Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школьные нервозы




 

Невроз у Фаттыха развился по истерическому механизму условной желательности. Об этом механизме мы подробно говорили в предыдущей главе.

Истерические реакции могут быть и другого характера: у некоторых детей «отнимаются» ноги, у других — перед ухо­дом в школу развивается неукротимая рвота, у третьих— непрекращающийся кашель. Бывают случаи мнимой слепо­ты и глухоты. Мы наблюдали одного мальчика, у которого по утрам, перед школой резко повышалась температура вплоть до 38°, причем через несколько часов она резко па­дала и становилась нормальной. И что самое удивительное— в воскресные дни никакого повышения температуры не от­мечалось. Родители обошли с мальчиком всех специалистов, которые признали его абсолютно здоровым. У мальчика, так же как и у Фаттыха, был невроз.

Данную группу неврозов принято называть школьными. Механизм их развития, как мы уже говорили, истерический. Подвержены этим неврозам, как правило, избалованные, ка­призные дети, которых школа лишает всех тех привилегий и преимуществ, которыми они пользовались дома. У таких де­тей в результате неправильного воспитания, как выражаются психологи, искусственно завышен «уровень притязаний». За­хваленные родителями они долго не могут приспособиться к заурядному положению в ребячьем коллективе.

Очень трудно освоиться со школьным укладом н тем де­тям, которых родители держали, как говорится, в ежовых ру­кавицах, строго наказывали за малейший проступок. Такие дети робки, пугливы, безынициативны. Они не могут постоять за себя, и в детском коллективе нередко превращаются в объекты насмешек и шуток. У них отбирают тетради, прячут портфели, щипают, толкают, дают обидные клички. Все это, без сомнения, травмирует и без того ослабленную психику, приводит к неврозам.

Школьные неврозы могут возникать и в результате дру­гих ошибок или неблагоприятных обстоятельств. У одной нашей пациентки перед каждой контрольной работой разви­валась неукротимая рвота. Невроз возник по механизму па­тологически упрочившейся условной связи. Перед одной из контрольных утром у девочки наблюдалась рвота, которая крайне перепугала мать. Был вызван врач, девочка уложена в постель, она пропустила занятия, пропустила трудную контрольную. В дальнейшем рвота стала наблюдаться перед каждой контрольной, и даже тогда, когда девочка была уверена в своих силах.

У другой нашей пациентки пропал голос после одного из школьных вечеров, где сна пела. Девочка была некрасива, косоглаза с множеством веснушек на лице. Но она облада­ла удивительно красивым и звонким голосом, у нее был 'исключительный музыкальный слух. Во время исполнения песни кто-то из мальчишек небрежно заметил: «Смотрите, косая, а как поет! ». Девочка услышала это замечание, убе­жала со сцены, долго безутешно плакала. В результате у нее «пропал» голос. После длительного лечения речь восстано­вилась, но петь девочка с тех пор категорически отказыва­лась.

В раннем школьном возрасте в результате переутомления может развиться и такой сугубо «взрослый» невроз — невра­стения. На прием к врачу привели девочку, третьеклассни­цу. Она жаловалась на вялость, слабость, сильные головные боли, отсутствие аппетита, а главное, бессонницу. Девятилет­няя девочка не могла спать без снотворных, по и такой ле­карственный сон не приносил чувства отдыха, утром опять беспокоили головные боли: словно обручем стягивало голо­ву. Наша маленькая пациентка стала плаксивой, раздражи­тельной, нетерпеливой, похудела, побледнела, стала плохо учиться. Если раньше она схватывала все на лету, то теперь ей нужно было несколько раз прочесть заданный на дом урок, чтобы хоть немного что-то понять.

«Читаю, — жаловалась она, — и вдруг замечаю, что нг помню, не знаю, не понимаю, что читаю». Девочка с перво­го класса была круглой отличницей, гордилась этим. Кроме этого, она занималась в музыкальной школе, опять-таки на отлично, посещала кружок иностранных языков, так как ро­дители собирались отдать ее в специальную школу. У де­вочки буквально не было свободного времени, а если и вы­давался свободный час, то она его проводила у телевизора. Такая интенсивная умственная нагрузка оказалась для де­вочки непосильной.

Неврастения может возникнуть также в результате вре­менного ослабления центральной нервной системы, наступив­шего после инфекционной болезни—кори, скарлатины, грип­па или после черепно-мозговой травмы (сотрясения мозга).

В раннем школьном возрасте у детей со слабым типом высшей нервной деятельности — мнительных, внушаемых, впечатлительных могут развиваться и так называемые ипо­хондрические жалобы. Дети начинают жаловаться на боли в сердце, на «печень», на «почки» или вдруг заявляют, что у них столбняк. Такие неврозы обычно являются следствием частых разговоров взрослых о различных страшных болез­нях. Помните, как возникла «дядюшкина» болезнь у Фатты­ха Нариманова («Ночной звонок»).

Приучая детей к опрятности и чистоте, некоторые родите­ли чрезмерно запугивают их инфекционными заболеваниями. Бывает, что в присутствии заболевшего ребенка родители ве­дут разговоры о возможных осложнениях. Подобные запу­гивания и разговоры об осложнениях также иногда являют­ся причиной ипохондрических неврозов.

Выше мы говорили о специфических неврозах, характер­ных для школьников. Однако в раннем школьном возрасте могут возникать и такие неврозы, как тики, ночной энурез, ночные страхи, заикание. Причиной их может послужить как испуг, так и неблагоприятная ситуация в семье. Еще не сни­мается в этом возрасте «проблема второго ребенка». Неврозы у младших школьников могут возникать как реакция протеста на повторный брак, на появление в семье мачехи или отца.

Невротические реакции могут иногда возникать и в ре­зультате чисто педагогических ошибок. Одного из наших па­циентов, мальчика со слабым типом высшей нервной дея­тельности, учительница назначила старостой класса только потому, что он был отличником. По складу характера этот мальчик никак не мог быть заводилой, вожаком ребят. Дети его не слушались, не выполняли его поручений, а однажды даже сорвали классное собрание, разбежались по домам, а всю ответственность дружно взвалили на него. Дело усу­гублялось еще тем, что среди ребят уже самостоятельно вы­явился вожак, которого учительница уязвила своим выбором. И он иногда нарочно делал так, чтобы у старосты ничего не получалось. В результате наш пациент стал хуже учиться, у него расстроился сон, появились ночные страхи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...