Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ




Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

 

Первый раз в первый класс

 

Прозвенел первый школьный звонок. Впервые захлопну­лись за малышами двери класса и они остались «один на один» с учителем. Свершилось одно из важнейших событий в жизни маленького человека. Ребенок стал школьником.

Начало школьного периода привносит в жизнь детей два на первый взгляд взаимно противоположных фактора. С од­ной стороны, школа дает ребенку больше свободы, предо­ставляет ему некоторую независимость, меняется отношение родителей — они меньше стесняют запретами и ограничения­ми. С другой стороны, дети попадают в такие условия, ко­торые подчиняют их жизнь твердому режиму, требуют со­вершенно новых видов деятельности. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь маленький человек должен регулировать свою деятельность требования­ми строгой школьной дисциплины, а мотивы этой деятельно­сти подчинять требованиям. учителя. Живущий пока что только в основном эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания.

«Новая атмосфера школы с ее непривычным для ребен­ка укладом в физическом и духовном отношении произво­дит неизбежный перелом всей жизни даже вполне здорового нормального ребенка», — писал известный русский ученый В. П. Кащенко. Вдвойне труден такой перелом для детей со слабым или неуравновешенным типом нервной системы, для детей, которые еще в дошкольном возрасте перенесли нерв­ное заболевание. Поэтому нередко в этот период наблюдает­ся обострение самых различных нервных заболеваний или рецидив их. Часто в первом классе усиливается заикание, нервные тики, иногда возобновляется ночное недержание мочи.

Но и у детей с сильным типом высшей нервной деятель­ности в результате неправильного предшествующего воспи­тания «перелом» может протекать весьма тяжело. В первую очередь это касается избалованных, изнеженных детей, ко­торым в домашних условиях было все дозволено. Им очень трудно, а иногда и непосильно бывает сразу приспособиться к строгой школьной дисциплине. Иногда у таких детей раз­виваются специфические неврозы, которые в научной лите­ратуре так и называются школьными.

Приспособление детей к новой школьной обстановке ос­ложняется еще и тем, что возраст 7—9 лет (т. е. младший школьный возраст) совпадает по времени, как мы уже от­мечали, со вторым возрастным кризом.

Физиологическая сущность этого криза еще полностью не выяснена. По мнению ряда ученых, в период второго криза прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например гипофи­за, коры надпочечников. Так или иначе в этом возрасте, как и в период первого криза, наблюдается отчетливый эндо­кринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом те­ла, увеличением внутренних органов, вегетативной перестрой­кой.

Все это требует от организма большого напряжения и мо­билизации всех резервов, что, в свою очередь, приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости.

Зачем же тогда, спросят нас некоторые родители, имен­но в это время начинать школьные занятия? Не лучше ли подождать, когда минует критической период? Нет, не луч­ше! И вот почему.

В период второго физиологического криза вступают в дей­ствие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мускульной эмоциональ­ной жизни к жизни сознания. В этот период завершает свое" формирование вторая сигнальная система, начинает форми­роваться личность маленького человека. И школа всем сво­им укладом помогает малышу преодолеть издержки крити­ческого возраста, помогает быстрее войти в спокойное русло.

Хуже, когда по каким-либо причинам происходит задерж­ка психофизического развития, когда критический период за­держивается на -несколько лет и ребенок приходит в школу на уровне развития 5—6-летнего малыша. Вот здесь дейст­вительно школа отрицательно сказывается на нервно-психи­ческом здоровье.

Таким детям совершенно недоступны, просто не доходят до их сознания. требования школы, их познавательная дея­тельность не выходит за рамки игровой, они не могут сосре­доточить внимания, не могут сдерживать эмоции, на уроках продолжают играть, не подчиняются правилам школьной жизни, не проявляют никакой заинтересованности в школь­ных занятия, Стоит ли говорить, что такие дети не усваива­ют цельную программу и сразу же попадают в разряд не­успевающих. Однако они довольно легко выполняют многие из школьных заданий и требований в игровой ситуации. Вне класса они оживлены, инициативны, сообразительны и изо­бретательны.

Причины «задержки» самые разнообразные, среди них: патологическое течение беременности и родов, заболевания в младенческом возрасте — диспепсии, ревматизм, инфекции, алкоголизм родителей, неблагоприятные семейные обстоя­тельства, в результате которых дети неухожены и запущены.

Воспитание и обучение таких детей представляют боль­шие трудности, но об этом поговорим несколько ниже.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...