Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Типичные» неврозы. Истерические симптомы




«Типичные» неврозы

 

 

В этом разделе мы расскажем о различных формах нерв­ных заболеваний, встречающихся в дошкольном возрасте. Оговоримся сразу: все эти заболевания могут возникать и в более поздние возрастные периоды, но все-таки чаще всего они развиваются у дошкольников.

Детские неврозы имеют ряд характерных признаков, от­личающих их от неврозов у взрослых. И самый главный при-

4J

знак: в клинической картине заболевания доминирует, как правило, какой-то один ведущий симптом, например, расст­ройство речи, мочевыделительной функции, аппетита, сна и т. д. В научной литературе эти неврозы так и назвали мо­носимптоматическими, т. е. односимптомными.

Конечно, наряду с основным ведущим симптомом име­ются и другие болезненные проявления (раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость, повышенная утом­ляемость), но все эти побочные симптомы играют, как пра­вило, второстепенную роль, служат как бы фоном основного невротического расстройства.

Очень часто неврозы у детей сопровождаются вегетатив­ными нарушениями. Дети бледнеют или краснеют, облива­ются потом, их бросает в жар или в холод, тело пронизыва­ет мелкая дрожь, иногда встают «дыбом» волосы, появля­ется «гусинная» кожа, дети непроизвольно мочатся или ис­пражняются под себя, нередко наблюдается повышение тем­пературы порой до высоких цифр (38—39°). Происходит это вследствие функциональной незрелости высших отделов цент­ральной нервной системы и недостаточной корковой корре­ляции деятельности вегетативных центров. В результате сры­ва высшей нервной деятельности вегетативные механизмы у детей легко высвобождаются из-под контроля коры больших полушарий мозга, что и определяет в значительной мере кли­ническую картину детских нервных заболеваний.

«Взрослых» неврозов, таких, как неврастения, психасте­ния, истерия, у детей-дошкольников не встречается, однако механизмы развития и отдельные проявления невротических реакций очень часто бывают сходными. Повышенная впечат­лительность, ранимость, мнительность, внушаемость, харак­терные для психастеников, нередко служат толчком для раз* вития неврозов у детей двух—семи лет.

Переутомление, истощение центральной нервной системы, которые у взрослых вызывают неврастению, у дошкольников также способствуют возникновению невроза, но уже моно­симптоматического. Однако наиболее часто невротические реакции у детей развиваются по истерическому механизму «условной желательности» или же по механизму патологи­чески упрочившейся условной связи.

Павловская школа связывает развитие истерических нев­розов со слабостью второй сигнальной системы. У детей двух—семи лет ввиду их физиологических и возрастных осо­бенностей как раз слаба и неразвита вторая сигнальная си­стема, поэтому и не удивительно, что механизмы развития у них невротических реакций чаще всего истерические.

 

 

Истерические симптомы

 

Одним из наиболее наглядных проявлений истерии являются припадки. Истерический припадок у дошкольника, проявляющийся обычно в форме «двигательной бури», мо­жет возникнуть либо как реакция протеста (помните припа­док Бори из рассказа «Продайте Вовку обратно»), либо как реакций 'на испуг (припадок Юры из рассказа «Мишка-медведь»). Само оформление «двигательной бури», если мы сравним оба случая, в сущности одинаково. Несколько ина­че «двигательная буря» как реакция страха и протеста про­тив отца-пьяницы развивалась у Марины («Папа-пяница»), но и в этом случае основные проявления «бури» оказались почти такие же, как у Бори с Юрой.

Несмотря на почти одинаковое начало во всех трех слу­чаях, заболевание в дальнейшем протекало у Марины, Бори и Юры по-разному. У Бори возникли припадки. Двигатель­ная «буря» закрепилась у него по механизму «условной же­лательности». Что это за механизм? Ученые дают ему такую характеристику: «Реакции или формы поведения, которые в силу тех или иных причин сопровождаются положительной эмоциональной окраской, легко закрепляются, становятся чрезвычайно прочными и склонными к рецидивированию».

Теперь вспомним, что произошло с Борей. В семье по­явился маленький Вовка. Внимание, которое раньше цели­ком родители уделяли Боре, они переключили па малень­кого. Вовка ревел, кричал ночами, не давал никому спать и все ему с рук сходило», а стоило Боре вечером сказать что-нибудь или хлопнуть дверью, как на него шикали, говори­ли, что он «Вовика разбудит». Мальчик тяжело переживал утрату первенства, ревновал родителей к младенцу, пытался различными способами привлечь к себе внимание, но безре­зультатно.

И вот, когда в результате перенапряжения тормозного процесса произошел срыв высшей нервной деятельности, вы­разившейся в форме двигательной «бури», родители, наконец, обратили внимание на старшего сына, проявили бес­покойство о его здоровье. Боря вновь почувствовал их ласку заботу. Таким образом, мальчик припадком, невротической реакцией добился того, чего не мог достигнуть никакими дру­гими способами. Естественно, что припадки повторились, сра­ботал механизм «условной Желательности».

У Юры такой «надобности» в повторении припадков не было, однако в результате срыва нервной деятель­ности объект испуга закрепился у него «а длительное время jio механизму — патологически упрочившейся условнорефлекторной связи. Причем, произошла своеобразная генерализа­ция страха. Мальчик стал бояться игрушечного мишки, со­бак, кошек, всего пушистого, даже меховой воротник вызы­вал в нем реакцию испуга, даже имя Миша будило болез­ненные воспоминания. Подобный же механизм сработал а у Марины. Одно только появление отца, даже трезвого, ста­ло приводить ее в состояние страха.

Истерический механизм развития невротической реакция можно отметить и у Вовы Матросова («Почемучка»). Толь­ко у него испуг вызвал не двигательную «бурю», а общую скованность — «отнялись руки, ноги, пропал голос», появил­ся блефароспазм (не открывал глаз). Помимо «обездвижен­ности» и отсутствия речи у некоторых детей развиваются и такие истерические симптомы, как мнимая слепота, глухота, иногда «полная потеря чувствительности». В ряде случаев истерические припадки протекают в форме обмороков или вегетативных кризов с повышенной потливостью, покраснением или побледнением кожи, повышенном температуры и т. д.

Есть еще одна форма истерического реагирования. Встре­чается она, как и в случае с Борей, наиболее часто при по­явлении в семье второго ребенка. Трех-, четырехлетний ма­лыш в ответ на утрату первенства вдруг теряет все приобре­тенные им навыки, становится беспомощным, требует, чтобы его брали на руки, кормили с ложечки, начинает тянуть в рот и сосать пальцы, иногда даже утрачивает речь и навыки опрятности, начинает нечленораздельно лепетать и мочиться под себя, причем, и умственные его способности порой «сни­жаются» до уровня годовалого дитяти.

Истерический механизм обычно является ведущим при развитии таких неврозов, как анорексия, нервный кашель, ночное недержание мочи, прохождение и даже заикание. Но обо всех этих нервных заболеваниях мы поговорим отдельно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...