Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заикание. Нервные тики




Заикание

 

Вначале приведем научное определение заболевания: «Логоневроз или заикание — это, вызванное судорогами мышц речевого аппарата, нарушение речи, при котором ее плавное течение прерывается независящими от воли боль­ного остановками, повторениями отдельных букв, слогов или целых слов».

Теперь вспомним, что случилось с Мариком из рассказа «Не надо, папочка». После испуга мальчик стал как-то странно говорить ма-ма-ма-мамочка, и-и-и-игрушка, затем появились длительные остановки при произнесении слов: н-... е, н... а-а-а-адо. При этому мальчика краснело лицо, весь он напрягался, мышцы шеи судорожно сокращались. У Марика развились типичные симптомы заикания.

Имеется два вида заикания: клоническое и тоническое. При клоническом заикании ребенок повторяет по несколько раз один и тот же звук или слог (ма-ма-ма-мамочка). При тоническом заикании возникают длительные остановки при произнесении слова (н... е). Но чаще всего наблюдается сме­шанный вид: клоникотоническое заикание (н... а-а-адо).

Как и при других неврозах причиной заикания может стать острый испуг или же длительное перенапряжение. Но наряду с общими есть и свои специфические причины, веду­щие к логоневрозу.

Наибольший процент начала заболевания падает на воз­раст от двух до пяти лет, т. е. на период формирования ре­чи. Этот период (при незрелости речевого аппарата и его корковой корреляции) характерен повышенным влечением детей к слову. Учеными подсчитано, что дети в этом возра­сте за день произносят около 15 тысяч слов.

Нередко родители начинают хвастаться друг перед дру­гом, заставляют детей выступать перед гостями. И дети, под­бадриваемые взрослыми-, взахлеб, на полной отдаче чита­ют стихи и сказки. При этом неизбежно возникает перена­пряжение нервных процессов, и случайная запинка, задерж­ка при чтении, может оказаться роковой, привести к срыву коркового контроля над речевым аппаратом, а следователь­но, к поломке этого аппарата и развитию заикания.

При формировании речи у детей обычно бывает две тен­денции: стремление к быстроговорению и растягивание глас­ных, иногда с повторением отдельных слогов при произно­шении «трудных» слов. По возможности надо отучать детей от привычки говорить быстро, захлебываясь, но ни в коем случае нельзя фиксировать их внимание на недостатках, тре­бовать повторения без запинки «трудных» слов. Надо дать детям время выговориться. И тогда физиологическое заика­ние исчезнет само собой, в противном случае может срабо­тать механизм патологически упрочившейся условной связи,

Иногда причиной развития заикания служит такая воз­растная особенность дошкольников, как стремление к под­ражанию. Поэтому нужно стараться изолировать детей от родственников и взрослых, страдающих логоневрозами.

Дети, по неразумению своему, часто смеются над заика­ющимися сверстниками, а иногда и дразнят их. Помимо то­го, что передразнивание душевно ранит детей-заик, оно ино­гда жестоко наказывает и самих обидчиков. Дети, еще не­давно дразнившие своих товарищей, под влиянием психиче­ской травмы вдруг начинают заикаться сами и заикание у них, как правило, более тяжелое, чем у тех, кого они драз­нили. Здесь опять действует механизм патологически упро­чившейся условной связи. Поэтому надо безоговорочно и в корне пресекать любые попытки передразнивания.

В 10% случаев (по данным М. Е. Шуберт) заикание воз­никает в результате тяжелых инфекционных заболеваний — таких, например, как корь, скарлатина, дифтерия, коклюш. Известный советский психиатр В. А. Гиляровский объяснил это тем, что под влиянием высокой температуры у детей мо­жет наблюдаться кратковременная утрата приобретенных на­выков, в том числе и затруднение в речи, что является для ребенка значительной психической травмой и обусловливает в ряде случаев возникновение логоневрозов.

Еще одна немаловажная деталь: заикание у мальчиков встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это тем, что общая моторика, в том числе и ре­чевая, у девочек обычно лучше развита, чем у мальчиков. Кроме того, мальчики в силу своих особенностей чаще по­падают в психотравмирующие ситуации.

У детей с неблагоприятным течением логоневроза неред­ко развиваются вторичные невротические черты: раздражи­тельность, взрывчатость, агрессивность — в одних случаях, и мнительность, ранимость, плаксивость — в других. Очень ча-

сто дети-заики становятся замкнутыми, малообщительными, неразговорчивыми, у них развивается страх перед речью.

Один наш пациент, бесстрашно катавшийся на лыжах и прыгавший с трамплина, боялся выйти на улицу, ни с кем из ребят не общался, хотя ему очень хотелось найти друга. Только вечером с родителями он решался погулять во дво­ре. Днем же часами сидел у окна и в бинокль наблюдал, как играют его сверстники.

 

 

Нервные тики

 

Нервными тиками называют непроизвольные автоматизи­рованные сокращения отдельных мышечных групп: моргание, шмыгание носом, своеобразное движение губ, встряхивание головы, подергивание плечами или верхней частью тела, на­конец, однообразное покашливание, придыхание, кряхтение.

Природа тиков еще не раскрыта полностью. Нередко они развиваются по механизму патологически упрочившейся ус­ловной связи. Очень часто тикозные движения первоначаль­но носят защитный характер, например мигание при попа­дании в глаз соринки, вращательные движения шеей при тесном, воротнике, поддерживающее движение при ношении брюк без ремня.

Есть теория, объясняющая нервные тики как реакцию ор­ганизма ребенка на ограничение активности, па вынужден­ную скованность и малоактивность. Жажда движения, по­давленная строгостями и запретами, находит выход в не­произвольном сокращении отдельных мышечных групп.

Сторонники этой теории приводят в качестве примера по­ведение животных в зоопарке. Звери, запертые в тесных клетках, часами ходят из угла в угол, стереотипно встряхи­вая головой и оскаливаясь. Бесспорно, эти движения очень похожи па тикозные. Поэтому несмотря на некоторую огра­ниченность и условность данной теории, нельзя полностью сбрасывать ее со счетов.

Мы уже говорили, что подавление самостоятельности и активности ребенка неизбежно ведет к нервности. По-види­мому, в ряде случаев это подавление обусловливает и нерв­ные тики. Ведь чаще всего они возникают в период физиоло­гического криза, когда дети особенно остро реагируют на ограничение самостоятельности, причем усиливаются тикоз­ные движения обычно с приходом в школу, когда сам школь­ный уклад заставляет детей ограничивать свою двигатель­ную активность,

Ночные страхи, снохождения

 

Этот невроз чаще всего возникает в результате испуга, или после каких-либо неожиданных нервных переживаний у впечатлительных, ранимых детей. Иногда причиной ночных страхов служат запугивания взрослых «буками», «милицио­нерами», «уколами».

Проявляется этот невроз обычно так: ребенок неожидан­но просыпается среди ночи, чаще с криком, глаза его пол­ны ужаса, тело покрыто потом, он дико поводит глазами, иногда встает с постели, бегает или ходит по комнате, род­ственников -не узнает, не откликается на их обращение, вы­рывается, если его пытаются удержать. Иногда дети просы­паются, иногда успокаиваются, не просыпаясь, ложатся в постель и продолжают спать. Утром дети ничего о своем состоянии не помнят или отрывочно вспоминают, как о страш­ном сне.

Иногда -ночные страхи и снохождения являются предвест­ником эпилептической болезни, поэтому при возникновения этого невроза необходимо немедленное, тщательное врачеб­ное обследование.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...