Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ночной звонок




 

В два часа ночи в квартире профессора задребезжал те­лефон. Профессор только что закончил работу над статьей, стал засыпать и вот звонок, потом второй, третий... «Может, что в клинике случилось», — подумал профессор и поднял трубку.

Междугородний, — услышал он. По телефону назвали один из среднеазиатских городов. «Но у меня там никого нет из знакомых, может ошибка какая».

Товарищ профессор, — послышалось в трубке, —с ва­ми говорит Нариманова.

 

Я вас не знаю.

Как не знаете? Я мама Фатика!

Никакого Фатика профессор не помнил, но ему не хо­телось терять время на излишние объяснения.

Что вам угодно?

Фатик опять не мочится... Что делать?

Я-то чем вам могу помочь?

Вы возьмете его в клинику опять? •

Приезжайте, посмотрим...

Вы его, правда, возьмете?

Что-то наигранное было в голосе собеседницы. Слыша­лась какая-то возня у телефона, словно кто-то отбирал труб­ку.

—   Возьмем, возьмем, — сказал профессор нетерпеливо, желая только одного: побыстрее закончить этот разговор.

В трубке послышались короткие гудки. Слава богу!

«Нариманов... Нариманов... Кто же это такой? — профес­сор напряг память, — да это же Фаттых, Фаттых Нариманов из третьего отделения...

В одну из крупнейших детских клиник Москвы был вы­зван на консультацию врач-психиатр.

Очень сложный случай, — сказали профессору по теле­фону, — органическое поражение спинного мозга инфекцион­ного генеза. Мы ничего не можем сделать.

На консультацию поехал один из ассистентов. В кли­нике ему представили мальчика, К) лет, у которого в тече­ние года отсутствовал акт мочеиспускания — мальчик не мог самостоятельно мочиться.

Заболевание началось остро после гриппа. Мать мальчи­ка, главный хирург одного из среднеазиатских городов, при­меняла все, какие знала средства.

Все ведущие врачи-специалисты города осмотрели маль­чика, но никто не мог помочь. И мать привезла его в Москву.

В московской клинике Фаттыха подвергли тщательному обследованию, его проконсультировали специалисты, иссле­довали мочу, кровь, спинномозговую жидкость, сняли элек­троэнцефалограмму, назначили новейшие лекарственные пре­параты. А мальчик по-прежнему был болен.

Один из консультантов, просматривая историю болезни, как бы вскользь заметил лечащему врачу:

—   Ну, что ж, все специалисты, кроме, пожалуй, психи­атров, его посмотрели. Вы его покажите па всякий случай и психиатрам, может, - они что-нибудь найдут. Всякое, знаете ли, бывает...

А для вызова психиатра имелись все основания. Мальчик был крайне невыдержанным, капризным, поступив в клини­ку, потребовал для себя отдельную палату, ни с кем из де­тей в контакт 'не вступал, держался с ними высокомерно, требовал, чтобы мать неотлучно находилась при нем, бук­вально загонял ее своими порою почти невыполнимыми тре­бованиями, катеризацию позволял производить только ей, никого из медицинского персонала к себе не подпускал. Од­нажды когда медсестра готовилась взять у него на анализ кровь из вены, выбил негой шприц из ее рук. При малей­шем отказе в выполнении своих желаний закатывал исте­рику, кричал:

—   Все равно я скоро умру!.. Может, это мое последнее желание...

Когда врач-психиатр приехал в клинику, его встретила взволнованная, отчаявшаяся мать.

—   Мой сын, по-видимому, безнадежен, — сказала она врачу, — и он все это понимает. Вы представляете, какое у него тяжелое нервное состояние? Конечно, основного заболе­вания вы не излечите, но назначьте ему, пожалуйста, что-нибудь успокаивающее, чтобы он хоть меньше переживал. Любое новейшее средство... Я все достану.

И она крайне удивилась, когда врач сказал ей о необ­ходимости перевода мальчика в психиатрическую больницу.

—   Если вы считаете, что поможете ему, я и на это со-, гласна, — в полном отчаянии заявила она.

Самое трудное оказалось уговорить Фаттыха поехать в психиатрическую клинику.

Два часа продолжалось уговаривание. Наконец, упрямый маленький пациент согласился поехать, но при одном усло­вии: вначале па такси его должны довезти до ближайшей станции метро, он покатается на метро, а потом уже поедет к академику.

Когда Фаттых вошел в отделение и за ним захлопну­лась дверь, ему объявили, что профессор уже уехал, что он посмотрит его завтра, а пока нужно побыть в больнице. И тут мальчик понял, что его обманули. Раздался душераз­дирающий крик, Фаттых бросился к запертой двери, стал барабанить кулаками.

—   Мама... Мамочка.., — кричал он, — не бросай меня... — Я здесь умру... Спаси меня!

Бушевал он не больше десяти минут, потом сник, у него подкосились колени, он упал навзничь и... обмочился. Ему сделали успокаивающий укол, уложили в постель. Вечером мальчик самостоятельно сходил в туалет.

На следующий день Фаттыха показали профессору.

Я буду сам ходить в туалет, — заявил Фаттых, — толь­ко отпустите меня.

Нет, мы тебя еще пообследуем, полечим, а потом и выпишем.

—   Тогда я снова не буду ходить в туалет.

—   Ну, это твое дело. У нас есть специальные уколы... Правда, они немного болезненные, но помогают безотказ­но.

Сказано это было таким спокойным и уверенным тоном, что мальчик сразу же притих, испуганно посмотрел на про­фессора, а тот сделал знак рукой: мол, консультация окон­чена и погрузился в свои бумаги. И Фаттых не выдержал.

 

По щекам его покатились слезы, он бросился к профессору.

Дяденька, профессор!.. Простите меня! Я буду слу­шаться вас. Только отпустите меня.

Ну, вот, другой разговор. Давай лечиться. Только пре­дупреждаю: в течение недели никаких свиданий с мамой, никаких передач. Все это разрешим только в том случае, если будешь себя хорошо вести и если здоровье у тебя пой­дет на поправку.

С этого дня болезнь Фаттыха, как рукой, сняло.

В чем же причина столь «тяжкого» заболевания, столь длительного его течения и столь «быстрого» выздоровления? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться с ус­ловиями жизни мальчика в семье.

У матери Фаттыха длительное время не наступало бере­менности, она много раз лечилась по поводу бесплодия, ез­дила в специальные санатории. Когда сын родился, он сразу же стал кумиром в семье. Ребенку ни в чем не отказывали, выполняли любое его желание.

До школы малыш почти ни с кем из сверстников не об­щался. Наримановы жили в частном доме с большим при­усадебным участком. Фаттых рано научился читать и к семи годам прочитал немало книжек, играл с мамой или бабуш­кой в саду, в играх любил выходить победителем, мама" и бабушка уступали ему.

Учиться пошел неохотно, с трудом приспособился к школьной обстановке, в школу и из школы его водила за руку бабушка. Учился он' хорошо, учительница его считала очень способным, но в классе Фаттых держался особняком, ми с кем не подружился, в коллективных играх не участво­вал, так как был неуклюж, неповоротлив, ребята его и не звали. Во время перемены Фаттых стоял обычно в сторонке, ждал звонка, чтобы снова пойти в класс. Ребята дразнили его, смеялись над ним, обижали, однажды даже побили за то, что никому не дал списать контрольную. Посещение шко­лы стало для Фаттыха пыткой. Одноклассников он презирал, считал их «дураками», но боялся. И когда у него однажды вдруг повысилась температура, он даже обрадовался: не надо идти в школу. В это время у Наримановых гостил род­ственник, который болел гипертрофией предстательной же­лезы. Болезнь эта связана с затруднением мочеиспускания. Фаттых слышал разговоры взрослых об этой болезни, о ее проявлениях.

Как-то (мальчик еще после гриппа не ходил в школу) Фаттых почувствовал, что не может помочиться. «Значит, я заболел, как дяденька», — испугался он. Родители крайне переполошились, когда сын сказал им, что заболел «дядень-киной болезнью», уложили в постель, дали успокоительную микстуру. ,

Надо сказать, что хотя болезнь причиняла мальчику зна­чительные неудобства: ведь мочу у него выводили катетером, зато давала и большие преимущества: во-первых, не надо было ходить в ненавистную школу, а, во-вторых, мальчик вновь стал занимать привилегированное положение в семье, стал как прежде центром внимания, тяжелобольным, которо­му «все позволено».

Нет, Фаттых не притворялся, он действительно заболел.

Когда его обманным путем поместили в психиатри­ческую больницу, и он понял это, произошла своего рода «нервная сшибка», он возбудился и на высоте возбуждения «сдали» нервные тормоза, мышечные сфинктеры мочевого пузыря расслабились и мальчик обмочился.

С поступлением в психиатрическую больницу все его при­вилегии отпали сами собой. В результате поведение его нор­мализовалось, он стал общительнее, начал принимать уча­стие в коллективных играх, хотя по-прежнему свысока по­глядывал на сверстников.

Когда Фаттых выписывался, врач спросил его:

—   Кем ты хочешь стать?

—   Директором завода, — моментально ответил мальчик и немного подумав, добавил, — или, по крайней мере, арти­стом.

—   В разговор тут же вмешалась мать:

—   Да, да, он такой способный... Мы все устроим. Только бы не болел.

 

Все это вспомнилось профессору после неожиданного ноч­ного звонка. Он уже начал засыпать, как вновь зазвонил те­лефон. Профессор схватил трубку и услышал знакомый го­лос Наримановой:

— Товарищ профессор, не надо класть Фатика в больни­цу, у нас все хорошо, слышите, все хорошо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...