Исследование фонематических (фонетических)
Представлений 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет): са — ша; ша — са; са — за; за — са; за — жа; жа — за; ша — жа; са — са — ша; са — ша — са; ша — ша — жа; Жа — ша — жа. На качество выполнения задания влияют два фактора: — состояние кратковременной слуховой памяти; — дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд. При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер. Если у детей фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно. 2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т]. При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа. 3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук. 4. Перечисление слов с заданным звуком: Утром рано Ульяна Уйдет в огород. Утром рано Ульяна Укропу нарвет. У хозяйки укроп На приправу пойдет.
Данное задание психологически более сложное, чем предыдущее, так как оно требует большей степени произвольности и зависит от объема активного словаря ребенка. Исследование фонематического анализа и синтеза При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия выделения звука. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину) 1. Выяснение порядка следования фонем в слове. 2. Установление различительной функции фонем. 3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Объекты фонемного анализа: − Слово как элементарная единица общения. − Структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений. − Артикуляторно-произносительные части слов — слоги. Простой (элементарный) фонематический анализ 1. Выделение звука на фоне слова: — слышится ли звук [м] в слове дом? — слышится ли звук [к] в слове мак? 2. Выделение начального ударного гласного звука: — какой первый звук слышится в слове? А ня — О ля — у тро — ива — э хо. 3. Выделение начального согласного: — с какого звука слово начинается? М ак — р ыба — щ ука — м яч — л апа. 4. Дифференциация звуков по противопоставлениям: рожки — ложки; укол — угол; уточка — удочка; зайка — сайка; шаль — жаль; Лук — люк. Сложный фонематический анализ 1. Определение последовательности звуков в слове.
2. Определение места звука в слове (логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить). 3. Определение количества звуков в слове (слова подбираются из звуков, сохранных в произношении детей). Мак — мука — комок. 4. Определение количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно (дефектно). Сок — коса — шум — шапка — гора. Принцип отбора слов, предлагаемых детям для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [hi], [p], то остальные звуки должны быть простыми. Фонематический синтез 1. Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а]. 2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б]. Исследование слоговой структуры слова
Для исследования состояния слоговой структуры слова используются следующие приемы. 1. Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных (13 серий заданий)*. 2. Повторение (называние многосложных слов со стечением согласных): Простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист. 3. Повторение чистоговорок с многосложными словами: Водопроводчик починил водопровод. Милиционер остановил велосипедиста. Полполдника проболтали. Оцениваются: — особенности нарушений слоговой структуры слов; — элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура); — парафазии (перестановки при сохранении слова); — итерации, персеверации (добавление звуков, слогов); — контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и направить усилия логопеда на их разрешение. Они — часть проектирования, контроля и регулирования процесса формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Диагностические задания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|