Другие симптомы детской нервности
Другие симптомы детской нервности
Многие из детских невротических реакций сопровождаются головными болями. Иногда головные боли выступают как самостоятельный симптом, причиной которого является переутомление или повышение внутричерепного давления. Много неприятностей доставляют родителям страхи детей. Такие дети боятся остаться дома одни, даже в дневное время. Часто у впечатлительных, нервных детей -наблюдается страх темноты. И крайне мучительным бывает у детей, возникающий под влиянием неосторожных разговоров взрослых, страх смерти! Нервность детей может проявляться также крайней жестокостью и агрессивностью. Такие дети порой без всяких причин нападают на своих сверстников или младших по возрасту, жестоко бьют, щипают, кусают их. Эта жестокость не объяснима только на первый взгляд. Обычно она возникает как реакция имитации (т. е. подражания) на жестокое отношение взрослых, несправедливые наказания и чрезмерные строгости. Итак, почти во всех случаях, не считая некоторых врожденных заболеваний, детская нервность — результат неправильного воспитания, неправильного отношения родителей к детям.
«Черный таракан»
Лечение и воспитание нервных детей чрезвычайно трудное дело. И не потому, что у медиков нет достаточно сильных лекарств, не потому, что наша педагогическая наука не
Мы уже не раз говорили, что основной причиной детских нервных заболеваний являются ошибки воспитания, - Если те или иные ошибки, те или иные неправильные методы привели к неврозу, то вполне понятно, что для ликвидации невротической реакции необходимо устранить породившие ее ошибки, т. е. в корне изменить подход к ребенку, перестроить весь жизненный уклад семьи. И самое важное осознать свою ошибку, свою неправоту. А это — очень нелегко! К тому же, перестройка должна проходить постепенно, незаметно для маленького пациента, она не должна превращаться в метание из крайности в крайность — от чрезмерных строгостей к неуемной ласке и наоборот. Такие перепады только усугубляют невроз. Иногда необходимость «перестройки» сталкивается с непреодолимыми трудностями. Что делать, если причиной нервного заболевания послужило пьянство отца или распад семьи? Что делать, если нервная сшибка произошла в результате различных взглядов на воспитание, а следовательно, и различных подходов к ребенку со стороны родителей. В последнем случае никто из родителей конкретно не виноват и в то же время виноваты оба и обоим необходимо искать единственно правильный и согласованный подход, обоим необходимо перестраивать себя. От того, хватит ли у родителей терпения и мужества для такой «перестройки», хватит ли у них необходимого такта для коренного изменения семейного уклада, зависит и течение неврозов. Родители одного' нашего пациента, страдавшего выраженной анорексией, рассказали, как тетка мальчика, у которой они отдыхали летом, «легко и просто» восстановила казалось бы совершенно пропавший аппетит сына. Во время обеда, когда малыш уже хотел было по привычке отодвинуть тарелку с супом, тетка подсела к нему и доверительным тоном рассказала, что у нее в доме появился черный таракан, который поедает все подряд — и суп, и кашу, и даже компот. «Надо быть осторожным, — предупредила тетка, — черный таракан очень хитрый». Она подняла ложку с супом с таким расчетом, чтобы малыш мог до нее дотянуться, и начала оглядываться по сторонам: нег ли где черного таракана. Пока она оглядывалась, мальчик слизнул с ложки суп. Увидев пустую ложку, тетка всплеснула руками: «Какая же я разиня, смотрела, смотрела, а все-таки проглядела! » Таким же образом «таракан» съел и вторую ложку и всю тарелку, а потом и кашу и компот. Игра настолько захватила малыша, что он с нетерпением ждал ужина, чтобы снова ловить черного таракана.
Тетка не только сама создавала игровую ситуацию во время еды, но и подключала, использовала творческую фантазию самого ребенка. Например, подходит время обеда, а мальчик играет в шофера, бегает по комнате с обручем-рулем, надсаживается «в-в-в-в-в-в». Тетка не перебивает игру, включается в нее, говорит малышу: «У тебя бензин кончился, надо заправиться». Мальчик принимает ее предложение. Затем тетка говорит, что пока машина заправляется, шофер должен поесть. И логика игры заставляет ребенка зайти в «чайную», перекусить, как это бы сделал настоящий шофер. Он ест все, что лодают, потому что в этот момент он не кто-нибудь, а шофер, взрослый человек, он торопится снова в рейс. Мы привели этот пример не в качестве догмы или рецепта на все случаи жизни. По-видимому, не каждый ребенок откликнется на «черного таракана», кого-то он может даже испугать. Дело в другом. Тетка, о которой шла речь, интуитивно уловила индивидуальные особенности мальчика и, используя их, создала конкретную игровую ситуацию. Она не стыдила, не просила, не заставляла малыша, а превратила нудный и неприятный ранее процесс приема пищи в интересное, увлекательное и приятное занятие. Мы уже говорили об огромном значении игры в жизни маленького человека. Игра должна стать и становится, как мы только что убедились, мощным средством купирования невротических симптомов. И здесь мы должны сказать несколько слов об искусстве игры с ребенком, именно — искусстве. Дети очень тонко и точно улавливают разницу: когда с «ими играют в игру, сюсюкают и подстраиваются и когда с ними играют по-настоящему, увлеченно.
Если вы вступаете в игру с ребенком, вы должны полностью «входить в роль», отдаваться игре целиком, выкладываться до конца, играть самозабвенно и вдохновенно, только в этом случае вы можете рассчитывать на эмоциональный и духовный контакт, только в этом случае вы сможете эффективно оказывать на ребенка то моральное и нравственное, и воспитательное, и лечебное влияние, которого вы не добьетесь никакими другими способами. С помощью игры, а не игры в игру, вы сможете помочь ребенку преодолеть болезненные невротические симптомы. Допустим, ребенок испугался собаки. Сколько бы вы ни убеждали его, что собака—друг человека, что не нужно бояться собак, что они добрые и хорошие — вы ничего не добьетесь. Но увлеките ребенка игрой в пограничника (а ведь пограничники не обходятся без собак) и постепенно, не навязчиво, в процессе игры вы сумеете перестроить отношение ребенка к этим преданным человеку животным, привить к ним доброе отношение и изжить страх. Ребенок боится оставаться один в доме. Затейте с ним игру в сторожа, оставьте ребенка охранять игрушечный уголок, а сами отправьтесь проверять соседние посты — и вы уже сможете выйти развесить на улице белье, позднее сходить в ближайший магазин за покупками, а в дальнейшем и вообще отучите малыша от страха одиночества. Ваш сын или дочь боятся темноты. Придумайте такую игру, чтобы она проходила в темной комнате. Постепенно в игровой ситуации ребенок научится преодолевать страх темноты. Игра — сильнее любых нотаций и наказаний. Самые изощренные и искусные словесные нравоучения вследствие физиологической недоразвитости у детей-дошкольников второй сигнальной системы, по сути дела, бессмысленны и бесполезны. Игра же, которая- вся держится на интересе, на удовольствии, в основе которой лежат положительные эмоции, намного быстрее и надежнее позволит достигнуть необходимой цели. Даже при таком тяжелом неврозе, как онанизм, посредством интересной захватывающей игры можно отвлечь ребенка от онанирования, поглотить игрою все его внимание, заполнить ею все свободное время.
Нужно взять на вооружение еще одно важное правило при воспитании нервных детей: научиться «не замечать» невротических симптомов, не фиксировать внимание детей на болезненных недостатках. И не только внешне не показывать вида, но и внутренне приучить себя не реагировать, к примеру, на тики или заикание, или отсутствие аппетита. Кстати, еще несколько замечаний по поводу пониженного аппетита. Мы согласны с рекомендациями многих авторов: не реагировать болезненно на отказ ребенка от еды, спокойно и дружелюбно выпустить его из-за стола. И подождать до обеда. Если он и от обеда откажется, то ничего страшного не произойдет, если вы снова, ни чем его не укорив, отложите прием пищи до ужина. В конце концов здоровый пищевой инстинкт возобладает — и к ужину в 99, 9% аппетит восстановится. Нужно только придерживаться одного правила: никаких укоров, никаких разговоров в присутствии ребенка о его плохом аппетите, никакого внешнего беспокойства, наоборот, спокойное, ровное отношение, будто бы ничего и не случилось. И еще — ни в коем случае не подкармливать в промежутках, даже если ребенок сам попросит. В этом случае нужно ласково объяснить, что принимать пищу полагается только в отведенные для этого часы и попросить малыша потерпеть немного: до обеда или до ужина. И еще один совет. Мы считаем, что ребенок должен принимать участие в общесемейных обедах или ужинах. Это создаст у него дополнительный интерес к приему пиши. Но здесь следует учитывать одно важное обстоятельство: маленький член семьи ест значительно медленнее старших, поэтому он неизбежно отстанет от всех — и тогда у него сразу же пропадет интерес, а вместе с интересом и аппетит. Поэтому мы рекомендуем кормление ребенка начинать немного раньше, чем за стол сядут взрослые, чтобы к тому времени, когда взрослые начнут обедать, ребенок уже успел съесть первое. Тогда ему не нужно будет торопиться, он закончит обед одновременно со всеми или даже чуть быстрее. В таком «соревновании» опять-таки кроется элемент игры, что, как мы убедились, далеко не второстепенный фактор. При развитии у ребенка логоневроза очень важно своевременное обращение к врачу и логопеду. Лечение и занятия, которые они назначат, необходимо неукоснительно выполнять. Поэтому мы позволим себе сказать только несколько слов по поводу тактики родителей при воспитании детей-заик. С первого же дня должна соблюдаться, как выражаются педагоги, строгая эмоциональная диета. Необходимо до минимума ограничить контакты ребенка, особенно с незнакомыми людьми. Если есть возможность, нужно вывезти ребенка за город на природу. Не фиксировать его внимание на заболевании. Построить режим дня так, чтобы маленький человек как можно больше спал, вплоть до использования снотворных. Меньше шумных подвижных игр, побольше «молчаливых» и спокойных. Никаких новых стихов, книг, тем более телевизионных передач и кинокартин. Хорошо помогает в этом случае пение и ряд специальных игр, в ходе которых ребенок не торопясь и не напрягаясь, непринужденно объясняет взрослому партнеру свои действия. Например, «Я беру мяч», я бросаю мяч, я ловлю мяч». Или: «Я беру ножницы, режу бумагу, беру клей» и т. п.
При ночном энурезе рекомендуется специальная водно-солевая диета, разработанная советским ученым Н. И. Красногорским. Основной ее принцип: резкое снижение потребления воды, особенно после 17 часов, отсутствие в рационе продуктов, способных усилить жажду или образование мочи. Непосредственно перед сном рекомендуется дать ребенку маленький кусочек селедки или кусочек хлеба с солью. Принятая на ночь соль будет способствовать задержке, воды в организме, в результате чего значительно уменьшится образование мочи. Не рекомендуется будить ребенка ночью, так как это не приведет к желаемому эффекту. Все мероприятия должны быть направлены на то, чтоб малыш приучился просыпаться сам. По назначению врача в домашних условиях иногда проводят хлорэтиловые блокады пояснично-крестцовой области. Блокады благоприятно воздействуют на центры мочеиспускания и дефекации, которые находятся в спинном мозгу. По свидетельству латышских медикоз, разработавших данный метод лечения, блокады весьма эффективны. Еще одно важное правило при лечении энуреза: ребенок должен ложиться в теплую постель и не должен мерзнуть во время сна. Очень осторожная и последовательная тактика должна проводиться родителями при смене жизненного или семейного стереотипа (поступление в детсад или ясли, рождение второго ребенка, приход в семью отчима или мачехи). В каждом отдельном случае смене стереотипа должна предшествовать длительная подготовка, многократные разъяснения и беседы, которые следует проводить в исключительно ласковом тоне, в обстановке уважительного отношения к ребенку, к его упрямству и «непонятливости». Несколько слов' о телевидений. Последнее время много спорят о вреде и пользе телевизионных передач на психику и развитие ребенка. Опыт говорит, что при разумном н дозированном просмотре передач (5—7 часов в неделю) никаких вредных последствий не наступает. Наоборот, время, которое ребенок проводит у телевизора, можно использовать в воспитательных целях, общаясь с малышом, направляя и управляя его вниманием. Дошкольный период сменяется школьным. Поэтому постепенно, исподволь необходимо готовить детей к школе. В игровой ситуации нужно научить ребенка простому арифметическому счету и элементарной грамоте. Эта подготовка необходима ему, чтобы школа не застала врасплох. Иначе гораздо труднее будет протекать школьный период, начало которого совпадает по времени с началом второго физиологического криза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|