Объект и предмет педагогики
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Становление и развитие педагогики Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в: обобщении знаний о воспитании, в создании специальных учебных воспитательных учреждений. В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения. В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах. Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево – маслиновые рощи. В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуллиан (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты. В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я. А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.). Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений. Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.). Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся. Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании” 1848 г. В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим следам он пишет лучшую свою статью “О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология” 1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;
- учение о целях, принципах, сущности воспитания, - о руководящей роли школы, учителя, - о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций, - пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности, - концепция развивающего обучения, - трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.
В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи (1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) -вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования. Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности. Понятие педагогики Название «педагогика» происходит от греческого слова «пайдагогос». «Пайд» переводится как «дитя», «гогос» как «веду». Таким образом, педагогика в дословном переводе этого термина означает «детоводство», а «педагог» — «детовод», «ведущий детей». (В Древней Греции педагогами назывались рабы, сопровождающие (ведущие) детей своего господина в школу. Позднее педагогами стали называть людей, занимающихся обучением и воспитанием детей.) Сегодня термином «педагогика» принято обозначать две области специфической человеческой деятельности, направленной на социальное воспроизводство поколений людей, образование человека: q педагогическая наука; q педагогическая практика (хотя более точно обозначает педагогическую практику термин «педагогия»).
Педагогика как наука. Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности (Философский энциклопедический словарь, стр. 393). Наука есть система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний (Толковый словарь русского языка, стр. 407). Педагогика как наука является исследовательской деятельностью человека по выработке и теоретическому обоснованию объективных знаний о педагогической действительности. Педагогическая действительность составляет часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность человека. Слагаемыми педагогической действительности являются обучение и воспитание, педагогическое взаимодействие, педагогические средства и условия, содержание педагогического процесса, педагогические методы и т. д.
Педагогика как наука представляет собой отдельную отрасль знаний о педагогическом процессе и слагаемых педагогической действительности. Педагогика как практика. Практика предполагает материальную деятельность человека по освоению и преобразованию окружающей деятельности, деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт. Педагогика как практика есть реальное взаимодействие участников педагогического процесса в целях их развития, это деятельность педагога и учащихся по созданию условий своего оптимального развития, это опыт воспитания и обучения, опыт педагогического взаимодействия. Объект и предмет педагогики Объект – это область, сфера действительности, которую исследует та или иная наука. Объектом педагогики выступает процесс становления и развития личности, то есть те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название «образования». Образование и есть та область окружающей действительности, которую изучает педагогика. Предмет педагогики – педагогический процесс как фактор (ведущее условие) развития личности. Цель и задачи педагогики Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики. Данная цель может быть конкретизирована следующими задачами: q разработка теоретических основ организации педагогического процесса; q обоснование технологии педагогического процесса; q обоснование оптимальных педагогических условий (условий развития учащихся и педагогов) развития личности; q обоснование системы педагогических средств; q разработка теоретических основ управления педагогическим процессом; q обоснование содержания и структуры профессиональной педагогической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|