Фонематического восприятия
При обучении 5—6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи (фонемы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны. По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто относятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1). Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности — игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.
В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структура слова» для подготовки детей к новой языковой ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения. Один из центральных принципов методики — достаточно долгий (20—25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему — начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-протяжным чтением звуковой схемы. В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Этот метод имеет два преимущества:
В этот период (период пропедевтики чтения) уместен прием: буква отдает команду: а, о, у, ы, э — читаются твердо; я, ё, ю, е, и — читаются мягко. Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы». Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)
Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка). В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ — охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ — заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов. ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов. В качестве поощрения используются медали — знаток слогов; — знаток слов; — знаток гласных... и т.д.; — знаток согласных. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система — речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.
Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность. Игры со словами: — хвостоглав; — слоги рассыпались; — шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки); — пословицы в стиле «ребус»; — сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта; — собери паз л, прочти слово; — где слог? кому слово?; — отыщи слово, спрятанное в картинках. Чтение в усложненной ситуации: — найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы); — изографы; — деформированные тексты. Кроссворды Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию. Виды кроссвордов: — на заданные звук и букву; — кроссворды-«загадки»; — «времена года»; — кроссворды-«шутки». Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии Найди слева такие же: — букву; — цифру; — сочетание букв; — геометрическую фигуру. Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы. Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию: — поговорим на языках (вороньем, гусином); — загадочный круг; — для кого этот звуковой домик?; — волшебный круг; — веселый поезд; — звуковой тир; — звуковая стройка. Конспекты занятий
Дифференциация звуков [с] — [з], [с'] — [з’] ЦЕЛИ * Развивать фонематический слух. * Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов. * Закреплять навык послогового чтения. * Активизировать словарь по теме «Зима». * Обучать словообразованию. * Развивать память, внимание, абстрактное мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями. Организационный момент Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из далекой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты. Выставляется картинка мальчика и девочки. Звуковая разминка Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК — ЛЕС — СЫР — НОС — ЗОНТ — ЛОСЬ — ЗВУК — СТОЛ — ЗАЛ. Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя: — согласный, звонкий, твердый? — согласный, глухой, мягкий? — согласный, звонкий, мягкий? — согласный, глухой, твердый? Игра «Звуковой тир» 4 стрелы: кра[с]ная, [с']иняя, [з']еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, корзина, синица, капуста, кукуруза. Игра «Буквы заблудились» • Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем. Лишь вошла туда буква-озорница, Очень странные дела начали твориться... • Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!» • Забодал меня котел, на него я очень зол. • Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. • Но зато ему потом на крючок попался дом. • На виду у детворы крысу красят маляры. А. Шибаев Читаем буквы С и 3 Логопед. Как умеют читаться эти буквы? (Твердо — мягко.) Прочитать слоги: са; ся; за; зя; сы; си; зы; зи и др. Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|