Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование фонематических (фонетических)




Представлений

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):

са — ша;

ша — са;

са — за;

за — са;

за — жа;

жа — за;

ша — жа;

са — са — ша;

са — ша — са;

ша — ша — жа;

Жа — ша — жа.

На качество выполнения задания влияют два фактора:

— состояние кратковременной слуховой памяти;

— дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонемати­ческая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

Если у детей фонематические представления, соответству­ющие определенным парам согласных, нечетко дифференци­рованы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить со­стояние навыков фонемного анализа.

3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

4. Перечисление слов с заданным звуком:

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу пойдет.

Данное задание психологически более сложное, чем пре­дыдущее, так как оно требует большей степени произвольно­сти и зависит от объема активного словаря ребенка.

Исследование фонематического анализа и синтеза

При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия выделения зву­ка. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из нача­ла слова; взрывные согласные из конца слова; твердые со­гласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного.

Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)

1. Выяснение порядка следования фонем в слове.

2. Установление различительной функции фонем.

3. Выделение основных фонематических противопоставле­ний, свойственных данному языку.

Объекты фонемного анализа:

− Слово как элементарная единица общения.

− Структурно-морфемные части слов как носители возмож­ных сообщений.

− Артикуляторно-произносительные части слов — слоги.

Простой (элементарный) фонематический анализ

1. Выделение звука на фоне слова:

— слышится ли звук [м] в слове дом?

— слышится ли звук [к] в слове мак?

2. Выделение начального ударного гласного звука:

— какой первый звук слышится в слове?

А ня — О ля — у тро — ива — э хо.

3. Выделение начального согласного:

— с какого звука слово начинается?

М ак — р ыба — щ ука — м яч — л апа.

4. Дифференциация звуков по противопоставлениям:

рожки — ложки;

укол — угол;

уточка — удочка;

зайка — сайка;

шаль — жаль;

Лук — люк.

Сложный фонематический анализ

1. Определение последовательности звуков в слове.

2. Определение места звука в слове (логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен опре­делить).

3. Определение количества звуков в слове (слова подбира­ются из звуков, сохранных в произношении детей).

Мак — мука — комок.

4. Определение количества звуков в словах, которые ребе­нок произносит неправильно (дефектно).

Сок — коса — шум — шапка — гора.

Принцип отбора слов, предлагаемых детям для количе­ственного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [hi], [p], то осталь­ные звуки должны быть простыми.

Фонематический синтез

1. Составление слова из звуков, данных в правильной по­следовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].

2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной по­следовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].

Исследование слоговой структуры слова

 

Для исследования состояния слоговой структуры слова ис­пользуются следующие приемы.

1. Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открыты­ми и закрытыми слогами и со стечением согласных (13 серий заданий)*.

2. Повторение (называние многосложных слов со стечени­ем согласных):

Простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист.

3. Повторение чистоговорок с многосложными словами:

Водопроводчик починил водопровод.

Милиционер остановил велосипедиста.

Полполдника проболтали.

Оцениваются:

— особенности нарушений слоговой структуры слов;

— элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

— парафазии (перестановки при сохранении слова);

— итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

— контаминации (часть одного слова соединяется с час­тью другого).

Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и на­править усилия логопеда на их разрешение. Они — часть проектирования, контроля и регулирования процесса форми­рования фонематического восприятия у детей старшего до­школьного возраста с ОНР.

Диагностические задания

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...