Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов
А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной. Если ребенок дефектно произнесет звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Оценка: 5 баллов — все задания точно воспроизводятся; 4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения; 3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно; 2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары; 1 балл — задания не выполняются. Дифференциация звуков в произношении слов А. Инструкция: повтори пары слов.
Б. Инструкция: повтори за мной предложение.
Оценка: 5 баллов — все задания выполняются верно; 4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном); 3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок; 2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно; 1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай. Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Б. Инструкция: повтори за мной предложения. — Шла Саша по шоссе и сосала сушку. — Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. — Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка: 5 баллов — все задания выполняются верно; 4 балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; 1 балл — задания не выполняются. t Звуковой анализ слов Задания: 1) выделить первый и последний звуки в словах: аист — ослик — угол; 2) назвать все звуки в слове по порядку: рыба — мухи — котик — жабы; 3) определить количество слогов в слове: дом — рука — метро — кенгуру; 4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах: 2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка; 5) добавить звук в словах: вор — двор; вол — волк; елка — телка; 6) заменить звук в словах: сок — сук — лук; лиса — липа — лупа.
Оценка: 5 баллов — правильно выполняются все задания; 4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно; 3 балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки; 2 балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется; 1 балл — задания не выполняются.
Звуковой синтез
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки. Задания: 1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно: р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а; 2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно: к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы; 3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно: н, с, ы — сын; р, г, у, к — круг; шад, ло, ка — лошадка.
Оценка: 5 баллов — правильно выполняются все задания; 4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно; 3 балла — правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда — название звука или слога); 2 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется; 1 балл — задания не выполняются. Слоговая структура слова
Материалом исследования служат предметные картинки.
Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это? Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков: 1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха; 2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица; 3) односложные слова: мак, лес, дом; 4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок; 5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка; 6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш; 7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер; 8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка; 9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик; 10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка, сковородка; 11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей; 12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка; 13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое. Оцениваются: — особенности нарушений слогов структуры слов; — элизии слогов, опускание согласных в стечениях; — парафазии, перестановки при сохранении контура слова; — итерации, персеверации (добавление звуков, слога); — контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). Оценка: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – одна-две ошибки; 3 балла – три-четыре ошибки; 2 балла – пять-шесть ошибок; 1 балл — ошибки почти во всех сериях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|