Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие симптомы детской нервности




Другие симптомы детской нервности

 

Многие из детских невротических реакций сопровождают­ся головными болями. Иногда головные боли выступают как самостоятельный симптом, причиной которого является пе­реутомление или повышение внутричерепного давления.

Много неприятностей доставляют родителям страхи де­тей. Такие дети боятся остаться дома одни, даже в дневное время. Часто у впечатлительных, нервных детей -наблюдает­ся страх темноты. И крайне мучительным бывает у детей, возникающий под влиянием неосторожных разговоров взрос­лых, страх смерти!

Нервность детей может проявляться также крайней же­стокостью и агрессивностью. Такие дети порой без всяких причин нападают на своих сверстников или младших по воз­расту, жестоко бьют, щипают, кусают их. Эта жестокость не объяснима только на первый взгляд. Обычно она возникает как реакция имитации (т. е. подражания) на жестокое отно­шение взрослых, несправедливые наказания и чрезмерные строгости.

Итак, почти во всех случаях, не считая некоторых врож­денных заболеваний, детская нервность — результат непра­вильного воспитания, неправильного отношения родителей к детям.

 

«Черный таракан»

 

Лечение и воспитание нервных детей чрезвычайно трудное дело. И не потому, что у медиков нет достаточно сильных лекарств, не потому, что наша педагогическая наука не
разработала эффективных методов воспитания. Как раз наоборот, медики располагают широким диапазоном лекарственных препаратов, ученые-педагоги разработали немало
оригинальных схем и эффективных методик, базирующихся на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку.
Главная трудность воспитания нервных детей в том, что в первую очередь воспитанию и перевоспитанию подлежат не дети, а их родители.

Мы уже не раз говорили, что основной причиной детских нервных заболеваний являются ошибки воспитания, - Если те или иные ошибки, те или иные неправильные методы при­вели к неврозу, то вполне понятно, что для ликвидации не­вротической реакции необходимо устранить породившие ее ошибки, т. е. в корне изменить подход к ребенку, перестро­ить весь жизненный уклад семьи. И самое важное осознать свою ошибку, свою неправоту. А это — очень нелегко!

К тому же, перестройка должна проходить постепенно, незаметно для маленького пациента, она не должна превра­щаться в метание из крайности в крайность — от чрезмерных строгостей к неуемной ласке и наоборот. Такие перепады только усугубляют невроз.

Иногда необходимость «перестройки» сталкивается с не­преодолимыми трудностями. Что делать, если причиной нерв­ного заболевания послужило пьянство отца или распад семьи? Что делать, если нервная сшибка произошла в ре­зультате различных взглядов на воспитание, а следователь­но, и различных подходов к ребенку со стороны родителей. В последнем случае никто из родителей конкретно не вино­ват и в то же время виноваты оба и обоим необходимо искать единственно правильный и согласованный подход, обоим необходимо перестраивать себя. От того, хватит ли у родителей терпения и мужества для такой «перестройки», хватит ли у них необходимого такта для коренного измене­ния семейного уклада, зависит и течение неврозов.

Родители одного' нашего пациента, страдавшего выражен­ной анорексией, рассказали, как тетка мальчика, у которой они отдыхали летом, «легко и просто» восстановила казалось бы совершенно пропавший аппетит сына.

Во время обеда, когда малыш уже хотел было по при­вычке отодвинуть тарелку с супом, тетка подсела к нему и доверительным тоном рассказала, что у нее в доме появил­ся черный таракан, который поедает все подряд — и суп, и кашу, и даже компот. «Надо быть осторожным, — предупре­дила тетка, — черный таракан очень хитрый». Она подняла ложку с супом с таким расчетом, чтобы малыш мог до нее дотянуться, и начала оглядываться по сторонам: нег ли где черного таракана. Пока она оглядывалась, мальчик слизнул с ложки суп. Увидев пустую ложку, тетка всплеснула рука­ми: «Какая же я разиня, смотрела, смотрела, а все-таки про­глядела! » Таким же образом «таракан» съел и вторую лож­ку и всю тарелку, а потом и кашу и компот. Игра настоль­ко захватила малыша, что он с нетерпением ждал ужина, чтобы снова ловить черного таракана.

Тетка не только сама создавала игровую ситуацию во время еды, но и подключала, использовала творческую фан­тазию самого ребенка. Например, подходит время обеда, а мальчик играет в шофера, бегает по комнате с обручем-ру­лем, надсаживается «в-в-в-в-в-в». Тетка не перебивает игру, включается в нее, говорит малышу: «У тебя бензин кончился, надо заправиться». Мальчик принимает ее предложение. За­тем тетка говорит, что пока машина заправляется, шофер должен поесть. И логика игры заставляет ребенка зайти в «чайную», перекусить, как это бы сделал настоящий шофер. Он ест все, что лодают, потому что в этот момент он не кто-нибудь, а шофер, взрослый человек, он торопится снова в рейс.

Мы привели этот пример не в качестве догмы или рецеп­та на все случаи жизни. По-видимому, не каждый ребенок откликнется на «черного таракана», кого-то он может даже испугать. Дело в другом. Тетка, о которой шла речь, интуи­тивно уловила индивидуальные особенности мальчика и, ис­пользуя их, создала конкретную игровую ситуацию. Она не стыдила, не просила, не заставляла малыша, а превратила нудный и неприятный ранее процесс приема пищи в инте­ресное, увлекательное и приятное занятие.

Мы уже говорили об огромном значении игры в жизни маленького человека. Игра должна стать и становится, как мы только что убедились, мощным средством купирования невротических симптомов. И здесь мы должны сказать не­сколько слов об искусстве игры с ребенком, именно — искус­стве. Дети очень тонко и точно улавливают разницу: когда с «ими играют в игру, сюсюкают и подстраиваются и когда с ними играют по-настоящему, увлеченно.

Если вы вступаете в игру с ребенком, вы должны пол­ностью «входить в роль», отдаваться игре целиком, выкла­дываться до конца, играть самозабвенно и вдохновенно, только в этом случае вы можете рассчитывать на эмоцио­нальный и духовный контакт, только в этом случае вы смо­жете эффективно оказывать на ребенка то моральное и нрав­ственное, и воспитательное, и лечебное влияние, которого вы не добьетесь никакими другими способами.

С помощью игры, а не игры в игру, вы сможете помочь ребенку преодолеть болезненные невротические симптомы. Допустим, ребенок испугался собаки. Сколько бы вы ни убеждали его, что собака—друг человека, что не нужно бояться собак, что они добрые и хорошие — вы ничего не добьетесь. Но увлеките ребенка игрой в пограничника (а ведь пограничники не обходятся без собак) и постепенно, не на­вязчиво, в процессе игры вы сумеете перестроить отношение ребенка к этим преданным человеку животным, привить к ним доброе отношение и изжить страх.

Ребенок боится оставаться один в доме. Затейте с ним игру в сторожа, оставьте ребенка охранять игрушечный уго­лок, а сами отправьтесь проверять соседние посты — и вы уже сможете выйти развесить на улице белье, позднее схо­дить в ближайший магазин за покупками, а в дальнейшем и вообще отучите малыша от страха одиночества.

Ваш сын или дочь боятся темноты. Придумайте такую игру, чтобы она проходила в темной комнате. Постепенно в игровой ситуации ребенок научится преодолевать страх тем­ноты.

Игра — сильнее любых нотаций и наказаний. Самые изощренные и искусные словесные нравоучения вследствие физиологической недоразвитости у детей-дошкольников вто­рой сигнальной системы, по сути дела, бессмысленны и бес­полезны. Игра же, которая- вся держится на интересе, на удовольствии, в основе которой лежат положительные эмо­ции, намного быстрее и надежнее позволит достигнуть не­обходимой цели. Даже при таком тяжелом неврозе, как она­низм, посредством интересной захватывающей игры можно отвлечь ребенка от онанирования, поглотить игрою все его внимание, заполнить ею все свободное время.

Нужно взять на вооружение еще одно важное правило при воспитании нервных детей: научиться «не замечать» не­вротических симптомов, не фиксировать внимание детей на болезненных недостатках. И не только внешне не показы­вать вида, но и внутренне приучить себя не реагировать, к примеру, на тики или заикание, или отсутствие аппетита.

Кстати, еще несколько замечаний по поводу пониженного аппетита. Мы согласны с рекомендациями многих авторов: не реагировать болезненно на отказ ребенка от еды, спокой­но и дружелюбно выпустить его из-за стола. И подождать до обеда. Если он и от обеда откажется, то ничего страшно­го не произойдет, если вы снова, ни чем его не укорив, отло­жите прием пищи до ужина. В конце концов здоровый пи­щевой инстинкт возобладает — и к ужину в 99, 9% аппетит восстановится. Нужно только придерживаться одного прави­ла: никаких укоров, никаких разговоров в присутствии ре­бенка о его плохом аппетите, никакого внешнего беспокой­ства, наоборот, спокойное, ровное отношение, будто бы ни­чего и не случилось. И еще — ни в коем случае не подкарм­ливать в промежутках, даже если ребенок сам попросит. В этом случае нужно ласково объяснить, что принимать пи­щу полагается только в отведенные для этого часы и по­просить малыша потерпеть немного: до обеда или до ужина.

И еще один совет. Мы считаем, что ребенок должен при­нимать участие в общесемейных обедах или ужинах. Это создаст у него дополнительный интерес к приему пиши. Но здесь следует учитывать одно важное обстоятельство: ма­ленький член семьи ест значительно медленнее старших, по­этому он неизбежно отстанет от всех — и тогда у него сра­зу же пропадет интерес, а вместе с интересом и аппетит. По­этому мы рекомендуем кормление ребенка начинать немного раньше, чем за стол сядут взрослые, чтобы к тому времени, когда взрослые начнут обедать, ребенок уже успел съесть первое. Тогда ему не нужно будет торопиться, он закончит обед одновременно со всеми или даже чуть быстрее. В таком «соревновании» опять-таки кроется элемент игры, что, как мы убедились, далеко не второстепенный фактор.

При развитии у ребенка логоневроза очень важно своевре­менное обращение к врачу и логопеду. Лечение и занятия, которые они назначат, необходимо неукоснительно выпол­нять. Поэтому мы позволим себе сказать только несколько слов по поводу тактики родителей при воспитании детей-заик.

С первого же дня должна соблюдаться, как выражаются педагоги, строгая эмоциональная диета. Необходимо до ми­нимума ограничить контакты ребенка, особенно с незнако­мыми людьми. Если есть возможность, нужно вывезти ре­бенка за город на природу. Не фиксировать его внимание на заболевании. Построить режим дня так, чтобы маленький человек как можно больше спал, вплоть до использования снотворных. Меньше шумных подвижных игр, побольше «молчаливых» и спокойных. Никаких новых стихов, книг, тем более телевизионных передач и кинокартин. Хорошо по­могает в этом случае пение и ряд специальных игр, в ходе которых ребенок не торопясь и не напрягаясь, непринужден­но объясняет взрослому партнеру свои действия. Например, «Я беру мяч», я бросаю мяч, я ловлю мяч». Или: «Я беру ножницы, режу бумагу, беру клей» и т. п.

При ночном энурезе рекомендуется специальная водно-солевая диета, разработанная советским ученым Н. И. Крас­ногорским. Основной ее принцип: резкое снижение потреб­ления воды, особенно после 17 часов, отсутствие в рационе продуктов, способных усилить жажду или образование мочи. Непосредственно перед сном рекомендуется дать ребен­ку маленький кусочек селедки или кусочек хлеба с солью. Принятая на ночь соль будет способствовать задержке, воды в организме, в результате чего значительно уменьшится об­разование мочи. Не рекомендуется будить ребенка ночью, так как это не приведет к желаемому эффекту. Все меро­приятия должны быть направлены на то, чтоб малыш при­учился просыпаться сам.

По назначению врача в домашних условиях иногда про­водят хлорэтиловые блокады пояснично-крестцовой области. Блокады благоприятно воздействуют на центры мочеиспу­скания и дефекации, которые находятся в спинном мозгу. По свидетельству латышских медикоз, разработавших дан­ный метод лечения, блокады весьма эффективны.

Еще одно важное правило при лечении энуреза: ребенок должен ложиться в теплую постель и не должен мерзнуть во время сна.

Очень осторожная и последовательная тактика должна проводиться родителями при смене жизненного или семей­ного стереотипа (поступление в детсад или ясли, рождение второго ребенка, приход в семью отчима или мачехи). В каждом отдельном случае смене стереотипа должна пред­шествовать длительная подготовка, многократные разъясне­ния и беседы, которые следует проводить в исключительно ласковом тоне, в обстановке уважительного отношения к ре­бенку, к его упрямству и «непонятливости».

Несколько слов' о телевидений. Последнее время много спорят о вреде и пользе телевизионных передач на психику и развитие ребенка. Опыт говорит, что при разумном н до­зированном просмотре передач (5—7 часов в неделю) ни­каких вредных последствий не наступает. Наоборот, время, которое ребенок проводит у телевизора, можно использо­вать в воспитательных целях, общаясь с малышом, направ­ляя и управляя его вниманием.

Дошкольный период сменяется школьным. Поэтому по­степенно, исподволь необходимо готовить детей к школе. В игровой ситуации нужно научить ребенка простому ариф­метическому счету и элементарной грамоте. Эта подготовка необходима ему, чтобы школа не застала врасплох. Иначе гораздо труднее будет протекать школьный период, начало которого совпадает по времени с началом второго физиоло­гического криза.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...