Исследование фонематического восприятия
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Введение Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки. Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4—5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.
По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция. Развитый фонематический слух — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий — назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка — камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука. Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон — н-о-с.
Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов. Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий. Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь. Диагностика фонематических процессов
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. В ее задачи входят: − определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми; − выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений; − оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений. Диагностические критерии, показатели, инструментарий Исследование фонематического восприятия Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз: - дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных па — ба; са — за; то — до; - дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г; - дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса; - деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку). Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза. У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|