Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опять двойка




 

Двоечники, неуспевающие ученики, не усваивающие школьную программу дети — сколько огорчений и забот при­носят они родителям и педагогам, сколько сил и времени отнимают у них! В чем же причина? Почему появляются неуспевающие ученики? Что делать, если ребенок не усваи­вает школьную программу? Все эти вопросы чрезвычайно ак­туальны, особенно сейчас, когда начальная школа перешла на новую, более сложную и трудоемкую программу обуче­ния.

Когда учитель начинает первый урок, все дети для него равны и одинаковы — все в новенькой, отглаженной форме, у всех новые портфели, наборы чистых тетрадей и учебни­ков. Все равные.

Но вот проходит первый день, второй, третий и уже вы­ясняется: одни дети на лету схватывают объяснения, легко выводят в тетради первые палочки, крючочки, кружочки, дру­гим письмо дается с трудом — палочки разъезжаются, кру; жочки не могут свести концы с концами, а есть дети, кото­рым ничего не удается, даже строчку они удержать не мо­гут, соскальзывают, пишут вкривь и вкось, не поймешь что. Дальше — больше. Все уже начинают читать несложные тек­сты, а отдельные ребята не, могут еще соединить две буквы в слог. Все решают первые арифметические задачи, а для некоторых еще недоступно понятие о числе, считают они чи­сто механически и если попросить их посчитать в обратном порядке, например, от 10 до 0, то они даже не могут осмыс­лить данное им задание. Так появляются неуспевающие уче­ники.

Причины неусвоения школьной программы разнообразны и сугубо индивидуальны. Причиной может служить уже опи­санная нами задержка темпа психо-физического развития.

 

Среди других причин — астенические состояния, вызванные либо хроническими заболеваниями, либо остаточными явле­ниями черепно-мозговой травмы.

Иногда неусвоение школьной программы вызвано локаль­ным (т. е. частичным) поражением коры головного мозга. Эти дети при нормальном интеллекте не могут, например, освоить письмо (аграфия), или чтение (алексия), или счет (акалькулия). Тугоухость и слабое зрение также могут по­служить причиной неуспевания в школе.

Сразу оговоримся: мы здесь совершенно не касаемся во­проса об умственно отсталых детях. При выявлении таких детей медико-педагогические комиссии направляют их в спе­циальные вспомогательные школы.

Несмотря на многообразные причины отставания в уче­бе, всех двоечников можно условно разбить на две группы: чрезмерно подвижных и чрезмерно замедленных.

Чрезмерно подвижные дети крайне отвлекаемы, неусидчи­вы, беспокойны. Они не могут надолго сосредоточить внима­ние, любой самый незначительный посторонний раздражи­тель их отвлекает. Задребезжали стекла от проехавшей ми­мо машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внима­ние переключается на этот раздражитель, они теряют нить объяснения учителя, а при ответах нить своего рассказа. Ко­гда педагог обращается к ним, они часто, не дослушав во­прос до конца и не осмыслив его, сразу же начинают отве­чать или задают встречный вопрос. Из-за своей отвлекаемости они не могут охватить целиком прочитанный рассказ или условия арифметической. задачи, поэтому не улавливают главный смысл рассказа или задачи.

Такие дети не могут спокойно сидеть за партой, крутят­ся, вертятся, порой пересаживаются с парты на парту, ме­шают другим детям, дергают девочек за косички, тыкают пером в спины сидящих впереди учеников, затевают игры с учебными пособиями, Пытаются вовлечь в эти игры своих соседей. Обычно (опять же из-за повышенной отвлекаемости) не доводят начатое дело до конца. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы. В дальнейшем, если с такими детьми не проводить коррекционной работы, из них формируются хронические двоечники, драчуны, забияки, срывщики уроков.

У чрезмерно замедленных детей, наоборот, в отношении дисциплины как будто все хорошо. За партой они сидят — не шелохнутся, во время объяснения глядят в глаза учите­лю, вроде бы выполняют все его указания. На переменах также ведут себя спокойно, не принимают участия в общих подвижных играх и шалостях, обычно стоят в стороне. Од­нако в учении они также не блещут успехами, как и чрезмер­но подвижные. Объяснения учителя проходят мимо их ушей, не воспринимаются ими. Такие дети крайне инертны, безыни­циативны, вялы и на первый взгляд равнодушны к школь­ным занятиям. Обычно их пытаются «подстегивать», обви­няют в ленности, иногда наказывают, но безуспешно, пото­му что дело не в ленности и равнодушии, а в слабости и истощаемости центральной нервной системы. Даже легкое умственное напряжение • вызывает переутомление нервных клеток и детям становятся недоступными премудрости школь­ного материала.

Впрочем, и у чрезмерно подвижных детей поведение так­же обусловлено слабостью центральной нервной системы, только у них страдают в первую очередь процессы тормо­жения, тогда как у инертных детей ослаблены процессы возбуждения.

Во всех случаях неуспевающие ученики должны быть тщательно обследованы как в педагогическом, так и в ме­дицинском плане.

Прежде чем перейти к описанию школьных неврозов, приведем р. ассказ, в основу которого положена действитель­ная история болезни из практики одной детской клиники Москвы. Некоторым читателям данный пример может по­казаться нетипичным. Но это не совсем так. Хотя внешнее оформление подобной невротической реакции на самом деле встречается не. так уж часто, однако механизм ее развития выражен здесь наиболее ярко. Кроме того, в этом случае, как в фокусе, собрались многие типичные ошибки воспита­ния, приводящие и неврозам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...