«Типичные» неврозы. Истерические симптомы
«Типичные» неврозы
В этом разделе мы расскажем о различных формах нервных заболеваний, встречающихся в дошкольном возрасте. Оговоримся сразу: все эти заболевания могут возникать и в более поздние возрастные периоды, но все-таки чаще всего они развиваются у дошкольников. Детские неврозы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от неврозов у взрослых. И самый главный при- 4J знак: в клинической картине заболевания доминирует, как правило, какой-то один ведущий симптом, например, расстройство речи, мочевыделительной функции, аппетита, сна и т. д. В научной литературе эти неврозы так и назвали моносимптоматическими, т. е. односимптомными. Конечно, наряду с основным ведущим симптомом имеются и другие болезненные проявления (раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость, повышенная утомляемость), но все эти побочные симптомы играют, как правило, второстепенную роль, служат как бы фоном основного невротического расстройства. Очень часто неврозы у детей сопровождаются вегетативными нарушениями. Дети бледнеют или краснеют, обливаются потом, их бросает в жар или в холод, тело пронизывает мелкая дрожь, иногда встают «дыбом» волосы, появляется «гусинная» кожа, дети непроизвольно мочатся или испражняются под себя, нередко наблюдается повышение температуры порой до высоких цифр (38—39°). Происходит это вследствие функциональной незрелости высших отделов центральной нервной системы и недостаточной корковой корреляции деятельности вегетативных центров. В результате срыва высшей нервной деятельности вегетативные механизмы у детей легко высвобождаются из-под контроля коры больших полушарий мозга, что и определяет в значительной мере клиническую картину детских нервных заболеваний.
«Взрослых» неврозов, таких, как неврастения, психастения, истерия, у детей-дошкольников не встречается, однако механизмы развития и отдельные проявления невротических реакций очень часто бывают сходными. Повышенная впечатлительность, ранимость, мнительность, внушаемость, характерные для психастеников, нередко служат толчком для раз* вития неврозов у детей двух—семи лет. Переутомление, истощение центральной нервной системы, которые у взрослых вызывают неврастению, у дошкольников также способствуют возникновению невроза, но уже моносимптоматического. Однако наиболее часто невротические реакции у детей развиваются по истерическому механизму «условной желательности» или же по механизму патологически упрочившейся условной связи. Павловская школа связывает развитие истерических неврозов со слабостью второй сигнальной системы. У детей двух—семи лет ввиду их физиологических и возрастных особенностей как раз слаба и неразвита вторая сигнальная система, поэтому и не удивительно, что механизмы развития у них невротических реакций чаще всего истерические.
Истерические симптомы
Одним из наиболее наглядных проявлений истерии являются припадки. Истерический припадок у дошкольника, проявляющийся обычно в форме «двигательной бури», может возникнуть либо как реакция протеста (помните припадок Бори из рассказа «Продайте Вовку обратно»), либо как реакций 'на испуг (припадок Юры из рассказа «Мишка-медведь»). Само оформление «двигательной бури», если мы сравним оба случая, в сущности одинаково. Несколько иначе «двигательная буря» как реакция страха и протеста против отца-пьяницы развивалась у Марины («Папа-пяница»), но и в этом случае основные проявления «бури» оказались почти такие же, как у Бори с Юрой.
Несмотря на почти одинаковое начало во всех трех случаях, заболевание в дальнейшем протекало у Марины, Бори и Юры по-разному. У Бори возникли припадки. Двигательная «буря» закрепилась у него по механизму «условной желательности». Что это за механизм? Ученые дают ему такую характеристику: «Реакции или формы поведения, которые в силу тех или иных причин сопровождаются положительной эмоциональной окраской, легко закрепляются, становятся чрезвычайно прочными и склонными к рецидивированию». Теперь вспомним, что произошло с Борей. В семье появился маленький Вовка. Внимание, которое раньше целиком родители уделяли Боре, они переключили па маленького. Вовка ревел, кричал ночами, не давал никому спать и все ему с рук сходило», а стоило Боре вечером сказать что-нибудь или хлопнуть дверью, как на него шикали, говорили, что он «Вовика разбудит». Мальчик тяжело переживал утрату первенства, ревновал родителей к младенцу, пытался различными способами привлечь к себе внимание, но безрезультатно. И вот, когда в результате перенапряжения тормозного процесса произошел срыв высшей нервной деятельности, выразившейся в форме двигательной «бури», родители, наконец, обратили внимание на старшего сына, проявили беспокойство о его здоровье. Боря вновь почувствовал их ласку заботу. Таким образом, мальчик припадком, невротической реакцией добился того, чего не мог достигнуть никакими другими способами. Естественно, что припадки повторились, сработал механизм «условной Желательности». У Юры такой «надобности» в повторении припадков не было, однако в результате срыва нервной деятельности объект испуга закрепился у него «а длительное время jio механизму — патологически упрочившейся условнорефлекторной связи. Причем, произошла своеобразная генерализация страха. Мальчик стал бояться игрушечного мишки, собак, кошек, всего пушистого, даже меховой воротник вызывал в нем реакцию испуга, даже имя Миша будило болезненные воспоминания. Подобный же механизм сработал а у Марины. Одно только появление отца, даже трезвого, стало приводить ее в состояние страха. Истерический механизм развития невротической реакция можно отметить и у Вовы Матросова («Почемучка»). Только у него испуг вызвал не двигательную «бурю», а общую скованность — «отнялись руки, ноги, пропал голос», появился блефароспазм (не открывал глаз). Помимо «обездвиженности» и отсутствия речи у некоторых детей развиваются и такие истерические симптомы, как мнимая слепота, глухота, иногда «полная потеря чувствительности». В ряде случаев истерические припадки протекают в форме обмороков или вегетативных кризов с повышенной потливостью, покраснением или побледнением кожи, повышенном температуры и т. д.
Есть еще одна форма истерического реагирования. Встречается она, как и в случае с Борей, наиболее часто при появлении в семье второго ребенка. Трех-, четырехлетний малыш в ответ на утрату первенства вдруг теряет все приобретенные им навыки, становится беспомощным, требует, чтобы его брали на руки, кормили с ложечки, начинает тянуть в рот и сосать пальцы, иногда даже утрачивает речь и навыки опрятности, начинает нечленораздельно лепетать и мочиться под себя, причем, и умственные его способности порой «снижаются» до уровня годовалого дитяти. Истерический механизм обычно является ведущим при развитии таких неврозов, как анорексия, нервный кашель, ночное недержание мочи, прохождение и даже заикание. Но обо всех этих нервных заболеваниях мы поговорим отдельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|