Заикание. Нервные тики
Заикание
Вначале приведем научное определение заболевания: «Логоневроз или заикание — это, вызванное судорогами мышц речевого аппарата, нарушение речи, при котором ее плавное течение прерывается независящими от воли больного остановками, повторениями отдельных букв, слогов или целых слов». Теперь вспомним, что случилось с Мариком из рассказа «Не надо, папочка». После испуга мальчик стал как-то странно говорить ма-ма-ма-мамочка, и-и-и-игрушка, затем появились длительные остановки при произнесении слов: н-... е, н... а-а-а-адо. При этому мальчика краснело лицо, весь он напрягался, мышцы шеи судорожно сокращались. У Марика развились типичные симптомы заикания. Имеется два вида заикания: клоническое и тоническое. При клоническом заикании ребенок повторяет по несколько раз один и тот же звук или слог (ма-ма-ма-мамочка). При тоническом заикании возникают длительные остановки при произнесении слова (н... е). Но чаще всего наблюдается смешанный вид: клоникотоническое заикание (н... а-а-адо). Как и при других неврозах причиной заикания может стать острый испуг или же длительное перенапряжение. Но наряду с общими есть и свои специфические причины, ведущие к логоневрозу. Наибольший процент начала заболевания падает на возраст от двух до пяти лет, т. е. на период формирования речи. Этот период (при незрелости речевого аппарата и его корковой корреляции) характерен повышенным влечением детей к слову. Учеными подсчитано, что дети в этом возрасте за день произносят около 15 тысяч слов. Нередко родители начинают хвастаться друг перед другом, заставляют детей выступать перед гостями. И дети, подбадриваемые взрослыми-, взахлеб, на полной отдаче читают стихи и сказки. При этом неизбежно возникает перенапряжение нервных процессов, и случайная запинка, задержка при чтении, может оказаться роковой, привести к срыву коркового контроля над речевым аппаратом, а следовательно, к поломке этого аппарата и развитию заикания.
При формировании речи у детей обычно бывает две тенденции: стремление к быстроговорению и растягивание гласных, иногда с повторением отдельных слогов при произношении «трудных» слов. По возможности надо отучать детей от привычки говорить быстро, захлебываясь, но ни в коем случае нельзя фиксировать их внимание на недостатках, требовать повторения без запинки «трудных» слов. Надо дать детям время выговориться. И тогда физиологическое заикание исчезнет само собой, в противном случае может сработать механизм патологически упрочившейся условной связи, Иногда причиной развития заикания служит такая возрастная особенность дошкольников, как стремление к подражанию. Поэтому нужно стараться изолировать детей от родственников и взрослых, страдающих логоневрозами. Дети, по неразумению своему, часто смеются над заикающимися сверстниками, а иногда и дразнят их. Помимо того, что передразнивание душевно ранит детей-заик, оно иногда жестоко наказывает и самих обидчиков. Дети, еще недавно дразнившие своих товарищей, под влиянием психической травмы вдруг начинают заикаться сами и заикание у них, как правило, более тяжелое, чем у тех, кого они дразнили. Здесь опять действует механизм патологически упрочившейся условной связи. Поэтому надо безоговорочно и в корне пресекать любые попытки передразнивания. В 10% случаев (по данным М. Е. Шуберт) заикание возникает в результате тяжелых инфекционных заболеваний — таких, например, как корь, скарлатина, дифтерия, коклюш. Известный советский психиатр В. А. Гиляровский объяснил это тем, что под влиянием высокой температуры у детей может наблюдаться кратковременная утрата приобретенных навыков, в том числе и затруднение в речи, что является для ребенка значительной психической травмой и обусловливает в ряде случаев возникновение логоневрозов.
Еще одна немаловажная деталь: заикание у мальчиков встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это тем, что общая моторика, в том числе и речевая, у девочек обычно лучше развита, чем у мальчиков. Кроме того, мальчики в силу своих особенностей чаще попадают в психотравмирующие ситуации. У детей с неблагоприятным течением логоневроза нередко развиваются вторичные невротические черты: раздражительность, взрывчатость, агрессивность — в одних случаях, и мнительность, ранимость, плаксивость — в других. Очень ча- сто дети-заики становятся замкнутыми, малообщительными, неразговорчивыми, у них развивается страх перед речью. Один наш пациент, бесстрашно катавшийся на лыжах и прыгавший с трамплина, боялся выйти на улицу, ни с кем из ребят не общался, хотя ему очень хотелось найти друга. Только вечером с родителями он решался погулять во дворе. Днем же часами сидел у окна и в бинокль наблюдал, как играют его сверстники.
Нервные тики
Нервными тиками называют непроизвольные автоматизированные сокращения отдельных мышечных групп: моргание, шмыгание носом, своеобразное движение губ, встряхивание головы, подергивание плечами или верхней частью тела, наконец, однообразное покашливание, придыхание, кряхтение. Природа тиков еще не раскрыта полностью. Нередко они развиваются по механизму патологически упрочившейся условной связи. Очень часто тикозные движения первоначально носят защитный характер, например мигание при попадании в глаз соринки, вращательные движения шеей при тесном, воротнике, поддерживающее движение при ношении брюк без ремня. Есть теория, объясняющая нервные тики как реакцию организма ребенка на ограничение активности, па вынужденную скованность и малоактивность. Жажда движения, подавленная строгостями и запретами, находит выход в непроизвольном сокращении отдельных мышечных групп.
Сторонники этой теории приводят в качестве примера поведение животных в зоопарке. Звери, запертые в тесных клетках, часами ходят из угла в угол, стереотипно встряхивая головой и оскаливаясь. Бесспорно, эти движения очень похожи па тикозные. Поэтому несмотря на некоторую ограниченность и условность данной теории, нельзя полностью сбрасывать ее со счетов. Мы уже говорили, что подавление самостоятельности и активности ребенка неизбежно ведет к нервности. По-видимому, в ряде случаев это подавление обусловливает и нервные тики. Ведь чаще всего они возникают в период физиологического криза, когда дети особенно остро реагируют на ограничение самостоятельности, причем усиливаются тикозные движения обычно с приходом в школу, когда сам школьный уклад заставляет детей ограничивать свою двигательную активность, Ночные страхи, снохождения
Этот невроз чаще всего возникает в результате испуга, или после каких-либо неожиданных нервных переживаний у впечатлительных, ранимых детей. Иногда причиной ночных страхов служат запугивания взрослых «буками», «милиционерами», «уколами». Проявляется этот невроз обычно так: ребенок неожиданно просыпается среди ночи, чаще с криком, глаза его полны ужаса, тело покрыто потом, он дико поводит глазами, иногда встает с постели, бегает или ходит по комнате, родственников -не узнает, не откликается на их обращение, вырывается, если его пытаются удержать. Иногда дети просыпаются, иногда успокаиваются, не просыпаясь, ложатся в постель и продолжают спать. Утром дети ничего о своем состоянии не помнят или отрывочно вспоминают, как о страшном сне. Иногда -ночные страхи и снохождения являются предвестником эпилептической болезни, поэтому при возникновения этого невроза необходимо немедленное, тщательное врачебное обследование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|