Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава вторая. Человек родился




 

 

Человек родился! Вернее, будущий человек. Пока это еще маленький живой комочек. Он имеет уши, .. но ничего не слышит, имеет глаза, но ничего не видит. Он беспомощен, слаб и без ухода, без присмотра обречен на гибель. Как это ни парадоксально, но человек — царь природы рождается са­мым слабым в подлунном мире. Если утенок вскоре после появления на свет уже может самостоятельно плавать, то человек может встать на ноги только благодаря обучению и воспитанию.

В этой первоначальной беспомощности и слабости чело­века заложен огромный физиологический смысл. То, что мно­гим нашим «собратьям» дается с рождения в форме инстинк­тов, человек достигает путем длительного обучения и тре­нировки, по именно это обстоятельство и позволяет ему до­стигнуть таких высот, какие недоступны даже самым высо­коорганизованным животным, скованным жесткими рамка­ми врожденных инстинктов.

Один западный психолог начал воспитывать одновремен­но со своим ребенком ровесницу-обезьянку. Вначале обезь­янка обгоняла по всем показателям маленького человека, она быстро начала ориентироваться в пространстве, само­стоятельно передвигаться, активно добывать себе шину. Од­нако через год роли переменились — раз и навсегда.

Развитие ребенка ученые условно разделили на несколь­ко периодов: младенчество — до 1, 5—2 лег, преддошкольный период — 2—4 года, дошкольный—5—7 лет, младший школь­ный— 7—11 лет, подростковый — 12—16 лет. Каждый пери­од характерен своими особенностями, своими трудностями и опасностями. Однако есть возрастные периоды, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования лич­ности будущего человека. В эти периоды происходит пере­стройка вегетативной и эндокринной систем организма? вклю­чаются в действие новые железы внутренней секреции, пере­стают действовать «старые», ненужные, происходит бурный рост тела, увеличиваются внутренние органы, изменяется, нервно-психическая настройка. Эти периоды ученые назвали" физиологическими кризами. Таких кризов три: в 2—4 года, затем в 7—8 лет и, наконец, на 12—14-м году жизни.

В этой главе мы остановимся на периоде младенчества. Чем характерен этот период? На первом году жизни проис­ходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается ви­деть, слышать, осязать, различать, форму и размер предме­тов, ориентироваться в пространстве, правильно координи­ровать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вто­рая сигнальная система. Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, и не с чем сравнить. В течение одного года ребе­нок превращается из бессознательного комка живой плоти в мыслящее существо — человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия.

Кто не знает замечательных слов А. С. Макаренко о том, что воспитание ребенка нужно начинать с первых дней жиз­ни. Однако далеко не все выполняют эту главную заповедь выдающегося советского педагога. «Ведь ребенок еще ниче­го не понимает, —рассуждают иные родители, —как же его воспитывать? Вот подрастет... » И, когда такие родители при­ступают, как они считают, к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно. Основы воспитания, по Макаренко, закла­дываются в течение первых пяти лет, причем очень важен период младенчества. Ошибки воспитания, допущенные в этот период, отрицательно сказываются на здоровье малень­кого человека, приводят к невротическим реакциям.

В чем же физиологические основы воспитания? Воспита­ние, согласно учению И. П. Павлова, — это образование и за­крепление у ребенка определенных условно рефлекторных связей, а проще: формирование привычек, навыков, реакций на различные проявления внешней среды, формирование пове­дения'

 маленького человека. Цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка положительные условно рефлекторные свя­зи: чувство ответственности, дисциплинированность, акку­ратность, доброту и т. д., и предупредить, затормозить отри­цательные: капризность, эгоизм, жестокость, неряшливость.

У новорожденного ребенка отмечаются только безуслов­ные врожденные рефлексы — сосательный, глотательный, ми­гательный, хватательный, защитный (инстинктивная реакция на боль) и некоторые другие. Высшие отделы центральной нервной системы у таких детей незрелы и несовершенны, нервные клетки быстро истощаются, поэтому так коротки в это время периоды бодрствования. Первые два месяца жиз­ни эти периоды почти идентичны времени, необходимому для кормления. Новорожденный ребенок либо спит, либо со­сет грудь.

Первый рефлекс, который нужно развить у новорожден­ного ребенка, рефлекс «на время». Для выработки этого рефлекса необходимо четко отрегулировать ритм смены сна и бодрствования, кормить ребенка в одни и те же часы, стро­го придерживаться предписанного врачом режима дня. Рефлекс «на время» обеспечивает своевременную подготов­ку пищеварительного аппарата к приему и усвоению пищи. Кроме того, рефлекс обеспечивает крепкий глубокий сон, что благоприятно влияет на развитие и совершенствование цент­ральной -нервной системы. При отсутствии рефлекса железы желудочно-кишечного тракта не успевают подготовиться к перевариванию пищи, усвоение молока неполное, наблюдают­ся диспепсические расстройства — поносы. Это тормозит раз­витие высших отделов мозга, ребенок растет нервным, вя­лым, плаксивым.

Кормление ребенка — наиболее ответственное и сложное дело в младенческом возрасте. Питание должно быть доста­точно калорийным и полноценным, чтобы обеспечить бурный рост детского организма. Ведь в течение года вес ребенка утраивается. Недопустимо перекармливание, так как оно вы­зывает перенапряжение пищеварительного аппарата, полом­ку его. Первые признаки. перекармливания — срыгивание, а затем рвота.

Нужно принять все меры к тому, чтобы ребенок хорошо брал грудь и энергично сосал. Во всех случаях плохого со­сания (этих детей так и зовут «ленивые сосуны») нужно обращаться к врачу. Нельзя приучать к кормлению сце­женным молоком через соску (особенно с широким отвер­стием). Ребенок быстро привыкает к соске, так как она тре­бует меньших усилий, и начинает отказываться от груди— на лицо отрицательный условный рефлекс. Через соску ребе­нок высасывает молоко быстрее положенного времени и пи­ща зачастую не успевает обрабатываться в желудочно-ки­шечном тракте, а следовательно, и усваиваться.

 Во время кормления мать не должна отвлекаться посто­ронними разговорами, так как ребенок реагирует на ее голос, нарушается энергичность сосания, что нередко приводит к недокармливанию.

Особенная осторожность и постоянный врачебный конт­роль должен быть при искусственном вскармливании ре­бенка.

Во всех случаях нарушение кормления приводит к пороч­ному кругу: питание становится недостаточным, что в пер­вую очередь сказывается на нервной системе, ребенок де­лается вялым, плаксивым, беспокойным, расстраивается его сон, развитие приостанавливается, а это опять-таки отрица­тельно влияет на железы желудочно-кишечного тракта, сни­жается аппетит, еще более уменьшается усвоение пищи, уси­ливаются диспептическйе расстройства, у ребенка развивает­ся невроз.

Следующим важным моментом при воспитании грудных детей является предупреждение отрицательного компонента физиологической реакции «на новое». Всякое новое впечат­ление вызывает у ребенка удивление, а затем страх. Такая реакция является проявлением защитного инстинкта. Ре­бенку неизвестно: что сулит ему это «новое» — не опасность ли? Маленький Саша, только что весело игравший с погре­мушкой, вдруг отворачивается от нее, па лице его страх, он начинает плакать. Почему? Потому что эту игрушку подает ему незнакомый человек. Отец, приехавший из двухнедель­ной командировки, с сожалением отмечает, что ребенок его забыл, холоден к нему. Больше того, ребенок пугается, ко­гда отец берет его на руки, начинает тормошить. Пройдет несколько дней, пока малыш вновь привыкнет к отцу. Все это проявление реакции «на новое». Также остро малыши реагируют на незнакомую обстановку. Надо это учитывать и постепенно, не торопясь, расширять круг знакомства ма­ленького человека с внешним миром. Иначе — в результате испуга—у ребенка может развиться невроз: он становится вялым, скучным, у него нарушается сои, аппетит.

Очень важно учитывать реакцию «па новое» при введе­нии в рацион питания- прикорма. Часто дети отрицательно реагируют на прикорм, отворачиваются, плотно сжимают гу­бы, бьют рукой по ложке. Здесь нужно быть особенно лас­ковым и выдержанным, не сердиться, не торопить ребенка. В крайнем случае, можно чередовать прикорм с грудным мо­локом: ложка молока, ложка манной каши и т. д. При от­сутствии необходимой осторожности, при насильственном кормлении у некоторых детей развивается анорексия, харак­теризующаяся отсутствием аппетита и неукротимой рвотой после приема пищи.

Нередко последствия невротической реакции остаются у человека на всю жизнь. Немало взрослых людей брезгливо отворачиваются от кипяченого молока или от манной каши с комочками. Брезгливость эта — результат неправильного кормления в раннем детстве.

Немаловажное значение имеет воспитание у грудных де­тей навыков опрятности. Нельзя начинать выработку этих навыков слишком рано. Лишь на втором году жизни у ре­бят закапчивается формирование сфинктеров мочевого пу­зыря и прямой кишки, дети обретают способность контро­лировать функции мочевого пузыря и кишечника. Высажи­вать детей на горшок в возрасте до года, как правило, бес­смысленно—они еще физиологически не подготовлены. Вос­питание навыков опрятности должно быть постепенным, без излишней нервозности и торопливости. Зачем, например, вы­саживать ребенка на горшок, если он уже помочился в шта­нишки? Бесполезны, если не сказать вредны, и ночные вы­саживания — они только нарушают сон, расстраивают нерв­ную систему. Нельзя подолгу держать ребенка на горшке, отрицательно воздействуют частые высаживания. Ни в коем случае нельзя бранить малыша, наказывать его за то, что он обмочился, испачкал штанишки. Только ласковое, береж­ное отношение, многократные объяснения и обучение — нена­вязчивое, постепенное позволяют развить у ребенка этот ре­флекс. Несоблюдение необходимой осторожности и последо­вательности при формировании произвольных актов мочеис­пускания и дефекации влечет за собой тяжелый невроз — недержание мочи, а иногда и недержание кала. Проявляет­ся этот невроз в большинстве случаев в ночное время.

Немало тревог доставляет родителям формирование у де­тей речи, особенно при задержке речевого развития. Малы­шу исполнился год, а он еще не произнес ни слова — опасно ли это?

Психологи выделяют два основных факто) а, влияющих на формирование речи: развитие активного и пассивного словаря. Активный словарь — это слова, которые ребенок и понимает, и произносит. К пассивному относятся слова, ко­торые ребенок только понимает. Уже в 3—4 месяца детишки начинают реагировать на голос матери. Еще не понимая значения слов, они отлично различают интонацию голоса, от­рицательно воспринимают раздражительный сердитый тон. Очень полезны в этот период разговоры родителей, «беседы» с малышами, игры, в ходе которых взрослые многократно повторяют имена окружающих и имя самого малыша, назы­вают свои и его действия, многократно задают вопросы, та­кие, например, как «где мама? », «где баба? », «где Вова? », просят: «открой ротик», «сделай ладушки», «дай ручку» и т. п. Эти беседы и игры, эти вопросы и просьбы благо­приятно сказываются на формировании у ребенка речи. В 5— 6 месяцев дети начинают гулить, а в семимесячном воз­расте уже произносят отдельные слоги, из которых потом складываются первые слова. К году активный словарь ребенка составляет обычно 10—12 слов, пассивный же — 59 и более.

Однако не стоит впадать в панику в тех случаях, когда годовалый малыш еще не научился говорить. Если он «по­нимает» речь взрослых, выполняет их просьбы, короче, если у него достаточно хорошо развит пассивный словарь, ника­ких причин для волнений нет.

Нужно учитывать еще одно немаловажное обстоятельст­во: в возрасте от 1 до 1, 5 лет активный словарь у детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, происходит накапливание и расширение пассивного словаря. Поэтому не нужно понапрасну бить тре­вогу, торопить время, заставлять малыша произносить но­вые слова—это может привести. к перенапряжению высшей нервной деятельности, к нервной сшибке, к развитию невро­тической реакции.

Самой природой заложена в ребенке потребность движе­ния,

Ребенок тянется к движенью: К полету, паданию, скольженью, Он весь — порыв,

он весь — стремленье...

Пишет поэт. Ни в коем случае нельзя тормозить, нельзя сте­снять эту тягу, эту потребность. Ребенок испытывает, как выражаются физиологи, «сенсорный голод», т. е. все его ор­ганы чувств настроены так, чтобы непрерывно получать сиг­налы из внешнего мира. Потому так «популярны» в этом возрасте разноцветные погремушки, потому так радуется ре­бенок, когда родители подбрасывают и ловят его на лету. Поэтому для ребенка лучшее средство для успокоения — рав­номерное покачивание на руках, в колыбели, в коляске.

Движения совершенствуют мышечную систему и дыха­тельный аппарат, улучшают кровообращение и обмен ве­ществ, но самое главное, способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Как это ни странно на первый взгляд, но именно движения формируют волю, память, эмоции, имен­но движения являются основным инструментом в познании ребенком внешнего мира.

Ребенок тянется за игрушкой и промахивается. Не надо сейчас же помогать ему, совать игрушку в руки — он сам до нее дотянется не со второго, так с третьего раза. Какая радость для ребенка, когда он схватит, наконец, игрушку. Сам! Не надо лишать его этой радости. Ведь это первые признаки самостоятельности, так необходимые для будущей жизни. После двух-трех-четырех неудач ребенок обучается брать игрушку как надо — без промаха. В свои права всту­пает память. Развитие целесообразности и координированности движений — очень важный фактор при воспитании ре­бенка первого года жизни. Нельзя сердиться, тем более на­казывать малыша, когда он швыряет игрушку па пол, сту­чит игрушкой, тащит ее в рот. Благодаря этим действиям ребенок познает форму, величину и другие свойства предме­тов, швыряя игрушку, он обучается ориентироваться в про­странстве. Сдерживание ребенка, наказание его за чрезмер­ную подвижность очень часто приводит к нервному срыву, тормозит развитие маленького человека.

Большое значение имеет формирование у ребенка эмо­циональной сферы. Уже новорожденные обладают общими ощущениями удовольствия и неудовольствия. Удовольствие младенец выражает энергичными движениями ручек и но­жек, к концу первого месяца на лице ребенка появляется улыбка, трехмесячный малыш громко выразительно смеется. Неудовольствие проявляется прежде всего в крике и плаче, но уже в 3—4 месяца жизни неудовольствие выражается и мимически: ребенок недовольно морщится, жмурится, отво­рачивает голову.

В этот период нельзя пропустить весьма важный момент. Первоначально плач ребенка является сигналом опасности: его вызывает либо голод, либо боль, либо испуг. Но посте­пенно (особенно при неправильном воспитании) плач пре­вращается в инструмент для достижения какой-либо опре­деленной цели. Ребенок тянется за игрушкой, промахивает­ся, не может ее достать, снова тянется. В это время к кро­ватке подходит взрослый, и ребенок начинает плакать, пла­кать до тех пор, пока взрослый не подаст ему игрушку. Или ребенок плачет, пока его не возьмут на руки. Или плачет, отказываясь от груди матери, требуя соску, потому что через нее легче сосать. Все это сформировавшиеся и закрепившие­ся отрицательные условные рефлексы. Ни в коем случае нельзя допускать их закрепления.

Ребенок плачет, просится на руки — надо отвлечь его чем-нибудь другим, например, новой яркой игрушкой. Ребе­нок плачет, не может дотянуться до погремушки — лучше не подавать ему ее в руки, а незаметно помочь дотянуться и схватить самому. Нельзя допускать, чтобы дети научились плачем достигать своей цели. Уже в период младенчества необходимо постепенно, исподволь формировать у них тор­мозные реакции. Надо помнить, что в 9—10-месячном воз­расте ребенок начинает понимать слово «нельзя». Не зло­употребляя, конечно, нужно пробно ввести это слово в прак­тику воспитания.

Уступив ребенку один раз, вы уступите и второй, и тре­тий, а потом уже поздно будет что-либо менять: вступит в действие условнорефлекторная связь. Нервозность, каприз­ность, плаксивость и вялость — все это проявления нервно­сти раннего возраста. В большинстве случаев главная причи­на ее — ошибки воспитания.

Мы не оговорились: «в большинстве случаев». Потому что нередко предрасположенность к невротическим реакциям, к нервным заболеваниям является врожденной, хотя и в этих случаях главная вина падает на родителей.

Часто еще задолго до рождения ребенка решается его судьба. Алкоголизм разрушающе действует не только на ор­ганизм пьющего человека, но и на его потомство. В медицин­ской литературе описан случай, когда в одной семье до пьян­ства отца родилось 11 полноценных детей, а после того, как отец запил, стал хроническим алкоголиком, родилось еще четверо детей и все они страдали впоследствии нервно-пси­хическими заболеваниями. По подсчетам некоторых ученых, каждый третий ребенок, отец или мать которого алкоголи­ки, рождается психически неполноценным.

Вредно и опасно употребление алкоголя (кстати, и ни­котина) матерью в период беременности и кормления грудью. Даже малые дозы спиртного губительно действуют на раз­вивающийся детский организм.

Больные дети рождаются в результате бесконтрольного приема будущей матерью различных лекарств — таких, на­пример, как аспирин, пирамидон, хинин, сульфанила­мидные препараты, антибиотики. Не проходят бесследно и различные заболевания, неполноценное питание, тяжелые нервно-психические переживания в период беременности.

Неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка тяже­лые затяжные роды, родовые травмы, асфиксии при рож­дении.

Все эти внешние вредности приводят к тому, что ребенок рождается с ослабленной нервной системой, а у таких детей чаще возникают нервно-психические заболевания.

По исследованиям советского ученого С. Д. Мелешко, с первых же дней жизни выявляются типологические особен­ности ребенка. У новорожденных с сильными и подвижными нервными процессами отмечаются кратковременные и незна­чительные адаптационные (т. е. приспособительные) сдвиги: незначительная потеря веса, невыраженная желтушность, по­ниженная возбудимость, некоторое ослабление рефлексов, тогда как у новорожденных со слабыми и инертными про­цессами сдвиг этот более выражен и более продолжителен: большая потеря веса, большая желтушность, повышенная возбудимость, усиление рефлексов.

Наиболее ярко типологические особенности центральной нервной системы выявляются при кормлении. У детей с силь­ным типом перед кормлением наблюдается быстрое пробуж­дение, часто с плачем и выраженным двигательным беспо­койством. Грудь такие дети берут сразу, сосательные движе­ния редкие, по с достаточно высокой амплитудой. На посто­ронние раздражители реакция отсутствует или слабо выра­жена. Дети со слабым типом высшей нервной деятельности вяло берут грудь, сосательные движения более частые, но меньшей амплитуды, положенная порция молока высасы­вается медленно, часто бывают паузы, во время которых дети иногда даже засыпают. У таких детей ярко выражена реак­ция на внешние раздражители, они быстро отвлекаются, пе­рестают сосать.

И в дальнейшем дети с инертными нервными процессами более вялы, плаксивы, пугливы, они с трудом вступают в контакт, особенно с незнакомыми, людьми, труднее приспо­сабливаются к новой обстановке. Эти особенности необходи­мо учитывать при воспитании.

Неврозы у детей могут развиваться при несоответствии типологических особенностей центральной нервной системы и тактики воспитания. Ребенка с подвижными нервными про­цессами все время ограничивают в движении, тормозят его активность, злоупотребляют запретами — в результате про­исходит нервная сшибка, возникает невроз. И, наоборот, при воспитании детей с инертными нервными процессами неко­торые родители не соблюдают должной осторожности и ос­мотрительности, не учитывают повышенную реакцию таких детей «на новое», проявляют излишнюю торопливость при формировании речи, навыков опрятности, а это опять-таки приводит к невротическим расстройствам.

Одним из важных воспитательных мероприятий являет­ся закаливание грудных детей. Воздушные и гигиенические ванны, влажные обтирания, сон на свежем воздухе, массаж и гимнастические упражнения — вот основные закаливающие процедуры. При проведении их необходимо руководствовать­ся следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Особенно тщательно и последовательно ну­жно выполнять эти правила при закаливании детей со сла­бым типом высшей нервной деятельности.

Радость материнства, радость отцовства — ни с чем не сравнимая человеческая радость. Тяжело, когда эта радость омрачена болезнью малыша и вдвойне тяжело, когда сами родители виноваты в возникновении и развитии заболева­ния. Невротические расстройства, как правило, возникают по вине родителей в результате неправильного воспитания. Об этом нужно помнить, это нужно учитывать с первых же дней жизни маленького человека.

 

 

Глава третья. «КОЛЫБЕЛЬ НЕВРОЗОВ»

 

 

Вашему сыну или дочери исполнилось два года. «Самое страшное позади», — говорят друзья и знакомые. Да вы и сами так думаете. Кончились пеленки, распашонки, непре­рывная опека и уход за ребенком. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играет. «Теперь будет легче», — говорят вам. Не верьте. Легче не будет!

Из колыбельного возраста ваш малыш входит в не ме­нее трудный возрастной период, который известный совет­ский психоневролог Т. П. Симпсоп образно назвала «колы­белью неврозов».

Почему колыбель неврозов? Потому что в этом возрасте чаще всего возникают неврозы. Такой, например, невроз, как заикание, по данным Соболевой, в 90% случаев возникает у дошкольников. В дошкольный период (т. е. с двух до семи лет) также велик процент развития и других. невротических реакций: функциональные тики, ночное недержание мочи, ночные страхи, нервный кашель, анорексия.

Почему это происходит? Потому, что именно в этом воз­расте ребенок вступает в жизнь, сложную и противоречи­вую, не понятную ему, полную опасностей и неожиданностей. Именно в этом возрасте для ребенка каждая новая ситуа­ция— событие необычайной важности. Именно в этом воз­расте вследствие недостаточного жизненного опыта невоз­можности критического осмысления происходящего, а зача­стую и вследствие неправильной информированности о том или ином явлении, ребенок воспринимает это явление в со­вершенно иных масштабах, чем взрослые. И тогда обыден­ная жизненная ситуация может стать для него сверхсильным раздражителем.

Кроме того, в этом возрасте дети начинают сталкиваться  (необычными коллизиями), настоящими опасностями, что при несовершенстве защитных механизмов их нервной си­стемы служит причиной более частных невротических реак­ций. Но дело не только в этом. Неправильное воспитание до­школьников— чрезмерные строгости, как и чрезмерное потакание всем прихотям, злоупотребление лаской— нередко соз­дают благоприятную почву для развития у детей невротических реакций в более поздние возрастные периоды. В этих случаях родители буквально вынянчивают у своих детей бу­дущие неврозы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...