Глава вторая. Человек родился
Человек родился! Вернее, будущий человек. Пока это еще маленький живой комочек. Он имеет уши, .. но ничего не слышит, имеет глаза, но ничего не видит. Он беспомощен, слаб и без ухода, без присмотра обречен на гибель. Как это ни парадоксально, но человек — царь природы рождается самым слабым в подлунном мире. Если утенок вскоре после появления на свет уже может самостоятельно плавать, то человек может встать на ноги только благодаря обучению и воспитанию. В этой первоначальной беспомощности и слабости человека заложен огромный физиологический смысл. То, что многим нашим «собратьям» дается с рождения в форме инстинктов, человек достигает путем длительного обучения и тренировки, по именно это обстоятельство и позволяет ему достигнуть таких высот, какие недоступны даже самым высокоорганизованным животным, скованным жесткими рамками врожденных инстинктов. Один западный психолог начал воспитывать одновременно со своим ребенком ровесницу-обезьянку. Вначале обезьянка обгоняла по всем показателям маленького человека, она быстро начала ориентироваться в пространстве, самостоятельно передвигаться, активно добывать себе шину. Однако через год роли переменились — раз и навсегда. Развитие ребенка ученые условно разделили на несколько периодов: младенчество — до 1, 5—2 лег, преддошкольный период — 2—4 года, дошкольный—5—7 лет, младший школьный— 7—11 лет, подростковый — 12—16 лет. Каждый период характерен своими особенностями, своими трудностями и опасностями. Однако есть возрастные периоды, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования личности будущего человека. В эти периоды происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма? включаются в действие новые железы внутренней секреции, перестают действовать «старые», ненужные, происходит бурный рост тела, увеличиваются внутренние органы, изменяется, нервно-психическая настройка. Эти периоды ученые назвали" физиологическими кризами. Таких кризов три: в 2—4 года, затем в 7—8 лет и, наконец, на 12—14-м году жизни.
В этой главе мы остановимся на периоде младенчества. Чем характерен этот период? На первом году жизни происходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается видеть, слышать, осязать, различать, форму и размер предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вторая сигнальная система. Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, и не с чем сравнить. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комка живой плоти в мыслящее существо — человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия. Кто не знает замечательных слов А. С. Макаренко о том, что воспитание ребенка нужно начинать с первых дней жизни. Однако далеко не все выполняют эту главную заповедь выдающегося советского педагога. «Ведь ребенок еще ничего не понимает, —рассуждают иные родители, —как же его воспитывать? Вот подрастет... » И, когда такие родители приступают, как они считают, к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно. Основы воспитания, по Макаренко, закладываются в течение первых пяти лет, причем очень важен период младенчества. Ошибки воспитания, допущенные в этот период, отрицательно сказываются на здоровье маленького человека, приводят к невротическим реакциям. В чем же физиологические основы воспитания? Воспитание, согласно учению И. П. Павлова, — это образование и закрепление у ребенка определенных условно рефлекторных связей, а проще: формирование привычек, навыков, реакций на различные проявления внешней среды, формирование поведения'
маленького человека. Цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка положительные условно рефлекторные связи: чувство ответственности, дисциплинированность, аккуратность, доброту и т. д., и предупредить, затормозить отрицательные: капризность, эгоизм, жестокость, неряшливость. У новорожденного ребенка отмечаются только безусловные врожденные рефлексы — сосательный, глотательный, мигательный, хватательный, защитный (инстинктивная реакция на боль) и некоторые другие. Высшие отделы центральной нервной системы у таких детей незрелы и несовершенны, нервные клетки быстро истощаются, поэтому так коротки в это время периоды бодрствования. Первые два месяца жизни эти периоды почти идентичны времени, необходимому для кормления. Новорожденный ребенок либо спит, либо сосет грудь. Первый рефлекс, который нужно развить у новорожденного ребенка, рефлекс «на время». Для выработки этого рефлекса необходимо четко отрегулировать ритм смены сна и бодрствования, кормить ребенка в одни и те же часы, строго придерживаться предписанного врачом режима дня. Рефлекс «на время» обеспечивает своевременную подготовку пищеварительного аппарата к приему и усвоению пищи. Кроме того, рефлекс обеспечивает крепкий глубокий сон, что благоприятно влияет на развитие и совершенствование центральной -нервной системы. При отсутствии рефлекса железы желудочно-кишечного тракта не успевают подготовиться к перевариванию пищи, усвоение молока неполное, наблюдаются диспепсические расстройства — поносы. Это тормозит развитие высших отделов мозга, ребенок растет нервным, вялым, плаксивым. Кормление ребенка — наиболее ответственное и сложное дело в младенческом возрасте. Питание должно быть достаточно калорийным и полноценным, чтобы обеспечить бурный рост детского организма. Ведь в течение года вес ребенка утраивается. Недопустимо перекармливание, так как оно вызывает перенапряжение пищеварительного аппарата, поломку его. Первые признаки. перекармливания — срыгивание, а затем рвота.
Нужно принять все меры к тому, чтобы ребенок хорошо брал грудь и энергично сосал. Во всех случаях плохого сосания (этих детей так и зовут «ленивые сосуны») нужно обращаться к врачу. Нельзя приучать к кормлению сцеженным молоком через соску (особенно с широким отверстием). Ребенок быстро привыкает к соске, так как она требует меньших усилий, и начинает отказываться от груди— на лицо отрицательный условный рефлекс. Через соску ребенок высасывает молоко быстрее положенного времени и пища зачастую не успевает обрабатываться в желудочно-кишечном тракте, а следовательно, и усваиваться. Во время кормления мать не должна отвлекаться посторонними разговорами, так как ребенок реагирует на ее голос, нарушается энергичность сосания, что нередко приводит к недокармливанию. Особенная осторожность и постоянный врачебный контроль должен быть при искусственном вскармливании ребенка. Во всех случаях нарушение кормления приводит к порочному кругу: питание становится недостаточным, что в первую очередь сказывается на нервной системе, ребенок делается вялым, плаксивым, беспокойным, расстраивается его сон, развитие приостанавливается, а это опять-таки отрицательно влияет на железы желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, еще более уменьшается усвоение пищи, усиливаются диспептическйе расстройства, у ребенка развивается невроз. Следующим важным моментом при воспитании грудных детей является предупреждение отрицательного компонента физиологической реакции «на новое». Всякое новое впечатление вызывает у ребенка удивление, а затем страх. Такая реакция является проявлением защитного инстинкта. Ребенку неизвестно: что сулит ему это «новое» — не опасность ли? Маленький Саша, только что весело игравший с погремушкой, вдруг отворачивается от нее, па лице его страх, он начинает плакать. Почему? Потому что эту игрушку подает ему незнакомый человек. Отец, приехавший из двухнедельной командировки, с сожалением отмечает, что ребенок его забыл, холоден к нему. Больше того, ребенок пугается, когда отец берет его на руки, начинает тормошить. Пройдет несколько дней, пока малыш вновь привыкнет к отцу. Все это проявление реакции «на новое». Также остро малыши реагируют на незнакомую обстановку. Надо это учитывать и постепенно, не торопясь, расширять круг знакомства маленького человека с внешним миром. Иначе — в результате испуга—у ребенка может развиться невроз: он становится вялым, скучным, у него нарушается сои, аппетит.
Очень важно учитывать реакцию «па новое» при введении в рацион питания- прикорма. Часто дети отрицательно реагируют на прикорм, отворачиваются, плотно сжимают губы, бьют рукой по ложке. Здесь нужно быть особенно ласковым и выдержанным, не сердиться, не торопить ребенка. В крайнем случае, можно чередовать прикорм с грудным молоком: ложка молока, ложка манной каши и т. д. При отсутствии необходимой осторожности, при насильственном кормлении у некоторых детей развивается анорексия, характеризующаяся отсутствием аппетита и неукротимой рвотой после приема пищи. Нередко последствия невротической реакции остаются у человека на всю жизнь. Немало взрослых людей брезгливо отворачиваются от кипяченого молока или от манной каши с комочками. Брезгливость эта — результат неправильного кормления в раннем детстве. Немаловажное значение имеет воспитание у грудных детей навыков опрятности. Нельзя начинать выработку этих навыков слишком рано. Лишь на втором году жизни у ребят закапчивается формирование сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, дети обретают способность контролировать функции мочевого пузыря и кишечника. Высаживать детей на горшок в возрасте до года, как правило, бессмысленно—они еще физиологически не подготовлены. Воспитание навыков опрятности должно быть постепенным, без излишней нервозности и торопливости. Зачем, например, высаживать ребенка на горшок, если он уже помочился в штанишки? Бесполезны, если не сказать вредны, и ночные высаживания — они только нарушают сон, расстраивают нервную систему. Нельзя подолгу держать ребенка на горшке, отрицательно воздействуют частые высаживания. Ни в коем случае нельзя бранить малыша, наказывать его за то, что он обмочился, испачкал штанишки. Только ласковое, бережное отношение, многократные объяснения и обучение — ненавязчивое, постепенное позволяют развить у ребенка этот рефлекс. Несоблюдение необходимой осторожности и последовательности при формировании произвольных актов мочеиспускания и дефекации влечет за собой тяжелый невроз — недержание мочи, а иногда и недержание кала. Проявляется этот невроз в большинстве случаев в ночное время.
Немало тревог доставляет родителям формирование у детей речи, особенно при задержке речевого развития. Малышу исполнился год, а он еще не произнес ни слова — опасно ли это? Психологи выделяют два основных факто) а, влияющих на формирование речи: развитие активного и пассивного словаря. Активный словарь — это слова, которые ребенок и понимает, и произносит. К пассивному относятся слова, которые ребенок только понимает. Уже в 3—4 месяца детишки начинают реагировать на голос матери. Еще не понимая значения слов, они отлично различают интонацию голоса, отрицательно воспринимают раздражительный сердитый тон. Очень полезны в этот период разговоры родителей, «беседы» с малышами, игры, в ходе которых взрослые многократно повторяют имена окружающих и имя самого малыша, называют свои и его действия, многократно задают вопросы, такие, например, как «где мама? », «где баба? », «где Вова? », просят: «открой ротик», «сделай ладушки», «дай ручку» и т. п. Эти беседы и игры, эти вопросы и просьбы благоприятно сказываются на формировании у ребенка речи. В 5— 6 месяцев дети начинают гулить, а в семимесячном возрасте уже произносят отдельные слоги, из которых потом складываются первые слова. К году активный словарь ребенка составляет обычно 10—12 слов, пассивный же — 59 и более. Однако не стоит впадать в панику в тех случаях, когда годовалый малыш еще не научился говорить. Если он «понимает» речь взрослых, выполняет их просьбы, короче, если у него достаточно хорошо развит пассивный словарь, никаких причин для волнений нет. Нужно учитывать еще одно немаловажное обстоятельство: в возрасте от 1 до 1, 5 лет активный словарь у детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, происходит накапливание и расширение пассивного словаря. Поэтому не нужно понапрасну бить тревогу, торопить время, заставлять малыша произносить новые слова—это может привести. к перенапряжению высшей нервной деятельности, к нервной сшибке, к развитию невротической реакции. Самой природой заложена в ребенке потребность движения, Ребенок тянется к движенью: К полету, паданию, скольженью, Он весь — порыв, он весь — стремленье... Пишет поэт. Ни в коем случае нельзя тормозить, нельзя стеснять эту тягу, эту потребность. Ребенок испытывает, как выражаются физиологи, «сенсорный голод», т. е. все его органы чувств настроены так, чтобы непрерывно получать сигналы из внешнего мира. Потому так «популярны» в этом возрасте разноцветные погремушки, потому так радуется ребенок, когда родители подбрасывают и ловят его на лету. Поэтому для ребенка лучшее средство для успокоения — равномерное покачивание на руках, в колыбели, в коляске. Движения совершенствуют мышечную систему и дыхательный аппарат, улучшают кровообращение и обмен веществ, но самое главное, способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Как это ни странно на первый взгляд, но именно движения формируют волю, память, эмоции, именно движения являются основным инструментом в познании ребенком внешнего мира. Ребенок тянется за игрушкой и промахивается. Не надо сейчас же помогать ему, совать игрушку в руки — он сам до нее дотянется не со второго, так с третьего раза. Какая радость для ребенка, когда он схватит, наконец, игрушку. Сам! Не надо лишать его этой радости. Ведь это первые признаки самостоятельности, так необходимые для будущей жизни. После двух-трех-четырех неудач ребенок обучается брать игрушку как надо — без промаха. В свои права вступает память. Развитие целесообразности и координированности движений — очень важный фактор при воспитании ребенка первого года жизни. Нельзя сердиться, тем более наказывать малыша, когда он швыряет игрушку па пол, стучит игрушкой, тащит ее в рот. Благодаря этим действиям ребенок познает форму, величину и другие свойства предметов, швыряя игрушку, он обучается ориентироваться в пространстве. Сдерживание ребенка, наказание его за чрезмерную подвижность очень часто приводит к нервному срыву, тормозит развитие маленького человека. Большое значение имеет формирование у ребенка эмоциональной сферы. Уже новорожденные обладают общими ощущениями удовольствия и неудовольствия. Удовольствие младенец выражает энергичными движениями ручек и ножек, к концу первого месяца на лице ребенка появляется улыбка, трехмесячный малыш громко выразительно смеется. Неудовольствие проявляется прежде всего в крике и плаче, но уже в 3—4 месяца жизни неудовольствие выражается и мимически: ребенок недовольно морщится, жмурится, отворачивает голову. В этот период нельзя пропустить весьма важный момент. Первоначально плач ребенка является сигналом опасности: его вызывает либо голод, либо боль, либо испуг. Но постепенно (особенно при неправильном воспитании) плач превращается в инструмент для достижения какой-либо определенной цели. Ребенок тянется за игрушкой, промахивается, не может ее достать, снова тянется. В это время к кроватке подходит взрослый, и ребенок начинает плакать, плакать до тех пор, пока взрослый не подаст ему игрушку. Или ребенок плачет, пока его не возьмут на руки. Или плачет, отказываясь от груди матери, требуя соску, потому что через нее легче сосать. Все это сформировавшиеся и закрепившиеся отрицательные условные рефлексы. Ни в коем случае нельзя допускать их закрепления. Ребенок плачет, просится на руки — надо отвлечь его чем-нибудь другим, например, новой яркой игрушкой. Ребенок плачет, не может дотянуться до погремушки — лучше не подавать ему ее в руки, а незаметно помочь дотянуться и схватить самому. Нельзя допускать, чтобы дети научились плачем достигать своей цели. Уже в период младенчества необходимо постепенно, исподволь формировать у них тормозные реакции. Надо помнить, что в 9—10-месячном возрасте ребенок начинает понимать слово «нельзя». Не злоупотребляя, конечно, нужно пробно ввести это слово в практику воспитания. Уступив ребенку один раз, вы уступите и второй, и третий, а потом уже поздно будет что-либо менять: вступит в действие условнорефлекторная связь. Нервозность, капризность, плаксивость и вялость — все это проявления нервности раннего возраста. В большинстве случаев главная причина ее — ошибки воспитания. Мы не оговорились: «в большинстве случаев». Потому что нередко предрасположенность к невротическим реакциям, к нервным заболеваниям является врожденной, хотя и в этих случаях главная вина падает на родителей. Часто еще задолго до рождения ребенка решается его судьба. Алкоголизм разрушающе действует не только на организм пьющего человека, но и на его потомство. В медицинской литературе описан случай, когда в одной семье до пьянства отца родилось 11 полноценных детей, а после того, как отец запил, стал хроническим алкоголиком, родилось еще четверо детей и все они страдали впоследствии нервно-психическими заболеваниями. По подсчетам некоторых ученых, каждый третий ребенок, отец или мать которого алкоголики, рождается психически неполноценным. Вредно и опасно употребление алкоголя (кстати, и никотина) матерью в период беременности и кормления грудью. Даже малые дозы спиртного губительно действуют на развивающийся детский организм. Больные дети рождаются в результате бесконтрольного приема будущей матерью различных лекарств — таких, например, как аспирин, пирамидон, хинин, сульфаниламидные препараты, антибиотики. Не проходят бесследно и различные заболевания, неполноценное питание, тяжелые нервно-психические переживания в период беременности. Неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка тяжелые затяжные роды, родовые травмы, асфиксии при рождении. Все эти внешние вредности приводят к тому, что ребенок рождается с ослабленной нервной системой, а у таких детей чаще возникают нервно-психические заболевания. По исследованиям советского ученого С. Д. Мелешко, с первых же дней жизни выявляются типологические особенности ребенка. У новорожденных с сильными и подвижными нервными процессами отмечаются кратковременные и незначительные адаптационные (т. е. приспособительные) сдвиги: незначительная потеря веса, невыраженная желтушность, пониженная возбудимость, некоторое ослабление рефлексов, тогда как у новорожденных со слабыми и инертными процессами сдвиг этот более выражен и более продолжителен: большая потеря веса, большая желтушность, повышенная возбудимость, усиление рефлексов. Наиболее ярко типологические особенности центральной нервной системы выявляются при кормлении. У детей с сильным типом перед кормлением наблюдается быстрое пробуждение, часто с плачем и выраженным двигательным беспокойством. Грудь такие дети берут сразу, сосательные движения редкие, по с достаточно высокой амплитудой. На посторонние раздражители реакция отсутствует или слабо выражена. Дети со слабым типом высшей нервной деятельности вяло берут грудь, сосательные движения более частые, но меньшей амплитуды, положенная порция молока высасывается медленно, часто бывают паузы, во время которых дети иногда даже засыпают. У таких детей ярко выражена реакция на внешние раздражители, они быстро отвлекаются, перестают сосать. И в дальнейшем дети с инертными нервными процессами более вялы, плаксивы, пугливы, они с трудом вступают в контакт, особенно с незнакомыми, людьми, труднее приспосабливаются к новой обстановке. Эти особенности необходимо учитывать при воспитании. Неврозы у детей могут развиваться при несоответствии типологических особенностей центральной нервной системы и тактики воспитания. Ребенка с подвижными нервными процессами все время ограничивают в движении, тормозят его активность, злоупотребляют запретами — в результате происходит нервная сшибка, возникает невроз. И, наоборот, при воспитании детей с инертными нервными процессами некоторые родители не соблюдают должной осторожности и осмотрительности, не учитывают повышенную реакцию таких детей «на новое», проявляют излишнюю торопливость при формировании речи, навыков опрятности, а это опять-таки приводит к невротическим расстройствам. Одним из важных воспитательных мероприятий является закаливание грудных детей. Воздушные и гигиенические ванны, влажные обтирания, сон на свежем воздухе, массаж и гимнастические упражнения — вот основные закаливающие процедуры. При проведении их необходимо руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Особенно тщательно и последовательно нужно выполнять эти правила при закаливании детей со слабым типом высшей нервной деятельности. Радость материнства, радость отцовства — ни с чем не сравнимая человеческая радость. Тяжело, когда эта радость омрачена болезнью малыша и вдвойне тяжело, когда сами родители виноваты в возникновении и развитии заболевания. Невротические расстройства, как правило, возникают по вине родителей в результате неправильного воспитания. Об этом нужно помнить, это нужно учитывать с первых же дней жизни маленького человека.
Глава третья. «КОЛЫБЕЛЬ НЕВРОЗОВ»
Вашему сыну или дочери исполнилось два года. «Самое страшное позади», — говорят друзья и знакомые. Да вы и сами так думаете. Кончились пеленки, распашонки, непрерывная опека и уход за ребенком. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играет. «Теперь будет легче», — говорят вам. Не верьте. Легче не будет! Из колыбельного возраста ваш малыш входит в не менее трудный возрастной период, который известный советский психоневролог Т. П. Симпсоп образно назвала «колыбелью неврозов». Почему колыбель неврозов? Потому что в этом возрасте чаще всего возникают неврозы. Такой, например, невроз, как заикание, по данным Соболевой, в 90% случаев возникает у дошкольников. В дошкольный период (т. е. с двух до семи лет) также велик процент развития и других. невротических реакций: функциональные тики, ночное недержание мочи, ночные страхи, нервный кашель, анорексия. Почему это происходит? Потому, что именно в этом возрасте ребенок вступает в жизнь, сложную и противоречивую, не понятную ему, полную опасностей и неожиданностей. Именно в этом возрасте для ребенка каждая новая ситуация— событие необычайной важности. Именно в этом возрасте вследствие недостаточного жизненного опыта невозможности критического осмысления происходящего, а зачастую и вследствие неправильной информированности о том или ином явлении, ребенок воспринимает это явление в совершенно иных масштабах, чем взрослые. И тогда обыденная жизненная ситуация может стать для него сверхсильным раздражителем. Кроме того, в этом возрасте дети начинают сталкиваться (необычными коллизиями), настоящими опасностями, что при несовершенстве защитных механизмов их нервной системы служит причиной более частных невротических реакций. Но дело не только в этом. Неправильное воспитание дошкольников— чрезмерные строгости, как и чрезмерное потакание всем прихотям, злоупотребление лаской— нередко создают благоприятную почву для развития у детей невротических реакций в более поздние возрастные периоды. В этих случаях родители буквально вынянчивают у своих детей будущие неврозы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|