Дополнительный речевой материал
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 «Подскажи словечко»
Слово спряталось куда-то Слово спряталось и ждет. Пусть найдут меня ребята, Ну-ка! Кто меня найдет?! А. Грачев
У норы добычи ждет, Притаившись, серый... КОТ. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от... КОТА, А теперь и за версту Не приблизится к... КОТУ. Крыса старая — и та, Видя грозного... КОТА, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с... КОТОМ, Там дрожит и в темноте Вспоминает о... КОТЕ.
Долго, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает, Слова не хватает. Чтобы снова стих потек В долгий путь, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко. Е. Серова Задания: 1. Угадай, какое слово стоит в конце строки: мальчики или девочки, а может быть, мальчонки, девчонки! Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только... Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у... Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли... Болтали час без передышки В цветастых платьицах... При всех помериться силенкой, Конечно, любят лишь... Боятся темноты трусишки — Все, как один, они... Шелк, кружева и в кольцах пальчики — Выходят на прогулку...
2. Закончи предложения. Я захотел устроить бал И гостей к себе... \ Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый... Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости не... Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту... Когда же гости подошли, То даже крошек не... Д. Хармс
Затеем-ка игру! — промолвил... (кенгуру). Быстрей сходитесь в круг, — пробормотал... (индюк). Нам вовсе не до игр! — за всех ответил... (тигр). Да и какой в них толк, — добавил серый... (волк). Скорее прочь уйду, — воскликнул попугайчик... (какаду).
А я уж поскакал, — протявкал трус... (шакал). Жаль, поиграть нам не пришлось, Вдруг промычал печально... (лось). Ах! Ах! Оставим эту тему, — Сказал капризно страус... (эму). Сыграем в следующий раз, — всех успокоил... (дикобраз). Нет, ты меня теперь не трожь! Ведь я колюч, — профыркал... (ёж). «Путаница-перепутаница» «Слушай, запоминай, думай» ЦЕЛИ — Развивать слуховое внимание и память. — Контролировать содержание услышанного или прочитанного. Задание. Вот пять рассказов. В каждом — только одна правильная фраза, остальные — путаница-перепутаница. Составь из пяти фраз правильный рассказ. У реки стоит ДОМ. Около ДОМА растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ПАРОХОД. По реке ПТИЦА плывет и гудит: «Плы-ву-у-у!» А на небе ДЕРЕВО сияет и всем улыбается. У ДОМА стоит река. Около ДОМА растет ДЕРЕВО. На ДЕРЕВЕ сидит ПАРОХОД. По реке плывет СОЛНЦЕ и гудит: «Плы-ву-у-у-у!» А на небе сияет ПТИЦА и всем улыбается. У реки стоит СОЛНЦЕ. Около СОЛНЦА растет ДОМ. По реке плывет ДЕРЕВО и гудит: «Плыву-у-у-у!» На ДЕРЕВЕ сидит ПТИЦА. А на небе ПАРОХОД сияет и всем улыбается. У реки стоит ПТИЦА. Около ПТИЦЫ растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке ПАРОХОД плывет и гудит: «Плыву-у-у-у!» А на небе ДОМ сияет и всем улыбается. У реки стоит ПАРОХОД. Около ПАРОХОДА растет ПТИЦА. На ПТИЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке плывет ДОМ и гудит: «Плыву-у-у-у!» А на небе СОЛНЦЕ сияет и всем улыбается. Про Дядю Гогу, который все перепутал Жил художник дядя Гога, Он рассеян был немного. Дали дяде как-то раз Иллюстрировать рассказ. В том рассказе вот что было: Тетя Маша суп варила, Старичок читал газету, Васька-кот стащил котлету, Зуб лечил больному врач, Игроки забили мяч. Дядя Гога взял рассказ, Прочитал пятнадцать раз, Сел и тут же, без заминки, Сразу сделал все картинки. Что в картинках этих было? Тетя Маша гол забила,
Васька-кот читал газету! Старичок стащил котлету, Врач варил с лапшою суп, Игроки лечили зуб. Все придется дяде Гоге Переделывать в итоге. Л. Каминский Объявление На трубе водосточной Объявление читаю: «Продаются очень срочно Два зеленых попугая, Кот породистый (сиамский), Зонт складной, японский (дамский), Стол обеденный, дубовый, Плащ мужской, почти что новый И старинный граммофон. Вот для справок телефон». Чтобы все запомнить прочно, Я иду и повторяю: «Продаются очень срочно Два старинных попугая, Плащ породистый (сиамский), Кот складной, зеленый (дамский), Зонт обеденный, дубовый, Стол мужской, почти что новый И японский граммофон. Вот для справок телефон». Нет, запомнил я неточно! Снова быстро повторяю: «Продаются очень срочно Два японских попугая, Зонт породистый (сиамский), Стол складной, старинный (дамский), Плащ обеденный, дубовый, Кот мужской, почти что новый И зеленый телефон. Вот для справок граммофон». Не выходит как нарочно! Повторяю монотонно: «Продаются очень срочно Два кошачьих телефона, Дуб обеденный (сиамский), Попугай старинный (дамский), Новый стол, почти японский, Зонт зеленый, граммофонский, А внизу для справок плащ...». Перепутал все, хоть плачь. Л. Каминский Задание: восстановить первоначальный текст объявления (по цепочке, индивидуально). К игре «Буква-озорница»
Коллекция забавных ошибок Задание: внимательно послушать стихотворения В. Викторова и найти «виноватые» звуки, которые меняют их смысл.
Возле дома у дорожки Воробьи клевали Брошки. Час клевали, два клевали, Но насытятся едва ли. В слове звук замени И насытятся они.
У вратаря большой «улов»: В его воротах — пять Волов. Когда бы он проворней был, Ни одного б не пропустил.
Обжора, встав едва с кровати, Уже мечтает о Халате. Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, Пушки.
Был доктор на движенья скуп, Схватил щипцы и вырвал Дуб. А я сидел разинув рот, И в страхе думал: «Вдруг не тот!»
В гости спешил человек налегке. Связку бараноВ Держал он в руке.
Пугал крестьян окрестных сёл Паривший в воздухе оСёл.
Поэт придумал строчку, В конце поставил Бочку.
Задание: прослушай фразу и найди слово, которое попало не на свое место.
Лук — на кочке. Мох — на грядке. Грузди — в строчке. Буквы — в кадке. Сук — в бутыли, Сок — на ветке, Птицы — в мыле. Лошадь — в клетке. Испорченная книга Как-то раз изгрызла мышка По краям большую книжку, Половины букв не стало — Вышла чепуха: Было слово МУХА Сделалось — УХА.
Из веселой СКРИПКИ Вышел только СКРИП...
На рыбалку плыли Пять усатых РЫБ...
Вместо злого ВОЛКА Выл из чащи ВОЛ...
Плотник делал ПОЛКУ, Получился ПОЛ…
Вместо праздничной ХЛОПУШКИ ...ПУШКИ начали стрелять, А потом остались... УШКИ — Только чьи? — нельзя понять.
У МАШИНЫ по пути Откусили... ШИНЫ. Не на шутку стал расти Аппетит мышиный. Съела ОСЬМИНОГА С головы до... НОГ, Но отгрызла букву О мышка у ОКОШКА, И мгновенно из него появилась... КОШКА! Мышка начала дрожать, Мышка бросилась бежать. Кошка хитро щурит глазки — Сторожит конец у сказки. «Учимся слушать звуки в словах» Данные упражнения можно использовать, как организационный момент и как отдельное упражнение на формирование фонематического слуха. Задания: 1) прослушать текст; 2) сколько слов с заданным звуком в нем прозвучало? 3) назвать эти слова. Звуки [т], [т'] Тетя-тыква Так толста,
Высится горою. Тетю-тыкву Неспроста Тащат сразу Трое. Звук [у] Утром рано Ульяна Уйдет в огород. Утром рано Ульяна Укропу нарвет. У хозяйки укроп На приправу идет.
Что в кармане — Папа! – сказал Петя. – Отгадай, что у меня в кармане на звук [в]? — Винтик? — Нет. — Веревочка? — Нет. — Ватрушка? — Нет. — Вафли? — Нет. — Вишня? — Нет. — Водопроводный кран? — Нет. — Воробей? — Нет. — Ну тогда я сдаюсь, — сказал папа. — Говори, что у тебя в кармане. — Ничего! — Как ничего?! Ведь ты же сказал — предмет на звук [в]. — На звук [в] — это воздух. Карман пустой. Понятно? — Понятно, — сказал папа. — И очень хорошо, что пустой. Нечего набивать карманы всякими предметами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|