разрешением споров.

Холерики, флегматики, сангвиники относятся к сильному типу высшей нервной деятельности, меланхолики — к слабо­му типу. Легче всего неврозы возникают у меланхоликов, а среди детей с сильным типом — у холериков. Нас могут спро­сить: «Если у ребенка слабый тип высшей нервной деятель­ности, означает ли это, что он обязательно с фатальной не­избежностью заболеет неврозом? » Нет, конечно! В благо­приятной обстановке при правильном воспитании такому ре­бенку ничего не угрожает.

Темперамент, заложенный з человеке с рождения, прояв­ляется в нем постепенно, в процессе жизни — так же, как изображение постепенно проявляется на фотобумаге. Каж­дый опытный фотограф знает: для того чтобы получить хо­роший снимок, необходимо при проявлении одни места зате­нить, в другие дать больше света. Так и опытный воспита­тель должен в процессе воспитания выявить и развить поло­жительные, и, наоборот, затенить нивелировать отрицатель­ные черты, свойственные тому или иному темпераменту. На­пример, у меланхолика необходимо развивать самостоятель­ность, решительность, упорство, у холерика — умение сдер­живать себя, доводить начатое дело до конца.

Надо сказать, что сам по себе темперамент ни в коей ме­ре не определяет социальной ценности человека, пет плохого или хорошего темперамента, все дело в том, какие стороны темперамента (положительные или отрицательные) будут в человеке преобладать. Так, уравновешенный подвижный сан­гвиник при определенных жизненных обстоятельствах и вос­питании может стать лицемерным приспособленцем, склон­ным к мимикрии и конъюнктуре, может ради достижения уз­коэгоистических корыстных целей в трудную минуту предать друга, любимого человека и, наоборот, робкий, застенчивый меланхолик при правильном воспитании может стать дея­тельным, способным работником, который, каких бы душев­ных мук это ни стоило, не поступится, в угоду конъюнктуре, своими принципами и идеалами. Флегматик, например, в од­них условиях становится увлеченным своим делом добросо­вестным принципиальным человеком, в других — холодным, а расчетливым стяжателем, единственная цель жизни которо­го накопление денег. Холерик, при коррекции отрицательных сторон его темперамента, может стать способным руководи­телем, общественным деятелем, он сумеет «зажечь» людей, повести их за собой.

Воспитание играет огромную роль в формировании лич­ности человека, не меньшее значение имеет оно и для нерв­но-психического здоровья. Бывают случаи, когда неправиль­ное воспитание само по себе предопределяет у ребенка раз­витие нервного заболевания. ...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...