272 "■ Централизованные государственные и территориальные финансы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Объясните понятие «государственным кредит»? 2. С какой целью государство заимствует средства и предоставляет кредиты? 3. Дайте классификацию государственных ценных бумаг. 4. Как осуществляется управление государственным кредитом? 5. Как осуществляется бюджетное кредитование? 6. Могут ли субъекты РФ заимствовать средства и в каких формах? 7. Как субъекты РФ участвуют в кредитных отношениях? 8. Как регулируется заемная деятельность субъектов РФ?
272 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы Полученные средства были вложены в инвестиционные проекты, признанные приоритетными для данных субъектов. Так, Нижний Новгород осуществил финансирование производства автобусов марки «ПАЗ», автомобилей «Соболь», восьмиместных гражданских самолетов «Гжель», строительства мясокомбината. В связи со значительным увеличением курса доллара по отношению к рублю субъекты РФ — заемщики испытывали сложности с погашением своих долговых обязательств. Несмотря на это Москва и Санкт-Петербург своевременно и в полном объеме осуществляли платежи. Только Нижегородская область допустила просрочку, она впервые не выполнила своих обязательств в октябре 1999 г. По состоянию на 1 января 2006 г. внешние долги субъектов РФ составляют около 1 млрд долл. При этом ценные бумаги в иностранной валюте отсутствуют, а задолженность складывается за счет полученных банковских кредитов. Субъекты Федерации как кредиторы Субъекты РФ, как и сама РФ, имеют право предоставлять бюджетные кредиты и государственные гарантии и на практике этим правом пользуются. Законы о бюджетах большинства субъектов РФ обычно предусматривают предоставление кредитов предприятиям, находящимся на их территориях, а также муниципальным образованиям.
Например, законом Воронежской области об областном бюджете на 2005 г. № 93-ОЗ предусмотрено предоставление бюджетных кредитов: • предприятиям и организациям, осуществляющим реализацию высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе в рамках «Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002—2006 годы»; • сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК всех форм собственности на сезонное кредитование для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, горючесмазочных материалов, минеральных удобрений, средств зашиты растений и других материальных ресурсов; • предприятиям и организациям, осуществляющим выполнение областного заказа; • предприятиям, осуществляющим оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям области в приобретении нефтепродуктов на проведение весенне-полевых и уборочных работ. Плата за пользование бюджетными кредитами законом о бюджете Воронежской области на 2005 г. установлена в размере одной 7. Государственный кредит 273 четвертое ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день заключенная договора о предоставлении бюджетного кредита. Законнюм г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2005 г. » № 85 от 15 декабря 2004 г. (ст. 32) признано целесообразным дальнейшее гшрименение практики бюджетного кредитования в 2005 г. для покрлытия расходов на поддержку промышленности, осуществления инпвестиционной деятельности, поддержку и развитие малого предпринимательства, поддержку туризма, продовольственное обеспечение города, участие города Москвы в формировании фонда инвестиц;.. ионного развития регионов Центрального федерального округа Рсф, а также при расходовании средств экологического фонда и фощщов развития территорий г. Москвы.
Закона о бюджете г. Москвы на 2005 г. определяет лимиты пре-доставлеь-гшя бюджетных кредитов в части сроков возврата, выходящих за пщределы 2005 г., по следующим направлениям расходов: • паюддержка и развитие малого предпринимательства в объеме 35 млн руб.; • паюддержка промышленности — до 2465 млн руб.; • осуществление инвестиционной деятельности — до 2000 млн • паюддержка туризма — до 43 млн руб. Процентная ставка по бюджетным кредитам установлена на уровне не ниже одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ. КОНПНРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Объясните понятие «государственным кредит»? 2. С какой целью государство заимствует средства и предоставляет кщредиты? 3. Д;;; айте классификацию государственных ценных бумаг. 4. К.,; ак осуществляется управление государственным кредитом? 5. К.,; ак осуществляется бюджетное кредитование? 6. МШогут ли субъекты РФ заимствовать средства и в каких фор-магах? 7. К. аак субъекты РФ участвуют в кредитных отношениях? 8. К.,; ак регулируется заемная деятельность субъектов РФ?
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 10. 1. Территориальные финансы: сущность и состав В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от 342 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования — расширяется. Величина территориальных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др. С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др. ).
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации). Основной составной частью территориальных финансов являются региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|